Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Научно – методический отдел
Создание виртуальной обучающей среды в системе повышения квалификации библиотечных работников области
(Итоги исследования)
Рязань 2012
Составитель: Н.С. Самандина, заведующая сектором научно-исследовательской работы научно-методического отдела.
Создание виртуальной обучающей среды в системе повышения квалификации библиотечных работников области (Итоги исследования) / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; сост. Н.С. Самандина. – Рязань, 2012. – 10 с.
Содержание
-
От составителя……………………………………………...
Итоги исследования………………………………………..
Выводы и рекомендации ………………………………….
Приложение………………………………………………….
4
4
8
10
От составителя
В сфере информационных и коммуникационных технологий в последнее время отмечается значительный прогресс. Открываются большие возможности перед их применением и в системе повышения профессиональной квалификации библиотечных работников.
Целью исследования стали:
1) выявление необходимости создания системы непрерывного профессионального образования библиотечных работников Рязанской области с использованием дистанционных форм обучения;
2) расширение круга библиотечных работников, использующих новые возможности для повышения профессиональной квалификации.
Образовательный процесс в системе дистанционного обучения предполагает целенаправленную, контролируемую, интенсивную самостоятельную работу обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея доступ к средствам обучения и возможность контакта с преподавателем по средствам личного общения по телефону и электронной почте.
В текущем году для библиотекарей области была составлена и распространена по муниципальным библиотекам анкета, содержащая вопросы о состоянии технических средств и желании обучаться с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). (Анкета представлена в приложении).
Итоги исследования
Ответы на вопросы первой части анкеты «Готовность работников муниципальных библиотек к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области» содержат сведения от 14 респондентов из 29 центральных библиотек муниципальных образований Рязанской области. При анализе дополнительных источников – ежегодных статистических и информационных отчетов центральных библиотек муниципальных образований области за 2011 год, - были выявлены следующие сведения (таблица 1):
Таблица 1. Наличие и доступ к средствам связи в муниципальных библиотеках Рязанской области (на 1.01.2012 г.)
1. | Наличие и доступ к средствам связи | Ответы |
1.1. | Компьютер с мультимедийными средствами (СD-RОМ, звуковая карта, видео-карта). | 29 |
1.2. | Установленная на ПК операционная система Windows | 29 |
1.3. | Выход в Интернет. | 28 |
1.4. | Адрес электронной почты. | 28 |
1.5. | Телефон. | 29 |
1.6. | Скайп. | 1 |
Как видим, все центральные библиотеки Рязанской области оборудованы компьютерами с мультимедийными средствами и операционной системой Windows. Вызывает тревогу тот факт, что в Пителинском муниципальном районе недостаточно компьютерной техники и отсутствует выход в Интернет, однако библиотечные работники имеют большое желание дистанционно обучаться в системе повышения квалификации.
Из 29 респондентов - центральных библиотек муниципальных образований, - только в Шиловской межпоселенческой (центральной) библиотеке есть скайп.
14 библиотек муниципальных районов представили ответы на вторую часть анкеты, в которой анализируются темы и численный состав библиотечных работников, готовых к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области.
Анализ их представлен в таблице 2.
Таблица 2. Число районов и тематика занятий для дистанционного обучения в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области
Основные направления работы библиотеки | Необходимо обучение (число районов) | % (от общего числа заполненных анкет) |
Библиотечный менеджмент. | | |
| 1 | 7,1 |
| 2 | 14,2 |
| 2 | 14,2 |
| 2 | 14,2 |
| 1 | 7,1 |
| 1 | 7,1 |
| 2 | 14,2 |
| 1 | 7,1 |
| 4 | 28,5 |
Методическая служба библиотек. | | |
| 7 | 50 |
| 1 | 7,1 |
| 1 | 7,1 |
Библиотечное пространство. | | |
| 1 | 7,1 |
| 1 | 7,1 |
Автоматизация библиотечных процессов. | | |
| 4 | 28,5 |
| 7 | 50 |
| 1 | 7,1 |
| 1 | 7,1 |
Библиографическое обслуживание. Информационное обслуживание | | |
| 4 | 28,5 |
| 1 | 7,1 |
Работа с литературой и читателями | | |
| 5 | 35,7 |
| 1 | 7,1 |
| 1 | 7,1 |
| 6 | 42,8 |
| 5 | 35,7 |
| 1 | 7,1 |
| 1 | 7,1 |
| 3 | 21,4 |
| 1 | 7,1 |
МБА и ЭДД | | |
| 1 | 7,1 |
Библиотечные фонды | | |
| 7 | 50 |
| 2 | 14,2 |
Каталоги | | |
| 4 | 28,5 |
| 2 | 14,2 |
| 3 | |
| 1 | 7,1 |
| 3 | 21,4 |
Самым востребованным направлением для виртуального обучения оказались темы: библиотечные фонды и их формирование, методическая работа, создание электронных презентаций – по 7 библиотек-респондентов (50%). Тема привлечения читателей и пользователей в библиотеку интересует представителей 6 районов (43%). В 5 районах выявлена потребность в обучении методам продвижения чтения среди населения и библиотечному обслуживанию отдельных групп читателей (35,7%). В 4 районах актуально дистанционное обучение по следующим темам: проектная деятельность библиотек, библиографическое и информационное обслуживание, каталогизация, библиотечные каталоги, автоматизация библиотечных процессов (28,5%).
Таблица 3. Число сотрудников, готовых к дистанционному обучению в библиотеках Рязанской области
НАИМЕНОВАНИЕ РАЙОНОВ | Число человек |
| 3 |
| |
| 3 |
| |
| 17 |
| 1 |
| |
| 3 |
| 4 |
| |
| |
| 5 |
| 3 |
| |
| 10 |
| |
| 4 |
| 4 |
| 4 |
| 4 |
| 3 |
| |
| 2 |
| |
| |
| 4 |
| |
| |
| |
ВСЕГО | 74 |
Из таблицы 3 видим, что в 14 библиотеках муниципальных районов Рязанской области, приславших ответы на анкету, 74 человека готовы дистанционно обучаться в системе повышения квалификации библиотечных работников.
Наибольшее число библиотекарей, желающих дистанционно обучаться, - в Касимовском муниципальном районе (17 чел.).
В таблицах 4, 5, 6 представлены данные о возрасте, образовании и стаже работы библиотечных работников, которые испытывают потребность в дистанционном обучении.
Таблица 4. Возраст потенциальных участников обучения
до 30 лет (чел.) | % | от 30 до 50 лет (чел.) | % | старше 50 лет (чел.) | % | Итого (чел.) |
5 | 6,7 | 42 | 56,7 | 27 | 36,4 | 74 |
Анализируя таблицу 4, приходим к выводу, что среди желающих обучаться дистанционно преобладают сотрудники возрастной категории от 30 до 50 лет.
Таблица 5. Образование потенциальных участников обучения
среднее (чел.) | % | среднее специальное (чел.) | % | среднее специальное (библиотечное) (чел.) | % | высшее (чел.) | % | высшее (библиотечное) (чел.) | % | Итого (чел.) |
3 | 4,05 | 13 | 17,5 | 6 | 8,1 | 42 | 56,7 | 10 | 13,5 | 74 |
Результаты анализа таблицы 5, показывают, что большинство респондентов-библиотекарей, выражающих желание повышать квалификацию с помощью дистанционных методов, имеет высшее образование (56,7%).
Таблица 6. Стаж работы потенциальных участников обучения
до 3 лет (чел.) | % | от 3 до 10 лет (чел.) | % | больше 10 лет (чел.) | % | Итого (чел.) |
11 | 14,8 | 13 | 17,5 | 50 | 67,5 | 74 |
По стажу работы: 67,5 % респондентов, работающих в библиотеках свыше 10 лет, проявляют заинтересованность в инновационных методах обучения в библиотечном деле. Сотрудников с небольшим стажем работы в библиотеках также интересует дистанционное обучение.
Таблица 6. Должность потенциальных участников обучения
Должность | Число человек | % |
Директор | 1 | 1,35 |
Заместитель директора | 1 | 1,35 |
Заведующая городской библиотекой | 2 | 2,7 |
Заведующая сельской библиотекой | 23 | 31 |
Заведующая отделом | 14 | 19 |
Заведующая сектором | 1 | 1,35 |
Главный библиотекарь | 3 | 4 |
Ведущий библиотекарь | 6 | 8,75 |
Библиотекарь | 10 | 13 |
Библиотекарь II категории | 1 | 1,35 |
Методист | 3 | 4 |
Редактор | 2 | 2,7 |
Главный библиограф | 4 | 5,4 |
Ведущий библиограф | 1 | 1,35 |
Библиограф | 2 | 2,7 |
Итого | 74 | 100 |
Как видим из таблицы 6, большинство респондентов (31%) составляют заведующие сельской библиотекой, на втором месте (19%) - заведующие отделами библиотек, на третьем (13%) - библиотекари.
Выводы и рекомендации
В результате исследования было выявлено, что все центральные библиотеки Рязанской области, ответившие на вопросы анкеты, оборудованы компьютерами с мультимедийными средствами и операционной системой Windows. Исключение составляют библиотеки Пителинского муниципального района, где на 24 библиотечных работника - 3 (три) компьютера и отсутствует выход в Интернет.
Актуальные темы (блоки) для дистанционного обучения:
методическая служба библиотек;
библиотечные фонды и их формирование;
создание электронных презентаций;
привлечение читателей и пользователей в библиотеку;
библиотечное обслуживание отдельных групп читателей;
продвижение чтения среди населения;
проектная деятельность библиотек;
библиографическое и информационное обслуживание;
каталогизация и библиотечные каталоги;
автоматизация библиотечных процессов.
В 14 библиотеках муниципальных районов Рязанской области, участвовавших в исследовании, 74 человека готовы дистанционно обучаться в системе повышения квалификации библиотечных работников.
Примерный портрет работника, который испытывает потребность в дистанционном обучении: специалист с высшим образованием, в возрасте от 30 до 50 лет, работающий в библиотеке свыше 10 лет.
По указанным в анкетах темам будут разрабатываться дистанционные курсы и в течение 2013 года обучение состоится.
К сожалению, не все центральные библиотеки представили ответы на вопросы анкеты. Если кто-то дополнительно захочет присоединиться к обучению, пришлите заявки в адрес научно-методического отдела РОУНБ им. Горького.
В будущих исследованиях желательно участие всех центральных библиотек муниципальных образований Рязанской области.
Приложение.
АНКЕТА
Готовность работников муниципальных библиотек к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области
Уважаемые коллеги!
Просим ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут эффективнее организовать работу в системе повышения квалификации библиотекарей. Вопросы с 1 по 5 заполняются руководителем библиотеки; 6 - 9 блоки вопросов заполняются индивидуально работниками, желающими пройти дистанционное обучение в РОУНБ имени Горького. Заполненные анкеты представьте, пожалуйста, до 1 июня 2012 года в научно-методический отдел ГБУК РО «РОУНБ им. Горького» по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 52 или по электронной почте: metod@library.ryazan.su Справки – по телефонам: (4912) 77-81-74; (4912) 77-81-47; факс: (4912)77-81-20.
Благодарим за участие!
№ п/п | | Ответы |
1. Наличие и доступ к средствам связи | ||
1.1. | Компьютер с мультимедийными средствами (СD-RОМ, звуковая карта, видео-карта). | |
1.2. | Установленная на ПК операционная система Windows | |
1.3. | Выход в Интернет. | |
1.4. | Адрес электронной почты. | |
1.5. | Телефон. | |
1.6. | Скайп. | |
3. | Название района Рязанской области | |
4. | Количество работников | |
5. | Темы или направления библиотечной работы для повышения квалификации библиотечных работников | |
Сведения о библиотечных работниках, готовых дистанционно обучаться в системе повышения квалификации в Рязанской ОУНБ имени Горького | ||
6.1. | Возраст | |
6.2. | Образование | |
6.3. | Стаж работы в библиотеке | |
6.4. | Должность | |
6.5 | Тема или направление библиотечной работы для обучения | |
7.1. | Возраст | |
7.2. | Образование | |
7.3. | Стаж работы в библиотеке | |
7.4. | Должность | |
7.5 | Тема или направление библиотечной работы для обучения | |
8.1. | Возраст | |
8.2. | Образование | |
8.3. | Стаж работы в библиотеке | |
8.4. | Должность | |
8.5 | Тема или направление библиотечной работы для обучения | |
9.1. | Возраст | |
9.2. | Образование | |
9.3. | Стаж работы в библиотеке | |
9.4. | Должность | |
9.5. | Тема или направление библиотечной работы для обучения | |
Дата заполнения анкеты « » _________________ 2012 г.
Наименование центральной библиотеки муниципального района
страница 1
скачать
Другие похожие работы: