NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Формы работы на уроке с использованием икт


ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Минимальная оснащенность кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, старенькие репродукции, которыми довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Знакомая картина? Да, только эта картина из прошлого. В настоящее время на помощь в решении этой проблемы пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Когда-то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана...» Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету. Ему интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.

Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения?

Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Технические возможности кабинета русского языка и литературы: наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line – позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые очень нравятся учащимся. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).


Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер. Он пунктуален, скрупулезен, неутомим, беспристрастен и упорен в достижении поставленной перед ним задачи. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренять их до полной ликвидации.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют неподдельный интерес, а привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

Много полезных программ можно найти на сайте www.school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы. Например, интересный игровой продукт представлен для учеников 5 класса. При закреплении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» можно использовать интерактивную игру «Помоги ослику съесть морковку». За 2 минуты необходимо вставить правильно буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибся или замешкался – ослик не получит желанное лакомство. Занимательна и в то же время познавательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря – расцветет великолепная клумба, нет – вырастет только сорняк. Благодаря этому же сайту провожу интересные уроки с мультимедиа, которые в занимательной форме знакомят обучающихся с теоретическим материалом, наглядно в интерактивном режиме демонстрируют примеры, обобщения, делают выводы.

На уроках закрепления изученного неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Хотя известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Следует отметить, что разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.

Для учащихся 10-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов. Особый интерес вызывает запись радиопередачи «Русский устный», где ведущий рассказывает о происхождении слова, его лексическом значении и произношении.

Что ещё можно использовать на уроке? Самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Преимущества электронного учебника в том, что большой объём информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником.

У творчески работающего учителя всегда возникает потребность в создании собственных электронных материалов. Это можно объяснить наличием у него нескольких УМК, невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий. На сегодняшний день мною собрана коллекция уроков по русскому языку и литературе для 5-11


классов, множество тестовых и других материалов. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Особенно часто использую компьютерный тренажер по русскому языку, включающий 10 вариантов тренировочных и 10 вариантов контрольных тестов, а также CD «Magnamedia. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». Много уроков разрабатываю сама: имею печатные работы, опубликованные в сети Интернет на сайтах: www.rusedu.ru, www.openclass.ru, www.edu.doal.ru.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

Коллекция дисков виртуальной школы «БКМ», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» и «Физикон» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы учащиеся с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучал романс «И скучно, и грустно». Многие ребята выучили наизусть именно это стихотворение, хотя у них был выбор. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.

В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаёт компьютер.

Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, учащимся очень понравился музей В.В.Маяковского, находящийся в Москве на Лубянке), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты. В кабинете литературы представлена прекрасная видеотека шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.

Использование ИКТ во внеклассной работе помогает сделать классные часы «живыми», наглядными. Просмотр презентаций о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя, видеоряд об ужасных проявлениях СПИДа никого не оставил равнодушным. Видеоряд фотографий военного времени, показанный под музыкальное сопровождение, нашел глубокий отклик в сердцах подростков. Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При

этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внешкольной деятельности даёт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление. Я думаю, что мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» – эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: