NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»


Учитель начальных классов

МОУ- сош №3 г. Красный Кут, Саратовской области Фатеева Н.И.
Мастер класс по теме:

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе».

Цель: показать как на уроке математики с помощью проблемно- диалогической технологии через деятельность дети открывают новые знания и как формируются коммуникативные компетентности.

Я работаю по программе УМК «Школа 2100»10 лет. Сделала 2 выпуска по этой программе. Стараюсь чтобы, в каждом ребёнке не угас огонёк стремления, деятельности. Сама принимаю участие во всех семинарах и конференциях УМК Школа 2100. Полученные знания стараюсь применять в практической работе. Ведь если успешен учитель то и успешен ученик.

Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

Результаты обязательно будут положительные.

Слова «Обучать, значит вдвойне учиться» должны быть девизом каждого учителя. Ведь учителю необходимо постоянно самому самосовершенствоваться. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов, технологии проблемного диалога.

Давайте вместе с вами приведём аргументы в пользу этого высказывания

Ответьте пожалуйста на вопросы.

Как сделать так, чтобы дети стали хорошо учиться? (мотивировать. Заинтересовать, …)

Как происходит переход от полученной информации к знаниям? (через деятельность)

Б. Шоу сказал:

« Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность»

Как сделать так, чтобы знания были прочными, осознанными? (добывать самостоятельно)

Что открыл сам (через деятельность), я не забуду никогда.

Это одни из составляющих ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА. Она отвечает на вопрос как учить и заменяет урок изучения нового материала уроком открытия новых знаний. Эта технология – путь к успеху.
РЕФЛЕКСИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

- Что Вам дал мой мастер – класс?

Тест

“Все в твоих руках”

Ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно….

Сценарий фрагмента математики урока во 2 классе

1 слайд.

- Сегодня, вы – исследователи.

-Что для этого нужно?

(необходимо быть очень вдумчивым, внимательным и наблюдательным.)

- Перед началом исследования проведём разминку.

2 слайд.

-Мама в магазине купила пояс для себя и дочери. Какой пояс достанется маме? А дочери? Короткий, длинный

-Как узнать, какой пояс длиннее, а какой короче?

-Можем проверить наложением?

(Приложить друг к другу так, чтобы один из концов совпал) Вызвать к доске.

-Как по-другому? (с помощью линейки)


Личностные


познавательные


- Какая же цель нашего урока?

- Значит цель нашего урока: учиться измерять предметы разной длины.

Работа в группах

ПРЕДЛАГАЕТСЯ проблемная ситуация СТОЛКНОВЕНИЕ МНЕНИЙ - поиск решения с помощью побуждающего диалога - выходим на тему урока

Сегодня свои исследования мы проводим в группах.

3 слайд.

-Герои из мультфильма «38 попугаев» измеряли длину удава.

- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину. Поможем им.

-Ребята, я просила Леру и Кристину найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может, мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?!

Кристина. 4 слайд.

В древности использовались для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Какие, не знаете? Что можно носить с собой, чтобы измерить, например, длину доски. Самая распространенная единица длины был локоть, расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку, высоту дерева, срубленного на постройку дома. Сохранилась поговорка: «Сам с ноготок, а борода с локоток». То есть сам маленького роста, а с длинной бородой.

5 слайд. Лера.

А эта единица всегда была буквально под рукой, а точнее – прямо в руке. Пядь - старинная мера длины. Произнесите. Что услышали? У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Пядь – расстояние по прямой между концами вытянутых большого и указательного пальцев. Пядью измеряли иконы, кирпичи, толщину снежного покрова.

В годы войны было выражение ни пяди земли – не уступить даже самой небольшой части, нисколько, или не отступить (не отойти) ни на пядь (ни насколько, ни на шаг)

- Хорошо, спасибо вам за сообщения.

5 слайд белый.

- Мы можем измерить длину удава в данных марках? ( Можем)

-Измеряем в пядях.

-Сколько получилось пядей у 1 группы, 2, 3, Запишите на доске.

-Почему разные ответы?

- Измерьте локтями. Запишите. Почему разные ответы?

-Вы смогли, выполнили задание? (да)

-Почему результаты разные? (возникло противоречие)

-В чем затруднение? (измерительном приборе)

- В чём возникла трудность? (разные мерки)

- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?

- Можно ли сравнивать предметы, измеренные разными мерками? ( Нет.)

- Какими должны быть мерки? (Одинаковыми).

-Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.

Повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:

-Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.

- Какие единицы мы уже знаем? 6 слайд.

(см, дм.) Модели см, и дм.

7 слайд белый.

- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?

- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром.

- Удобно это делать? Почему?

- Что же делать?

Сообщение основной цели урока:

- Нам понадобится новая единица измерения длины, больше, чем сантиметр и дециметр. Может, кто знает?

-И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины. Метр.

8 слайд

- Измеряем метром. Сколько у 1 группы, 2, 3.

- Да, герои мультфильма вам конечно благодарны, что вы нашли длину удава, особенно сам удав.

-В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот.

-Приведите примеры, где в повседневной жизни мы пользуемся новой единицей измерения метром?

-Людям, каких профессий часто приходится пользоваться метром?

-Подумайте, ребята, а что ещё удобнее будет измерять метрами?

- В наш класс Светлана Анатольевна предлагает поставить новый шкафчик. Ширина его _____. Помогите определить место, где его лучше поставить?

-Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:

1. С какой величиной работали?

а) масса

б) длина;

в) время.

2. Что не является единицей измерения длины

а) сантиметр;

б) метр;

в) литр;

г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить путь от школы до дома.

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

- Проверим. (На экране остаются только верные ответы).

Оцените свое эмоциональное
состояние на уроке в дневнике, при помощи кружков разного цвета.

- У многих из вас горит зелёный цвет, а это значит, вам открыт путь для дальнейших исследований. Вы настоящие исследователи.

- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?

- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?



Познавательные


коммуникативные

Познавательные,

регулятивные

Личностные

Регулятивные

личностные

Личностные,

Коммуникативные


страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.