NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Файловая система

Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Яшина Евгения Владимировна
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 4 А
Дата: 12/20/2012
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока: Познакомить ребят с понятиями "файл", "файловая система", "полный путь к файлу". Закрепить навыки файловых операций
Тема урока Файловая система
Вид урока
Организационная форма Мультимедиа-урок
Используемые технологии Игровые, ИКТ, технологии активного и разноуровневого обучения, здоровьесберегающие.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие Развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, творчества
Группы формируемых компетенций Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Формы работы, приемы, методы − подводящий диалог;
− поисково-исследовательский прием;
− наглядно-иллюстративный метод
− интерактивный тренажер "Манипуляции с файлами"
Основные понятия Внутренние и внешние усройства ПК; файл, имя файла, расширение; файловая система; полный путь к файлу; операции с файлами и папками
Задачи занятия Образовательные (предметные): Совершенствовать навыки манипулирования с файлами
Совершенствовать знания о внутренних и внешних устройствах ПК
Развивать умение формировать полное имя и путь к файлу
Развивающие (метапредметные): Регулятивные: Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные: Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Работать над использованием знаково-символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Продолжать работать над формированием умений самостоятельно ориентироваться в каталогах ОС Windows.
Коммуникативные: Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные): Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться в сложных ситуациях.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Межпредметные связи Математика, окружающий мир, английский язык
Ресурсы: Учебник «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», рабочие ПК с установленными интерактивными тренажерами "Файлы и папки", интерактивная доска
-основные
-дополнительные Презентация к уроку
Этапы урока Цели этапа Деятельность учителя Методы и приёмы работы Формы работы Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Высказывает добрые пожелания детям, создаёт положительный настрой:
Словесный Ф Приветствуют гостей, учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку. Регулятивные УУД: Умение организовывать своё рабочее место.
— Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас! Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: Воспринимать одноклассников как членов своей команды.
2.Актуализация знаний Подготовка к восприятию новых знаний. Организует повторение, Проверка знаний о внутренних и внешних усройствах компьютера:
Ф
Познавательные УУД: умение осознанно строить своё высказывание
— С основными устройствами компьютера вы уже знакомы. Давайте повторим.Ответьте, пожалуйста на вопросы: (Слайд 2) Подводящий диалог Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли точно
1). Что это за устройства? Каким общим словом их можно назвать? Наглядно-словесный Дискета, флешка, лазерный диск, магнитный диск. Это внешние устойства для хранения информации. Все они энергонезависимые Регулятивные УУД: выбирать действие с соответствующей поставленной задачей и условиями её реализации.
2). Для чего они нужны?
3). Какое главное свойство объединяет эти носители?
4). Кто-нибудь из вас знает, какой объем информации они могут на себе хранить?
— А теперь задание посложнее: (Слайд 3) Подводящий диалог
Познавательные УУД: Развитие логического мышления
1). Назовите устройства, изображенные на слайде Наглядно-словесный Микропроцессор, оперативная память - внутренние устройства, энергозависимые. Жесткий диск - энергонезависимый
2). Каким общим свойством они обладают? -сравнение;
3). Оперативная память и жесткий диск оба служат для хранения информации, но в чем их разница? -анализ объектов с целью выделения признаков;
4). Какого вида информация хранится на всех выше перечисленных носителях? Программы, документы, фотографии, фильмы и т.д. Коммуникативные УУД: участие в обсуждениях
— Молодцы!

3. Открытие нового знания и формулирование темы урока Формулирование темы и постановка задач урока — Итак, ребята, мы поговорили с вами об информации, даных и программах. На всех выше вами перечисленных устройствах информация храниться в виде отдельных файлов. Проблемный диалог Ф Пытаются ответить на вопрос педагога и сформулировать определение файла, приводят примеры Коммуникативные УУД: участие в обсуждениях, умение выражать свои мысли точно
— А что такое файл?
Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти (Слайд 4) Наглядно-словесный
— На этом уроке мы и поговорим с вами, ребята, о файлах, файловой системе и особое внимание уделим вопросу о том, как правильно файлы называть и какие операции с ними можно проделать. Создание проблемной ситуации
4. Решение учебной задачи Сформировать у учащихся новые ЗУН: представление об имени файла, расширении. — Имя файла состоит из двух частей: непосредственного названия, которое файлу даёт пользователь (Слайд 5) Наглядно-словесный. Беседа. Метод устного контроля. Ф Слушают учителя Коммуникативные УУД: контроль оценки и действий партнёра;
— В имени файла мы можем использовать почти все символы русского и английского алфавитов. Но есть исключения. Посмотрите на них, пожалуйста, внимательно, ребята. (Слайд 5) Перечисляют знаки, недопустимые в имени файла умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
— Вторая часть - расширение показывает, какого типа информация в нем содержится, тип файла. По расширению мы можем определить, текст это или рисунок, а может быть это программа. Расширение файлу компьютер даёт автоматически, его "приклеивает" программа, с помощью которой файл создан. Давайте посмотрим некоторые примеры расширений, для этого мне нужен помощник. (Слайд 6) Один из учеников выходит к интерактивной доске и пером открывает ячейки таблицы, в которых приведены примеры расширений файлов. Остальные приводят свои примеры, не представленные на экране. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение.
5. Первичное закрепление Выявить степень понимания нового материала. — Попробуем проверить, насколько внимательны вы были, выполним задание.
Индивидуальная
Регулятивные УУД: выбирать действие с соответствующей поставленной задачей и условиями её реализации
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД Вычеркните из предложенного на экране списка те файлы, имена которых составлены неправильно(Слайд 7): Текст*.doc
Lin?exe
kyky.bmp
A.b.txt
Компьютер.doc
.gif
Работа/x.ppt
Весна.gif
Создание проблемной ситуации Работают у доски по очереди Познавательные УУД: составлять, понимать алгоритмы. Развитие логического мышления: анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение; построение цепи рассуждения; доказательство; постановка и решение проблем
6. Физкультминутка Смена вида деятельности. Сохранение здоровья учащихся — Молодцы! Вы замечательно поработали, и пришла пора немножко отдохнуть. Давайте поднимемся из-за парт. Подяли руки вверх, потянулись, посмотрели на кончики пальцев рук. А теперь закроем глазки и немного помечтаем. О чем можно мечтать в морозный зимний день? Конечно же о лете: представьте себя на летнем лугу, греет солнышко, под ногами цветы. Ой, а кого это мы увидели в траве? Бабочку! Проследим взглядом за её замысловатым полетом (Слайд 8) Здоровьесбережение Групповая Выполняют упражения Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении.
7. Решение учебной задачи Смена вида деятельности. — Отдохнули? Садитесь и продолжим!
Ф

Сформировать у учащихся новые ЗУН: файловая система, полный путь к файлу, операции с файлами и папками — Все эти файлы в огромном количестве хранятся на внешних носителях А знаете ли вы, ребята, как организовано их хранение? Создание проблемной ситуации Отвечают: — В папках Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог
— Порядок хранения файлов на любом диске определяется установленной файловой системой. (Слайд 10) Проблемный диалог. Беседа.
— Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов Коммуникативные УУД: Находить и выбирать способ решения; умение выражать свои мысли точно; участвовать в обсуждениях
— Самая главная, верхняя папка называется корневой. Как вы думаете, почему? Пытаются ответить, высказывая различные предположения
— Посмотрите на соседний рисунок: Если деревце перевернуть, то корень окажется сверху, а ветки дерева напоминают ветвления с папками
— Корневой папкой в ОС Windows является Рабочий стол. В неё обязательно входят папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение и др. В них также имеются вложенные папки и т.д. (Слайд 11) Приводят примеры собственных папок на школьных и домашних компьютерах. Познавательные УУД: умение осознанно строить своё высказывание; развитие логического мышления; анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение
— И как же не запутаться в этом многообразии? Очень просто: указав полный путь к файлу. Каждый из вас знает свой домашний адрес, так и у всех файлов есть свои адреса: F:\Фото\Монитор.jpg (Слайд12)
Называют свои адреса в качестве примеров
8. Закрепление Выявить степень понимания нового материала. — Всем понятно? Тогда очередное задание. По рисунку на экране:(Слайд13) Создание проблемной ситуации Ф По очереди выходят к доске и выполняют задания. Одноклассники контролируют правильность выполнения задаий Регулятивные УУД: правильно оценивать работу соседа
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД 1. Назовите корневой каталог Индивидуальная
2. Укажите количество папок и файлов
3. Запишите путь к файлу
монитор.jpg
Коммуникативные УУД: Находить и выбирать способ решения
— Молодцы!
― А какие операции мы можем производить с файлами и папками? (Слайд 14) Подводящий диалог Ф Отвечают: ―Копирование, перемещение, удаление, переименование
9. Самостоятельная работа Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД ―Опробуем на практике эти действия? Пересаживаемся за свои компьютеры. Заходим в папку Мои документы, затем в папку 4 класс и запускаем тренажер "Файлы и папки". Надеваем наушники, внимательно слушаем задания и выполняем их. Деятельност-ный метод Индивидуальная Самостоятельно выполняют работу по копированию, перемещению, переименованю файлов и папок. Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно
10. Рефлексия Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса ―Молодцы, ребята, вы все отлично справились с заданием! Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.(Слайд 15) Соотношение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степень их соответствия и определение дальнейших целей деятельности Ф
Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Что я могу сказать о сегодняшнем занятии: Отвечают на вопросы, оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели
− сегодня я узнал... Регулятивные УУД: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности
− было интересно...
− меня удивило...
− урок дал мне для жизни…
− мне захотелось…
Большое спасибо вам, ребята. Урок окончен, до свидания!
Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении

страница 1


скачать

Другие похожие работы: