NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Г. В. Резапкина Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) I. Самооценка 5 класс. Кто я? (Образ «Я» исамооценка)


5 КЛАСС

Г.В. Резапкина

Уроки самоопределения

(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

I. Самооценка

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Кто я? (Образ «Я» и самооценка)

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Слова в эпиграфе нашего занятия принадлежат средневековому французскому поэту и философу. Как вы их понимаете?

  • «…Однажды учитель истории рассказал нам о древних греках, которые начертали на фронтоне одного из знаменитых храмов: «Познай самого себя». Я учился в пятом классе и, естественно, подумал о том. Что эти греки – довольно странные люди, если сочли нужным сделать именно эту надпись. Мой «пятиклассный ум» не мог представить, что в этом требовании могло содержаться что-то значительное, так как я был совершенно уверен, что знаю себя достаточно хорошо, чтобы над этим задумываться».

Ю.М.Орлов, Восхождение к индивидуальности

На каждом уроке вы будете открывать в себе что-то новое. Вы узнаете особенности своего мышления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточните черты характеры. Эта информация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, т.е. закрытость, секретность этой информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания.

Большинство заданий основано на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

«Знаете ли вы себя?»

Я знаю свои физические данные

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свой характер

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои способности (к чему я способен)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

не знаю

Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся.

«Кто Я?»

В течение 5 минут запишите в пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Примечание. Это упражнение при всей его внешней простоте достаточно глубокое и сложное даже для взрослых. Однако оно необходимо в целях осознания себя как личности. Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока вы говорили о конфиденциальности. Если в классе сложилась атмосфера интереса и безопасности, можно предложить ребятам отгадать, кому принадлежат ответы на вопрос «Кто я?» В этом случае вы собираете листочки и зачитываете ответы. Этот вариант позволит ребятам соотнести свою оценку с оценкой других, что важно для формирования реалистичного самовосприятия.

Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.

Что такое «конфиденциальность?»

Почему Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя»?

Как называется способность оценивать себя?
II. Направленность личности

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Что такое хорошо и что такое плохо

Счастье и несчастье человека
в такой же степени зависит от его нрава,
как и от судьбы

Франсуа Ларошфуко

Круг чтения.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма).

1. На птичьем дворе.
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе, - все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..
Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!»
Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Почему птицы обижали «гадкого утенка»?

Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?

Что вы можете сказать о героях сказки?

2. В избушке.
В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. Утром чужого утенка заметили. Кот замурлыкал, курица заклохтала.
- Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
- Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да увидим, испытаем!
И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили:
- Мы и весь свет!
Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной. Правда, утенок полагал, что можно быть на этот счет и другого мнения. Но курица этого не потерпела.
- Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка.
- Нет.
- Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:
- Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
- Нет.
- Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!
И утенок сидел в углу, нахохлившись.

Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора?

Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка?

Почему утенок ушел из избушки?

3. Среди своих.
Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.
И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.
- Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод!
- Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.
Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.
В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!»
Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!»
И старые лебеди склонили перед ним голову.
А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем.
Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
- Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

Почему для утенка была так важна оценка других?

Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?

Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?

Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Ребятам зачитывается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам:

аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.

В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.

Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные?
III. Эмоционально-волевая сфера

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif

5 класс. Я управляю стрессом

Тревога — это беспокойство
при мысли о будущих неприятностях,
которые чаще всего не происходят.

Д. Локк

Каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Хотя тревожность — негативное эмоциональное состояние, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром в русском языке есть еще одно значение этого слова — призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв вбросом в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного. В состоянии стресса возможности человека возрастают: мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает огромный ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети.

Широко известный термин «стресс» ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса: эустресс — конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс — деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.

Любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или деструктивным.

Запишите в правую часть таблицы качества характера, провоцирующие конфликты, а в правую — качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые есть у вас.

ЧТО ПРОВОЦИРУЮТ КОНФЛИКТ

ЧТО ПРЕПЯТСТВУЮТ КОНФЛИКТУ




  • Раздражительность

  • Обидчивость

  • Вспыльчивость

  • Подозрительность

  • Хвастовство

  • Самомнение

  • Нетерпение

  • Дерзость
     




  • Доброжелательность

  • Умение прощать

  • Самоконтроль

  • Доверчивость

  • Скромность

  • Самокритичность

  • Терпение

  • Воспитанность
     

Реакция на стресс, как и тревожность, связана с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием. Следующее задание поможет вам узнать уровень своей тревожности.

Определение уровня тревожности

Послушайте ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет — «—».

1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.

2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.

3. В школе я чувствую себя неуютно.

4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.

5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.

6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.

8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.

9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.

10. Я болезненно реагирую на критические замечания.

11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.

12. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.

13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.

14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.

15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.

16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.

17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.

18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.

19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.

20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте количество положительных ответов:

0—6 — низкий уровень тревожности
7—13 — средний уровень тревожности
14—20 — высокий уровень тревожности.

Чем меньше у вас положительных ответов, тем спокойней вы реагируете на события. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с людьми и ваши успехи в школе. Этому может быть несколько объяснений.

Возможно, все в вашей жизни складывается так хорошо, что вас даже не беспокоят эти вопросы.

Второй вариант — природа наградила вас темпераментом, который позволяет невозмутимо воспринимать укусы и удары судьбы. Вам можно позавидовать. Главное, чтобы ваша эмоциональная броня не мешала вам общаться с людьми.

Третий вариант — проблемы есть, но вы стараетесь делать вид, что их нет.

Если вы ответили «да» больше, чем на половину вопросов, вероятно, хорошая учеба дается вам ценой большого нервного напряжения. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отлижите второстепенные дела.

Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Временно ограничьте свои контакты несколькими близкими людьми, которые вас понимают.

Тест «Оценка школьных ситуаций»

Оцените предложенные ситуации в баллах в зависимости от того, насколько они вас волнуют: 0 — не волнует, 1 — мало волнует, 2 — волнует, 3 — очень волнует, поставив балл рядом с соответствующим номером в бланке.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого спросить.

4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

5. Выполнение контрольной работы, зачет или экзамен.

6. Учитель сообщает оценки за контрольную работу.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Принятие важного решения.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах.

10. Неожиданный вопрос учителя.

Обработка и интерпретация результатов:

до 10 баллов — низкий уровень тревожности;
11—20 баллов — средний уровень тревожности;
21—30 баллов — высокий уровень тревожности.

Среди тревожных много ответственных людей. Но именно они больше всего страдают перед важными событиями. Некоторые учащиеся перед экзаменами теряют сон и аппетит. У них увеличивается двигательная активность, частота пульса. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Им кажется, что обязательно произойдет что-то плохое. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.

Как ни странно, люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях тоже выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются неподготовленными, несобранными, расслабленными. Обычно у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований, которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что способны.

«Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) — это то, что отличает “победителя”, “счастливчика” от неудачника. При этом успех и удача, конечно, способствуют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, “приманивая” удачу и успех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с бездумным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей».

/Прихожан А.М. Психология неудачника./

«Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности».

/У. Черчилль./

Оптимист создает вокруг себя атмосферу любви. Он чувствует свою ценность и значимость. Он доверяет самому себе, но способен просить других о помощи. Такой человек внушает доверие и надежду. Он прислушивается к своим чувствам. Он способен принимать решения и нести за них ответственность.
IV. Мыслительные способности

Данная линия классных часов предполагает диагностику познавательной сферы. Лучше, если в этой работе будет принимать участие школьный психолог. Цель диагностики – не столько определить уровень сформированности некоторых качеств, сколько дать ребятам возможность увидеть свои сильные и слабые стороны. На успешность выполнения тестов интеллекта влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы, поэтому диагностику необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении. Впрочем, это относится к любому уроку :-).

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Память и внимание

На внимание и память жалуются все,
на рассудок — никто.


Внимание — это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию. Например, водитель должен уметь распределять внимание, чтобы замечать все: сигналы светофора, ситуацию на дороге, работу самого автомобиля. Учитель должен контролировать ситуацию в классе и следить за логикой изложения учебного материала. Бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы два элементарных действия.

«Двойной счет»

Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» — «19» и т. д.

Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания? Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться. Это упражнение тренирует нашу способность распределять внимание.

Внимание ребенка непроизвольно: он не прилагает никаких усилий, чтобы остановить свой взгляд на яркой игрушке, новом человеке. Непроизвольное внимание включается, если мы увидели что-то интересное, необычное, привлекающее нас вопреки нашей воле. Нарушение произвольного внимания у ребенка может быть следствием мозговых нарушений, эмоциональных и психических проблем, порочного стиля воспитания. У взрослых людей недостаток произвольности может наблюдаться в состоянии сильного стресса (дистресса), при хронической усталости и ряде заболеваний и нередко приводит к ошибкам в работе. Поэтому летчики, авиадиспетчеры, водители, операторы производств, связанных с повышенной ответственностью, перед выходом на рабочее место должны проходить медицинскую экспертизу.

Многих бед удалось бы избежать, если люди с нарушениями внимания были вовремя отстранены от работы.

Игра «Муха»

На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 х 3). Воображаемая муха находится в центре поля. Учащиеся по очереди (порядок может определять учитель) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики должны внимательно следить за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.

Память — это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это, и в нужный момент воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение — основные функции памяти.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и скоростью запоминания информации, длительностью ее сохранения и точностью воспроизведения. По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память.

В быту и на работе иногда приходится делать усилия, чтобы что-то вспомнить. Наверное, каждый оказывался в неловкой ситуации, когда тут же забывал имя человека, с которым его только что познакомили. В этом случае помогает метод ассоциаций. Например, вас познакомили с человеком, которого зовут Николай Васильевич. Как Гоголя. Легко запомнить, если вы, конечно, знаете, кто такой Гоголь и как его звали. Можно найти ассоциации с именами родителей, друзей, школьных учителей, артистов, музыкантов.

«Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря, — либо глупость, либо безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный на время. У сэра Ньютона, мистера Д. Локка, может быть, еще у человек пяти-шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него, скорее всего, тем, что он будет просто из общества исключен».

/Отрывок из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну/

Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свой ответ.

Проверьте непроизвольную память и внимание, ответив на эти вопросы:

- Какой фонарь у светофора находится вверху: красный или зеленый?
- В каком порядке расположены цвета российского флага?
- Нарисуйте по памяти, как расположены кнопки на вашем телефоне.
- Куда открывается дверь в классе: наружу или внутрь?


Как тренировать память

Плохая память нередко следствие плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей.

Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидетьдетали.

Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.
V. Интересы и склонности в выборе профессии

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Профессиональные интересы

«Или-или»

Материалы: тексты опросника и бланки к упражнению «Или-или» (можно зачитывать пары утверждений вслух).

Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.

Ч

Т

П

З

И



































10а

10б



12а

11б

11а

12б

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б

 

 

 

 

 

Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б)
Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б)
Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б)
Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б)
Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б)
Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б)
Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б)
Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б)
Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б)
Лечить животных (10а) или лечить людей (10б)
Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б)
Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б)
Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б)
Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б)
Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б)
Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б)
Расписывать стены (17а) или строить здания (17б)
Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б)
Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б)
Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б)

Обработка результатов заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов:
Ч - «Человек», Т - «Техника», П - «Природа», З - «Знак», И - «Искусство».

У кого больше всего баллов в первом столбце?

Кто может назвать самую интересную для него профессию?

Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).

«Найди пару»

К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару»:


Врач

Учитель

Парикмахер

Экскурсовод

Библиотекарь

Продавец

Воспитатель

Продавец
………………
 


Покупатель

Клиент

Пациент

Читатель

Слушатель

Ученик

Воспитанник

Турист
………………
 

Таким же образом учащиеся выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий и по возможности предмет, или объект труда. Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно услышать каждого и дать высказаться всем желающим.


VI. Способности и профессиональная пригодность

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Задатки и склонности

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые называют «задатками», то есть заранее данными качествами, дарами, которые мы получаем при рождении. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. Задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.

На основании задатков возникают способности — индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности зависят от сформированности мышления, памяти, внимания.

Способный человек, как правило, обладает многими талантами. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками и умнейшими людьми. Литературный талант Грибоедова соперничал с музыкальным и дипломатическим. Выдающийся советский штангист Юрий Власов, уйдя из спорта, стал хорошим писателем. Кажется, что обилие дарований может затруднить выбор профессии. Но это тот случай, когда любое решение — выигрышное.

«Я умею…»

Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу. Если трудно начать, первую фразу может сказать учитель, например, «я умею печь пироги, играть в теннис, дрессировать хомячков» и т.д. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то в течение 3 с не может ничего придумать, слово переходит к следующему.

Для практических видов деятельности особое значение имеют способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательные навыки. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными, аварийно-спасательными работами. Проверить способность ориентироваться в пространстве поможет следующее упражнение.

«Кто ближе?»

Ученик выходит к доске. На расстоянии 3-4 метра от него находится предмет – мяч, портфель, стул. Учитель завязывает глаза ученику. После этого ученик должен как можно ближе подойти к этому предмету, не задев его. Выигрывает тот, кто подойдет ближе всех.

Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей?

Существуют способности, необходимые для любой деятельности. Назовите эти способности (зрение, слух, осязание, речь). К счастью, мы обладаем этими способностями.

Но иногда человек достигает профессионального успеха вопреки обстоятельствам. Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но они бессмертны, потому что они умели не только мечтать, но и претворять свои мечты в жизнь. Сто лет назад в России жил и творил иконописец Григорий Журавлев, который родился без рук и ног. Император Николай II высоко оценил подвиг мастера, который в одиночку, держа кисть в зубах, расписал Утевский Троицкий собор в Самарской губернии. Иконы, созданные Григорием Журавлевым, сохранились до наших дней в храмах и музейных коллекциях.

Ольга Скороходова, лишенная зрения и слуха, совершила научный подвиг, написав книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» и защитив диссертацию, в которой доказала, что возможности человека безграничны.

Знаете ли вы людей, которые добились профессионального успеха вопреки жизненным обстоятельствам?

Перечислите универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области. Какими из них вы обладаете?

Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены?

Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями?
VII. Профессия и карьера
http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Что я знаю о профессиях

В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно также, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина.

Сейчас большая редкость – пишущая машинка. Ей на смену пришел компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия машинистки видоизменилась (желательно проиллюстрировать рассказ картинами, слайдами или фотографиями).

Вопрос учащимся: Что такое профессия? (учитель может записать ответы детей на доске)

«Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности» (Толковый Словарь Ожегова)

Какие профессии вы знаете?

Какие профессии упоминали на уроках истории? (Историк, архитектор, реставратор, археолог, кораблестроитель, изобретатель, книгопечатник и др.)

О каких профессиях говорили на уроках русского языка?

На уроках естествознания вы говорили о профессиях, которые связаны со здоровьем человека. Назовите эти профессии.

Загадки

Учитель читает загадки, а ученики хором отгадывают их:


  Он и волк, и Дед Мороз
  И смешит ребят до слез,
  В прошлый раз был педагогом,
  Послезавтра – машинист,
  Должен знать он очень много,
  Потому что он – … (Артист)

  Трактор водит (тракторист),
  Электричку… (машинист),
  Стены выкрасил… (маляр),
  Доску выстругал… (столяр),
  В доме свет провел..(монтер),
  В шахте трудится…(шахтер),
  В жаркой кузнице…(кузнец),
  Кто все знает… (молодец)!
 

Игра «Аукцион»

Первый учащийся с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей и т.д. Если ученик затрудняется назвать профессию, учитель считает до трех, после чего ученик выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний. В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.

Что такое «труд»? (учитель может записать ответы детей на доске)

«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» (Толковый Словарь Ожегова).

Какие вы знаете пословицы о труде?

Примеры пословиц:

    • С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. /Русская пословица/

    • Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом. /Русская пословица/

    • Малый топор может срубить большое дерево. /Албанская пословица/

    • Душу вложишь - все сможешь. /Русская пословица/

    • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. /Русская пословица/

    • Без труда жить - только небо коптить. /Русская пословица/

В левой части дано начало пословицы. Найдите в правой части таблицы их окончание.

Уменье и труд

а в одном отличись.

Готовь сани летом

созреет - само упадет.

За много дел не берись,

а говори, что сделал.

Не говори, что делал,

а телегу - зимой.

Поспешишь -

пока горячо.

Без труда

всё перетрут.

Не тряси яблоко пока зелено:

а начавши - делай.

Не начавши - думай,

людей насмешишь.

Кто рано встает, все грибы соберет,

не вынешь и рыбки из пруда.

Куй железо,

а сонливый пойдет за крапивой.

Ответы:

Уменье и труд все перетрут.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Поспешишь - людей насмешишь.
Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет.
Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой.
Куй железо, пока горячо.
Не начавши - думай, а начавши - делай.

В заключении учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Р.Сефа «Странное дело». Предложите ребятам подумать над этим стихотворением. В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»? Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом? Кто вызывает уважение?


  Странное дело, а может быть нет.
  Жил-был на свете когда-то сапожник.
  Был он сапожником 45 лет,
  Но про него говорили: Художник!

  Странное дело, а может быть нет.
  Жил-был на свете когда-то художник.
  Был он художником 70 лет,
  Но про него говорили: Сапожник!

  Странное дело, а может быть нет?
 

(При разработке использованы материалы педагога-психолога В.Н.Петелиной)
VIII. Стратегия выбора профессии

5 класс. Азы правильного выбора

Если ты ничего не можешь,
ты ничего не должен хотеть.

Раздайте ребятам по три листочка бумаги, желательно трех цветов. Попросите написать на первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения)

На втором листочке (МОГУ) напишите, что вы можете.

На третьем листочке (НАДО) напишите, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д.)

Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Их можно представить в виде окружностей:

http://metodkabi.net.ru/img/strat_5-1.gifhttp://metodkabi.net.ru/img/strat_5-2.gif

http://metodkabi.net.ru/img/strat_5-3.gif

1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?

Как вы думаете, на что вы вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?

Подумайте, чем можно дополнить эту схему?

Ее можно дополнить элементом «ЕСТЬ».

«ЕСТЬ» - это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это – ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Проблема многих молодых людей – завышенный уровень притязаний. Конечно, жизнь его откорректирует в нужную сторону, но иногда такая корректировка проходит очень болезненно: не очень приятно падать даже с воображаемых вершин. Постарайтесь быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении.

«Есть!»

Насколько у вас сформированы навыки?

Полезные навыки

Всегда

Часто

Редко

Никогда

   Довожу дело до конца

 

 

 

 

   Я требователен к себе

 

 

 

 

   Умею преодолевать трудности

 

 

 

 

   Умею распределять время

 

 

 

 

   Учитываю мнение других

 

 

 

 

   Я человек слова

 

 

 

 

Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?

Качества, которые вы только что оценивали, определяю профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить.

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня узнали секрет правильного выбора профессии. Он прост. Как вы думаете, почему не все могут воспользоваться этим простым и красивым решением? Поговорите об этом со своими родителями. Насколько совпадают их «хочу», «могу» и «надо»? Довольны ли они тем, как сложилась их профессиональная карьера?

Примечание. Дайте возможность желающим поделиться своими мыслями об этом упражнении. Листочки соберите. Подумайте, как оказать поддержку тем, у кого окажутся низкие оценки по всем параметрам.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: