NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Федеральное агентство по образованию брянский государственный университет имени академика и. Г. Петровского


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА


АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по дисциплине
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
блока ГСЭ.Р.
для специальности 032900 – Русский язык и литература
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

от «_3_» __апреля__2009_г., протокол № 18 (148)

Зав.кафедрой _____________ /________________ /

Подпись, дата А.Л. Голованевский

Начальник УМУ _________________ А.Н. Прядехо

Подпись, дата
БРЯНСК 2009 г.

Введение


АПИМ по дисциплине «Русский язык и культура речи» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования в процедурах самообследования и аттестации вуза с целью оценки уровня филологической подготовки студентов, завершивших изучение курса русского языка и культуры речи.

Уровень сложности заданий и их содержание полностью соответствует требованиям ООП по русскому языку и культуре речи для специальности 032900 – Русский язык и литература.

АПИМ разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Трошиной Н.В.; утвержден на заседании кафедры от «_3_» __апреля___ 2009 г. (протокол № _18 (148)_).

I. Тест по русскому языку и культуре речи

для специальности 032900 – Русский язык и культура речи.


Назначение: итоговый контроль знаний

Время выполнения: 90 мин.

Количество заданий: 34

Тип заданий: закрытый.

II. Форма тестовых заданий


Тест состоит из заданий четырех типов:

а) с выбором одного ответа из четырех предложенных;

б) с выбором нескольких ответов из четырех-пяти предложенных;

в) с установлением соответствия (соотнесением двух списков объектов);

г) с пропуском слова.
Ответы указываются на специальном бланке с таблицей номеров заданий.

Алгоритм проверки:

- за правильный ответ тестируемый получает 1 балл;

- за неправильный ответ тестируемый получает 0 баллов.

III. Характеристики заданий:




Дидактическая единица (тема)


Время решения (в мин)

Число учебных элементов

Сложность задания

1

Современный русский язык. Языковая норма.

11

4

1

2

Речевое общение.

9

3

1

3

Стилистика

20

8

1

4

Деловая речь.

13

5

1

5

Ораторская речь

12

4

1

6

Культура речи

25

10

1




ИТОГО

90

34




  • 1-й уровень сложности заданий – узнавание;

  • 2-й уровень – решение типовой задачи (известное сочетание типовых действий);

  • 3-й уровень – решение нетиповой задачи (новое сочетание типовых действий).

IV. Соответствие содержательной структуры теста требованиям ООП специальности 032900 – Русский язык и литература





п\п

Дидактическая единица

(тема)

Тестовые задания

1.

Современный русский язык. Языковая норма.




1.1.

Язык как универсальная знаковая система.

1-7

1.2.

Современный русский язык и его формы.

8-12

1.3.

Языковая норма.

13-16

1.4.

Классификация языковых норм.

17-21

2.

Речевое общение.




2.1.

Основные единицы речевого общения.

22-24

2.2.

Эффективность речевой коммуникации.

25-29

2.3.

Речевой этикет.

30-33

3.

Стилистика.




3.1.

Функциональные стили.

34-38

3.2.

Стилистические нормы.

39-42

3.3.

Научный стиль. Общая характеристика. Жанры.

43-51

3.4.

Языковые особенности научной речи.

52-56

3.5.

Публицистический стиль.

57-61

3.6.

Разговорная речь.

62-66

3.7.

Художественный стиль.

67-71

3.8.

Выразительность речи.

72-76

4.

Деловая речь.




4.1.

Общая характеристика официально-делового стиля.

77-81

4.2.

Документы. Правила оформления документов.

82-85

4.3.

Жанровое разнообразие деловой речи.

86-91

4.4.

Языковые особенности деловой речи.

92-96

4.5.

Речевой этикет в документе.

97-101

5.

Ораторская речь.




5.1.

Риторика как наука. Особенности публичной речи.

102-107

5.2.

Оратор и его аудитория.

108-112

5.3.

Подготовка к выступлению. Композиция публичного выступления.

113-119

5.4.

Произнесение речи.

120-125

6.

Культура речи.




6.1.

Культура речи как особое качество речи и научная дисциплина.

126-130

6.2.

Орфоэпические нормы.

131-136

6.3.

Акцентологические нормы.

137-141

6.4.

Лексические нормы.

142-148

6.5.

Морфологические нормы.

149-155

6.6.

Синтаксические нормы.

156-160

6.7.

Орфографические нормы.

161-169

6.8.

Пунктуационные нормы.

170-174

6.9.

Лексикография. Типы словарей русского языка.

175-179

6.10.

Средства связи предложений.

180-182



    ТЕСТЫ

    1. Логическим определением понятия «язык» является утверждение

  1. Язык - ключ науки, орудие правды и разума.

  2. Язык - это то, что нас объединяет.

  3. Языком учат, убеждают, наставляют.

  4. Язык - естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц.



    2. Язык как знаковая система

  1. Состоит из естественных знаков (знаков-признаков)

  2. Состоит из искусственных знаков (знаков-информантов)

  3. Характеризуется универсальностью в использовании

  4. Является единственной знаковой системой, обеспечивающей общение людей



    3. Минимальным самостоятельным языковым знаком является

  1. Морфема

  2. Слово

  3. Словосочетание

  4. Предложение

    4. Расположение языковых единиц в последовательности от минимальной к максимальной отражает ряд

  1. Звук, слово, морфема, фразеологизм, свободное словосочетание, предложение, текст

  2. Звук, морфема, слово, свободное словосочетание, фразеологизм, предложение, текст

  3. Звук, морфема, слово, фразеологизм, свободное словосочетание, предложение, текст

  4. Звук, морфема, слово, фразеологизм, свободное словосочетание, текст, предложение



    5. Формы слов составляют уровень

  1. Фонетический

  2. Лексический

  3. Синтаксический

  4. Морфологический



    6. Язык не выполняет функцию

  1. Коммуникативную

  2. Когнитивную (познавательную)

  3. Ценностно-ориентирующую

  4. Воздействия



    7. Значимые движения мышц лица как невербальное средство общения - это _________.



    8. Неверным является утверждение

  1. Русский язык является национальным языком русского народа

  2. Русский язык является государственным языком России

  3. Русский язык является мировым языком

  4. Русский язык не является одним из официальных и рабочих языков ООН



    9. Высшей формой национального языка является

  1. Жаргон

  2. Диалект

  3. Просторечие

  4. Литературный язык



    10. Признаками литературного языка являются

  1. Некодифицированность

  2. Широкая сфера применения

  3. Ненормированность

  4. Вариативность языковых единиц



    11. Время становления современного русского литературного языка

  1. 10 век

  2. 15-16 века

  3. 18-19 века

  4. 20 век



    12. Нелитературный вариант языка, используемый при непринужденном общении внутри некоторых социальных и профессиональных групп, - это

  1. Диалект

  2. Жаргон

  3. Просторечие

  4. Разговорная речь



    13. Языковая норма - это

  1. Совокупность звуков

  2. Правило, отражающее закономерности развития языковой системы

  3. Вариант употребления языковых средств

  4. Система единиц языка



    14. Такой признак нормы, как ______, означает, что правило подтверждается словоупотреблением писателей, ученых.

  1. Традиционность

  2. Общеупотребительность

  3. Общеобязательность

  4. Авторитетность источников



    15. Кодификация нормы - это

  1. Установление нормы по авторским источникам

  2. Фиксация норм в лингвистических источниках

  3. Общеупотребительность

  4. Изменение нормы



    16. Теория, которая рассматривает норму как явление изменяемое, называется

  1. Эволюционной

  2. Статической

  3. Динамической

  4. Традиционной



    17. Норма, которая закрепляет только один вариант употребления как единственно верный, - это норма

  1. Диспозитивная

  2. Императивная

  3. Дискредитивная

  4. Факультативная



    18. Правилам употребления языковых средств разных уровней соответствуют нормы:

1) Правила произношения

2) Правила постановки ударения

3) Правила употребления форм слов

4) Правила построения словосочетаний и предложений

А) Акцентологические нормы

Б) Орфоэпические нормы

В) Синтаксические нормы

Г) Морфологические нормы



    19. Устная речь - это речь звучащая, она подчиняется нормам

  1. Орфоэпическим

  2. Орфографическим

  3. Пунктуационным

  4. Акцентологическим



    20. Лексические нормы - это правила

  1. произношения слов

  2. образования грамматических форм

  3. Использования слова в том значении, которое зафиксировано в словарях

  4. Употребления терминов и иноязычных слов



    21. Акцентологическая норма может рассматриваться как составная часть нормы

  1. Орфографической

  2. Лексической

  3. Орфоэпической

  4. Фразеологической



    22. Единица речевого общения, которая составляет контекст высказывания, - это

  1. Речевое взаимодействие

  2. Речевое событие

  3. Речевая ситуация

  4. Речевой дискурс



    23. Речевое событие составляют два компонента:

  1. Речевой дискурс

  2. Речевая ситуация

  3. Речевое взаимодействие

  4. Речевая коммуникация



    24. Логическим определением понятия «слушание» является

  1. Слушание - редкая способность и высоко ценится.

  2. Слушание - это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента.

  3. Слушание - это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

  4. Слушание - это тяжелый труд, но и бесценный дар, которым можно одарить другого.



    25. Принцип речевого взаимодействия, который характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими репликами, называется принципом

  1. Последовательности

  2. Предпочитаемой структуры

  3. Кооперации

  4. Вежливости



    26. Максима ____ рекомендует избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных задач:

  1. Такта

  2. Великодушия

  3. Одобрения

  4. Согласия



    27. Максима великодушия предписывает

  1. Не затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника.

  2. Не связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвами.

  3. Не быть высокомерным в разговоре с другими.

  4. Демонстрировать доброжелательность по отношению к партнеру.



    28. Сделать речь непонятной, недоступной адресату могут

  1. Общеупотребительные слова

  2. Эмоционально-экспрессивная лексика

  3. Пословицы и поговорки

  4. Термины, профессионализмы



    29. Сделать речь выразительной помогают

  1. Пословицы и поговорки

  2. Аббревиатуры

  3. Крылатые слова и выражения

  4. Термины



    30. Формирование речевого этикета и его использование определяют такие факторы, как

  1. Особенности партнеров (возраст, пол, социальное положение и т.д.)

  2. Ситуация общения

  3. Вредные привычки

  4. Внешность участников общения



    31. В современной России приняты такие формы обращений, как

  1. Ваше сиятельство

  2. Господин, госпожа, господа

  3. Товарищ, товарищи

  4. Мисс, миссис, мистер



    32. Этикет допускает обращение к адресату на «ты» в случае

  1. Обращения к хорошо знакомому адресату

  2. Общения в официальной обстановке

  3. подчеркнуто вежливого обращения

  4. Обращения к равному и младшему (по положению, возрасту) адресату



    33. Эвфемизация речи - это

  1. Соблюдение языковых норм

  2. Выбор языковых средств в соответствии с особенностями стиля

  3. Смягчение речи, выбор более мягких слов и выражений вместо грубых, непристойных

  4. Выбор более выразительных средств речи



    34. Функциональный стиль - это разновидность языка, …

  1. используемая людьми определенной профессии.

  2. выполняющая определенную функцию, характеризующаяся особенностями языковых средств.

  3. употребляемая на определенной территории.

  4. используемая людьми определенной социальной группы.



    35. К стилеобразующим факторам относятся

  1. Форма речи

  2. Изобразительно-выразительные средства

  3. Жанры

  4. Адресат

  5. Вид речи



    36. Не относится к книжным стиль

  1. Научный

  2. Официально-деловой

  3. Разговорный

  4. Публицистический



    37. Текст относится к ________ стилю: «Теоремы геометрии Евклида относятся к фигурам на плоскости и не применимы к телам, например, они не верны для фигур на сферической поверхности. В геометрии на поверхности шара «линиями» являются большие окружности. Они образуют (как прямые на плоскости) углы, фигуры, площади».

  1. Официально-деловому

  2. Научному

  3. Публицистическому

  4. Художественному



    38. Текст относится к _____ стилю: «О, приезжайте, приезжайте, ради бога, и чем скорее, тем лучше! Благодарю, от души благодарю Вас! Авось либо Вам удастся, хоть на несколько минут, приподнять это страшное бремя, этот жгучий камень, который давит и душит меня…» (из письма Ф.И. Тютчева А.И. Георгиевскому от 13.08.1864 г.).

  1. Официально-деловому

  2. Публицистическому

  3. Художественному

  4. Разговорному



    39. Слова, принадлежащие книжной речи, собраны в ряду

  1. Дифференциация, множество, статейка

  2. Гуманность, большущий, глазки

  3. Гласность, резолюция, субстанция

  4. Правопорядок, правило, уйма



    40. Стилистическая норма - это норма, регулирующая употребление языковых средств в соответствии с…

  1. Их значениями

  2. произношением

  3. грамматическими формами

  4. Особенностями текста, жанра, ситуации общения



    41. Нет стилистической ошибки в предложении

  1. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма.

  2. В нашем зеленом массиве много грибов и ягод.

  3. Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту.

  4. На семейное мероприятие прибыло много гостей.



    42. Нет стилистической ошибки в предложении

  1. Должность родителей: мама - врач, папа - инженер (из анкеты).

  2. Может быть, мы войдем в визуальный контакт с дядей Петей сегодня.

  3. Студентам 1 курса срочно сдать зачетки в деканат (из объявления).

  4. Наш специальный корреспондент сообщил последнюю информацию об уборке картофеля с полей Брянской области.



    43. Научному стилю соответствуют такие стилеобразующие факторы, как

  1. Сфера научных знаний

  2. Контактный способ общения

  3. Субъективность изложения

  4. Массовый адресат



    44. Научная речь характеризуется такими чертами, как

  1. Преобладание устной формы речи; основной вид речи - монолог

  2. Преобладание письменной формы речи; основной вид речи - диалог

  3. Преобладание письменной формы речи; основной вид речи - монолог

  4. Преобладание устной формы речи; основной вид речи – диалог



    45. Не является дифференциальной чертой научного стиля

  1. Логичность

  2. Абстрактность

  3. Обобщенность

  4. Экспрессивность



    46. Доминирующая(-ие) языковая(-ые) функция(-и) научного стиля

  1. Сообщение и воздействие

  2. Общение

  3. Сообщение

  4. Воздействие



    47. К научному стилю относятся такие жанры, как

  1. Заявление, расписка, доверенность

  2. Монография, тезисы, реферат

  3. Беседа, спор, письмо

  4. диспут, дискуссия, очерк



    48. К первичным жанрам научной письменной речи относятся

  1. Аннотация

  2. Реферат

  3. Монография

  4. Научная статья



    49. Жанры устной научной речи - это

  1. Реферативное сообщение

  2. Курсовая работа

  3. Научный доклад

  4. Конспект



    50. Монография - это научный труд

  1. Одного автора

  2. Посвященный одной проблеме

  3. Изданный один раз

  4. Состоящий из одного раздела



    51. Жанр научной речи, представляющий собой краткое описание содержание научного текста и определение его адресата, - это

  1. Реферат

  2. Аннотация

  3. Доклад

  4. Рецензия



    52. Выделенные в тексте слова являются ________: «В общем случае исследование функции предусматривает решение нескольких задач. Во-первых, следует найти области определения и значений данной функции и выяснить, обладает ли функция особенностями, облегчающими исследование, т.е. является ли функция: а) четной или нечетной; б) периодической. Во-вторых, необходимо вычислить координаты точек пересечения графика с осями ординат».

  1. Жаргонизмами

  2. Разговорными словами

  3. Профессионализмами

  4. Терминами



    53. Выделенное слово является термином в предложении

  1. Почти вся роща вырублена под корень.

  2. Он в корне неправ.

  3. Корнем из числа называется число, которое при возведении его в определенную степень дает данное число.

  4. Корень этого растения очень длинный.



    54. К лексическим особенностям текстов научного стиля относится

  1. Использование эмоционально-оценочных слов

  2. Использование терминов

  3. Употребление жаргонных слов

  4. Употребление многозначных слов



    55. К грамматическим особенностям текстов научного стиля не относится

  1. Именной характер речи

  2. Широкое использование вводных конструкций

  3. Преобладание сложных предложений

  4. Широкое использование местоимения 1 лица единственного числа



    56. Ошибки в сокращении допущены в ряду

  1. Москва - М., сборник - сб., таблица - табл.

  2. Серия - сер., том - т., год - г.

  3. Страница - стр., выпуск - вып., диссертация - дисс.


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: