NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Научно – методический отдел


Создание виртуальной обучающей среды в системе повышения квалификации библиотечных работников области
(Итоги исследования)


Рязань 2012


Составитель: Н.С. Самандина, заведующая сектором научно-исследовательской работы научно-методического отдела.

Создание виртуальной обучающей среды в системе повышения квалификации библиотечных работников области (Итоги исследования) / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; сост. Н.С. Самандина. – Рязань, 2012. – 10 с.

Содержание



От составителя……………………………………………...

Итоги исследования………………………………………..

Выводы и рекомендации ………………………………….

Приложение………………………………………………….



4

4

8

10



От составителя
В сфере информационных и коммуникационных технологий в последнее время отмечается значительный прогресс. Открываются большие возможности перед их применением и в системе повышения профессиональной квалификации библиотечных работников.

Целью исследования стали:

1) выявление необходимости создания системы непрерывного профессионального об­разования библиотечных работников Рязанской области с использовани­ем дистанционных форм обучения;

2) расширение круга библиотечных работников, использующих новые возможности для повышения профессиональной квалификации.

Образовательный процесс в системе дистанци­онного обучения предполагает целенаправленную, контролируе­мую, интенсивную самостоятельную работу обучающегося, ко­торый может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея доступ к средствам обучения и возможность контакта с преподавателем по средствам личного общения по телефону и элек­тронной почте.

В текущем году для библиотекарей области была составлена и распространена по муниципальным библиотекам анкета, содержащая вопросы о состоянии технических средств и желании обучаться с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). (Анкета представлена в приложении).
Итоги исследования
Ответы на вопросы первой части анкеты «Готовность работников муниципальных библиотек к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области» содержат сведения от 14 респондентов из 29 центральных библиотек муниципальных образований Рязанской области. При анализе дополнительных источников – ежегодных статистических и информационных отчетов центральных библиотек муниципальных образований области за 2011 год, - были выявлены следующие сведения (таблица 1):
Таблица 1. Наличие и доступ к средствам связи в муниципальных библиотеках Рязанской области (на 1.01.2012 г.)


1.

Наличие и доступ к средствам связи

Ответы

1.1.

Компьютер с мультимедийными средствами (СD-RОМ, звуко­вая карта, видео-карта).

29

1.2.

Установленная на ПК операционная система Windows

29

1.3.

Выход в Интернет.

28

1.4.

Адрес электронной почты.

28

1.5.

Телефон.

29

1.6.

Скайп.

1

Как видим, все центральные библиотеки Рязанской области оборудованы компьютерами с мультимедийными средствами и операционной системой Windows. Вызывает тревогу тот факт, что в Пителинском муниципальном районе недостаточно компьютерной техники и отсутствует выход в Интернет, однако библиотечные работники имеют большое желание дистанционно обучаться в системе повышения квалификации.

Из 29 респондентов - центральных библиотек муниципальных образований, - только в Шиловской межпоселенческой (центральной) библиотеке есть скайп.

14 библиотек муниципальных районов представили ответы на вторую часть анкеты, в которой анализируются темы и численный состав библиотечных работников, готовых к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области.

Анализ их представлен в таблице 2.
Таблица 2. Число районов и тематика занятий для дистанционного обучения в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области



Основные направления работы библиотеки

Необходимо обучение (число районов)

%

(от общего числа заполненных анкет)

Библиотечный менеджмент.







  1. Библиотечное законодательство.

1

7,1

  1. Планирование и отчетность библиотек.

2

14,2

  1. Финансирование библиотек.

2

14,2

  1. Финансово-хозяйственная деятельность библиотек.

2

14,2

  1. Оплата труда библиотечных работников.

1

7,1

  1. Организация труда. Нормирование.

1

7,1

  1. Библиотечные кадры. Креативность библиотечных работников.

2

14,2

  1. Платные услуги.

1

7,1

  1. Проектная деятельность библиотек.

4

28,5

Методическая служба библиотек.






  1. Методическая работа.

7

50

  1. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации библиотечных работников.

1

7,1

  1. Инновационная деятельность в библиотеке.

1

7,1

Библиотечное пространство.







  1. Изменения в структуре библиотеки.

1

7,1

  1. Формирование комфортной библиотечной среды.

1

7,1

Автоматизация библиотечных процессов.







  1. Автоматизация библиотечных процессов.

4

28,5

  1. Создание электронных презентаций.

7

50

  1. Использование электронных ресурсов в работе МПБ.

1

7,1

  1. Работа с текстовым редактором.

1

7,1

Библиографическое обслуживание. Информационное обслуживание







  1. Библиографическое обслуживание. Информационное обслуживание

4

28,5

  1. Предоставление удаленных информационных ресурсов.

1

7,1

Работа с литературой и читателями







  1. Продвижение чтения среди населения.

5

35,7

  1. Читательские интересы, их изучение.

1

7,1

  1. Организация библиотечного обслуживания пользователей.

1

7,1

  1. Привлечение читателей и пользователей в библиотеку.

6

42,8

  1. Библиотечное обслуживание отдельных групп читателей.

5

35,7

  1. Работа с читательской задолженностью.

1

7,1

  1. Клубная и кружковая работа в библиотеке.

1

7,1

  1. Социально-культурная деятельность библиотек.

3

21,4

  1. Библиотечное обслуживание инвалидов.

1

7,1

МБА и ЭДД







  1. Электронная доставка документов (ЭДД).

1

7,1

Библиотечные фонды







  1. Библиотечные фонды и их формирование.

7

50

  1. Сохранность и безопасность библиотечных фондов.

2

14,2

Каталоги







  1. Каталогизация. Библиотечные каталоги.

4

28,5

  1. Создание и работа с электронными каталогами и картотеками

2

14,2

  1. Организация каталогов и картотек

3




  1. Электронный каталог

1

7,1

  1. Краеведческая работа библиотек.

3

21,4

Самым востребованным направлением для виртуального обучения оказались темы: библиотечные фонды и их формирование, методическая работа, создание электронных презентаций – по 7 библиотек-респондентов (50%). Тема привлечения читателей и пользователей в библиотеку интересует представителей 6 районов (43%). В 5 районах выявлена потребность в обучении методам продвижения чтения среди населения и библиотечному обслуживанию отдельных групп читателей (35,7%). В 4 районах актуально дистанционное обучение по следующим темам: проектная деятельность библиотек, библиографическое и информационное обслуживание, каталогизация, библиотечные каталоги, автоматизация библиотечных процессов (28,5%).
Таблица 3. Число сотрудников, готовых к дистанционному обучению в библиотеках Рязанской области



НАИМЕНОВАНИЕ РАЙОНОВ


Число человек

  1. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ

3

  1. ЕРМИШИНСКИЙ




  1. ЗАХАРОВСКИЙ

3

  1. КАДОМСКИЙ




  1. КАСИМОВСКИЙ

17

  1. КЛЕПИКОВСКИЙ

1

  1. КОРАБЛИНСКИЙ




  1. МИЛОСЛАВСКИЙ

3

  1. МИХАЙЛОВСКИЙ

4

  1. ПИТЕЛИНСКИЙ




  1. ПРОНСКИЙ




  1. ПУТЯТИНСКИЙ

5

  1. РЫБНОВСКИЙ

3

  1. РЯЖСКИЙ




  1. РЯЗАНСКИЙ

10

  1. САПОЖКОВСКИЙ




  1. САРАЕВСКИЙ

4

  1. САСОВСКИЙ

4

  1. г. САСОВО

4

  1. СКОПИНСКИЙ

4

  1. СПАССКИЙ

3

  1. СТАРОЖИЛОВСКИЙ




  1. УХОЛОВСКИЙ

2

  1. ЧУЧКОВСКИЙ




  1. ШАЦКИЙ




  1. ШИЛОВСКИЙ

4

  1. г. КАСИМОВ




  1. ЦБС г. РЯЗАНИ




  1. ЦСДБ г. РЯЗАНИ




ВСЕГО

74


Из таблицы 3 видим, что в 14 библиотеках муниципальных районов Рязанской области, приславших ответы на анкету, 74 человека готовы дистанционно обучаться в системе повышения квалификации библиотечных работников.

Наибольшее число библиотекарей, желающих дистанционно обучаться, - в Касимовском муниципальном районе (17 чел.).

В таблицах 4, 5, 6 представлены данные о возрасте, образовании и стаже работы библиотечных работников, которые испытывают потребность в дистанционном обучении.
Таблица 4. Возраст потенциальных участников обучения


до 30 лет

(чел.)

%

от 30 до 50 лет (чел.)

%

старше 50 лет

(чел.)

%

Итого

(чел.)

5

6,7

42

56,7

27

36,4

74


Анализируя таблицу 4, приходим к выводу, что среди желающих обучаться дистанционно преобладают сотрудники возрастной категории от 30 до 50 лет.
Таблица 5. Образование потенциальных участников обучения


среднее
(чел.)

%

среднее специальное

(чел.)

%

среднее специальное (библиотечное)

(чел.)

%

высшее

(чел.)

%

высшее

(библиотечное)

(чел.)

%

Итого

(чел.)

3

4,05

13

17,5

6

8,1

42

56,7

10

13,5

74



Результаты анализа таблицы 5, показывают, что большинство респондентов-библиотекарей, выражающих желание повышать квалификацию с помощью дистанционных методов, имеет высшее образование (56,7%).
Таблица 6. Стаж работы потенциальных участников обучения


до 3 лет (чел.)

%

от 3 до 10 лет (чел.)

%

больше 10 лет (чел.)

%

Итого (чел.)

11

14,8

13

17,5

50

67,5

74


По стажу работы: 67,5 % респондентов, работающих в библиотеках свыше 10 лет, проявляют заинтересованность в инновационных методах обучения в библиотечном деле. Сотрудников с небольшим стажем работы в библиотеках также интересует дистанционное обучение.

Таблица 6. Должность потенциальных участников обучения


Должность

Число человек

%

Директор

1

1,35

Заместитель директора

1

1,35

Заведующая городской библиотекой

2

2,7

Заведующая сельской библиотекой

23

31

Заведующая отделом

14

19

Заведующая сектором

1

1,35

Главный библиотекарь

3

4

Ведущий библиотекарь

6

8,75

Библиотекарь

10

13

Библиотекарь II категории

1

1,35

Методист

3

4

Редактор

2

2,7

Главный библиограф

4

5,4

Ведущий библиограф

1

1,35

Библиограф

2

2,7

Итого

74

100


Как видим из таблицы 6, большинство респондентов (31%) составляют заведующие сельской библиотекой, на втором месте (19%) - заведующие отделами библиотек, на третьем (13%) - библиотекари.

Выводы и рекомендации
В результате исследования было выявлено, что все центральные библиотеки Рязанской области, ответившие на вопросы анкеты, оборудованы компьютерами с мультимедийными средствами и операционной системой Windows. Исключение составляют библиотеки Пителинского муниципального района, где на 24 библиотечных работника - 3 (три) компьютера и отсутствует выход в Интернет.

Актуальные темы (блоки) для дистанционного обучения:

  1. методическая служба библиотек;

  2. библиотечные фонды и их формирование;

  3. создание электронных презентаций;

  4. привлечение читателей и пользователей в библиотеку;

  5. библиотечное обслуживание отдельных групп читателей;

  6. продвижение чтения среди населения;

  7. проектная деятельность библиотек;

  8. библиографическое и информационное обслуживание;

  9. каталогизация и библиотечные каталоги;

  10. автоматизация библиотечных процессов.


В 14 библиотеках муниципальных районов Рязанской области, участвовавших в исследовании, 74 человека готовы дистанционно обучаться в системе повышения квалификации библиотечных работников.

Примерный портрет работника, который испытывает потребность в дистанционном обучении: специалист с высшим образованием, в возрасте от 30 до 50 лет, работающий в библиотеке свыше 10 лет.

По указанным в анкетах темам будут разрабатываться дистанционные курсы и в течение 2013 года обучение состоится.

К сожалению, не все центральные библиотеки представили ответы на вопросы анкеты. Если кто-то дополнительно захочет присоединиться к обучению, пришлите заявки в адрес научно-методического отдела РОУНБ им. Горького.

В будущих исследованиях желательно участие всех центральных библиотек муниципальных образований Рязанской области.

Приложение.

АНКЕТА

Готовность работников муниципальных библиотек к дистанционному обучению в системе повышения квалификации библиотечных работников Рязанской области
Уважаемые коллеги!

Просим ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут эффективнее организовать работу в системе повышения квалификации библиотекарей. Вопросы с 1 по 5 заполняются руководителем библиотеки; 6 - 9 блоки вопросов заполняются индивидуально работниками, желающими пройти дистанционное обучение в РОУНБ имени Горького. Заполненные анкеты представьте, пожалуйста, до 1 июня 2012 года в научно-методический отдел ГБУК РО «РОУНБ им. Горького» по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 52 или по электронной почте: metod@library.ryazan.su Справки – по телефонам: (4912) 77-81-74; (4912) 77-81-47; факс: (4912)77-81-20.

Благодарим за участие!


№ п/п




Ответы

1. Наличие и доступ к средствам связи

1.1.

Компьютер с мультимедийными средствами (СD-RОМ, звуко­вая карта, видео-карта).




1.2.

Установленная на ПК операционная система Windows




1.3.

Выход в Интернет.




1.4.

Адрес электронной почты.




1.5.

Телефон.




1.6.

Скайп.




3.

Название района Рязанской области




4.

Количество работников




5.

Темы или направления библиотечной работы для повышения квалификации библиотечных работников





Сведения о библиотечных работниках, готовых дистанционно обучаться в системе повышения квалификации в Рязанской ОУНБ имени Горького

6.1.

Возраст




6.2.

Образование




6.3.

Стаж работы в библиотеке




6.4.

Должность




6.5

Тема или направление библиотечной работы для обучения




7.1.

Возраст




7.2.

Образование




7.3.

Стаж работы в библиотеке




7.4.

Должность




7.5

Тема или направление библиотечной работы для обучения




8.1.

Возраст




8.2.

Образование




8.3.

Стаж работы в библиотеке




8.4.

Должность




8.5

Тема или направление библиотечной работы для обучения




9.1.

Возраст




9.2.

Образование




9.3.

Стаж работы в библиотеке




9.4.

Должность




9.5.

Тема или направление библиотечной работы для обучения




Дата заполнения анкеты « » _________________ 2012 г.
Наименование центральной библиотеки муниципального района



страница 1


скачать

Другие похожие работы: