NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»




Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Научно – методический отдел

Новые технологии в системе обслуживания пользователей библиотек

Итоги исследования

Рязань 2012

Составитель: Н.С. Самандина, заведующая сектором научно-исследовательской работы научно-методического отдела.

Новые технологии в системе обслуживания пользователей библиотек: итоги исследования. / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; сост. Н.С. Самандина. – Рязань, 2012. – 10 с.

Содержание


От составителя…………………………………………………….

Анализ анкеты …………………………………………………....

Выводы и рекомендации библиотекарям……………………..

Приложение (Анкета)…………………………………………….



4

4

8

10




От составителя
В соответствии с требованиями сегодняшнего дня библиотекари не могут в своей работе обойтись без современных информационных технологий. Значительные изменения в технологии обслуживания читателей, произошедшие в последнее время, связаны в большей степени с информатизацией библиотечных процессов.

Главной задачей исследования стало изучение состояния дел по внедрению новых информационных технологий в процесс обслуживания читателей. Освоение компьютерных технологий в библиотеках Рязанской области началось в 90-е годы прошлого столетия. Работы велись, как правило, в двух направлениях: автоматизация традиционных библиотечных процессов с созданием электронного каталога и внедрением одной из существующих или разрабатываемых автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС) и организация библиотечно-информационного обслуживания читателей.

Электронные технологии позволяют осуществить комплексный подход к решению информационных задач, в результате чего потребитель может получить полный комплект разнообразных информационных материалов, включая ресурсы открытых информационных систем, по интересующему его вопросу.

Научно-методическим отделом Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького была разработана анкета, которая представлена в приложении.

Анкеты были разосланы на электронные адреса центральных библиотек муниципальных районов Рязанской области. Из 29 потенциальных респондентов ответы представили 20, что составляет 68,9 %.
Анализ анкеты по использованию новых технологий в системе обслуживания пользователей библиотек Рязанской области
Анкета содержит несколько блоков:

  1. Предоставление пользователям ресурсов Интернета.

  2. Предоставление доступа к электронной библиотечной системе ЛитРес.

  3. Предоставление в справочно-информационной службе информации по профориентации.

  4. Предоставление и использование нормативных баз данных и справочно-правовых систем.

  5. Предоставление электронных справочников.

  6. Виртуальное библиотечное обслуживание.

  7. Наличие сайта в библиотеке.

  8. Сервисные услуги.

  9. Создание и ведение справочного аппарата библиотеки.

  10. Готовность к дистанционному обучению библиотекарей.


Таблица 1. Новые технологии в системе

обслуживания пользователей библиотек Рязанской области

(рейтинг услуг)


п/п

% библиотек

Число библиотек

Библиотека предоставляет





5

1

Наличие сайта в библиотеке



10

2

Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание



10

2

Наличие библиотечного блога на сайте другой организации



15

3


Создание виртуальных выставок (ВВ включает в себя книги, статьи, электронные документы – диски DVD, CD-ROM и МР З, а также полнотекстовые документы и записи музыкальных произведений)



20

4

предоставление пользователям бизнес-информации и др.



25

5

аналитическое информирование о содержании наиболее спрашиваемой периодики



25

5

Создание и ведение электронных картотек



30

6

Предоставление электронных справочников



30

6

Создание и ведение электронного каталога



35

7

брошюрование, переплет



40

8

Предоставление в справочно-информационной службе информации по профориентации



40

8

аренда компьютера



50

10

Готовность к дистанционному обучению библиотекарей



65

13

Предоставление доступа к электронной библиотечной системе ЛитРес



65

13

набор и редактирование текста



70

14

предоставление библиографической информации



70

14

предоставление полнотекстовой информации



70

14

предоставление пользователям информации в любой, удобной для него форме (печатной, СD, on-line)



70

14

создание электронных презентаций



75

15

копирование документов



80

16

предоставление информационных ресурсов и баз данных



80

16

Предоставление и использование нормативных баз данных и справочно-правовых систем



80

16

цветная и/или черно-белая печать



85

17

сканирование


Анализируя ответы на анкету по использованию новых технологий в системе обслуживания пользователей библиотек Рязанской области можно констатировать, что наиболее часто спрашиваемая услуга – это сканирование (85%). На втором месте – цветная и черно-белая печать, и т.д. (См. таблицу).
Таблица 2. Наиболее востребованные пользователями библиотечные услуги


Число библиотек

Сервисные услуги

%

библиотек

17

сканирование

85

16

цветная и/или черно-белая печать

80

15

копирование документов

75

14

создание электронных презентаций

70

13

набор и редактирование текста

65

8

аренда компьютера

40

7

брошюрование, переплет

35



Предоставление пользователям ресурсов Интернета




16

предоставление информационных ресурсов и баз данных

80

14

предоставление библиографической информации

70

14

предоставление полнотекстовой информации

70

14

предоставление пользователям информации в любой, удобной для него форме (печатной, СD, on-line)

70

5

предоставление аналитического информирования о содержании наиболее спрашиваемой периодики

25

4

предоставление пользователям бизнес-информации и др.

20



Предоставление электронных баз данных



16

Предоставление и использование нормативных баз данных и справочно-правовых систем

80

13

Предоставление доступа к электронной библиотечной системе ЛитРес

65

8

Предоставление в справочно-информационной службе информации по профориентации

40

6

Предоставление электронных справочников

30


Таблица 3.


Число библиотек

Направления библиотечной работы

%

библиотек




Создание и ведение справочного аппарата библиотеки




6

Создание и ведение электронного каталога

30

5

Создание и ведение электронных картотек

25

10

Готовность к дистанционному обучению библиотекарей

50


Одно из перспективных направлений библиотечной работы (Таблица 3) – создание и ведение справочного аппарата библиотеки. В 6 библиотеках области приступили к созданию и ведению электронного каталога, в 5 центральных библиотеках – к созданию и ведению электронных картотек.

Представители 10 библиотек выказали готовность к дистанционному обучению.
Таблица 4.


Число библиотек

Виртуальное библиотечное обслуживание

%

библиотек

3

Создание виртуальных выставок (ВВ включает в себя книги, статьи, электронные документы – диски DVD, CD-ROM и МР 3, а также полнотекстовые документы и записи музыкальных произведений)

15

2

Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание

10

1

Наличие сайта в библиотеке

5

2

Размещение библиотечной информации на сайте другой организации

10


Созданием виртуальных выставок (Таблица 4) занимаются библиотечные специалисты трех муниципальных районов. Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание присутствует в работе библиотек Касимовского муниципального района и г. Касимова.

Анкетирование выявило, что создание и ведение сайта для центральных библиотек муниципальных районов Рязанской области ещё не стало повседневной практикой.
Выводы и рекомендации библиотекарям

Анкетирование дало возможность выявить информацию об использовании новых информационных технологий в обслуживании пользователей библиотек Рязанской области.

Так, наиболее востребованы традиционные сервисные услуги: сканирование (85%), цветная и/или черно-белая печать (80%); информационные, нормативные базы данных, справочно-правовые системы (80%), копирование документов (75%).

Расширяется круг удаленных пользователей, всё больше запросов выполняется с помощью Интернета. Об этом говорят 70 % респондентов.

Проводимые мероприятия сопровождаются электронными презентациями, которые создают библиотечные специалисты. Благодаря этому повышается качество мероприятий.

Библиографическая информация – действенный инструмент ориентации в сетевых ресурсах, но, зачастую, современному пользователю требуется информация аналитическая и полнотекстовая.

В центральных библиотеках трех муниципальных районов осваивают технологии создания виртуальных выставок.

Для максимального расширения доступа к информации пользователей библиотеки создают сайты и web-страницы. Заслуживает внимания сайт централизованной системы детских библиотек города Рязани. Скопинская и Михайловская центральные библиотеки разместили свою информацию на сайтах других организаций.

Требования к созданию библиотечного сайта можно найти по адресу: http://textbook.vadimstepanov.ru/chapter5/glava5-1.html

В ряду современных средств коммуникаций наиболее востребованы электронная почта, социальные сети и Skype.

Технология электронной почты, позволяющая передавать в электронном виде различные документы, успешно освоена библиотечными специалистами региона.

Skype (бесплатная программа, предоставляющая возможность моментального обмена текстовыми сообщениями посредством голосовой и видеосвязи через Интернет) популярен особенно в молодёжной среде, но его возможности также позволяют организовать дистанционное обучение специалистов библиотек (профильные видео-мосты, вебинары, консультирование и т.п.).

Социальные сети посещает большое количество пользователей. Благодаря им, библиотеки имеют возможность, наряду с текстовыми сообщениями, транслировать на широкую аудиторию фото и аудиовизуальные материалы ярких библиотечных мероприятий; общаться с читателями и потенциальными пользователями; публиковать отдельные виды электронных коллекций; в качестве экспертов рекомендовать книги и полезные сайты.

Сегодня библиотеки сталкиваются с парадоксальной ситуацией: приложив неимоверные усилия для приобретения уникальных баз данных и внедрения новых услуг, обнаруживают, что читатели этими услугами не пользуются. В таких случаях рекомендуем продумать эффективные рекламные ходы (создать яркие информационные листки, закладки, визитные карточки с информацией о возможностях и услугах библиотеки. Разместить их в местах большого скопления народа (магазины, остановки общественного транспорта, учебные заведения, учреждения социального обслуживания населения и др.). Для большей эффективности можно организовать флешмоб или акцию по привлечению пользователей.

Сотрудники библиотек на существующей компьютерной технике, самостоятельно осваивают компьютерные технологии, пытаются создавать новые информационные продукты, зачастую не имея возможности обратиться за помощью к специалистам.

Библиотека – это развивающийся организм, который на протяжении тысячелетий подстраивается под изменяющиеся потребности общества. Опыт современных успешных библиотек, ориентированных на развитие, а не на выживание, наглядно свидетельствует, что они находятся в постоянном поиске новых услуг, привлекательных для читателей.

Желаем творческих успехов в освоении и успешном использовании новых технологий в системе обслуживания пользователей библиотек.

Библиографический список


  1. Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса [Электронный ресурс]: матер. Девятнадцатой Международной Конференции «КРЫМ 2012» / ГПНТБ России. – Б.м., 2012.

  2. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: учеб. пособие / В.В. Брежнева, Р.С. Гиляревский. – СПб.: Профессия, 2012. – 368 с.

  3. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность: сб. публ. / под ред. П. Годвина, Дж. Паркера. - СПб.: Профессия, 2011. – 238 с.

  4. Елисина, Е.Ю. Электронные услуги библиотек / Е.Ю. Елисина. – СПб.: Профессия, 2012. – 304 с.

  5. Мобильные библиотеки. Мобильные библиотечные онлайновые услуги: сб. публ. / под ред. Дж. Нидхем, М. Элли; науч. ред. Я. Л. Шрайберг; пер. Е.В. Малявская, В.В. Зверевич, Т.О. Зверевич. – СПб.: Профессия, 2012. – 368 с.

  6. Сукиасян, Э.Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы: избр. ст. / Э.Р. Суакисян. - СПб.: Профессия, 2012. – 536 с.

  7. Суслова, И.М. Информационно-библиотечный менеджмент: психологические аспекты / И.М. Суслова. – СПб.: Профессия, 2012. – 240 с.


Приложение

Анкета № 3
Уважаемые коллеги, с целью выявления использования новых технологий в системе обслуживания пользователей библиотек Рязанской области приглашаем принять участие в анкетировании.

Отметьте значком + ответ, совпадающий с вашим мнением. Анкету представьте, пожалуйста, до 20 августа 2012 года в научно-методический отдел ГБУК РО «РОУНБ им. Горького» по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 52 или по электронной почте: metod@library.ryazan.su

Спасибо за участие!

п/п

Библиотека предоставляет


Используется в библиотечной деятельности

1

Предоставление пользователям ресурсов Интернета




1.1

  • предоставление информационных ресурсов и баз данных




1.2

  • предоставление библиографической информации




1.3

  • предоставление полнотекстовой информации




1.4

  • предоставление аналитического информирования о содержании наиболее спрашиваемой периодики




1.5

  • предоставление пользователям информации в любой, удобной для него форме (печатной, СD, on-line)




1.6

  • предоставление пользователям бизнес-информации и др.




2

Предоставление доступа к электронной библиотечной системе ЛитРес




3

Предоставление в справочно-информационной службе информации по профориентации




4

Предоставление и использование нормативных и справочно-правовых баз данных




5

Предоставление электронных справочников




6

Виртуальное библиотечное обслуживание




6.1

  • Создание виртуальных выставок (ВВ включает в себя книги, статьи, электронные документы – диски DVD, CD-ROM и МРЗ, а также полнотекстовые документы и записи музыкальных произведений)




6.2

  • Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание




6.3

  • Создание виртуального музея библиотечного дела в Рязанской области (История создания библиотек в муниципальных районах Рязанской области)




7

Наличие сайта в библиотеке




7.1

  • Наличие библиотечного блога на сайте другой организации




7.2

  • Наличие на сайте системы ссылок на другие сайты




8

Сервисные услуги:




8.1

  • цветная и/или черно-белая печать




8.2

  • сканирование







  • копирование документов




8.3

  • набор и редактирование текста




8.4

  • аренда компьютера




8.5

  • создание электронных презентаций




8.6

  • брошюрование, переплет




9

Создание и ведение справочного аппарата библиотеки




9.1.

  • Создание и ведение электронного каталога




9.2

  • Создание и ведение электронных картотек




10

Готовность к дистанционному обучению библиотекарей




11

Свой вариант использования новых технологий в системе обслуживания пользователей библиотек





Наименование библиотеки_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты « »_________________201__г.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: