NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»

Очевидно, насколько резко за последние два десятилетия изменился жизненный уклад в нашей стране, что привело к разрушению прежних устойчивых нравственных ценностей и, как следствие, к развитию социальных патологий, особенно в молодежной среде. Поэтому, идя по пути модернизации общества, чрезвычайно важно сохранить и возродить его лучшие традиции.


Одним из самых эффективных средств патриотического воспитания молодежи является краеведение. Нельзя взрастить истинного гражданина-патриота своего Отечества без любви к малой родине, своим истокам. Отрыв от своих корней опасен для подростковой психологии. Важно воспитать детей в духе лучших традиций, которые помогут подросткам устоять перед тлетворным влиянием, которому они подвергаются ежедневно с экранов телевизоров, через Интернет или общаясь в кругу ровесников. Патриотизм на шкале нравственных ценностей занимает одно из первых мест, формирует в психологии ребенка тот духовный стержень характера, который поможет ему создать крепкую семью, правильно воспитать своих детей.

Работа по патриотическому воспитанию молодежи всегда остается в центре внимания библиотек области. Большая роль в патриотическом воспитании принадлежит детским и молодежным краеведческим клубам, которые созданы и успешно работают во многих муниципальных библиотеках. Особенностями клуба являются: стабильный состав участников, наличие совместной деятельности на основе общего интереса, оформленность группы, регулярность встреч и др.1

Формы работы краеведческого клуба разнообразны: экскурсии, обзоры книжных выставок, историко-краеведческие часы и уроки, викторины, интеллектуальные игры, литературные вечера, встречи со знаменитыми земляками, беседы-диалоги, презентации и др.

Изучение истории и культуры родного края предполагает широкое использование активных методов поисковой и научно-исследовательской работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение юных краеведов к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, краеведческим материалам музеев, архивным документам.

С результатами своих исследований юные краеведы могут выступать на заседаниях клубов, принимать участие в краеведческих конференциях, олимпиадах, конкурсах различного уровня, публиковать статьи в периодической печати.

Цель создания краеведческих клубов - воспитание у молодёжи любви и уважения к памяти предков, чувства гордости за своих талантливых земляков, получение новых знаний об историко-культурном наследии малой родины.

Для достижения поставленной цели библиотекарям очень важно установить тесный контакт с педагогами, желающими участвовать в работе библиотечных клубов юных краеведов. После чего, как правило, между библиотекой и школой заключается договор о сотрудничестве, разрабатывается план совместной работы, определяется периодичность заседаний, примерная их тематика.

Членами клубов юных краеведов могут стать учащиеся, занимающиеся в школьных краеведческих кружках или целые классы, интересующиеся краеведением.

Муниципальными библиотеками накоплен богатый опыт краеведческой клубной работы с детьми.


Так, в Милославском районе клубы «Юный краевед» созданы при трех сельских библиотеках. Библиотекари Кочуровской сельской библиотеки провели для юных краеведов увлекательную экскурсию на природу под названием «Зимний парк», познавательную мини-викторину «Школа юных космонавтов», рассказали о рязанцах - защитниках Отечества.

Члены клуба «Юный краевед» Больше-Подовеченской сельской библиотеки изучали символику Рязанской области и Милославского района, историю родного села - на занятии «Мое село - душа России», на фольклорном вечере «В русской избе» узнали о рязанских поэтах на занятии «Имя в поэзии Рязанского края», приняли участие в литературном вечере «Чистый голос России».

Сотрудники Мураевинской сельской библиотеки Милославского района в своем клубе «Юный краевед» рассказали ребятам о краеведческом фонде библиотеки, провели занятия: «Край, где ты родился», «Певец земли рязанской», «Война. Победа. Память».

В краеведческом клубе «Родничок» детской библиотеки Захаровского района её работники рассказали ребятам о промышленности Рязанского края (занятие так и назвали «Что дает наш край стране?»), о рязанском воеводе Евпатии Коловрате, адмирале русского флота А. П. Авинове, о природе Рязанского края, о рязанках, отличившихся на фронтах Великой Отечественной войны, о сокровищах Старой Рязани, о Захаровском краеведческом музее и многое другое.

В том же районе библиотекари Сменовской сельской библиотеки создали клуб «Юный краевед», в котором провели эколого-краеведческую игру «Тропинками родного края», беседу-диалог «Традиции наших бабушек», устный журнал «Женщинам земли Рязанской посвящается», беседу «Восстановить имя каждого героя», информационно-познавательный час «Путешествие в мир старины», урок краеведения «Наши знатные земляки», исторический час «От рядового до генерала (к 110-летию со дня рождения В. Ф. Конькова), исторический урок «Бессмертен подвиг их высокий», краеведческий час «Родина моя – Богословская земля» (к 60-летию со дня рождения В. И. Крылова).

Краеведческий клуб «За правых провиденье» Гулынской сельской библиотеки Старожиловского района собирает и изучает материалы по истории родного села.

Сотрудники Ермишинской детской библиотеки создали краеведческий клуб «Корни», в состав которого входят учащиеся 6-7-х классов. Для них уже проведены краеведческие вечера, а также историко-поэтический час «Нет ничего краше Ермиши нашей», на который были приглашены местные поэты и участники литературного клуба «Родничок».

В клубе «Субботние встречи» Кучуковской сельской библиотеки Ряжского района интерес к краеведению объединил детей из неблагополучных семей.

Опыт юношеских клубов не менее разнообразен. Патриотический клуб «Александр» при Кадомской центральной библиотеке на протяжении многих лет занимается военно-патриотическим воспитанием кадетов казачьего класса Кадомского технологического техникума. В тематике занятий большое место уделяется краеведению. Кадеты с интересом узнали о преподобном Сергии Радонежском, который помирил князя Олега Ивановича с князем московским Дмитрием Донским и, согласно легенде, основал Рязанский Троицкий монастырь, о покорителях космоса, в плеяду которых входят многие рязанцы. Для кадетов были проведены: час исторического портрета «Впередсмотрящий кругосветных плаваний» - о мореходе

В. М. Головнине; урок мужества «Светлая память о земляке» - о Герое Советского Союза Д. В. Каприне и др.

Многие молодежные клубы по интересам постоянно обращаются к теме краеведения. Так, клуб «Юность» при Ряжской центральной библиотеке провел серию занятий, посвященных рязанским усадьбам.

На занятиях клуба юных краеведов изучению родословной можно посвятить целый цикл мероприятий под названием «Мои предки (Моя семья) в истории моего города (села, деревни)». В итоге у каждого участника получится семейный генеалогический альбом. Авторская программа, разработанная в библиотеке-филиале № 12 ЦБС г. Рязани, так и называется «Моя родословная» (автор - Н. Н. Макарова). В рамках этой программы для членов подросткового краеведческого клуба «Истоки» проведен цикл мероприятий «Край, в котором ты живешь». Например, тематический вечер «Великие люди земли рязанской», час интересных сообщений «Петр I и Рязанский край», викторина «Рязань и рязанцы» и др. Члены клуба «Юный краевед» Бестужевской библиотеки Кораблинского района приняли активное участие в творческом конкурсе «Мой предок». Работы ребят с интересом прочитали жители села.

Некоторые детские краеведческие объединения отдают предпочтение поисковой работе. Так, в Путятинском районе члены клуба «Следопыт» Песочинской сельской библиотеки занимаются сбором материалов о родном селе, а члены кружка «Краевед» Карабухинской сельской библиотеки собирают и изучают информацию о родном крае и совершают краеведческие экскурсии. В Бусаевской сельской библиотеке Клепиковского района школьники с интересом занимаются в краеведческом кружке «Следопыт».

Воспитанники краеведческого объединения «Исток» Малостуденецкой библиотеки Сасовского района искали материалы об ордене времен русско-японской войны, случайно обнаруженном в селе. В результате поисков их исследовательская работа заняла первое место в районном конкурсе по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Люди».

Как показал анализ отчетов муниципальных библиотек Рязанской области, в патриотическом воспитании подрастающего поколения краеведческое направление наиболее интересно детям и подросткам, а клубы юных краеведов являются самой эффективной формой воспитания патриотов своего Отечества. В такие клубы собираются дети и подростки, увлеченные краеведением. Регулярно посещая заседания, изучая историю и культуру родного края, юные краеведы проникаются уважением к традициям, наследниками которых они являются, и гордостью за славные дела своих предков. Эти убеждения составляют тот моральный стержень, который поможет детям с годами стать достойными гражданами своего Отечества, не позволят им преступить четкие моральные границы поведения в семье и обществе, привитые с детства.

Успешный опыт работы дает основание рекомендовать создание при библиотеках клубов юных краеведов и проводить в них целенаправленную краеведческую деятельность, способствующую воспитанию патриотизма у детей и подростков.
Анализ неудовлетворенного спроса в муниципальных библиотеках Рязанской области за 2011 год
Т. Б. Шевлякова главный библиотекарь отдела ФИРБО Рязанской ОУНБ им. Горького
За прошедший год библиотеками муниципальных образований города Рязани и области зарегистрировано 90 029 отказов, что на 5 574 меньше, чем в 2010 году. Соответственно, отказов в процентном соотношении было значительно меньше, чем в прошлом году – 5,8% по сравнению с 3,1%. Меньше отказов - в Клепиковском, Новодеревенском, Путятинском, Скопинском, Шацком, Шиловском районах. В Касимовском, Михайловском, Рязанском, Сасовском районах отказов больше. В Ермишинском, Кораблинском, Милославском, Ряжском, Спасском, Старожиловском – на уровне прошлого года.

Большая часть отказов – (62,1%) приходится на художественную литературу, языкознание и литературоведение. Отказы на общественно - политическую литературу составляют 15,8%. Особенно их много в экономике, маркетинге, менеджменте, философии, истории государства и права, педагогике и психологии. Центральные библиотеки нуждаются в новой литературе о Чернобыльской трагедии, истории зарубежных стран. На естественно - научную литературу приходится 8,2 % отказов, на техническую и сельскохозяйственную – 8,4 %, на литературу по искусству и спорту –

5,5 %. 86% отказов было ликвидировано. Это на 2% больше, чем в 2010 году.

Немаловажную роль в удовлетворении запросов библиотекари отводили внутрисистемному книгообмену (58% отказов ликвидировано), а отсутствующие книги заменены на аналогичные издания - (14,5%). На книги, пользующиеся повышенным спросом, устанавливалась очередь, с помощью которой ликвидировано 12,1% отказов (на 0,8% меньше, чем в прошлом году).

С помощью МБА было ликвидировано 0,4 % отказов (на 0,2% меньше, чем в 2010 году). В регионе наблюдается тенденция снижения ликвидации отказов по МБА. Это объясняется несколькими факторами: срочностью запроса, платой за пересылку книг и др. В некоторых районах, например в Сасовском, процент использования МБА еще ниже – 0,04%, а в Скопинском –1,6 %.

В муниципальных библиотеках области за прошедший год увеличилось число сложных запросов. Повсеместно требуется новая информация по организации сельскохозяйственного производства, современному дизайну участка, книги по рыболовству, садоводству и огородничеству. Требуется также литература о программном обеспечении, персональных компьютерах и нанотехнологиях.

Центральным библиотекам нужны учебники: «Культура управленческого труда», «Основы делового общения», «Дошкольное обучение ребенка», «Таможенное право», «Ветеринария», «Биотехнологии», «Основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров».

Много отказов было в этом году на познавательную литературу о выдающихся спортсменах и видах спорта, особенно экстремальных (горный велосипед, роликовые коньки, скейтбординг, сноубординг).

В 2011 году, как и в 2010-м, не ослабевает интерес читателей к религиозной литературе. Сельские библиотеки хотели бы иметь книги о православных праздниках, обычаях и традициях русского народа. Большим спросом пользуется литература о народном костюме, о русских игрушках, забавах, о народных промыслах, бисероплетении.

Библиотекари нашего региона отмечают, что в фондах недостаточно новой литературы по техническому устройству и обслуживанию автомобилей, ремонтно-строительных работах в доме, о профилактике СПИДа, алкоголизма и наркомании.

Много запросов от читателей поступило по биологии, астрономии, экологии, физики и химии. Новые издания этой тематики в библиотеках практически отсутствуют. Для удовлетворения запросов библиотекари используют тематические папки-досье, периодику.

Постоянным спросом у читателей пользовались книги по культурологии и искусствоведению, о музеях мира, творчестве отдельных художников, актёров и композиторов.

Все муниципальные библиотеки области хотели бы иметь новую литературу по рукоделию, изготовлению поделок из природных материалов.

Во всех без исключения районах постоянным читательским спросом пользовались книги о творчестве русских писателей, критические материалы по произведениям отечественных и зарубежных авторов.

В прошлом году в центральных и сельских библиотеках художественная литература хорошо комплектовалась за счет средств федерального бюджета, даров читателей. Большую роль сыграла акция «Подари сельской библиотеке новую книгу!», которая проводилась по инициативе отдела ФИРБО библиотеки им. Горького. Подведение итогов акции состоялось в октябре 2011 года в рамках межрегионального фестиваля «Региональная книга России». Хорошим подспорьем в комплектовании явился подарок партии «Единая Россия» - по 20 экземпляров книг для каждой из муниципальных библиотек региона в рамках реализации проекта «Библиотеки России».

Тем не менее, многие библиотеки испытывают недостаток произведений М. В. Ломоносова, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя,

К. Паустовского, В. Астафьева, М. Булгакова, И. Бродского, Л. Улицкой, Д. Рубиной. Учащиеся школ, студенты колледжей и вузов в последнее время чаще спрашивают такие книги, как «Легенды Арбата» М. Веллера, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева, «Метро» Д. Глуховского, произведения С. Майер и других авторов.

Статистика 2011 года показывает, что 9 951 отказ (11,1 %) не был ликвидирован. Если сравнивать с 2010 годом (13 664 отказа или 14 %) – число отказов уменьшилось на 2,9 %. Среди неликвидированных отказов лидирует литература социально-экономического профиля: учебная литература узкой направленности, редкие и новейшие издания по истории, политологии и экономике, а также широко разрекламированная художественная литература, только что вышедшая в свет.

Библиотекарями нашей области была проделана большая работа по ликвидации неудовлетворенного спроса.

Анализируя данные, полученные от центральных библиотек региона, делаем вывод, что необходимо более детально планировать работу по комплектованию фондов, используя картотеку отказов, навигаторы в мире книг, электронный каталог НФ «Пушкинская библиотека», ЭБС «ЛитРес», «Лань» и др., а также широкую рекламу библиотечных услуг.
Развитие курса «Потребительская безопасность»

для учащихся старших классов

______________________________________________________

Е. Ю. Слепова, зав. сектором правовой информации для потребителей ЦПИ и ОР библиотеки имени Горького
В Российской Федерации правовые отношения на потребительском рынке регулируются системой нормативно-правовых актов, основу которой составляет Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», определяющий механизмы их реализации и последствия нарушения.

Одной из задач, определенных Законом «О защите прав потребителей», является создание в стране системы потребительского образования и воспитания. Библиотека имени Горького много делает для того, чтобы помочь людям научиться ориентироваться в отношениях между покупателем и продавцом.

Значительная часть проблем возникает из-за неграмотности граждан в сфере их потребительских прав. Если бы люди знали, как себя правильно вести в той или иной ситуации, половины конфликтов в сфере торговли или предоставления услуг можно было бы избежать.

В настоящее время в общеобразовательных школах, как правило, нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания о правах и обязанностях потребителя. Тем не менее, они весьма востребованы в нашей современной жизни, поэтому в библиотеке имени Горького возникла идея создания учебного курса «Потребительская безопасность», который помог бы учащимся овладеть современными экономическими знаниями и навыками грамотного потребительского поведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По окончании изучения курса «Потребительская безопасность» учащиеся должны:

  • иметь представление о правовых законодательных актах, регулирующих права и защиту интересов потребителей;

  • усвоить свои потребительские права и обязанности;

  • знать, куда следует обращаться в случае нарушения прав потребителей;

  • критически оценивать рекламную информацию, различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

  • усвоить основы теории потребительского поведения.

Пилотный проект по защите прав потребителей стартовал в библиотеке имени Горького в 2008 г. В течение всего учебного года проходили регулярные семинары с учащимися школ и студентами ВУЗов Рязани.

В 2009 году было достигнуто соглашение со средней общеобразовательной школой (СОШ) № 7 «Русская классическая школа» о проведении занятий с учащимися старших классов, разработана программа курса «Потребительская безопасность», и начал работу двухгодичный теоретико-практический курс для учащихся 10-11 классов. Занятия проходили в форме кратких слайд-лекций с элементами дискуссий, разбором спорных ситуаций. В практической части занятия ребята учились писать претензии на некачественный товар или плохо оказанную услугу, разбиралась каждая ситуация.

Заключительное занятие было проведено в форме КВН с разминкой, конкурсом капитанов, викториной «вопрос-ответ». Учащиеся самостоятельно анализировали те или иные житейские ситуации, которые часто встречаются по разные стороны прилавка и в сфере услуг. Завершилось занятие тестом на знание Закона «О защите прав потребителей». Анализ его итогов показал, что ребята научились применять полученные знания в конкретных ситуациях. По результатам двухгодичного курса составлена методическая разработка, размещенная на сайте библиотеки.

С 2011-го по 2012 год в курсе «Потребительская безопасность» произошли некоторые изменения. Двухгодичное обучение учащихся было заменено на изучение в рамках одного учебного года для учащихся 10-х классов, и, самое главное, – начал свою работу элективный курс «Основы потребительских знаний» для учащихся 9-х классов. Юные борцы за свои права пришли в библиотеку изучать азы потребительской грамотности. В занятия было добавлено больше игровых форм и практикумов. Ребята рассуждали на занятиях, изучали этикетки товаров, определяли вредные пищевые добавки в продуктах и находили некачественный товар по штрих-коду. Занятия проходили очень оживленно и интересно.

В 2012-2013 учебном году в библиотеке действует элективный курс для учащихся 9-х классов СОШ № 7. Основное его достоинство – красочный и занимательный способ подачи материала. Весь курс основан на игровой форме.

Ребята знакомятся с правами потребителей как объектом защиты, анализируя интересный и содержательный видеоряд и закрепляя полученные знания в ролевой игре «Вопрос-ответ».

На занятии, посвященном источникам потребительской информации, старшеклассники искали примеры недобросовестной рекламы, сами составляли проекты антирекламы, работали с образцами этикеток, инструкций, ярлыков одежды. Проверкой знаний школьников стало решение кроссворда.

Курс «Потребительская безопасность» развивается, мы ищем новые – интересные и полезные формы работы.

Молодежный формат библиотечной профессии

__________________________________________________________________

Н. С. Выропаева, заведующая центром молодежных инноваций Рязанской ОУНБ им. Горького
Мы все знаем и понимаем, что эффективность работы современной библиотеки во многом определяется состоянием её кадровых ресурсов.

Важную роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности играют молодые кадры, для которых профессионально значимыми стали мобильность в освоении новых технологий и способность находить новые пути решения поставленных задач.

Приоритетными качествами молодых сотрудников в данном случае являются: постоянное стремление к повышению своего профессионального уровня, креативность и активное участие в разработке проектов, исследованиях библиотеки; умение отстаивать свою точку зрения и наличие собственного мнения. Так выглядит идеальная картина. Что же мы имеем на самом деле?

Кадровая ситуация в библиотечной сфере в стране и в нашем регионе в целом такова, что в скором времени доказывать, что библиотека − прекрасный инструмент для социального строительства и сохранения единого культурного пространства России будет некому. Сегодня на территории области работают 98 молодых библиотекарей, что составляет

6,5 % от общего числа библиотечных работников. Средний возраст молодежи 28-29 лет.

Кадровая ситуация в регионе

Развитие отрасли зависит от многих факторов.

Первый - сплочение молодых.

Общение в кругу единомышленников, разработка и реализация совместных проектов полезны не только с точки зрения профессионального роста, но необходимы для морального удовлетворения, связанного с осознанием своей значимости и ценности как специалиста.

Формой объединения молодых библиотекарей области стал Совет. Что мы делаем сейчас и каковы наши планы на 2013 год?

11 декабря состоялся финал ежегодного конкурса молодых библиотекарей Рязанской области «За новый статус и имидж профессии». В этом году в финал вышли 8 молодых библиотекарей. Это специалисты областных библиотек - детской и специальной библиотеки для слепых, - и шести муниципальных образований - Кадомского, Рыбновского, Рязанского, Сараевского районов, г. Касимова, г. Сасово. Мы изменили критерии отбора. В прошедшем году конкурсантам нужно было провести электронную экскурсию по библиотеке, сегодня они представляют свои проекты. Важную роль здесь играет и фактор наставничества, поддержки со стороны старшего поколения. В молодого сотрудника нужно много вкладывать, тратить свои силы, время, средства, чтобы добиться хорошего результата. Но не все руководители библиотек готовы к этому, иные просто боятся того, что, получив знания, молодежь уйдет.

Важным фактором является также коллективное профессиональное общение внутри региона и на всероссийском уровне. Разрозненные ранее молодые специалисты объединились в команду, решающую главные на сегодня задачи повышения профессионализма. Внутри региона мы проводим образовательные выездные лагеря-семинары, тренинги, мастер-классы. В сентябре 2013 года мы будем проводить в Рязани «V Форум молодых библиотекарей России». Это уникальная возможность не только пообщаться с представителями других регионов, но и постараться решить ряд назревших вопросов.

Все это дает возможность лучше изучить проблемы библиотек, завязать новые контакты и поддержать начинания активных молодых библиотекарей. Профессиональные навыки и креативность мы реализуем в своих проектах, направленных на продвижение чтения, повышение информационной культуры, социальную поддержку людей с ограниченными возможностями. Я об этом говорю еще раз не для того, чтобы показать, какие мы молодцы. Эти же проекты можно реализовывать и на территории всей области. Вот несколько примеров. «Ночь в библиотеке» в этом году проходила в рамках всероссийской акции «Библионочь», в которой приняли участие тысячи библиотек. Теперь это сетевой проект, к которому могут присоединиться все желающие. В 2013 году «Библионочь» состоится в конце апреля. Примером еще одной яркой акции может служить «Книгомания». Обычно она рассчитана на три дня. Каждый имеет свою тематику. В рамках этой акции каждый рязанец мог обменять или почитать книгу совершенно бесплатно. Но на нашей «Книгомании» дело книгами не ограничилось, каждый её участник смог выбрать себе занятие по душе. Были конкурсы, мастер-классы, викторины, игры. Этот проект показывает, как через книги и чтение можно развиваться, получить практически любую информацию, найти себя в историческом моделировании, мастерском владении роликами или в искусстве покорения огня - «фаер-шоу».

Кроме того, эти проекты выполняют еще и рекламную функцию:

  1. Реклама библиотек как культурно-информационных центров: где можно найти интересующую информацию, интересно и увлекательно провести свободное время, принять участие в реализации любого проекта; чувствовать себя в библиотеке, как дома.

  2. Реклама библиотечной профессии в обществе.

Наша креативность, наш молодежный формат библиотечной профессии заключатся в том, что мы делаем свои проекты не просто для молодежи, а вместе с молодежью, не деля ее на библиотечную и не библиотечную, вовлекая их в этот интересный и удивительный мир библиотеки и библиотечной профессии.
Новая библиотека – новые возможности для читателя

__________________________________________________________________
Н. Ф. Кирсанова, главный библиотекарь - методист центральной детской библиотеки Рязани

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: