NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»

Всяк ремонт ищет, да не всяк его творит.

Русская пословица

Следующего раза не будет! Всё и сейчас!

З.А. Сухова, директор МБУК «ЦСДБ города Рязани»

Соответствовать времени трудно, но другого не дано.

Е. Лапко, директор библиотеки (Томская область)


Какой должна быть детская библиотека? Конечно же, привлекательной со всех сторон. Во-первых, современной по интерьеру и наполнению; во-вторых, технически совершенной (не успел – значит, опоздал и опоздал безнадежно!); в-третьих, информационно ясной и полной; наконец, своей по духу и привычной, немного домашней.

Вот, приблизительно, из этих, далеко не полных составляющих и должно складываться комфортное внутрибиблиотечное пространство. Комфортность - главный фактор успешной работы, а одно из средств достижения оптимального уровня комфорта - это капитальный ремонт.

Современность состоит в том, чтобы не только пытаться «проникнуть в пространство библиотеки» (В. П. Леонов «Пространство библиотеки»), но и активно его видоизменять. Говоря о внутреннем пространстве, автор книги представляет его как геометрическую фигуру, где действуют свои силы притяжения (здания, фонды, читатели, справочный аппарат, библиотекари…).

Ремонт, наряду с другими важными факторами, должен проводиться с целью гармонизации внутрибиблиотечного пространства. Как это связано с комфортностью? Напрямую: гармония всегда подразумевает удобства, то есть комфортность.

Говорят, что один ремонт равносилен двум наводнениям. А если он завершает круг из 11 капитальных ремонтов (именно столько библиотек в нашей библиотечной системе)? Сколько их было всего за 35-летнюю трудовую деятельность Зинаиды Алексеевны Суховой, директора Централизованной системы детских библиотек Рязани, подсчитать очень сложно. Но она, идейный вдохновитель и организатор очередного такого «ремонта - наводнения», неизменно придерживается народной мудрости: «глаза боятся, а руки делают».


Облик современной библиотеки стремительно меняется. Ясно, однако, что возможности библиотек по реконструкции своего пространства изначально неравны.

О таком синтезе дизайна и функционала, как в Национальной библиотеке Франции, можно мечтать не только нам, но и библиотекарям других библиотек, в том числе очень крупных, но расположенных в приспособленных помещениях.

О воплощении в жизнь гибкой планировки помещений на примере нашей библиотеки вполне можно говорить, но, конечно, воплощении не настолько полном, как представляли себе создатели данной концепции - американский архитектор Гитенс и развивший его взгляды в России прошлого века Р. Роте.

Тем не менее, именно изменение планировки библиотеки явилось одной из главных задач предстоящего ремонта, а стремительно меняющаяся жизнь (а, значит, и ее восприятие «визуальным поколением» - нашими читателями) заставила значительно изменить подходы к дизайну наших интерьеров. Разработанный профессионалами дизайн-проект недешев. Но уже на этом этапе удалось сэкономить финансовые средства, так как этот проект был выполнен библиотечным отделом дизайна, где работают профессиональные художники. В разработке общей концепции принимали также самое активное участие сотрудники всех заинтересованных отделов.

Основной целью ремонта была попытка поставить библиотечное пространство на службу читателю, насколько это станет возможным в наших условиях. Со времени написания Ж. Гаскюэль труда «Пространство для книги» (пер. на рус. - 1995 г.) приоритеты заметно поменялись, и именно читатель - главный приоритет сегодня. Юный читатель должен ощущать себя в библиотеке не гостем, а полноправным хозяином. Как и известный библиотековед С. Г. Матлина, мы считали, что главное – организовать пространство библиотеки, легко «обживаемое» любым ее посетителем, создать образ библиотеки, «самонастраивающейся» на его ожидания.

Основными задачами дизайн-проекта были следующие:

  • повышение функциональности и удобства в эксплуатации помещения;

  • повышение доступности информации;

  • повышение комфортности и, следовательно, привлекательности;

  • повышение экологичности;

  • обеспечение безопасности пребывания;

  • «цветовое кодирование» помещений библиотеки и др.


К началу ремонта имелись определенные предпосылки его успешности:

стабильное финансирование в течение нескольких лет и участие в реализации региональных и городских программ позволили нам значительно улучшить материально-техническую базу, увеличить компьютерный парк (35 ПК к началу ремонта в ЦБ, 72 - в ЦСДБ), накопить запасы современного оборудования и эксклюзивно изготовленной для нас фирмами мебели;

расширение площади помещения на 131 м² позволило использовать её более эффективно;

расширение площади осуществлено также за счет отремонтированного собственными силами подвала площадью 400 м²;

были отремонтированы помещения практически всех библиотек-филиалов централизованной системы, поэтому на них не нужно было отвлекать силы и материальные средства;

уже были заменены окна, входная группа, дорогостоящая «верхняя» вывеска;

были заложены основы безопасности - появились система пожаротушения и устройство звуковой системы оповещения, которое предусматривает применение радиотрансляции;

было проведено изучение библиотечного пространства;

тщательно изучена методическая литература по теме и различная техническая документация (СНиПы, СанПиНы, Нормы, Правила и т. п.);

проведена санация помещения, необходимая из-за протечек кровли;

кадровый состав, энтузиазм коллектива позволяли эффективно решать сложные задачи в предельно сжатые сроки.
Итак, в условиях практически открытой для читателя библиотеки, с незнакомой фирмой–подрядчиком (именно она выиграла тендер), был проведен качественный БКР - Большой капитальный ремонт.

Осуществление новых функций на старых площадях, или «новая библиотека в старых стенах» (по выражению В. Зверевича) – задача сложная, но решаемая. Именно это и доказал наш ремонт.

Сроки, в которые мы уложились - 2,5 месяца – можно считать кратчайшими, так как ремонту подлежало помещение общей площадью 1066 м ². Бюджетные средства, выделенные на ремонт управлением культуры Рязани, составили 2,8 млн. рублей, также было вложено 50 тыс. рублей собственных библиотечных средств.

Сразу скажем, что с подрядчиком нам повезло. Фирма «Б. И. А. СТРОЙ» (директор И. А. Блошкин) оказалась надёжной ремонтно-строительной организацией. Нельзя сказать, что наши взаимоотношения были идиллическими, но все проблемы решались оперативно и профессионально, недоделки устранялись в нормальном рабочем режиме. Ремонтные работы были проведены с высоким качеством.

Не останавливаясь на разных этапах ремонта, расскажем о достигнутых результатах.

Прилегающая территория и фасад
Библиотека находится в самом оживленном месте микрорайона с 70-тысячным населением, занимает часть пристройки и первого этажа жилого дома. Внешний вид библиотеки выгодно отличается от рядом расположенных учреждений: огромная светящаяся «верхняя» вывеска видна издалека, единственный цветник на улице – библиотечный. Рядом - большая стоянка для транспорта. Подходы к библиотеке радуют взгляд, служат «приглашающей» зоной.

После ремонта этот эффект усилился за счет фасада, выкрашенного в теплый «персиковый» цвет, органичный для нашего города. Была отремонтирована кровля пристройки.
Отделы библиотеки
Свободно организуемое пространство в заранее данных рамках несущих стен – это, конечно, миф. Но, чтобы соблюсти общепринятое правило, что свободной организации помогают малые, визуально обозримые объемы, пришлось изрядно подумать. В результате отдел библиотечно-сервисных услуг получил свое отдельное, комфортное помещение, где находятся также сервер и копировальный аппарат.

В обновленной библиотеке увеличилось пространство для обеспечения доступа к информационным ресурсам, например, число компьютеров для пользователей увеличилось в три раза.

Актовый зал
После ремонта в библиотеке появился хороший актовый зал на 70 мест, который имеет многофункциональное назначение: для производственных совещаний и семинаров библиотечных работников, для проведения массовых мероприятий, в том числе с использованием мультимедийных технологий – видеоконференций, вебинаров, видеовикторин и т.п. Зал, теперь имеющий сцену, также является репетиционной базой для библиотечного и кукольного театров, используется для клубной и кружковой работы.

С помощью подвесного потолка здесь создана хорошая акустика, а рассеянный свет встроенных светильников оптимален для размещенной в помещении детской картинной галереи «Волшебная радуга».

В зале имеются плазменный телевизор, позволяющий подключить цифровое TV и ПК, проекционное оборудование, магнитно-поворотная доска, домашний кинотеатр со встроенным Wi-Fi и напольной акустикой.

Возможно, скоро появятся и театральный занавес, как в «настоящем» зрительном зале, и специализированные светильники для экспозиции, как в картинных галереях. Надеемся, здесь будет еще больше авторов-детей и юных артистов, что соответствует такому важному направлению нашей деятельности, как продвижение талантливых читателей. Библиотека становится «территорией творчества», привлекающей в свои стены юные таланты. Кстати, мы заметили такую тенденцию: в библиотеке открываются таланты, о которых зачастую ничего не знают в школе и дома.

Теперь экспозиции картинной галереи размещены на трех выставочных площадках: в актовом зале, в коридоре, где сейчас действует фотовыставка работ наших библиотекарей, и в помещении читального зала, где недавно состоялась презентация выставки «Сны кота Леопольда». Свои картины выставили учащиеся художественной школы № 5. Замечательные юные художники попробовали свои силы в создании ярких, порой радостных, а порой и грустных котов, отразили свое видение мира этих животных.
Читальный зал
Здесь мы отказались от традиционной расстановки читательских столов обычными рядами, создающими визуальную монотонность и излишнюю строгость, не свойственную самой природе детской библиотеки. Теперь столы расставлены сплошным овалом. Такая расстановка удобна и для просмотра газетных подшивок, и для работы небольшой группы с одной книгой, и для рисования плакатов.

При необходимости в зале организуются индивидуальные рабочие места. Также можно расположиться под пальмой или другим растением, которые с любовью выращивают сотрудники, понимая, что фитодизайн имеет важное значение для создания комфорта. В перспективе в зале появится красивый кожаный диван, где читателям можно будет пообщаться, да и просто отдохнуть.

Отдел абонемента
Структура этого отдела состоит из сектора обслуживания детей «от нуля и до 10 лет» и сектора, который обслуживает более старших читателей и руководителей детского чтения.

Новые принципы организации внутрибиблиотечного пространства позволили применить современные тенденции в расстановке фонда: зонирование, «библиоэкспресс», «библиоконстанту», а вот большая часть «библиоретро» переведена в хранилище, расположенное рядом. В «малышковом» пространстве, применена тематическая расстановка, а в другом секторе – систематическая с устройством близких по тематике комплексов.

В отделе соблюдаются рекомендации по размещению фондов при обслуживании детей, которые предполагают более низкие нормы книгоемкости стеллажей – 25-30 книг на один погонный метр (метро-полку), 6 полок вместо 7.

В мебельной фирме «Радуга-Лик» были заказаны несколько видов стеллажей, некоторые – по специальному проекту. Появилась возможность разместить большеформатные книги стихов и сказок. Малыши получили уголок, украшенный деревянными деталями, как в русских народных сказках. Вскоре книги будут «приезжать» к своим читателям на большом игрушечном поезде, подаренном городским управлением культуры.

Внимание всех входящих обращает на себя задняя стена абонемента, похожая на улицу средневекового сказочного городка, где домики тесно примыкают друг к другу, а небольшие соседствуют с совсем крохотными.

Колонны в центре зала окружают невысокие круглые столики, за которыми удобно рассматривать иллюстрации, рисовать, играть в настольные игры, сидя на удобных пуфиках. Можно также читать, расположившись на ковре, пока мамы и бабушки, сидя в уютных креслах, в своем «мини-клубе» обсуждают содержание любимых журналов.

Многофункциональные двухцветные кафедры удобны и для читателей, и сотрудников.

В декоративном оформлении мы следовали совету С. Г. Матлиной - не перегружать пространство. Поэтому используются минимальные средства декора, нестандартные решения. Россыпь дизайнерских находок не нарушает законов современного дизайна.
Комфортность
Допускаемые уровни звукового давления,  проникающего в помещения, минимальны, это обеспечено усиленными стеклопакетами в окнах, пластиковой входной группой с тамбуром. Необходимость их установки диктовали условия: первый этаж и расположение библиотеки рядом с оживленной транспортной магистралью. Уровни шума, возникающего в помещениях, удалось значительно снизить за счет подвесных потолков. Несмотря на то, что они не являются специализированными акустическими (и дорогостоящими!), акустика в помещениях заметно улучшилась. Некоторое понижение уровня потолка не сказалось на эстетическом восприятии помещения, так как высота потолков в библиотеке – 3,5 м.

После ремонта появилась возможность максимально увеличить расстояние между стеллажами. Много воздуха, света, простора – вот впечатление от помещений для обслуживания читателей.

Высокие плинтусы в детской библиотеке жизненно необходимы, поэтому их установили во всех наиболее посещаемых зонах.

Самая серьезная проблема – комфортность для читателей с ограниченными возможностями. Нам удалось построить пандус для инвалидных (и детских) колясок, в холле могут разместиться несколько колясок, главные дверные проемы имеют рекомендуемую ширину - от 90 до 150 см. На пути следования отсутствуют ковры и мебель, нет у нас и высоких порогов. Контрастное цветовое сочетание напольного и стенового покрытий облегчает ориентировку в помещении, уменьшает возможность травмы. Везде в библиотеке - в холле, коридоре, отделах - есть уютные зоны отдыха.

Забота о комфортности для коллектива, создание для сотрудников оптимальных условий труда и отдыха всегда являлись важными для администрации и профкома. Отличительной чертой этого ремонта стало внимание к организации рабочих мест. В результате мы получили удобные рабочие места, расположенные в соответствии с правилами эргономики, с оптимальным тепловым и световым режимами. Имеются три изолированные комнаты (библиотека расположена в двух зданиях и трех отдельных помещениях) отдыха и принятия пищи, оборудованные холодильниками, микроволновыми печами и др.
Безопасность пребывания, пути эвакуации
В результате ремонта, расширения имеющихся и созданию новых широких проходов появилось еще два альтернативных пути эвакуации. На всем её пути - усовершенствованное освещение, нескользящий пол, свободные проходы.

Имеется современная система пожаротушения, оснащенная звуковым оповещением с использованием радиотрансляции. При ремонте были использованы трудносгораемые и несгораемые материалы.
Экологичность
Поскольку использование синтетических материалов, красителей надо было свести к минимуму, их состав был изучен, и выбраны самые безвредные. К сожалению, не удалось полностью отказаться от применения линолеума, не самого экологичного покрытия; линолеум в части помещения был заменен на керамическую плитку, с шероховатой поверхностью, нетравматичную.

Использование в интерьере вертикальных жалюзи облегчает уборку, улучшает экологию в помещении. Повышение уровня экологичности достигнуто также отказом от традиционных светильников и заменой их встроенными.

Освещение
Важно обращать внимание на защищенность помещений, где расположены книги, от излишнего солнечного света и, соответственно, вредного для книг ультрафиолета. В нашей библиотеке окна, обращенные на юго-восток, защищены современным приспособлением для рассеивания света – жалюзи с надежным механизмом открывания. Практически все стеллажи установлены торцом к потоку света, что защищает книги от выгорания.

Нормы коэффициента естественной освещенности помещений библиотеки, нормы освещенности от общей сети освещения были полностью соблюдены. Это показала недавняя аттестация рабочих мест по условиям труда, проведенная ООО Центр «Труд-Сервис» по нашей инициативе. Условия труда на всех рабочих местах полностью соответствуют нормам СанПин.

Тепловой режим
Оптимальный тепловой режим необходим в детской библиотеке: нельзя и представить озябшего ребенка, тянущегося к книгам. Конечно, такая опасность нашим юным читателям не грозила, но замена оборудования на современное позволила поддерживать комфортную температуру. Мы также получили возможность регулирования температуры в течение дня и недели в соответствии с общепринятыми требованиями.
Цветовое решение интерьеров
Цветовое кодирование помещений – одна из основ современного подхода к цветовому решению интерьеров. В соответствии с концепцией «читатель – не гость, а хозяин» необходимо было уйти от излишней официальности, холодности в цвете. В то же время была опасность впасть в другую крайность, которая так раздражает в некоторых библиотеках. Существует спорная точка зрения: детская библиотека должна быть очень яркой, нарядной, насыщенной декоративными элементами. По нашему мнению, такая пестрота рассеивает внимание, мешает поиску и восприятию информации, утомляет читателя.

Нам удалось найти «золотую середину». В читальном зале – спокойный, малонасыщенный цвет, а на абонементе и в других помещениях - цвета более насыщенные, контрастные. Использованы и теплые, и холодные тона, но - все в меру. Все ковры и в читательской, и в служебной зонах - светлых мягких тонов. Внимание акцентировалось на выборе соответствующего цвета, психологии восприятия цвета и его физиологическом воздействии.

Общеизвестно, что неожиданное цветовое пятно всегда привлекательно. Самым «веселым» получился гардероб: на спокойном сером поле разбросаны желтые и синие круги и эллипсы (помните: «театр начинается с…»); да всё, абсолютно всё начинается с вешалки, притягивает или отталкивает, иногда подсознательно. Но дизайнеры использовали этот прием совершенно сознательно: вход в библиотеку, так называемая «приглашающая» зона, должен привлекать внимание.

На абонементе таким цветовым пятном служит диванная группа с обивкой апельсинового цвета, поддерживают это цветовое решение полоски на жалюзи, оранжевые банкетки и рисунок на пуфиках.

Решено было не делать специально ярких акцентов в читальном зале, здесь достаточно ярких картин.

Практически все служебные помещения оклеены обоями теплых тонов, что, как известно, повышает активность и жизненный тонус.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Результат общих усилий всех порадовал: библиотека буквально преобразилась.

В сентябре состоялось торжественное открытие центральной детской библиотеки города Рязани после капитального ремонта.

Директор системы детских библиотек Зинаида Алексеевна Сухова поблагодарила всех, кто принимал участие в ремонте, отметив, что открытие обновленной библиотеки – событие важное.

Всех собравшихся поздравили заместитель главы администрации Рязани Татьяна Евгеньевна Пыжонкова, депутат городской думы Галина Владимировна Трушина, начальник городского управления культуры Андрей Анатольевич Кашаев и многие другие.

Комфортность, по определению С. Г. Матлиной, это совокупность умело сформированных информационных ресурсов, достаточных материально-технических условий, компетентного и доброжелательного персонала библиотеки. В оптимальном варианте – это дружественная посетителям атмосфера, способствующая свободному проявлению потребностей и желаний пользователя при выборе литературы. Если исходить из этих слов, то можно смело утверждать, что цель ремонта достигнута.

Мы с уверенностью смотрим в будущее и делаем все, чтобы наша библиотека стала тем самым «третьим местом», где ребенку хочется и приятно находиться.

А пока ремонтировалась Центральная библиотека, почти все наши библиотеки получили роскошные подарки - новенькие пластиковые окна, поставленные на бюджетные средства. Так что все остались довольны.

Но не за горами и следующий ремонт. Основными целями следующего витка ремонтов станут, скорее всего, такие: обеспечение безопасности читателей в стенах библиотек, повышение требований к экологичности строительных материалов, мебели и оборудования, внимание к эргономике в дизайне среды, создание безбарьерной среды для читателей с ограничением жизнедеятельности. Мечтаем мы и о создании так необходимой в детской библиотеке системы микроклимата, и о защите фонда с помощью современных технологий.

«Библиотека реальных возможностей» (термин В. П. Леонова) состоится лишь тогда, когда удастся эффективно решить проблемы в этих областях.

Но, надеемся, что все это сбудется гораздо раньше следующего Большого капитального ремонта.

Один маленький читатель на открытии библиотеки после ремонта с волнением и гордостью сказал: «Наша библиотека была красивая, а стала еще краше!»

Для того мы и трудимся, чтобы наш теплый библиотечный дом стал еще теплее и привлекательнее, и чтобы уже следующее поколение молодых родителей приводило своих малышей к нам со словами «Теперь это и твоя библиотека!».
Несколько практических советов от осиливших не один Большой Капитальный Ремонт:
Готовясь к первой встрече с подрядчиками, надо не только показать твердость характера, абсолютную невозможность выйти за рамки бюджета, но и «профессиональную строительную компетентность»: несколько «заковыристых» вопросов и терминов здесь очень пригодятся, пусть даже вы произносите их впервые.

  • Основной финансовый закон ремонта знаком всем: сразу объяснить бригаде, что вы вообще не знаете такого слова - «аванс», и оплачивать поэтапно только объем фактически выполненных работ.

  • Будьте бдительны при заключении договора, не забудьте всю переделку погрешностей отнести за счет подрядчика, письменно пугайте крупными штрафными санкциями за все, что посчитаете нужным, постарайтесь максимально увеличить гарантийный срок. Правда, не всегда можно включить все нужные пункты, так как часто подрядчики мастерски увиливают, объясняя, что «в типовом договоре менять ничего нельзя». Бывает и так, но пытаться надо обязательно!

  • Проверяйте всегда, совпадают ли характеристики привезенных материалов заявленным в документах, иначе вместо ровненькой (и недешевой!), гладкой высококачественной плитки будете ходить по низкосортной гаражной. Связи со строительными магазинами подрядчик частенько использует в свою пользу, но никак не в пользу заказчика. Приобретаются товары, которые в других местах дешевле при аналогичном, а, возможно, и более высоком, качестве. Здесь можно потерять немалые средства.

  • Ставьте только биметаллические радиаторы с подходящими не только для России, но и для вашего города характеристиками. Это дороже современных алюминиевых радиаторов, но, если удастся приобрести батареи, для которых не надо менять подводящие трубы, большая экономия гарантирована.

  • Если в ваши планы входит ремонт лестницы, попробуйте адаптировать высоту ступенек для детских ножек; и конечно, никакого травмоопасного покрытия: скользкого, быстро изнашивающегося и т.п.

  • В рамках создания безбарьерной среды крайние ступеньки и площадки должны отличаться по цвету.

  • Не верьте мастеру, который показывает смесь красок в банке и уверяет, что на стене «будет все нормалёк». Стены вашей мечты получатся только тогда, когда вы увидите полностью высохшие образцы выкраски на поверхности, максимально приближенной к необходимой (возможно, в укромном уголке ждущей обновления стены.)

  • Безопасная краска - та, которая сертифицирована для применения в детских и лечебных учреждениях, но нужная краска должна обязательно быть моющейся. Учтите: повсеместно используемая и относительно дешевая алкидная краска с ее вредными органическими растворителями давно не считается ни экологичной, ни гипоалергенной.

  • Там, где верх высокого плинтуса примыкает к стене, обязательно надо пару раз пройтись самой-самой моющейся краской. Поверьте, уборщицы будут благодарны, а стены долго будут сиять чистотой.

  • Занесите все невыполненные пункты в план следующего ремонта и поверьте: постепенно из разряда «несбыточные мечты» все больше пунктов сначала будут приближаться к реальности, а потом попросту выполняться.

  • Будьте бдительны!

  • Рационально используйте собственные силы. Помните: их запас не безграничен. Приберегите их для дальнейшего плодотворного труда на благо читателя!

Благополучного вам ремонта!
Список литературы.

Агаева Г. М. Дизайн как средство раскрытия и возможность оптимизации информационной среды библиотеки // Библиотечное Дело-2000 : проблемы формирования открытого информ. о-ва. - М., 2000. - Ч. 1. - С. 193-195.

Алешин Л. И. Материально-техническая база библиотек : учеб. пособие для вузов. - М. : ФОРУМ, 2012. 448 с. – Библиогр. : с. 421-432.

Балашова Е. В. Библиотечный дизайн : учеб. пособие для вузов / Е.В. Балашова, М.Н. Тищенко, А.Н. Ванеев. - М. : Гардарики, 2004. - 288 с. Прил. : с. 207-280.

Гаскюэль Ж. Пространство для книги : руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку / Жаклин Гаскюэль ; пер. с фр.

М. А. Рунова. - М. : Рудомино, 1995. - 303 с. - Библиогр.: с. 293-298.

Горев В. Г. Здания, интерьер и оборудование библиотек // Справочник библиотекаря. - СПб, 2002. - С. 398-422.

Горбачев А. А. Основы эстетического оформления библиотеки // Библиотечное Дело - 2000 : проблемы формирования открытого информ. о-ва. - М., 2002. - Ч. 1. - С. 193-194.

Дворкина М. Я. Библиотечная среда: теория и организация : [научно-практ. пособие] / Маргарита Яковлевна Дворкина. – М. : Литера, 2009. – 102 с. – (Современная библиотека. Вып. 62).

Дирконос Н. У реки с каменистым дном : история одной немецкой библиотеки // Библиотечное Дело. - 2007. - № 1. - С. 31-33.

Драгныш Е. Красиво. Удобно. Комфортно : тенденции развития архитектуры и организация внутреннего пространства библиотечных зданий // Библиополе. – 2011. – № 8. – С. 19-23.

Зверевич В. В. Новая жизнь в старых стенах : [статьи 1-7] / Виктор Викторович Зверевич // Современная библиотека. – 2009. – № 1. – С. 150–153 : фот.; № 2 – С. 142- 147 : фот.; № 3. – С. 138-143 : фот. ; 2010. - № 1. – С. 100-105 : фот.; № 2. – С. 100-104 : фот.; № 3. –С. 102-105 : фот.; № 6. – С. 99- 105 : фот.

Как меняется библиотека, когда меняется мир: строительство, реконструкция, архитектура и дизайн библиотечных зданий XXI века : Материалы Международной конференции. Москва, 21-24 октября 2003 г. - М. : ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 144 с.

Кувшинова М. Территория красоты / Маргарита Кувшинова, Марина Болотова // Библиополе. – 2009. – № 10. – С. 40-47.

Махалина Т. А. От безликости к многоцветности : как минимальными средствами преобразить пространство / Татьяна Александровна Махалина // Библиотечное Дело. – 2011. – № 22 . – С. 2-5.

Лаврова К. Б. Библиотечный дизайн как фактор поддержки чтения в общедоступной библиотеке // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 57. - С. 93-95.

Лихоманов А. В. Как обеспечить безопасность библиотеки : руководство для работников библиотек. - М. : Центр безопасности культурных ценностей Дирекции Музейного фонда РФ : Российская национальная библиотека, 2002. -112 с.

Матлина С.Г. Особенности расстановки и оформления книжного фонда // Библиотека в школе. – 2005. - № 18. – С. 10-13.

Матлина С. Г. Пространство для книги и читателя / С. Г. Матлина // Привлекательная библиотека, или Что может реклама : практ. пособие . - М., 2000. - С. 72-87.

Матлина С. Г. Стилистика и дизайн библиотеки : оформление ее помещения исходя из требований дизайна // Библиотека в школе. – 2005. - № 23. – С. 10-13.

Нефедов В. А. Библиотечное пространство - эволюция формы / В. Нефедов //www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_009/main.shtml.

Махалина Т. А. От безликости к многоцветности : как минимальными средствами преобразить пространство / Татьяна Александровна Махалина // Библиотечное Дело. – 2011. – № 22.– С. 2-5.

Платонова О. Философия дизайна // Библиотека. - 2006. – № 11. - С. 72-74.

Помещения библиотеки : организация библиотечного пространства // Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки / Рос. библ. ассоц. - Новоуральск, 2002. - С. 16-19.

Селищева Л. Организация библиотечного пространства для детей // Библиополе. - 2006. - № 12. - С. 21-24.


Наша БИБЛИОТЕКА

Прилегающая территория

Гардероб Информационный центр

Конференц-зал Читальный зал

Уголок для читателей Кабинет директора

На абонементе

Более подробно ознакомиться с интерьерами обновленной после ремонта библиотеки можно на сайте/ http://www.csdb62.ru/r01st00.php


Развитие многонациональной среды в библиотеке: из опыта работы библиотеки - филиала № 14 « Библиотечно-информационного центра национальной литературы «Содружество» МБУК «ЦБС г. Рязани»

________________________________________________________________

Т. В. Попова, заведующая сектором национальной литературы библиотеки- филиала № 14 МБУК «ЦБС г. Рязани»
Миграционные процессы последних десятилетий значительно изменили национальный состав населения многих регионов России. Рязанскую область отличает неоднородность этнического и национального состава, многообразие историко-культурного наследия. По официальным данным (2011 г.) на территории области проживают мигранты из более 50 стран ближнего и дальнего зарубежья, действует до 20 зарегистрированных национально-культурных автономий, центров национальной культуры, землячеств, общин. Круг проблем, входящих в сферу интересов национально-культурных объединений, постоянно расширяется, а влияние их на жизнь региона усиливается.

Одной из актуальнейших проблем в современных условиях является предупреждение этнических конфликтов, возникающих на почве культурных различий, воспитание поликультурной личности, основанное на принципах толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения национально-культурной самобытности разных народов. Важная роль в этой работе отводится библиотекам как одному из важнейших факторов распространения культурного достояния стран и народов.

С целью возрождения и сохранения национально-культурной самобытности местного сообщества, создания условий для межнационального взаимодействия и взаимообогащения культур, равных возможностей доступа к культурным ценностям, формирования культуры межэтнического общения, в библиотеке - филиале № 14 МБУК «Централизованная библиотечная система г. Рязани» с 2001 года реализуется Программа национально-культурного возрождения этно-национальных групп населения Рязани «Библиотечно-информационный центр национальной литературы «Содружество». В структуре библиотеки работает сектор национальной литературы. Результатом проделанной работы стало участие библиотеки в реализации региональных межнациональных проектов «Мы разные, и мы вместе» (с 2007г.), «От сердца к сердцу» (с 2010г). В результате реализации проектов в области сложилась уникальная система взаимопонимания и взаимодействия власти, бизнеса, учреждений образования и культуры, СМИ и национальных организаций в части решения проблем межнациональных взаимоотношений в обществе.

С 2012 года реализуется проект создания информационного центра по проблемам профилактики экстремизма на базе библиотеки. Библиотека стала победителем конкурса творческих проектов в сфере культуры и искусства, организованного управлением культуры администрации г. Рязани.

Работа по национально-культурному просвещению и воспитанию ведется совместно с областным министерством территориальных образований, региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», межнациональной ассоциацией «Мы разные, и мы вместе», а также с другими этно-культурными объединениями Рязани на основе договоров о сотрудничестве и планов совместной деятельности.

Для успешной реализации программы «Библиотечно-информационный центр национальной литературы «Содружество» библиотекой были выявлены и изучены городские этнические группы, культурно-языковые проблемы, информационно-культурные потребности представителей национальных диаспор. С учетом результатов анализа ведется работа по формированию специализированного фонда документов.

В библиотеке представлены журналы: «Диаспоры», «Дружба народов», «Этносфера», «Жизнь национальностей», «Славянка», «Туркменистан», «Узбекистан», газеты: «Азербайджанский конгресс», «Еврейская газета», «Татарский мир» и др. Большую помощь в комплектовании оказывают национально-культурные организации Рязани. В качестве пожертвований ими передано около 500 книг по истории, культуре национальных диаспор, художественной литературы.

На базе сектора национальной литературы ведется справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей. Совершенствуется справочно-библиографический аппарат библиотеки: в
систематическом каталоге и систематической картотеке статей выделены разделы «Традиции этнических групп», «Культура национальных диаспор», «Толерантность». Ведется тематическая папка газетных вырезок «История и культура национальных диаспор».

Осуществляется индивидуальное библиографическое информирование руководителей этнокультурных объединений по проблемам национально-культурного возрождения.

Правовое информирование и консультирование представителей этнических групп ведется в Центре социально-правовой информации с использованием справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант Плюс», Центра спецсвязи и информации ФСО РФ в Рязанской области. В рамках авторской программы «Школа правовых знаний» проводятся мероприятия по оказанию правовой помощи мигрантам («Проблемы миграции», «Современная миграционная политика» и др.).

С целью этнокультурного просвещения организованы стенды: «Мы разные, но мы вместе», «Рязань - наш общий дом», «В те годы» (российские немцы в трудовых лагерях), постоянно действующие выставки «Культура не знает границ», «Национальная классическая литература», «Толерантность-дорога к миру», по истории и культуре различных народов.

Культурно-просветительные библиотечные мероприятия разнообразны по тематике и формам. Они посвящены юбилейным и праздничным датам: Дню Победы, Дню народного единства, Дню России, Международному Дню толерантности, Дню славянской письменности и культуры, Международному дню родного языка, выдающимся историческим и культурным событиям, юбилеям национальных писателей, поэтов, деятелей искусства и т.д.

Стало традицией в рамках акции «Читающие диаспоры» совместно с национально-культурными объединениями Рязани проводить фестивали еврейской книги, дни дружбы и национальных культур: татарской, туркменской, узбекской. Читателям полюбились праздники «Чак-чак», «Рош А-Шан - еврейский Новый год», которые знакомят с национально-культурной самобытностью других народов, способствуют популяризации национальной классической литературы и творчества современных писателей и поэтов - представителей разных диаспор.

Особым успехом пользуются вечера и встречи, сопровождающиеся выступлениями детского и подросткового ансамбля «Кайфият», педагогов и учащихся детской школы искусств № 5, исполняющих национальные мелодии и танцы.

В 2012 году массовые мероприятия, проводимые сектором национальной литературы, посетило свыше 1000 человек.

Популяризации библиотеки среди населения и развитию её деятельности как центра межнационального общения способствует участие в общегородских мероприятиях и праздниках, проводимых национальными культурными обществами.

Одним из главных объектов поликультурного воспитания является подрастающее поколение. В библиотеке проводятся уроки права, мира и согласия («Экстремизм - уголовно наказуемое преступление», «Мы не только различны, но и удивительно схожи»), беседы, лекции («Современное лицо фашизма», «Экстремизм - ядовитые ростки фашизма») с участием специалиста Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Рязанской области и др.

Развитию межнационального общения среди подростков и молодёжи способствует реализация авторской программы «Рязань многонациональная» для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ №№ 20 и 46. Здесь проводятся комплексные мероприятия, тематические вечера, уроки мира и толерантности, этнографические и литературные часы, часы информации, викторины и конкурсы.

Опыт работы библиотеки был неоднократно представлен на федеральных, областных и общегородских библиотечных конференциях и других мероприятиях. В 2007 году работа библиотеки по национально- культурному возрождению была отмечена дипломом лауреата в номинации «Городская (поселковая) библиотека на областном конкурсе «Библиотека -своим жителям, жители - своей библиотеке».

В 2010 году библиотека - филиал № 14 принимала участие в VI Всероссийском конкурсе публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей», где была отмечена дипломом и специальным призом издательства «РОССПЭН».

Активная деятельность библиотеки как центра межкультурного общения отмечалась благодарностями областной Общественной палаты, дипломом министерства территориальных образований Рязанской области, администрации Рязани, благодарностями и дипломом межнациональной Ассоциации «Мы разные, и мы вместе» Рязанского регионального отделения общероссийской общественной организаций «Ассамблея народов России», национально- культурных объединений г. Рязани.

Библиотека сегодня востребована представителями почти всех национальностей, проживающих в областном центре. Её деятельность направлена на создание условий для наиболее эффективного взаимодействия и развития всех национальных культур, составляющих культурное разнообразие нашего города, полноценного формирования поликультурной личности.
Библиотека – пространство толерантности:

из опыта работы библиотек Шацкого района по формированию уважения к культуре и традициям других народов

_____________________________________________________________

В. А. Илюшина, директор МБУК «Межпоселенческая библиотека» МО - Шацкий муниципальный район
Гражданин-патриот России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и традициям.

Библиотека - это территория толерантности. Библиотечные фонды представлены книгами авторов разных национальностей, произведениями, которые рассказывают о культуре, обычаях и традициях народов всего мира. Самыми читаемыми авторами в библиотеках района являются Расул Гамзатов, Серо Ханзадян, Чингиз Гусейнов, Василь Быков, Нодар Думбадзе, Чингиз Айтматов и другие. Часто, чтобы удовлетворить потребности читателей в многонациональной литературе, сельские библиотеки пользуются внутрисистемным обменом и межбиблиотечным абонементом. Эту литературу читают русские и белорусы, мордва и украинцы, татары и армяне. Процент читателей других национальностей в библиотеках МБУК «Межпоселенческая библиотека» МО - Шацкий муниципальный район невелик, но многие из них являются активными читателями, принимают участие в конкурсах разного уровня, массовых мероприятиях, сидят рядышком, общаются, обсуждают прочитанное и свежие новости, выслушивают друг друга с уважением и пониманием.

Библиотеки района в работе с читателями стремятся содействовать:

- воспитанию толерантности по отношению к людям другой национальности, развитию добрососедских отношений;

- пробуждению интереса к истории, культуре, традициям и обычаям, духовным идеалам многонационального народа России;

- развитию дружбы между народами, на основе сотрудничества и сотворчества.

В библиотеках района в этом направлении ведется планомерная и систематическая работа. За последние годы организованы тематические выставки и подборки литературы: «И станем все добрей и человечней», «Свой город мира мы построим сами», «Межнациональные конфликты: как их избежать?», «Наша дружба, наше братство – наше главное богатство» и др.

Читатели библиотек, люди разных национальностей принимают участие в конкурсах разного уровня и нередко становятся победителями и лауреатами. Эльвира Арзуманян получила благодарность за участие в областном экологическом конкурсе «Тропой Паустовского» в номинации «литературное творчество».

В массовых мероприятиях, проводимых библиотеками, принимают участие все желающие, независимо от национальности и вероисповедания.

Вот несколько примеров наиболее интересных мероприятий, способствующих воспитанию толерантной личности.

В сельских библиотеках подготовили и провели: утренники «Мы все такие разные, весёлые и классные», «Ребята, давайте жить дружно», «Изо всех земных чудес мне милее русский лес», литературное лото «Язык родной, дружи со мной», экологическая игра «Тайны и загадки лесной избушки», познавательный час «Суд над вредными привычками», КВН «Друг в беде не бросит», тематический вечер «Будьте добрыми и человечными», где присутствующие услышали много интереснейших преданий, легенд, стихов и песен разных народов, этнографическое путешествие «В разных семьях побываем, много нового узнаем». Армяне, азербайджанцы, русские приводили исторические сведения о своей нации, рассказывали о семейных традициях, представляли свою культуру. Было интересно и познавательно. Присутствующие принимали активное участие в конкурсах и викторинах: как будто здесь присутствовала одна нация, одна большая семья.



- … Мы все такие разные, веселые, классные.
Библиотеки особое внимание уделяют подросткам, прививая им навыки терпения, понимания этических норм поведения. Для определения отношения подростков к понятию толерантность, в Казачинской сельской библиотеке проведен блиц-опрос «Толерантен ли ты?» и обсуждение повести Аллы Нечаевой «Вишни в чужом саду».

С целью пробуждения интереса к истории, культуре, традициям и обычаям, вовлечения в процесс возрождения дружбы между народами, в библиотеках района проведен цикл бесед на тему «Традиции и культура народов России». Содержание бесед позволило детям больше узнать о культуре, обычаях людей других национальностей. Дети с интересом слушали выступающих, и сами охотно участвовали в беседе, дополняя рассказ библиотекаря сообщениями о традициях своей культуры, семьи. Викторина «Через книгу - к добру и свету» позволила закрепить полученные знания о толерантности. Дети накапливают опыт межнационального общения и совместной деятельности в повседневных контактах. Армяне, мордва, чуваши, узбеки, белорусы и русские – посетители библиотеки, вместе читают книги, журналы, рисуют, играют, активно участвуют в мероприятиях.

Библиотека помогает сохранению и развитию национальных культур и традиций, формирует толерантное сознание и воспитывает дружественные отношения людей разных национальностей




страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: