NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Городское методическое объединение Направление: «Художественно-эстетическое развитие»


МОУ прогимназия «Центр детства»

Городское методическое объединение

Направление: «Художественно-эстетическое развитие»
Игровая обучающая ситуация с детьми подготовительной к школе группы.
Экспериментально-опытническая деятельность

«Извержение вулкана Килиманджаро»



Составила: воспитатель

Зверева О.Б.

г. Серпухов, декабрь 2013г.

Вид игровой обучающей ситуации (ИОС): ситуация – упражнение.
Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,

продуктивная, двигательная.
Программные задачи:

«Коммуникация».

  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

  • Воспитывать культуру речевого общения.

  • Стимулировать речевую активность.

  • Обогащать словарный запас детей: Килиманджаро, саванна, джунгли, лава, кратер.

«Познание».

  • Развивать познавательный интерес, внимание.

  • Знакомить с активным действием африканского вулкана, как явления природы, опасного для человека, на примере опыта «Извержение Килиманджаро».

«Социализация».

  • Создавать у детей эмоционально – положительное настроение от результата своего труда.

  • Развивать коммуникативные способности в процессе работы в парах Формировать самооценку; умение давать оценку своей и чужой деятельности; выражать свою точку зрения.

  • Побуждать детей выстраивать свои взаимоотношения в процессе познавательно – поисковой деятельности со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

  • Способствовать созданию благоприятного эмоционального климата: получению детьми удовлетворения от своей деятельности и новых впечатлений.

«Безопасность»

  • Формировать навыки безопасного поведения во время проведения эксперимента.


Форма проведения ИОС: игра - экспериментирование
Материалы: Ноутбук с презентацией «Вулканы», игрушки животных Африки, макет горы-вулкана; уксус.

Раздаточный материал: поддоны; конусы картонные; баночки с подкрашенной водой, баночки с содой и мыльным раствором, чайные ложки; деревянные палочки; карточки-схемы проведения опыта; сигнальные карточки; салфетки, белые халаты.
Предварительная работа:

Ознакомление с художественной литературой по теме «Африка»;

Просмотр мультфильмов «Король Лев», «Катерок», «Крошка Енот», «Доктор Айболит» и др.;

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка»;

Выставка африканских игрушек-животных;

Дидактические настольные игры: «Кто, где живет?», «Где, что растет?», «Обитатели жарких стран»;

Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте.


Описание игровой обучающей ситуации.


  1. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Дети самостоятельно играют с фигурками и мягкими игрушками животных Африки.

Воспитатель (обращается к играющим детям)

- Как интересно вы играете с животными. Где они у вас обитают? А вы знаете, что кроме пустыни, саванн и джунглей в Африке есть высокие горы и даже вулканы.

В жаркой Африке есть горы,

Как высокие заборы,

И огромные вулканы,

Словно с трубкой великаны.

Извергаются и свищут,

Поднимаясь до небес.

Хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан? Положите свои игрушки и садитесь рядом со мной.
Дети садятся на ковер перед воспитателем
II. Рассказывание легенды о вулкане
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
III. Беседа с детьми о вулканах

Воспитатель:

– В Африке самым высоким вулканом считается вулкан Килиманджаро.

Это очень красивая гора. На склонах растет тропический лес, там много горных рек, ручьев и водопадов.

Килиманджаро не относится к действующим вулканам. Однако, ученые считают, что лава находится на небольшой глубине от жерла и в любой момент вулкан может ожить.

Просмотр нескольких кадров о вулкане на ноутбуке.

Воспитатель:

– Что извергается из жерла вулкана? Хотите посмотреть, как извергается вулкан? А потом вы и сами поучаствуете в эксперименте?

– Тогда я предлагаю отправиться в нашу лабораторию, где мы будем проводить эксперимент.

– Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?

Дети:

– Надеть специальную одежду – халаты. Вспомнить технику безопасности: Не брать ничего без разрешения, со всеми веществами следует обращаться очень осторожно и уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
IV. Экспериментальная деятельность

Воспитатель:

– Пройдёмте в нашу лабораторию. Смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш африканский вулкан Килиманджаро. Делаем раствор: в подкрашенную воду насыпаю 2 ложки соды, затем наливаю 1 ложку мыльного раствора. Все перемешаю палочкой. А теперь внимание! Эта жидкость у вас на карточках-схемах с особым восклицательным знаком. Что это означает?

Дети:

– Самому пользоваться нельзя, это уксус.

Воспитатель:

– Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому.
Наблюдаем “извержение “ вулкана.
Воспитатель:

– А вы, ребята, хотите сами поучаствовать в эксперименте? Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы. Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку. Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.

– А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.
V. Продуктивная деятельность детей.

Дети сами готовят состав «лавы». Уксус добавляет воспитатель. Воспитатель напоминает детям об аккуратности, предлагает воспользоваться бумажными салфетками.
VI. Итог

Воспитатель:

– Молодцы, ребята, замечательно поиграли. Из вас получились хорошие исследователи. А какие действующие вулканы мы с вами сделали!
VII. Рефлексия

Воспитатель:

– Ребята, вам понравилось быть учеными-исследователями? А что еще вам понравилось?

– Что нового вы узнали о горах, о вулканах? Есть ли в Африке вулканы? Как можно запомнить нашу игру в исследователей вулканов?

Дети:

- Можно нарисовать извергающийся вулкан или нарисовать как мы делали эксперимент.
Ну, а мы теперь запомним –

Мы живём среди чудес!

Самоанализ экспериментально-опытнической деятельности

«Извержение вулкана Килиманджаро»
В ходе деятельности я использовала следующие составляющие личностно-ориентированной технологии:

  • взаимодействие педагога с детьми, создание ситуации успеха;

  • использование игровой ситуации, которая предполагает объединение взрослых и детей, построенная на сотрудничестве;

  • открытое доверительное отношение к каждому ребенку, создание комфортных условий в увлекательной деятельности;

  • осуществление индивидуального подхода с целью помочь ребенку освоить доступный возрасту социальный опыт.

В результате каждый ребёнок был включен в содержательную деятельность, способствующую реализации его интересов, развитию любознательности, познавательных способностей, а также развитию таких личностных качеств как активность и самостоятельность.

Вид ИОС – ситуация-упражнение, сочетает в себе следующие образовательные области: «Коммуникация», «Познание, «Социализация», «Безопасность».

Задачи образовательных областей соответствуют возрастным особенностям детей, носят познавательный характер, обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

В ИОС использовались следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

В игровой обучающей ситуации были использованы элементы здоровьесбережения: время проведения игровой обучающей ситуации соответствует СанПиН и гигиеническим требованиям, длительность 30 минут; учитывалась смена поз во время совместной и продуктивной деятельности детей (стоя за столами, сидя на ковре).
В ходе ИОС были применены следующие методы и приемы:

  • игровой – дал возможность проявления самостоятельности детей.

  • информационно-рецептивный - осуществлялась взаимосвязь между моей деятельностью и деятельностью детей.

  • наглядный - использование слайдов из презентации «Вулканы»

  • словесный - ИОС проводилась в форме игры-беседы, где детям задавались вопросы, заставляющие размышлять, анализировать, делать простейшие выводы;

  • практический – при составлении «лавы» для своих «вулканов» использовались словесные указания, подсказка, практическую помощь, напоминалось детям о необходимости оказания помощи друг другу.


Применяемые методы обучения, имея игровую, познавательную, коммуникативную мотивацию, создали условия, позволяющие каждому ребенку быть активным и самостоятельным. Детям давались четкие, лаконичные инструкции.

Открытое доверительное отношение к каждому ребенку способствовало созданию комфортной, доброжелательной атмосферы в ИОС.

Считаю, что детям было интересно, они не скучали, активно участвовали в совместной деятельности, с удовольствием выполняли задания, были дисциплинированы и старались выполнять все правила по технике безопасности. Дети помогали друг другу, эмоционально реагировали на каждый «подъем лавы». Эффективность применения дидактических средств проявилась в результативности работы детей.

Дети активны, умеют делать выбор, участвуют в диалоге, отстаивают свои позиции, открыты, уважают чужую точку зрения, стремятся к взаимопониманию.

Стараясь реализовать стратегию сотрудничества, я сочетала индивидуальную и групповую работу детей, поощряла их индивидуальные достижения.

Общая атмосфера ИОС способствовала самовыражению и самоопределению детей, развивала чувственный опыт, стимулировала личностные смыслы познавательной деятельности.

Поставленная мною цель достигнута.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: