NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное учреждение культуры «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» Научно-методический отдел Нормативно-правовое обеспечение деятельности модернизированных сельских библиотек Рязанской области Рязань 2011


Государственное учреждение культуры «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»

Научно-методический отдел

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

модернизированных сельских библиотек Рязанской области

Рязань 2011

Составитель: С.А. Антоненко, заведующая научно-методическим отделом

Нормативно-правовое обеспечение деятельности модернизированных сельских библиотек Рязанской области / ГУК «Библиотека им. Горького»; сост. С.А. Антоненко. - Рязань, 2011. - 23 с.




Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность модернизированной сельской библиотеки

- Конституция Российской Федерации, Гражданский, Бюджетный, налоговый кодексы, кодекс об административных правонарушениях;

  • Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Россией 20.11.1989 г.;

  • Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке (1994 г.);

  • Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • Федеральный Закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;

  • Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

  • Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документа»;

- Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

  • Инструкция об учёте библиотечного фонда (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.12 1998 г. № 590);

  • Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.1997 г. № 6);

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №'313);

  • Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94) (введены в действие приказом Минкультуры России от 01.11.1994 г. № 736).

Основные стандарты:

ГОСТ 7.69-95 Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения

ГОСТ 7. 82 - 2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления


ГОСТ 7. 1 - 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7. 80 - 2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7. 11 - 2004 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках

ГОСТ 7. 12 - 93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ Р 7. 0. 5- 2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.20-2000 Библиотечная статистика

ГОСТ Р 7.0.49- 2007 Государственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения

ГОСТ Р 7.0.4 - 2006 Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления

ГОСТ Р 7.0.1 - 2003 Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 7.56-2002 Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий

ГОСТ Р 7.0.53- 2007 Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление

ГОСТ 7.86-2003 Издания. Общие требования к издательской аннотации
ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения

ГОСТ 7.0.3 -2006 Издания. Основные элементы. Термины и определения

ГОСТ 7.66-92 Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию

ГОСТ 7.59-2003 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации

ГОСТ 7.00-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения

ГОСТ 7.51-98 Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление

ГОСТ 7.76-96 Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения

ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования

ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

- Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, принятый Российской библиотечной ассоциацией 2 мая 2001 года;

- Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Рязанской области, муниципальных образований.

Основные документы, в соответствии с которыми функционирует модернизированная сельская библиотека

  • Устав муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека ... муниципального района»;

  • положение о сельской библиотеке;

  • коллективный договор;

  • правила внутреннего распорядка;

  • правила пользования библиотекой;

  • положение о платных услугах;

  • штатное расписание;

  • должностные инструкции;

  • технический паспорт библиотеки;

  • инструкция по охране труда и технике безопасности;

  • инструкция по пожарной безопасности;

  • инструкция по электробезопасности;

  • эксплуатационные документы на имеющееся оборудование.



Модельный стандарт деятельности сельской библиотеки Рязанской области
Введение

Сельские библиотеки составляют около 80 % библиотечной сети Министерства культуры РФ (38,5 тыс.). В Рязанской области сельские библиотеки составляют' 83 % (572 библиотеки) от государственных и муниципальных библиотек; они обслуживают почти 60 % сельского населения.

Модернизация сельских библиотек и превращение их в полифункциональные современные учреждения культуры - необходимое условие развития сельских библиотек. Современная сельская библиотека выполняет важные социальные функции: информационную, просветительскую, образовательную, культурно-досуговую, краеведческую, социальной поддержки населения, его консолидации.

В Рязанской области реализуется проект создания в сельской местности модернизированных публичных библиотек (МПБ).

Модель МПБ предполагает наиболее полное удовлетворение информационных, образовательных, социальных и культурно-досуговых потребностей различных категорий сельского населения, при этом уровень и качество библиотечных услуг должны соответствовать современным требованиям.

Модельный стандарт деятельности сельской библиотеки разработан на основе Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.), «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятого на VI ежегодной сессии Конференции РБА 24 мая 2001 года и «Модельного стандарта деятельности муниципальной (публичной) библиотеки Рязанской области» (Рязань, 2005). Он определяет функциональную модель библиотеки, работающей в условиях сельской местности, позволяет определить ориентиры и приоритеты развития сельских библиотек на ближайшие годы.

Сельская библиотека в своей деятельности руководствуется принципами и нормативами, изложенными в настоящем документе.

Модельный стандарт отражает принцип общедоступности сельских библиотек, формулирует требования к их размещению, к полноте и обновляемости библиотечных фондов, организации внутрибиблиотечного пространства, уровню профессиональной подготовки персонала и организации эффективных связей с общественностью.

Анализ качественных и количественных показателей, включенных в стандарт, дает возможность сельской библиотеке определить параметры своей деятельности с учетом потребностей жителей и специфики территории.

Документ носит рекомендательный характер. Он призван оказать помощь органам местного самоуправления, муниципальным (публичным) библиотекам в организации библиотечного обслуживания сельского населения.
1. Основные положения

Муниципальные (публичные) сельские библиотеки обеспечивают сельским жителям бесплатный свободный доступ к информации, образованию, культуре. Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам идеологического, политического, религиозного или коммерческого давления.

В обслуживании сельского населения муниципальные (публичные) библиотеки используют традиционные и новейшие информационные технологии, информационные ресурсы, обеспечивают доступ в глобальное информационное пространство, содействуют формированию информационного общества.

Сельские библиотеки сотрудничают со всеми секторами общества: муниципальным, коммерческим и общественным в деле защиты прав пользователей на качественное библиотечное обслуживание. Их деятельность обеспечивается федеральным и областным законами «О библиотечном деле», финансированием из государственных и муниципальных источников; их развитие подкрепляется долгосрочными и среднесрочными программами в области культуры, образования, информатизации. Сельские библиотеки выполняют свои специфические функции публичных библиотек на селе, опираясь на нормативы, обозначенные в настоящем Модельном стандарте.
2. Пользователи и обслуживание

2.1. Обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре является основной задачей сельской библиотеки.

  1. Сельская библиотека осуществляет обслуживание с учетом интересов, потребностей граждан, местных традиций. Библиотечные услуги предоставляются индивидуальным пользователям и коллективам учреждений, организаций, др.

  2. Сельская библиотека способствует развитию подрастающего поколения, обслуживает детей и юношество, прививает им навыки чтения и компьютерной грамотности, помогает развивать воображение и творческие способности, совместно с образовательными учреждениями участвует в обеспечении учебного процесса.

  3. Услуги и материалы в любой доступной форме сервисного обслуживания библиотека предоставляет тем, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, вынужденным переселенцам.

Библиотека содействует социокультурной реабилитации особых групп населения, для чего:

  • сотрудничает со службами социального обеспечения и опирается на их помощь;

  • участвует в местных, региональных программах социальной защиты и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;

  • формирует фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);

  • взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям граждан.

  1. Для обеспечения доступа к информации этническим группам сельского населения на родном языке библиотека:

  • изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;

  1. Информационное обеспечение развития своей территории библиотека осуществляет в сотрудничестве с органами местного самоуправления, местными организациями и представителями местного сообщества:

  • участвует в изучении динамики потребностей, ведет базы данных по проблемам развития различных сфер жизнедеятельности местного сообщества;

  • осуществляет взаимодействие с другими библиотеками, информационными службами и организациями, в том числе за пределами сельского поселения.

  1. Сельская библиотека формирует информационные потребности и информационную культуру своих читателей и сельского населения. С этой целью библиотека:

  • проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями, с сотрудниками библиотеки и их деятельностью;

  • учит пользоваться справочно-поисковым аппаратом и отдельными его элементами, базами данных;

  • приучает читателей своевременно использовать предоставляемую информацию;

  • ведет библиотечные уроки в библиотеке и в образовательных учреждениях.

2.8. Особая роль библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека:

  • собирает и сохраняет информационные источники по вопросам местной историко-культурной жизни;

  • наиболее полно отражает местную тематику в справочно-поисковом аппарате;

  • совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;

  • организует работу краеведческих объединений.

Библиотека ведет мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры родного края. Библиотека выступает инициатором в сборе изделий народных промыслов, предметов быта, фотографий и др., которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

2.9. Сельская библиотека самостоятельно определяет перечень услуг,
которые отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и
приоритеты, а также условия и возможности их предоставления. Библиотека развивает специализированное обслуживание с учетом потребностей пользователей.

К обязательным услугам сельской библиотеки относятся следующие:

  • предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;

  • предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;

  • предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда;

  • предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.

2.10. Библиотека, строящая свою деятельность на основе использования
новейших информационных технологий, предоставляющая пользователям
доступ в корпоративные и глобальные информационные сети, расширяет
спектр услуг, обслуживает пользователей, в том числе и в удаленном
доступе.

Граждане могут запрашивать необходимую им информацию и пользоваться услугами библиотеки по телефону или через Интернет, находясь вне библиотеки - дома, на рабочем месте и т.п.

2.11. Совместно с другими учреждениями социокультурной сферы
библиотека ведет культурно-просветительскую работу, приобщает к
культурному наследию, развивает у пользователей способность
воспринимать культуру и искусство. Развивает воображение и творческое
начало у детей и молодежи. Организует вечера, встречи, концерты, лекции,
фестивали, конкурсы и иные социокультурные мероприятия.

2.12. Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки, а также ее конкурентоспособность находятся в зависимости от набора и качества ее
услуг, комфортности пользования ими. Услуги должны быть доступны и
удобны для всех групп и категорий пользователей.

2.13. Оценка качества и результативности библиотечных услуг
осуществляется самой библиотекой на всех этапах их реализации
(планирования, разработки, рекламирования, предложения, востребованность).
Оценка предоставляемых библиотекой услуг включает следующие их
характеристики:

  • полезность и соответствие спросу;

  • своевременность и оперативность выполнения;

  • информативность и содержательность;

• современные методы и способы исполнения и предоставления.

3. Размещение сельской библиотеки

3.1 Наличие сельской библиотеки в каждом сельском поселении является обязательным.

Если в населенном пункте проживает 500 человек в возрасте до 15 лет, организуется детская библиотека.

3.2. В сельских поселениях число библиотек определяется из
расчета: 1 библиотека на 300 жителей.

3.3. Сельская библиотека размещается с учетом ее максимальной
пространственной доступности (по времени не более 15—20 минут, за
которые местный житель может добраться до библиотеки), расстояние между
близлежащими библиотеками не должно превышать 2—3 км.

3.4. Доступность сельской библиотеки для населения обеспечивается ее
удобным местоположением - в центре поселения (села, жилого квартала), на
пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в
наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых центрах.
Сельская библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем
здании, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию.

При размещении на первом этаже жилого здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки; в одном здании с общеобразовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь отдельный вход и выход для свободного доступа посетителей; в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

3.5. Распорядок работы сельской библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения, но он не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.
4. Информационные ресурсы сельской библиотеки

  1. Сельская библиотека обеспечивает доступ населения к самым разным форматам документов (книги, периодические издания, аудио-видеодокументы, электронные документы, электронные базы данных, в т.ч. базы данных интернет, озвученные книги, издания шрифтом Брайля и др.)

  2. Основными характеристиками фонда сельской библиотеки являются:

  • необходимый объем;

  • информативность: соответствие потребностям граждан;

  • постоянная обновляемость.

Объем документного фонда муниципальной публичной библиотеки в сельской местности определяется из расчета: 7—9 экз. на одного жителя,

4.3. В сельской библиотеке, где в микрорайоне обслуживания нет
специализированной детской библиотеки, % объема фонда для детей в
возрасте до 15 лет должен соответствовать проценту зарегистрированных
пользователей-детей от общего числа пользователей.

4.4. Величина фонда для этнических групп пользователей определяется с
учетом международных принципов и норм (при численности от 500 до 2000 жителей — 100 экз.; при численности более 2000 жителей — из расчета: 1 экз. на 10 человек).

  1. Сельская библиотека любой территории должна иметь местные газеты и журналы, а также: не менее одного названия региональной периодики, не менее двух общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее одной общегосударственной воскресной полноформатной газеты. Минимальное число выписываемых изданий - 10 названий. Объем периодических изданий определяется из расчета: 10 названий на 1000 жителей.

  1. Ежегодное пополнение аудио—видео, электронных документов — не менее 25 на 1000 жителей.

  2. Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10 % к общему фонду, который должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.

  1. Ежегодное обновление фонда должно составлять не менее 250 экземпляров новых книг на 1 тысячу жителей.

Документный фонд сельской библиотеки обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, не отвечающие критериям качества отбора, экстремистские, связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, а также порнографию.

  1. Библиотека является источником библиографических данных о собственном фонде и о внешних библиотечных ресурсах.

Информация о поступающей в библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения местных жителей.

Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу.

  1. Сроки хранения отдельных частей фонда библиотеки зависят от существующих потребностей и востребованности со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа. Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде (если имеются для этого условия) или быть преобразован в иной вид носителя (например, в электронный).

  2. Библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др.

Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).

5. Помещение библиотеки. Организация библиотечного пространства. Техническое оснащение.

5.1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами. Так, например:

  • площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду определяется из расчета: 5,5 кв. м на 1000 экз. документов; книгохранилища (запасника) 2,5 кв.м на 1000 экз.;

  • площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду — из расчета: 10 кв.м на 1000 томов;

  • сельская библиотека должна иметь читальный зал с числом посадочных мест не менее 12.

  • для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) требует увеличения на 10%.

  • для проведения культурно—массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение.

Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечных технологий.

5.2. Качество и оперативность в обслуживании пользователей сельской библиотеки зависит от её технического оснащения. Сельской библиотеке необходимы не менее:

  • 1 номера телефона;

  • 2 компьютеров;

  • 1 ксерокса.


6. Персонал библиотеки

6.1. Сотрудник муниципальной (публичной) библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, в своей работе руководствоваться Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, развивать способность к творческой деятельности.

6.2. Число сотрудников библиотеки определяется с учетом
необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, основных
показателей деятельности число читателей, выдача документов,
диапазон услуг, число структурных подразделений, филиалов,
нестационарных форм обслуживания и др.):

обслуживание пользователей — из расчета: 300—500 читателей и 6000—10000 выдач на 1 работника в сельской местности;

информационная, библиографическая деятельность — из расчета: 1 работник на 5000 пользователей.

При определении численности штатов необходимо использовать межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

6.3. Для содержания в надлежащем порядке помещения муниципальной (публичной) библиотеки в ее штат вводятся:

— 0,5 единицы уборщицы в библиотеке, имеющей убираемую площадь до 300 кв.м. и до 5 печей;

— 1 единица истопника устанавливается при наличии котельной, работающей на твердом и газовом топливе.

  1. Каждый работник библиотеки должен хотя бы раз в 5 лет обновить знания по установленной программе. Крайне необходимо систематическое обучение работников информационным технологиям.

Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5 % от статей бюджета, выделяемых на персонал, и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату

  1. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы. В библиотеке должна применяться система стимулирования работников.

  2. Учредитель обеспечивает социальную и профессиональную защиту работников библиотеки, обязан уважать и соблюдать профессиональные интересы работников, создавать условия для их реализации и самореализации, заботиться о возможностях служебного роста.

  1. Учредитель обязан заботиться о создании удовлетворительных условий труда. Рабочие места должны быть оснащены и оборудованы соответствующим образом.

7. Связи библиотеки с общественностью

7.1. Общественные связи библиотек способствуют формированию в
обществе представлений о библиотеке как о важном и динамично
развивающемся социальном институте, помогающем находить поддержку со
стороны партнеров и спонсоров.

7.2. Библиотека формирует свой положительный образ, привлекает общественное мнение, демонстрирует свою специфику и преимущества. Для этого библиотека и ее сотрудники:

  • оповещают широкую общественность о целях и задачах своей деятельности;

  • открыто информируют население о режиме работы библиотеки, о ее услугах;

  • рекламируют ценность своих ресурсов, услуг и возможностей;

  • своевременно оповещают обо всех существенных изменениях в своей деятельности;

  • сообщают о кризисных ситуациях, их причинах и о действиях по устранению;

  • участвуют в социальных, культурных, образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп населения к общечеловеческим ценностям и к активной деятельности.

  1. Библиотека участвует в мониторингах мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий местных жителей, постоянно анализирует качество предоставляемых ею услуг, их соответствие потребностям пользователей.

Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания читателей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.

  1. Библиотека отчитывается перед местными жителями о своей работе, особо подчеркивая участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке. Библиотека издает ежегодный отчет о своей деятельности, распространяемый среди местного населения.


Положение

о модельной (модернизированной) публичной библиотеке
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Модельная публичная библиотека (полное название библиотеки) является структурным подразделением МУК «Межпоселенческая библиотека (ЦБ) ... муниципального района». Библиотека в своей деятельности

руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • законом РФ "Основы Законодательства Российской Федерации о культуре";

  • федеральными и областными законами "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов";

  • программными и плановыми ' документами развития

библиотечного дела в РФ;

  • постановлениями и распоряжениями законодательной и
    исполнительной власти Российской Федерации, Рязанской области,
    органов местного самоуправления района;

  • Уставом МУК «Межпоселенческая библиотека (ЦБ) муниципального района»;

  • приказами директора ЦБ;

  • настоящим положением;

  • должностными инструкциями.

1.2. Модельная библиотека располагает оптимальным набором ресурсов, который является необходимым минимумом для качественного обслуживания населения; выполняет информационную, образовательную, культурно-досуговую, социализирующую и иные функции.

1.3. Модельная публичная библиотека доступна для всех граждан независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, физического и
материального состояния. Обеспечивает гражданам конституционное право
на свободный доступ к информации и культурным ценностям.

1.4. Организует свою деятельность во взаимодействии с центральной
библиотекой и ее подразделениями, органами власти, образовательными
учреждениями, учреждениями культуры, коммерческими, общественными и
другими социально-культурными институтами поселения.

1.5. В основу обслуживания пользователей библиотеки положены:

  • доступность информационных ресурсов всем слоям населения;

  • соответствие услуг потребностям реальных и потенциальных пользователей библиотеки;

  • повышение качества ресурсов и услуг;

  • комфортность библиотечной среды.

1.6. В обслуживании населения библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии.

  1. Модельная публичная библиотека имеет право, наряду с традиционными видами услуг, предоставлять пользователям дополнительные (платные) услуги. Перечень платных услуг определяется и утверждается директором ЦБ.

  2. Адрес библиотеки: ___________________

2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Целью МПБ является обеспечение информационных, социально-культурных запросов населения с учетом его интересов и потребностей в комфортной библиотечной среде при условии модернизации ресурсов и услуг библиотеки.

Основные направления деятельности:

2.1. Модельная библиотека содействует удовлетворению социально-бытовых информационных потребностей, связанных с повседневными нуждами жителей.

  1. Модельная библиотека является муниципальным информационным центром, осуществляет сбор, хранение и предоставление в пользование документов и материалов по вопросам местного самоуправления; поддерживает общественные акции, оказывает информационную и организационную поддержку администрациям сельских поселений.

  2. Модельная библиотека содействует непрерывному образованию пользователей.

2.4. Модельная библиотека способствует адаптации личности в социуме, её активному участию в общественной жизни местного сообщества и формированию гражданского самосознания.

2.5. Модельная библиотека является центром возрождения, сохранения и изучения истории, культуры, литературы родного края.

  1. Модельная библиотека ведет социально-культурную работу, развивает творческий потенциал жителей.

  2. Модельная библиотека содействует продвижению чтения лучших образцов отечественной и мировой художественной литературы.

  3. Модельная библиотека создаёт среду развития подрастающего поколения, отвечающую их половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям, прививает детям и юношеству любовь к книге и чтению, формирует и удовлетворяет их потребности в духовном и интеллектуальном росте, помогает развивать воображение и творческие способности.

  4. Модельная библиотека обеспечивает обслуживание лиц с физическими ограничениями - престарелых, инвалидов и т.п. Библиотека выполняет функции центра социокультурной реабилитации для незащищенных слоев и особых групп местного населения (пенсионеров, участников войн, детей из малообеспеченных семей, переселенцев, подростков с девиантным поведением, инвалидов).

  5. Модельная библиотека является центром правовой информации и ведет работу по правовому просвещению и формированию правовой культуры местного населения с использованием справочно-правовых систем.

  6. Модельная библиотека формирует информационную культуру и оказывает помощь в овладении компьютерной грамотностью пользователями.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МОДЕЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Библиотека осуществляет следующие виды деятельности:

3.1. Участвует в реализации программ развития библиотечного дела региона.

3.2. Формирует фонд с учетом интересов и запросов населения (всеми видами изданий); создает специализированный фонд краеведческих и
местных изданий и организует его использование.

    1. Участвует в формировании справочно-библиографического аппарата библиотеки; организует и редактирует каталоги; осуществляет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей; приоритетное информационно-библиографическое обслуживание руководителей органов местного самоуправления по их запросам.

    2. Организует доступ пользователей к региональным, федеральным и мировым информационным ресурсам; при необходимости использует возможности МБА и ЭДД.

3.5. В целях обеспечения востребованности пользователями
интеллектуальной продукции и услуг библиотеки осуществляет их
продвижение, в том числе средствами библиотечной рекламы.

3.6. Осуществляет издательскую деятельность: составляет и выпускает библиографические пособия (крупных и малых форм), издания
краеведческого характера, дайджесты, продолжающиеся издания, каталоги
выставок, рекламные издания.

3.7. Участвует в муниципальных, региональных, всероссийских
исследованиях в области библиотечного дела.

    1. В целях улучшения качества библиотечного обслуживания населения осуществляет социальное партнерство с государственными и общественными организациями, частными лицами, взаимодействует с различными службами.

    2. Организует массовые, просветительские мероприятия информационного, культурного характера, содействует организации работы любительских объединений и клубов по интересам.

    3. Создает комфортную библиотечную среду для пользователей.

    4. Оказывает дополнительные (платные) услуги населению.

4. УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ

  1. Руководство библиотекой осуществляет заведующий, назначенный и освобождаемый от занимаемой должности директором ЦБ.

  2. Сотрудники библиотеки принимаются и освобождаются от работы директором ЦБ по согласованию с заведующей библиотекой.

  3. Структура библиотеки и штатное расписание утверждается директором ЦБ.

  4. В управлении библиотекой может принимать участие попечительский совет как орган общественного контроля и содействия развитию модельной публичной библиотеки, а также её читательский актив.

  5. Библиотека работает в соответствии с годовыми и месячными планами.

  6. Работа библиотеки учитывается в соответствующих формах: «Дневнике работы библиотеки», «Тетради учета справок», «Тетради учета рабочего времени» и других.

    1. Распорядок работы библиотеки устанавливается приказом директора ЦБ с учетом особенностей местности.

    2. Права и обязанности сотрудников библиотеки определяются Положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями администрации ЦБ.


5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

5.1. Финансирование деятельности модельной публичной библиотеки осуществляется из средств муниципального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

5.2. Предприятия и учреждения, граждане могут оказывать финансовую помощь и поддержку библиотеке.

5.3. Средства, полученные от оказания платных услуг, выполнения социально-творческих заказов, пожертвования граждан и прочие поступления от предприятий и учреждений, направляются в фонд развития модельной публичной библиотеки и не могут являться основанием для уменьшения бюджетного финансирования библиотеки.

  1. СТРУКТУРА МОДЕЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Структура модельной публичной библиотеки зависит от цели, задач, характера и объема работы, приоритетных направлений деятельности библиотеки, круга ее пользователей. Возможные подразделения библиотеки:

- абонемент;

- читальный зал;

- медиацентр;

- информационный центр (правовой и социально-бытовой информации);

- краеведческий сектор;

- другие, в том числе и внестационарные.

  1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

  1. Реорганизация и прекращение деятельности библиотеки происходит в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом "О библиотечном деле". Вопросы по реорганизации и ликвидации библиотеки решаются по согласованию сторон: учредителя (органы местного самоуправления, органа управления культуры муниципального образования) и руководителя межпоселенческой центральной библиотеки
    муниципального образования.

  1. В процессе деятельности библиотеки в связи с вновь принимаемыми решениями директивных органов в Положение о модельной библиотеке в установленном порядке могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.

  1. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О МПБ


8.1. Положение о МПБ утверждается директором «Межпоселенческой библиотеки (ЦБ)... муниципального образования»
Зав. модельной публичной библиотекой ___________________________

Ф.И.О., подпись

Дата

Должностная инструкция заведующего библиотекой (МПБ)

(типовая)

1. Общие положения

  1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря.

  1. Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором межпоселенческой библиотеки.

  2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.

  3. Библиотекарь подчиняется непосредственно директору межпоселенческой (центральной) библиотеки.

  4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

  5. Библиотекарь руководствуется правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом межпоселенческой библиотеки, правилами внутреннего трудового распорядка библиотеки и настоящей инструкцией.


2. Функции

  1. Информационное обеспечение населения;

  2. продвижение чтения, организация культурного досуга жителей;

  3. краеведение, создание Летописи населенного пункта;

  4. содействие непрерывному образованию населения;

  5. содействие повышению информационной культуры пользователей;

  1. содействие формированию правовой культуры, гражданского самосознания жителей;

  1. прочее.

3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

  1. организует работу библиотеки, обеспечивает качественное удовлетворение запросов пользователей;

  1. составляет СБА: каталоги, картотеки, указатели, тематические

списки и обзоры литературы;

  1. обслуживает пользователей на абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, и другие мероприятия по продвижению книги); осуществляет подбор литературы по заявкам пользователей;

  2. ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность;

3.5. участвует в формировании, обеспечивает сохранность
библиотечного фонда; принимает книжные фонды на ответственное
хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет,
участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой
литературы по установленным правилам и нормам;

  1. принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного фонду библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;

  2. устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками; организует межбиблиотечный обмен, использует ЭДД;

  3. участвует в подписке на периодические издания, контролирует их доставку;

  1. принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием;

  2. организует социально-культурную деятельность: читательские конференции, литературные вечера и другие мероприятия;

  1. налаживает эффективные общественные связи;

  2. составляет программы развития библиотеки;

  1. изучает информационные и иные потребности местного населения;

  1. соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.




  1. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1. самостоятельно планировать ' деятельность библиотеки и
определять ее приоритетные направления;

  1. повышать свою квалификацию;

  2. вносить предложения по развитию деятельности библиотеки на рассмотрение совета при директоре;

  3. осуществлять взаимодействие с библиотечными работниками других библиотек;

  4. вступать в общественно-профессиональные организации в целях содействия развитию библиотек, профессиональной консолидации и социальной защищенности.


5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией,
библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке,
определенном трудовым законодательством.

5.2. За причинение ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым и (или) гражданским законодательством.

Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

  1. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

  1. За несоблюдение требований охраны труда.




  1. Взаимоотношения. Связи по должности


Библиотекарь:

6.1. работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором;

  1. получает от директора информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

  2. своевременно информирует директора межпоселенческой (центральной) библиотеки о чрезвычайных ситуациях, требующих вмешательства со стороны администрации и принятия конкретных решений.

6.4. работает в тесном контакте с коллегами из ЦБ и других библиотек, систематически обменивается с ними информацией.
С должностными обязанностями ознакомлен ___________________
_______________20_____ г.
Правила пользования библиотекой* (типовые)
1. Общие положения.

1.1. Правила определяют взаимоотношения пользователей сотрудников библиотеки.

1.2. Библиотека является общедоступным бесплатным учреждением, обслуживающим все слои и возрастные группы населения.

2. Порядок записи граждан в библиотеку.

  1. Для записи читателя (пользователя) в библиотеку граждане в возрасте 14 лет и старше предъявляют паспорт. Дети до 14 лет записываются по документам, удостоверяющим личность их законных представителей (родителей, опекунов).

  2. При записи в библиотеку граждане знакомятся с правилами пользования библиотекой.


3. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей (пользователей).

  1. Информировать обо всех видах библиотечных услуг.

  2. Оказывать помощь в подборе необходимых документов.

  3. В случае отсутствия документов в фонде библиотеки запрашивать их по МБА или ВСО из других библиотек, использовать удаленные информационные ресурсы.

  4. Следить за своевременным возвращением документов в библиотеку. Применять санкции к читателям-задолжникам.

  5. Производить очередную выдачу документов пользователю только после получения от него ранее выданных ему изданий, срок пользования которыми истек.

4. Права и обязанности читателей (пользователей)

  1. Читатель (пользователь) имеет право бесплатно получать документы из фондов библиотеки, справки, пользоваться справочным аппаратом библиотеки, принимать участие в мероприятиях.

  2. Читатель может за соответствующую плату заказать копии фрагментов печатных документов, воспользоваться услугой поиска документов и информации в сети интернет.

  3. Читатель обязан:

  • соблюдать настоящие правила;

  • бережно относиться к документам, полученным в библиотеке, и имуществу библиотеки;

  • при получении документов и обнаружении в них дефектов сообщить о них библиотекарю;

  • соблюдать тишину в библиотеке, не сорить;

  • сдавать в гардероб (или оставлять в специально отведенном для этого месте) верхнюю одежду и сумки большого размера (более 20 X 30 см), а также небиблиотечные издания, продукты питания.

4.4. Категорически запрещается появляться в библиотеке в нетрезвом состоянии, курить в библиотеке.

5. Порядок выдачи документов в библиотеке.

5.1. Читатель может получить на дом не более 5 изданий на срок до 30 дней.

  1. Разрешается (в т.ч. и по телефону) продлить срок пользования документами не более 2 раз подряд, если на них нет спроса со стороны других пользователей.

  2. При оформлении выдачи в книжном формуляре отмечается дата выдачи, в читательском формуляре - срок возврата.

  3. Читатель обязан расписаться в читательском формуляре за каждый полученный экземпляр издания.

5.5. При выдаче литературы библиотекарь обязан убедиться в
правильности росписи читателя в читательском билете.

5.6. Справочная литература, издания, полученные по МБА, на дом не
выдаются.

6. Ответственность за нарушение правил пользования библиотекой.

  1. Сотрудники и пользователи библиотекой несут материальную, административную и иную ответственность за нарушение настоящих правил в соответствии с действующим законодательством.

  2. Читатели, утратившие издания, полученные в библиотеке, обязаны заменить их равноценными или возместить их стоимость по ценам, действующим на момент причинения ущерба.

  3. За причиненную изданию порчу (вырванные страницы, вырезанные иллюстрации) пользователь обязан возвратить такой же документ или заменить его равноценным или копией испорченного документа.

  4. За нарушение данных правил читатели могут быть лишены права пользования библиотеки на сроки, установленные администрацией библиотеки (месяц, три месяца, без права восстановления).


* Правила утверждаются директором межпоселенческой (центральной) библиотеки.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: