NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Гори, огонь, гори!» Очерк


Добрынина Любовь Николаевна,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД «Станция юных натуралистов»,

г. Чайковский

« Гори, огонь, гори!..»

Очерк

Теченье времени неизбежно приводит нас к неким рубежам, требующим подвести итоги прожитого. Вот и я подошла к такой черте. Можно уже оглянуться назад и осмыслить свой путь. Я оглядываюсь и вижу, что был он совсем не случайным. Можно отметить вехи на этом пути, приведшем меня в мой новый Дом. Этот Дом совсем недавно принял меня в свои стены, поддержал в новой, взрослой жизни. Этот Дом называется Станция юных натуралистов, СЮН.

К сожалению, не могу точно назвать дату своего знакомства со Станцией юннатов. Помню только, что это было больше десяти лет назад, ещё в начальных классах. Моя школа стояла рядом с домом, и путь до неё был коротким. Мир для меня тогда был совсем маленьким. Мы с одноклассниками редко выбирались за пределы школьного двора или микрорайона. Поэтому экскурсия на СЮН стала настоящим Событием для нас. Мы с нашей заботливой Ириной Юрьевной сначала ехали в автобусе, боясь отстать от своих, возбуждённо обсуждая цель нашего путешествия, ещё неизвестную для всех. Потом шли по незнакомым улицам в поисках нужного здания. Вот оно, совсем не похожее на школу, и нас встречают как долгожданных гостей. Даже самые неугомонные притихли в незнакомых стенах. И вот оно, долгожданное чудо! Как встрепенулись наши детские сердца при виде пушистых обитателей клеток и вольеров! От кроликов – к хомячкам, от морских свинок – к рыбкам. А змеи, дикобразы и настоящие, живые обезьянки нас просто покорили. Эта встреча с миром животных надолго осталась в нашей памяти, как и необычное место – станция юннатов. Как было жалко, что она находится далеко от нас!

В школе уроки природоведения были одними из любимых, наверное, потому что продолжали познание огромного мира, такое важное и естественное для каждого ребёнка. Все старались наперебой, открывая новое в давно известном. Но с возрастом жажда открытий для многих тускнела, и они уже воспринимали премудрости ботаники и зоологии как неизбежную рутину. Конечно же, не все! Ведь нам так повезло с учителем биологии. Как просто и понятно раскрывала нам тайны природы Надежда Степановна Пархоменко, как снисходительна была к ребячьим слабостям, прощала нам многое и всегда видела в нас лучшее. Поэтому и тянулись к ней неугомонные, любопытные. Это она смогла во многих зажечь искру познания. «Мои звёздочки,» - так называла Надежда Степановна своих питомцев. А мы после уроков спешили не домой, а к ней в кабинет биологии, в лаборантскую, где чувствовали себя такими умными, разрабатывая свои наивные проекты. Я тогда не знала, что наша учительница была одновременно и сотрудником станции юннатов. Именно оттуда привозила она нам темы для исследований и информацию о многочисленных конкурсах, к которым готовила нас. Я думаю, что эта дополнительная нагрузка стала для нас благом. Да, не хватало времени, иногда сдавали нервы, но как поднимало над всеми чувство собственной значимости, непохожести на других. Мы учились сопереживанию , терпению.

И вот пришло время «выйти в люди». Позади были выступления перед одноклассниками, на школьных научных конференциях, мы вышли на городской уровень. Это был 2005 год, я училась в 9 классе и казалась себе очень взрослой. И вот я снова на СЮНе. Очень хорошо помню, как было страшно выступать в полном зале перед незнакомыми людьми. Помню свой голосок, произносивший: « Здравствуйте, меня зовут Люба Добрынина…». Конечно, моя учительница была здесь, переживала за нас всех, и всё же, если бы члены жюри отнеслись ко мне жёстко, наверное, я бы бросила всё это. Но было по-другому: все были настроены благожелательно, внимательно слушали, заинтересованно задавали вопросы, помогали собраться с мыслями. После выступления у меня буквально «выросли крылья»: я смогла, я победила свой страх!

Может быть, тогда решилась моя судьба: я продолжила заниматься своей темой в 10 и в 11 классе, чаще бывала на СЮНе, училась на своих ошибках, внимательно выслушивая добрые советы и пожелания. Ездили мы со своими работами в Пермь, тогда Станция юннатов переживала за нас, ведь мы уже представляли наш район! После этой поездки окрепло желание учиться в Перми на биолога.

От тех времён осталось моё портфолио, полное сертификатов, грамот и дипломов, остались фотографии и самодельные плакаты. Но главное не это. Позже, учась на биофаке педуниверситета, я почувствовала, какой бесценный опыт вынесла из выступлений на СЮНе: умение правильно подать себя, корректно отстоять свою точку зрения, не обижаться на критику. Сколько раз за пять лет пришлось выступать перед различными комиссиями, как пригодился мне этот опыт!

Впервые перейдя от роли ученика к роли учителя во время педагогической практики в пермской гимназии, я вспомнила свои ученические годы, ведь мне пришлось готовить старшеклассников к выступлению на научной конференции. Я возвращалась к своему первому опыту и делилась с гимназистами немудрёными ораторскими хитростями, например, как выкрутиться, если не можешь ответить на вопрос – всякое бывает! И я казалась сама себе такой мудрой, достигшей всех вершин!

А жизнь опять развенчала мои заблуждения.

И вновь оказалось, как раньше бывало,

Что эта вершина – лишь только начало!

Ведь чтобы в жизни чего-то добиться,

Многому надо ещё научиться.

Как-то само-собой получилось, что со своим новеньким дипломом учителя биологии и химии я пришла в родные стены Станции юных натуралистов и стала педагогом дополнительного образования. Казалось бы – работай, учи детей! А мне приходится учиться самой, учиться ежедневно и ежеминутно: составлять своё расписание и заполнять журнал, общаться с коллегами и находить свободный класс для занятия, и ещё, и ещё… Что я делала бы без помощи коллег, без их советов и дружеской поддержки! Оказалось, что на нашей Станции сложился замечательный коллектив, неравнодушный, сплочённый и в будни, и в праздники. Как я люблю наши педагогические посиделки! А мой первый День учителя стал для меня настоящим праздником. Огромное спасибо нашим методистам и старшим товарищам за их понимание и мудрые советы.

Всё же бывают моменты, когда охватывает отчаянье и кажется, что ничего не получается, и на занятие идёшь, как на казнь. А на занятии происходит чудо: я вижу умные личики своих второклашек, слышу их вопросы – и снова хочется жить и работать для них!

Может быть, кто-то из этих малышей чуть позже переступит порог Станции юных натуралистов, чтобы осознать себя как личность, вырасти в своих глазах. Они обязательно придут, потому что здесь горит огонь Познания!

страница 1


скачать

Другие похожие работы: