NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Горнодобывающая промышленность Швеции


Горнодобывающая промышленность Швеции.

В Швеции с давних времен добывали железо и медь. Исключительно богатый медный рудник в Фалуне, расположенный в районе Бергслаген к северо-западу от оз. Меларен, непрерывно эксплуатировался свыше 650 лет и полностью истощился в начале 1990-х годов. В 1995 Швеция была одним из ведущих мировых поставщиков железной руды, добыча которой исчислялась в 13 млн. т, что было на 33% меньше достигнутого ранее рекордного годового уровня. До последней четверти 19 в. в основном разрабатывались крупные железорудные месторождения Бергслагена, однако в настоящее время эксплуатируются богатое месторождение Кируна и меньшее Елливаре, расположенные в северной части Норрланда. Эти месторождения, характеризующиеся высоким содержанием фосфора в руде, привлекли внимание только после изобретения в 1878 С.Дж.Томасом метода передела жидкого фосфористого чугуна в сталь. Благодаря строительству в 1892 железной дороги из Лулео к руднику Елливаре и ее продолжению в 1902 через Кируну к незамерзающему норвежскому порту Нарвик была налажена транспортировка железной руды из внутренних районов Лапландии. В 20 в. через Нарвик экспортировалась бóльшая часть шведской руды.

В Бергслагене все еще ведется добыча железной руды, в некоторых шахтах на глубине более 610 м. Эти руды исключительно чистые, с содержанием фосфора менее 0,3%. Бергслаген поставляет бóльшую часть сырья для металлургии Швеции. Из самого богатого месторождения в Гренгесберге руда доставляется на металлургический комбинат в Укселёсунде на берегу Балтийского моря.

Швеция является также значительным поставщиком меди; в руде, добытой в 1995, содержалось 83,6 тыс. т меди. Важное месторождение медной руды было обнаружено в начале 1900-х годов в долине р.Шеллефтеэльвен в Норрланде. Основные центры добычи меди – Кристинеберг, Булиден и Адак, меньше добывается в Бергслагене. Швеция удерживает первенство и по поставкам цинка на мировой рынок (168 тыс. т в 1995). В бассейне Шеллефтеэльвен эксплуатируются месторождения никеля, свинца, серебра и золота. Имеются значительные запасы урана.

Обрабатывающая промышленность Швеции.

В 1995 в этой отрасли было занято 761 тыс. человек, на 26% меньше, чем в 1980. Почти половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится ок. 40% занятых.

Металлургия – одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где еще в 16–17 вв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце 19 в. сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине 20 в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экспорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. т в 1957 до 5,9 млн. т в 1974. В 1990-х годах оно держалось на уровне ок. 5 млн. т в год.

Машиностроение – самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на ее долю приходится ок. 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи, реактивные истребители и проч. Различные предприятия этой отрасли расположены на равнинах Средней Швеции между Стокгольмом и Гётеборгом, причем наибольшее их число сосредоточено вокруг оз. Меларен и в долине р.Гёта-Эльв. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, в Мальмё и других близлежащих городах.

Самый развитый сектор шведского машиностроения – автомобилестроение. Главные производители – компании «Вольво» и «Сааб». Свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем 1/3 из них направляется в США.

На протяжении полувека, вплоть до конца 1970-х годов, на мировом рынке лидировало судостроение Швеции. Затем в этой отрасли наступил быстрый спад, сопряженный с перепроизводством судов (особенно танкеров) на мировом рынке, двумя затяжными экономическими кризисами и жестокой конкуренцией со стороны стран с низкой оплатой труда (Корея, Бразилия). Если в 1975 судоверфи Швеции спустили на воду суда общим водоизмещением 2,5 млн. регистровых тонн, то в 1982 производство сократилось до 300 тыс. т, а в 1990 – до 40 тыс. т.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: