NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»




Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Научно-методический центр


Профориентационная работа

в условиях публичной библиотеки







Рязань 2013

Составитель: Н. А. Ветрова, главный библиотекарь

научно-методического центра


Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; научно-методический центр; сост. Н. А. Ветрова. – Рязань, 2013. – 17 с.

В экономической жизни страны постоянно происходят изменения: переход на рыночные отношения, возникновение безработицы, появление новых профессий и специальностей, «ножниц» в оплате труда по различным отраслям и профессиям, изменение в оценке их престижа. Существует проблема трудоустройства выпускников школ, средних и высших учебных заведений.

Библиотеки, являющиеся важным звеном системы воспитания, могут оказывать читателям помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий.

На протяжении многих лет библиотеки ведут работу по профессиональной ориентации отдельных групп населения, применяя различные методы и средства библиотечной деятельности. Профориентация считается эффективной только в том случае, если ведётся постоянно. Основное её направление – это организация информационного пространства, позволяющего последовательно повышать информированность старшеклассников, их родителей и незанятого населения о различных профессиях и формировать социальную компетенцию подростков на основе самостоятельного выбора вида деятельности.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (от 27 сентября 1996 г. № 1) даёт определение профессиональной ориентации:

«Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда».

В последние годы развивается практико-ориентированная научная дисциплина – профориентология. Издаются учебные пособия для студентов вузов по курсу «Профориентация» и появляются статьи в различных периодических изданиях. Библиотекам необходимо учитывать новые подходы к профориентационной деятельности и использовать лучший опыт, но не брать на себя обязанности субъектов профориентации.

Основными субъектами профориентации являются:

1. Конкретная самоопределяющаяся личность (подросток, взрослый безработный или специалист, планирующий свои профессиональные перспективы).

2. Семья.

3. Психолого-педагогическая наука (в лице учёных и преподавателей).

4. Психологические центры и службы (Центры профориентации молодёжи, Центры занятости населения).

5. Образовательные учреждения, прежде всего, школы (в лице преподавателей и воспитателей).

6. Профессиональные образовательные заведения.

7. Фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение разнообразных карьерных вопросов.

8. Органы управления (в лице государственных чиновников).

9. Государство как специфический субъект профориентации (в лице высшего руководства).

10. Мировая экономика (в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях).

Каждый субъект профориентации имеет свои специфические цели, средства (возможности) реализации, а также соответствующие ограничения достижения целей, определённую ответственность и компетентность.

Существует четыре основных подсистемы профориентации:

- профессиональное информирование и просвещение;

- профессиональное консультирование;

- профессиональный отбор;

- профессиональная адаптация.

В пункте 8 «Профессиональная деятельность в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» вышеуказанного Положения говорится:

«К работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке». Это специалисты кадровых служб, психологи, специалисты на рабочих местах.

Работники библиотек не располагают соответствующей подготовкой, поэтому осуществлять указанные выше виды деятельности не могут. Некоторые ресурсы библиотек (тесты, анкеты, профессиограммы) требуют при использовании консультаций специалистов. Следует помнить, что тесты часто бывают невалидными и некорректными.

В Положении даётся определение важнейшего направления профессиональной ориентации:

«Профессиональная информация ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности». И именно в этом направлении библиотеки могут сосредоточить свою деятельность и оказывать помощь другим социальным институтам, занимающимся профориентационной работой, используя библиотечные фонды и Интернет-ресурсы. (см. Приложение № 1).

Информационно-просветительское направление деятельности библиотек включает в себя профессиональную информацию, показывающую пути приобретения различных профессий, и профессиональное просвещение, знакомящее с миром профессий и их особенностями.

Существуют следующие типы профессий и требования к ним:

«человек – человек» – (умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, речевые способности, доброжелательность);

«человек – техника» – (техническая осведомлённость, высокий уровень пространственных представлений);

«человек – знаковая система» – (способность к отвлечённому мышлению, длительное и устойчивое внимание);

«человек – художественный образ» – (художественный вкус, богатое и яркое воображение);

«человек – природа» – (наблюдательность, способность ориентироваться в непредсказуемых условиях, умение работать при недостатке комфорта).

В условиях публичной библиотеки профориентационная деятельность может включать себя:

1. Анализ фонда на предмет наличия материалов соответствующей тематики.

2. Сбор материалов рекламного и просветительского характера (буклеты, листовки, периодические издания), распространяемых вузами, средними учебными заведениями, центрами занятости населения.

3. Изучение Интернет-ресурсов.

4. Создание тематических картотек с разделами:

- словарь современных профессий;

- все работы хороши…;

- профессии мужские и женские;

- куда пойти учиться?

- советы врача и психолога;

- профессии будущего;

- в помощь учителю.

В зависимости от поставленных задач, имеющихся ресурсов, читательских групп наименование рубрик и их число в картотеках может быть другим.

5. Проведение комплексных массовых мероприятий, сочетающих библиотечные и клубные формы работы.

6. Индивидуальную работу с читателями.

Выбор профессии — это выбор жизненного пути, который предполагает вхождение в определённую группу людей и принятие присущих ей этических норм, правил, принципов, ценностей, образа жизни. «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу» (братья Стругацкие). Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых.

Профессиональная деятельность характеризуется наличием определённого уровня квалификации и мастерства, которые подтверждаются дипломами или аттестатами, а также является товаром, продающимся на рынке труда и служащим источником доходов.

Очень часто при выборе профессии возникают затруднения и ошибки. Причины ошибочного выбора профессии:

- отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, неготовность менять профессию и специальность;

- необоснованный взгляд на профессии престижные и «неприличные»;

- выбор профессии под влиянием друзей, родственников и знакомых;

- перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию;

- увлечение только внешней или частной стороной профессии;

- отождествление учебного предмета с профессией;

- незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;

- отсутствие представлений о характере и условиях труда в сфере материального производства.

В настоящее время существует явление, называемое «множественная карьера». Оно вызывает необходимость готовиться к смене видов профессиональной деятельности и профессиональному обучению на протяжении всей жизни. Появление «множественной карьеры» обусловлено изменениями в экономике, возрастающими требованиями к профессиональным навыкам, старением населения, увеличением числа женщин, планирующих свою профессиональную карьеру.

Профориентационная деятельность способствует устранению таких явлений, как потеря смысла жизни, переживание социального одиночества, проявление различных форм асоциального поведения.

В последнее время при приёме на работу работодатели применяют стресс-интервью – собеседование, при котором специально создаётся нервозная, напряжённая для кандидата обстановка, чтобы вывести его из равновесия. Этот метод помогает выявить такие качества, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, гибкость поведения и т.п. Такая форма собеседования может быть уместна для работников сферы обслуживания, специалистов по продажам и работе с клиентами, руководителей, офис-менеджеров.

Определить предрасположенность к стрессовому напряжению можно, ответив на следующие вопросы:

(Возможные варианты ответов: «никогда», «изредка», «время от времени», «часто», «очень часто»).

Часто ли Вы переедаете?

Спрашиваете ли Вы себя (по крайней мере, иногда), стоит ли вообще жить?

Считаете ли Вы, что ведёте неправильный образ жизни?

Чувствуете ли Вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома – только отдыхаете, спите, смотрите телевизор?

Кажется ли Вам порой предстоящее изменение в жизни непреодолимым препятствием?

Считаете ли Вы себя пессимистом?

Не кажется ли Вам, что вы потеряли контроль над своей жизнью?

Ощущаете ли Вы напряжение в конфликтных ситуациях на работе или дома?

Испытываете ли Вы ощущение безнадёжности, если у Вас что-то не получается?

Чувствуете ли Вы сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?

Защищаете ли Вы свою точку зрения от нападок других людей?

Считаете ли причиной неудачи других людей или какие-то не зависящие от Вас обстоятельства?

Берёте ли на себя ответственность за успехи или неуспехи в своей жизни?

Часто ли у Вас бывает плохое настроение?

Честные ответы на эти вопросы позволяют взглянуть на себя со стороны, по-новому оценить свои мысли, ощущения и некоторые элементы своего поведения. Если на большинство вопросов Вы ответили «часто» или «очень часто», значит, Вам надо быть предельно внимательным к себе.

Уровень информированности родителей и их влияния на выбор профессии их детьми можно определить путём анкетирования:

1. Оказываете ли Вы помощь своему ребёнку в выборе профессии?

2. Какую профессию Вы желали бы для своего ребёнка?

3. Совпадает ли Ваш выбор с выбором ребёнка?

4. Чем руководствуетесь Вы в своей рекомендации:

а) престиж профессии;

б) свои нереализованные планы;

в) материальное благополучие;

г) интересы, склонности и потребности ребёнка;

д) возможность устроить ребёнка в то или иное учебное заведение?

5. Знакомы ли Вы с перечнем профессий, их классификацией?

6. Откуда Вы черпаете свои знания о профессиях?

7. Соотносите ли Вы состояние здоровья ребёнка с требованиями профессии:

а) есть ли противопоказания и ограничения для выбора некоторых профессий?

б) консультировались ли с врачом о выборе профессии?

8. Подтверждены ли интересы и склонности Вашего ребёнка практикой:

а) чтение литературы;

б) занятия в кружках, школах, секциях…;

в) участие в конкурсах, олимпиадах;

г) самостоятельные занятия дома.

9. Соотносит ли ребёнок свои возможности с требованиями выбираемой профессии?

10. Знаете ли Вы о потребностях избираемой вашим ребёнком профессии на рынке труда?

11. Знакомы ли Вам многообразные пути получения выбранной профессии?

12. Предусматриваете ли Вы возможность обращения к специалистам-профконсультантам в случае каких-либо трудностей?

При выборе профессии необходимо учитывать различные аспекты организации производственной среды, в том числе интенсивность труда, санитарно-гигиенические и технические условия трудовой деятельности. Уровень шума и вибрации, пыли и вредных веществ, освещения и температуры на производстве могут стать причиной отказа от профессии.

В настоящее время на выбор профессии в значительной мере оказывают влияние экономические условия труда, особенно уровень заработной платы и социальное страхование.

Общественный совет при министерстве труда и занятости населения Рязанской области в июне 2013 года рассматривал вопрос формирования региональной потребности в квалифицированных кадрах в реальном секторе экономики. На заседании отмечалось, что за последние два десятилетия наблюдается снижение престижа рабочих профессий. Доля выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования за период с 1995 г. по 2013 г. уменьшилась с 67 % до 32 %. В регионе сложилась структурная диспропорция между спросом предприятий на рабочую силу и её предложением на рынке труда. Для исправления ситуации необходимо:

- планирование подготовки специалистов на основе прогноза региональной потребности в квалифицированных рабочих кадрах;

- укрепление взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и промышленных предприятий;

- усиление профориентационной работы среди школьников и их родителей.

Важная задача – популяризация сельских профессий. Необходимо рассказывать об успешных людях села, о деятельности молодых специалистов, об изменениях в инфраструктуре сельских населённых пунктов. Школьники должны знать, как люди работают, в каких условиях, какая техника используется. Правительство нашей области для молодых специалистов сельского хозяйства установило единовременное пособие в размере 86 тысяч рублей и ежемесячные выплаты в течение трёх лет в размере 4330 рублей, льготы по строительству жилья.

Значительна роль библиотек в оказании профориентационной информационной помощи молодёжи в небольших городах и сельской местности. Библиотека – то место, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинге профессий на рынке труда.

Профориентация – процесс длительный, знакомство детей с разными видами профессионального труда необходимо начинать с дошкольного возраста. Это поможет расширить их представление о мире взрослых, пробудить интерес к их профессиональной деятельности, сформировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогатить словарный запас. Возможно, детские впечатления смогут повлиять на выбор профессии.

В профориентационной работе можно изучить опыт 70-80-х годов прошлого века, когда активно использовались такие механизмы, как создание ученических бригад в школах и работа с предприятиями региона.

Необходимо объективно и доступно знакомить с миром профессиональной деятельности, рассматривать проблему профессионального самоопределения как закономерный этап развития человека, информировать о потребностях на рынке труда, что помогает сориентироваться в выборе наиболее востребованной профессии в регионе.

Существуют разнообразные формы библиотечной работы в этом направлении.

Наиболее распространена выставочная реклама информационных ресурсов. Организуются циклы книжных выставок «Календарь профессий», «Моё увлечение – моя профессия», «Профориентация. Кем стать после детства?».

Электронные выставки «Путь к твоему будущему» отражают вопросы подготовки к ЕГЭ, дают информацию об учебных заведениях и рекомендации психолога.

Тематика бесед, устных журналов, выставок может быть разнообразна: «Много профессий хороших и разных», «Познай вкус ремесла», «Страницы истории профессии», «Слово о призвании», «Имидж современного человека», «Профессии наших родителей», «Юноше, обдумывающему житьё…».

Справочное бюро «Проверь себя. Поверь в себя!» включает психологические практикумы, на которых можно оценить свои индивидуальные способности и определить свой психологический статус.

Клуб интересных встреч «Свидание с профессией» (г. Борисов, Беларусь) применяет разные формы работы: деловую игру «Покупатели и продавцы», вечера знакомств с профессиями службы быта «Мастера хорошего настроения» и др.

Читательскую конференцию, в которой могут участвовать подростки и их родители, можно провести, используя отрывок из рассказа Л. Т. Исаровой «Почти святочная история». (см. Приложение № 2). Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Профессия и призвание. Всегда ли совпадают эти понятия?

  2. Роль родителей в профессиональном определении детей. Всегда ли успешная карьера родителей бывает залогом удачного выбора такой же профессии их детьми?

  3. Какова роль учителя (или старшего друга) в определении жизненного пути, в выборе профессии?

  4. Успешная карьера детей. Почему она бывает предметом гордости родителей?

Часы-дебаты «Открытие профессии» предостерегают от увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии, от обоснования выбора, исходящего из личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии.

Часы-раздумья «Мир профессий» помогают поднять большой пласт информации о профессиях, связанных с:

- управлением производством, руководством людьми;
- обслуживанием людей в сфере торговли;
- информационным обслуживанием населения;
- медицинским обслуживанием и т.д.

Спор-часы «Какая профессия - лучшая?» позволяют выявить привлекательные стороны профессии и публично их обосновать.

Конкурс-презентация «Выбор, определяющий судьбу» позволяет привлечь молодых читателей для подготовки презентаций об интересных для них профессиях. Зрители и другие участники конкурса смогут познакомиться с трудностями и привлекательными сторонами профессий, увидеть деятельность людей конкретных профессий (на примере своих родных и знакомых) или взять примеры из книг. Интересным элементом подобного конкурса может быть использование поэтических и музыкальных произведений, прозаических отрывков и произведений изобразительного искусства. Во всех мероприятиях желательно применять диалоговое общение, которое позволяет получать необходимые ответы на волнующие молодёжь вопросы, определять проблемные направления в профориентационной деятельности.

Интересным может стать конкурс творческих эссе на тему «Моё профессиональное будущее». Молодые люди попробуют сформулировать свои профессиональные перспективы, которые будут притягательными для других. (В европейской системе образования принято писать эссе и статьи по разным предметам. Рано или поздно количество перерастает в качество речи, человек уже умеет строить текст, выделять главное и второстепенное, публично защищать свои доклады. Качество письменной и устной речи не станет лишним, какая бы профессия ни была выбрана). Необходимо учить правильному составлению резюме.

В Красноярском крае существует профориентационное движение «Твои горизонты», в рамках которого осуществляются различные волонтёрские проекты.

Фестиваль «Дороги, которые мы выбираем» (г. Лесосибирск) включает в себя конкурсы сочинений, эссе, презентаций профессий, мастерские по изготовлению личного профессионального герба.

«Дни профессии» – комплексные мероприятия, состоящие из бесед, обзоров, выставок, встреч с представителями разных профессий. Они имеют целью дать возможность молодым людям задуматься о своём профессиональном выборе и принять самостоятельное решение.

В Ульяновской области проводится областной «День дублёра», цель которого – популяризация профессии «библиотекарь». Публичные и школьные библиотеки выявляют самых активных пользователей, разрабатывают планы учёбы и организуют практикумы для дублёров с целью обучения их основам библиотечно-библиографической деятельности.

26 мая (накануне общероссийского Дня библиотек) дублёрам предлагают занять любую должность в библиотеке, самостоятельно организовать и провести массовое мероприятие, составить рекомендательные списки литературы для сверстников и т.д. Ребята проводят массовые мероприятия, работают с книжным фондом, фиксируют новую литературу в инвентарных книгах, обслуживают читателей, проводят рекомендательные беседы и беседы о прочитанных книгах, о правилах пользования библиотекой, ставят спектакли, оформляют книжные выставки.

Библиотечным сообществом региона принято решение проводить «День дублёра» ежегодно.

В настоящее время в библиотеках приобрёл популярность такой элемент наглядной информации как распространение буклетов и лифлетов. На профориентационных мероприятиях их можно раздавать всем участникам или размещать у выставок. Информация на них может быть различной, но желательно всегда размещать высказывания известных людей о труде, о профессиях. Например:

«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».

Ф. Вольтер.

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

А. П. Чехов.

«Самые выдающиеся дарования губятся праздностью».

Л. Н. Толстой.

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Сенека.

«Настоящий успех – это найти дело своей жизни в работе, которую любишь».

Д. Маккаллоу.
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».

М. Горький.


Муниципальными библиотеками Рязанской области накоплен опыт работы по профориентации.

В Шиловском районе работники библиотек принимают участие в координационном совете ЦПиП (Центра профдиагностики и профориентации при РОНО), в выездных семинарах профконсультантов в школах района. На базе межпоселенческой библиотеки проводятся показательные мероприятия по профориентации, обзоры методической литературы. При активном участии библиотек проведены семинары:

- «Деятельность профконсультанта в организации работы с учащимися и родителями в решении проблем профориентации»;

- «Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе».

В рамках программы профессионального самоопределения юношества «В поисках своего призвания» проведены мероприятия: «Новое время – новые профессии», «Мир профессий и твоё место в нём», экскурсии на предприятия.

Библиотекари Путятинского района в 2012 г. ежеквартально принимали участие в заседаниях «Центра по профессиональной ориентации и трудоустройству молодёжи», проводились обзоры и готовились выставки по теме заседаний. На мероприятии «Дорога в страну профессий» познакомили читателей с новыми профессиями, основанными на внедрении информационных технологий.

Шацкая МЦБ для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, выполняет информационные запросы с помощью СПС «Консультант Плюс» по теме «Трудоустройство».

ЦБ Чучковского района работает в тесном контакте с центром занятости населения. В ЦБ оформлен стенд «Центр занятости информирует». Разработана и реализуется программа «Твой выбор», позволяющая старшеклассникам пройти тестирование, получить консультацию психолога, познакомиться с различными профессиями. Проведён фестиваль профессий.

Ухоловская ЦБ провела месячник «Путь в профессию», классный час «В поисках своего призвания», викторину «Угадай профессию».

Ермишинская ЦБ организовала путешествие в мир профессий – «Лабиринты профессий».

В библиотеках Клепиковского района проведён информационный диалог «Профессия + образование» и беседы о выборе профессии «Сто вопросов – сто ответов».

Знакомство молодых читателей с профессиями «коневод» и «юрист» состоялись в Рыбновской ЦБ, «библиотекарь» – в Сараевской ЦБ.

Сапожковская ЦБ в профориентационной деятельности использовала художественную, научно-популярную, мемуарную литературу, главными героями которой были профессионалы в различных областях – медицине, геологии, финансах.

Для библиотекарей Пронского района на семинаре проведена консультация о работе библиотек в помощь выбору будущей профессии.

Эти методические материалы могут быть использованы для индивидуальной и массовой работы библиотек по профориентации. Изучение и применение опыта других библиотек может помочь в создании своих интересных проектов.

Литература


  1. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с. – (Высшее профессиональное образование. Психология).

  2. Зеер Э. Ф. Профориентология: теория и практика: [учеб. пособие для высшей школы] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая кн., 2004. – 192 с. – (Gaudeamus).

  3. Широкожукова Н. Использование информационно-коммуникационных технологий по сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (Из опыта работы школьной библиотеки) // Школьная библиотека. – 2009. – № 9 – 10. – С. 115 –126.

  4. Петрова А. Итоги социологического исследования «Твой выбор профессии» // Новая библиотека. – 2012 . – № 7. – С. 15 – 33.

  5. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников // Народное образование. – 2009 – № 1. – С. 207 – 213.

  6. Мухаметова А. Разработка программы элективного курса по психологии «Путешествие в мир профессий» // Воспитание школьников. – 2010. – № 10. – С. 42 – 50.

  7. Кириллова Л. Сделай выбор. Из опыта совместной работы Центральной городской библиотеки и городского Центра занятости населения // Библиотека. – 2009. – № 3. – С. 56 – 57.

  8. Белянина С. «Школа…А дальше?» (профориентация молодежи в условиях библиотеки) // Новая библиотека. – 2008. – № 8. – С. 21 – 23.

  9. Мишина Л. «Мы рассказываем, ты выбираешь» // Библиополе. – 2009. – № 8. – С. 9 – 12.

  10. Буйлина А. Готовим себе смену: проведение областного Дня дублёра // Новая библиотека. – 2010. – № 20. – С. 19 – 21.

  11. Конькова В.Н. Работа библиотеки по профориентации // Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия. / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 127 –154.

  12. Щипкова И. Знакомим с профессиями. Из опыта работы. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 124 – 127.


Приложение №1.
Интернет-ресурсы по профориентации:
Главное управление государственной службы занятости населения Рязанской области.

Сайт содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала – рекомендации по поиску работы, нормативно-правовую базу, вопросы профессионального обучения и профессиональной ориентации, анонсы городских и окружных мероприятий, проводимых органами труда и занятости Рязани.
www.rzn-zan.ru


«Моё образование начинается здесь!»
www.moeobrazovanie.ru


«Профориентация: Кем стать?» Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» адресован выпускникам, ориентированным на получение высшего образования, и их родителям.
www.proforientator.ru


«Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Резапкиной посвящён проблемам профессионального и личностного самоопределения и адресован подросткам, стоящим перед выбором профессии, их родителям, педагогам и психологам.

www.metodkabi.net.ru


Портал профориентации «Моя профессия» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан создан, чтобы помочь сегодняшним школьникам определиться с выбором профессии: найти информацию о профессиях и путях их получения, получить консультацию специалистов и задать вопросы профессионалам.
www.myprof.ru


«ПрофГид» – проект издательства «Пчела», созданного в помощь взрослым и детям, выбирающим профессию, и выпускающего книги разнообразной тематики для широкого круга читателей. Центральные темы издательства – профориентация, проблемы кадровой работы, вопросы карьеры. Директором издательства «Пчела», генеральным директором центра профориентации ПроФГид, автором книги «Хочу быть психологом» и консультантом сайта является Эльмира Давыдова.
www.profguide.ru


«Время выбрать профессию» Московского психолого-социального института адресован молодым людям, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям,– которые стараются им в этом помочь.
www.proftime.edu.ru


Московский центр профориентации «Разумный выбор» – сайт адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками.
www.shkolniky.ru


«Электронный музей профессий» – проект Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» (Юго-Западный административный округ Москвы), адресованный учащимся 8-11 классов.
www.profvibor.ru


Общероссийская информационно-справочная система "Абитуриент" предназначена для поступающих в вузы России.
www.uic.unn.ru/abiturient/


«Профессиональное тестирование» адресовано школьникам и студентам. Предлагается комплексное он-лайн тестирование, направленное на определение ваших профессиональных предпочтений. Тест поможет в выборе профессии.
www.proftester.ru


«Образование и карьера» – Start4You – это Интернет-версия журнала «Обучение и карьера». На он-лайн портале находится вся информация‚ необходимая для успешной учёбы и карьеры. Проверить свои знания вам помогут тесты ЕГЭ он-лайн. Здесь есть тесты на любой вкус: профессиональные‚ интеллектуальные и  психологические. Абитуриентам предоставляется масштабный каталог вузов‚ где можно выбрать для себя подходящую специальность. Подготовиться к экзаменам или повысить квалификацию поможет база профессиональных,  языковых и подготовительных курсов. На сайте действует «Федеральная программа по трудоустройству выпускников и студентов», постоянно обновляется база вакансий для молодых специалистов, объявляются конкурсы стажировок и обучения в крупных компаниях.

www.start4you.ru


«Ваше рабочее место» – здесь собрана информация о профессиях, которая будет очень полезна для молодёжи.

www.rabochee-mesto.com


«Азбука профессий» – на сайте представлен список профессий с их описаниями, подробный рассказ о самых популярных профессиях. Это поможет молодым людям оценить свои возможности работы в той или иной сферах деятельности.

www.kto-kem.ru


«Учёба. ру» – это ведущий он-лайн справочник об образовании в России и за рубежом, представляющий все типы учебных заведений. Каждый пользователь обязательно найдёт ответ на главный вопрос: «Куда пойти учиться»?
Наиболее подробно на сайте «Учёба. ру» представлены вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других крупных городов России.
www.ucheba.ru


«Планета образования» – позволяет узнать все новости о вузах, их факультетах, новых специальностях и специализациях, возможностях дополнительного и дистанционного образования, а также образования за рубежом.
www.planetaedu.ru
Приложение № 2.

Исарова Л. Т.

Почти святочная история.

В одном из моих девятых классов я долго не замечала одного мальчика. Учился по литературе он очень средне, не страдал особой начитанностью, хотя и отец, и мать его были профессорами-химиками. Однажды, когда заболела классная руководительница, она меня попросила пойти с ребятами на экскурсию. Хотели посмотреть забытые места Подмосковья. И тут-то оказалось, что неинтересный для меня мальчик оказался магом, когда варил еду на костре. У него с собой были кулёчки и мешочки, он что-то сыпал и пробовал, и элементарные три банки тушёнки с пшеном, разделённые на пятнадцать человек, оказались блюдом богов. Уж на что я знаю и люблю разные пахучие травки, сама иногда заготовляю, но такого аромата в еде я никогда не достигала.

Я постаралась пойти дальше рядом с ним, разговорила и услышала грустную повесть о человеке, с детства обожавшем готовить, и о родителях, начертивших для него заранее карьеру химика. Он не смел заикнуться о кулинарном техникуме или институте лёгкой промышленности. План был утверждён на семейном совете и отмене не подлежал.

Я пробовала говорить с его матерью, седоватой дамой в огромных элегантных очках. Она обдала меня плохо скрытым презрением, процедив:

– Свою дочь вы бы не прочили в поварихи…

И даже не дослушала, когда я сказала, что подчинилась бы желанию дочери, потому что растоптать призвание хуже, чем растоптать любое живое существо.

Её сын поступил в химико-технологический институт. Он иногда приходил ко мне отвести душу, просил разрешения что-либо приготовить, и всё чаще от него пахло спиртным.

И тогда я предложила на лето устроить его в экспедицию к геологам в качестве повара. Он решился и уехал с моими друзьями, а родителям сказал, что уезжает в деревню, чтобы исправить академическую задолженность. После второго курса у него было несколько хвостов. Вернулся он счастливым, окрепшим, поверившим в себя. Мои друзья пели ему почти «Величальную», доказывая, что партия выполнила план именно благодаря этому парню. Впервые за много лет они собирались на свои обеды и ужины с удовольствием, предвкушая удивительные ароматы и радуясь полноценному питанию. Ему заплатили большую премию, с ним занимались, и они вступили в тайный сговор: зимой ему будут помогать в постылой учёбе, а каждое лето он обязался уезжать с экспедицией. Так продолжалось почти до конца института, когда он восстал, заявив дома, что не желает занимать в жизни чужое место, и пошёл на какие-то курсы поваров. А потом устроился по специальности в самой отвратительной столовой своего района.

Далось это решение нелегко. Истерики матери, мрачное молчание отца, переставшего с ним здороваться, недоумение коллег пищеблока, привыкших воровать всё, что к ним поступало, требование начальства на привычные ему отчисления с подшефной точки – всё он выдержал, даже драки. Он был здоровым парнем, да ещё в экспедиции его обучили джиу-джитсу.

А дальше пойдёт почти святочная история. Его торт занял первое место на конкурсе в Москве, его пригласили работать на какое-то предприятие, часто принимавшее иностранцев, а потом послали на учёбу в Париж.

– Он стал кулинаром, – сказала с французским прононсом его мать, когда я однажды встретила её на улице. Теперь она не переживала из-за сына, а даже гордилась его успехами.

Но я всё же была рада, что она не знала о моей роли в биографии её наследника, превратившегося из раба в счастливого человека.

Исарова Л. Т. Блюда-скороспелки. (Рассказы о кулинарных выдумках). – Москва, ПИК независимое издательство, 1990.






страница 1


скачать

Другие похожие работы: