Городское методическое объединение Направление: «Художественно-эстетическое развитие»
МОУ прогимназия «Центр детства»
Городское методическое объединение
Направление: «Художественно-эстетическое развитие»
Игровая обучающая ситуация с детьми подготовительной к школе группы.
Экспериментально-опытническая деятельность
«Извержение вулкана Килиманджаро»
Составила: воспитатель
Зверева О.Б.
г. Серпухов, декабрь 2013г.
Вид игровой обучающей ситуации (ИОС): ситуация – упражнение.
Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,
продуктивная, двигательная.
Программные задачи:
«Коммуникация».
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Воспитывать культуру речевого общения.
Стимулировать речевую активность.
Обогащать словарный запас детей: Килиманджаро, саванна, джунгли, лава, кратер.
«Познание».
Развивать познавательный интерес, внимание.
Знакомить с активным действием африканского вулкана, как явления природы, опасного для человека, на примере опыта «Извержение Килиманджаро».
«Социализация».
Создавать у детей эмоционально – положительное настроение от результата своего труда.
Развивать коммуникативные способности в процессе работы в парах Формировать самооценку; умение давать оценку своей и чужой деятельности; выражать свою точку зрения.
Побуждать детей выстраивать свои взаимоотношения в процессе познавательно – поисковой деятельности со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Способствовать созданию благоприятного эмоционального климата: получению детьми удовлетворения от своей деятельности и новых впечатлений.
«Безопасность»
Формировать навыки безопасного поведения во время проведения эксперимента.
Форма проведения ИОС: игра - экспериментирование
Материалы: Ноутбук с презентацией «Вулканы», игрушки животных Африки, макет горы-вулкана; уксус.
Раздаточный материал: поддоны; конусы картонные; баночки с подкрашенной водой, баночки с содой и мыльным раствором, чайные ложки; деревянные палочки; карточки-схемы проведения опыта; сигнальные карточки; салфетки, белые халаты.
Предварительная работа:
Ознакомление с художественной литературой по теме «Африка»;
Просмотр мультфильмов «Король Лев», «Катерок», «Крошка Енот», «Доктор Айболит» и др.;
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка»;
Выставка африканских игрушек-животных;
Дидактические настольные игры: «Кто, где живет?», «Где, что растет?», «Обитатели жарких стран»;
Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте.
Описание игровой обучающей ситуации.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Дети самостоятельно играют с фигурками и мягкими игрушками животных Африки.
Воспитатель (обращается к играющим детям)
- Как интересно вы играете с животными. Где они у вас обитают? А вы знаете, что кроме пустыни, саванн и джунглей в Африке есть высокие горы и даже вулканы.
В жаркой Африке есть горы,
Как высокие заборы,
И огромные вулканы,
Словно с трубкой великаны.
Извергаются и свищут,
Поднимаясь до небес.
Хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан? Положите свои игрушки и садитесь рядом со мной.
Дети садятся на ковер перед воспитателем
II. Рассказывание легенды о вулкане
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
III. Беседа с детьми о вулканах
Воспитатель:
– В Африке самым высоким вулканом считается вулкан Килиманджаро.
Это очень красивая гора. На склонах растет тропический лес, там много горных рек, ручьев и водопадов.
Килиманджаро не относится к действующим вулканам. Однако, ученые считают, что лава находится на небольшой глубине от жерла и в любой момент вулкан может ожить.
Просмотр нескольких кадров о вулкане на ноутбуке.
Воспитатель:
– Что извергается из жерла вулкана? Хотите посмотреть, как извергается вулкан? А потом вы и сами поучаствуете в эксперименте?
– Тогда я предлагаю отправиться в нашу лабораторию, где мы будем проводить эксперимент.
– Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?
Дети:
– Надеть специальную одежду – халаты. Вспомнить технику безопасности: Не брать ничего без разрешения, со всеми веществами следует обращаться очень осторожно и уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
IV. Экспериментальная деятельность
Воспитатель:
– Пройдёмте в нашу лабораторию. Смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш африканский вулкан Килиманджаро. Делаем раствор: в подкрашенную воду насыпаю 2 ложки соды, затем наливаю 1 ложку мыльного раствора. Все перемешаю палочкой. А теперь внимание! Эта жидкость у вас на карточках-схемах с особым восклицательным знаком. Что это означает?
Дети:
– Самому пользоваться нельзя, это уксус.
Воспитатель:
– Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому.
Наблюдаем “извержение “ вулкана.
Воспитатель:
– А вы, ребята, хотите сами поучаствовать в эксперименте? Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы. Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку. Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.
– А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.
V. Продуктивная деятельность детей.
Дети сами готовят состав «лавы». Уксус добавляет воспитатель. Воспитатель напоминает детям об аккуратности, предлагает воспользоваться бумажными салфетками.
VI. Итог
Воспитатель:
– Молодцы, ребята, замечательно поиграли. Из вас получились хорошие исследователи. А какие действующие вулканы мы с вами сделали!
VII. Рефлексия
Воспитатель:
– Ребята, вам понравилось быть учеными-исследователями? А что еще вам понравилось?
– Что нового вы узнали о горах, о вулканах? Есть ли в Африке вулканы? Как можно запомнить нашу игру в исследователей вулканов?
Дети:
- Можно нарисовать извергающийся вулкан или нарисовать как мы делали эксперимент.
Ну, а мы теперь запомним –
Мы живём среди чудес!
Самоанализ экспериментально-опытнической деятельности
«Извержение вулкана Килиманджаро»
В ходе деятельности я использовала следующие составляющие личностно-ориентированной технологии:
взаимодействие педагога с детьми, создание ситуации успеха;
использование игровой ситуации, которая предполагает объединение взрослых и детей, построенная на сотрудничестве;
открытое доверительное отношение к каждому ребенку, создание комфортных условий в увлекательной деятельности;
осуществление индивидуального подхода с целью помочь ребенку освоить доступный возрасту социальный опыт.
В результате каждый ребёнок был включен в содержательную деятельность, способствующую реализации его интересов, развитию любознательности, познавательных способностей, а также развитию таких личностных качеств как активность и самостоятельность.
Вид ИОС – ситуация-упражнение, сочетает в себе следующие образовательные области: «Коммуникация», «Познание, «Социализация», «Безопасность».
Задачи образовательных областей соответствуют возрастным особенностям детей, носят познавательный характер, обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
В ИОС использовались следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
В игровой обучающей ситуации были использованы элементы здоровьесбережения: время проведения игровой обучающей ситуации соответствует СанПиН и гигиеническим требованиям, длительность 30 минут; учитывалась смена поз во время совместной и продуктивной деятельности детей (стоя за столами, сидя на ковре).
В ходе ИОС были применены следующие методы и приемы:
игровой – дал возможность проявления самостоятельности детей.
информационно-рецептивный - осуществлялась взаимосвязь между моей деятельностью и деятельностью детей.
наглядный - использование слайдов из презентации «Вулканы»
словесный - ИОС проводилась в форме игры-беседы, где детям задавались вопросы, заставляющие размышлять, анализировать, делать простейшие выводы;
практический – при составлении «лавы» для своих «вулканов» использовались словесные указания, подсказка, практическую помощь, напоминалось детям о необходимости оказания помощи друг другу.
Применяемые методы обучения, имея игровую, познавательную, коммуникативную мотивацию, создали условия, позволяющие каждому ребенку быть активным и самостоятельным. Детям давались четкие, лаконичные инструкции.
Открытое доверительное отношение к каждому ребенку способствовало созданию комфортной, доброжелательной атмосферы в ИОС.
Считаю, что детям было интересно, они не скучали, активно участвовали в совместной деятельности, с удовольствием выполняли задания, были дисциплинированы и старались выполнять все правила по технике безопасности. Дети помогали друг другу, эмоционально реагировали на каждый «подъем лавы». Эффективность применения дидактических средств проявилась в результативности работы детей.
Дети активны, умеют делать выбор, участвуют в диалоге, отстаивают свои позиции, открыты, уважают чужую точку зрения, стремятся к взаимопониманию.
Стараясь реализовать стратегию сотрудничества, я сочетала индивидуальную и групповую работу детей, поощряла их индивидуальные достижения.
Общая атмосфера ИОС способствовала самовыражению и самоопределению детей, развивала чувственный опыт, стимулировала личностные смыслы познавательной деятельности.
Поставленная мною цель достигнута.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: