NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Формирование учебной самостоятельности школьников при подготовке к контрольной работе


Формирование учебной самостоятельности школьников

при подготовке к контрольной работе.
Актуальной проблемой для школы является проблема организации такого обучения, которое приводило бы к развитию учебной самостоятельность и ответственности учащихся.

Поскольку в контрольной работе полюс ответственности наиболее усилен, то при особой организации подготовки к ней можно увидеть проявления учебной самостоятельности и ответственности у детей, стимулировать их дальнейшее развитие. Опишу возможную процедуру подготовки к контрольной.

В классе располагаются два стола, на одном из них тренировочные карточки двух типов - простые и сложные. На другом столе – карточки “помощники”. “Помощники” - это тот материал, который готовится как детьми, так и учителем, и может быть использован ребенком в качестве опоры своего действия при тренировке. На доске учителем выписан пронумерованный список умений, которые будут проверяться в контрольной работе.

Ребята в тетради ставят номер умения и свою собственную оценку его сформированности:

В - высокий уровень, отлично,

ВС – выше среднего, хорошо,

С – средний, удовлетворительно,

НС – ниже среднего, слабо.

Затем выбирают те карточки с заданиями, которые помогают отработать наиболее проблемные места, то есть выбирают задания, исходя из своих собственных дефицитов.

Ребята, кто оценил все свои умения на «отлично», берут карточки с заданиями высокого уровня сложности, помеченные звездочкой. Они садятся на первый ряд, решают задачи и консультируют остальных учащихся, если к ним обращаются за помощью. Остальные могут объединяться в пары, если работают над одинаковыми карточками, обращаются к «помощникам», к учителю или одноклассникам – консультантам.

Когда карточка с задачами, выбранными в начале урока проработана, ученик выбирает другую, направленную на отработку следующего умения, оцененного им в начале урока наиболее низко.

При таком подходе те, кто хотят научиться, научатся.

Конкретный пример. Подготовка к контрольной работе по теме «Обыкновенные дроби» по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.
УМЕНИЯ:

  1. СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ

  2. НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО

  3. НАХОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ

  4. КАКУЮ ЧАСТЬ ОДНО ЧИСЛО СОСТАВЛЯЕТ ОТ ДРУГОГО

1. Сравните дроби:

;

;



2. Нахождение части от целого.

  1. Найдите а) от 28, б) от 36, в) от 42.

  2. Решите задачи, предварительно ответив на вопросы:

  • Какая величина принята за целое в каждой задаче?

  • Известна ли эта величина?

  • Что требуется найти: часть от целого или целое по его части?

А) В международном конкурсе танцевальных пар участвовали 120 человек. Российские спортсмены составили всех участников. Сколько спортсменов из России приняли участие в конкурсе?

Б) Скорость автомобиля 50 , а скорость автобуса составляет скорости автомобиля. Какова скорость автобуса?

В) В спортивном клубе «Спартак» занимаются 450 человек. Футболисты составляют числа всех спортсменов. Сколько футболистов в клубе «Спартак»?

Г) В коробке 24 мяча. Красные составляют всех мячей, а зеленые - оставшихся (всех без красных). Сколько зеленых мячей в коробке?

3. Нахождение целого по его части.

  1. найдите число, если

а) его равна 15, б) его равны 72, в) его равны 125.

  1. Решите задачи, предварительно ответив на вопросы:

  • Какая величина принята за целое в каждой задаче?

  • Известна ли эта величина?

  • Что требуется найти: часть от целого или целое по его части?

А) В международном турнире российских шахматистов было 60 человек, что составляет всех участников. Сколько всего шахматистов участвовали в турнире?

Б) Скорость велосипедиста 25 , что составляет скорости мотоциклиста. Какова скорость мотоциклиста?

В) Масса теннисного мяча 90 г, что составляет массы футбольного мяча. Какова масса футбольного мяча?
4. Какую часть одно число составляет от другого?

  1. В железнодорожном составе 16 вагонов. От состава отцепили 9 вагонов. Какую часть состава отцепили?




  1. Какую часть

  • Метра составляет 1 см, 3 дм, 17 мм

  • Тонны составляют 13 кг, 2ц

  • Суток составляют 11 ч, 47 мин.

  • От ара составляют 23 м2

  • От гектара составляют 29 а, 29 м2




  1. За неделю в магазине было продано 420 кг капусты. В первый день продали 70 кг. Какая часть капусты была продана в первый день?




  1. Какую часть периметра квадрата составляет длина одной стороны? Длина трех сторон?



Задачи.

  1. Андрей собирал модель самолета. За 6 часов он выполнил всей работы. Сколько ему еще надо времени, чтобы собрать модель полностью?

  2. В коллекции Кати 2100 марок. Дедушка внес в коллекцию всех марок, папа- всех марок, а остальные внесла Катя. Сколько марок в коллекцию внесла Катя?

  3. В поселке запланировано строительство новых коттеджей, из них будут строить из кирпича, - из деревянного бруса, а остальные 4 дома из бетонных панелей. Сколько всего домов запланировано построить в поселке? Какую часть всех домов составляют дома из бетонных панелей?

  4. Две окружности имеют общий центр. Радиус одной окружности 4 см, это составляет диаметра второй окружности. Начертите эти окружности.


Сравнение дробей.

  1. Сравни с

  2. Сравни:

  3. Найди несколько значений х, удовлетворяющих неравенству:



  1. Сравни:

  2. Расположи дроби в порядке возрастания:

А) при а Б) при а.

Помощник.

Нахождение части от целого.
Найти 23 от 21 кг.



Целое – это 21 кг. Дробь 23 показывает, что целое надо разделить на 3 равные части и взять две такие части.

2132=14 (кг)

Ответ: 14 кг.
Помощник.

Нахождение целого по его части.

Найдите массу пакета с крупой, если 35 его равны 600 г.







35 пакета – 600 г




? грамм

Масса всего пакета с крупой – это целое.

Целое не известно.

Дробь 35 показывает, что целое разделили на 5 равных частей и взяли 3 таких части. Значит, 600 г – это 3 части всей крупы.

Узнаем, сколько г в одной части и полученный результат умножим на 5, так как целое состоит из пяти таких частей.

60035=1000 г = 1 кг.

Ответ: пакет с крупой весит 1 кг.

Помощник.

Какую часть одно число составляет от другого?
1. Урок длится 45 минут. На решение задачи ушло 7 минут. Какая часть урока ушла на решение задачи?
Решение.

45 минут длится урок, поэтому

1 мин = 145 урока, 7 мин = 745 урока.

Ответ: 745 урока решали задачу.
Чтобы узнать, какую часть одно число (меньшее) составляет от другого (большего), надо меньшее разделить на большее, ответ записать в виде обыкновенной дроби.
2. Какую часть гектара составляют 50 м2 ?

Решение.

1 га =10000 м2

5010000=5010000=1200.


На доске вывешивается таблица, в которой учащиеся знаком «+» напротив своей фамилии отмечают проработанные карточки. В конце урока учитель видит работу каждого.
Таблица учета выполненных заданий


фамилия

Сравнение дробей

Сравнение дробей 

Нахождение части от целого

Нахождение целого по его части

Какую часть одно число составл. от другого

Задачи










































































































































































































































Практика показывает, что учителю трудно одновременно консультировать обращающихся за помощью одних учащихся и проверять проработанные в карточке задания у других. Проверять решенные задачи надо сразу, чтобы ребенок понимал, верно ли он действует, верно ли рассуждает. Поэтому на доске я стала вывешивать ответы к заданиям, а значит, дети делают самопроверку очень быстро. Бояться списывания не стоит – самоподготовка не оценивается, если прорабатываются задачи без звездочки, т.е. первого уровня сложности. Да и вся эта работа рассчитана на осознанное желание проработать собственные дефициты учащимися. К заданиям второго уровня ответы не даются. В конце урока я собираю тетради у тех учащихся, кто работал над карточками со звездочкой, т.е. над задачами, где свои знания надо применить в нестандартной ситуации. В журнал выставляю только положительные оценки.

Конечно, такой урок требует большой подготовки от учителя. Но он воспитывает в детях самостоятельность и ответственность. Правильно сделанный в ходе подготовки выбор и добросовестная работа – залог успешного выполнения контрольной работы.

Цепенникова К. А.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Воспитателя при подготовке домашнего задания

Самостоятельная работа: 1 стр.