NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Готовность к школьному обучению (информационный материал для родителей будущих первоклассников)


Готовность к школьному обучению (информационный материал для родителей будущих первоклассников)

Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.

Насколько ребенок готов к таким переменам в жизни зависит от уровня его общей школьной готовности. Что это значит? Существуют три компонента школьной готовности: физиологический, педагогический, психологический.

Физиологический компонент подразумевает физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили свое формирование, что проявляется в особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

В этом возрасте хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазание.… В то же время, мелкие мышцы кистей руки, обеспечивающие точные движения при письме, развиты еще недостаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

Основными показателями психологической готовности к обучению являются: интеллектуальная, эмоционально – волевая и личностная готовность.

Интеллектуальная готовность подразумевает:

  • высокий уровень развития наглядно – образного мышления, т.е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал заданный в рисунках или графических изображениях. Подразумевается начальный уровень логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта, информации, представлений.

  • На момент поступления в школу ребенок должен иметь достаточный объем восприятия, внимания, памяти.

  • Речевое развитие должно соответствовать возрасту. Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий, использовать речь для изложения своих мыслей, суждений, построения полного высказывания с использованием сложноподчиненных предложений.

Интеллектуальная готовность содержит и такой компонент как обучаемость, т.е. умение усваивать новую информацию при помощи взрослых. Успешное овладение новой информацией требует сформированности важнейших учебных действий: планирование своей деятельности, умение выделять в потоке информации основную задачу и превращать ее в цель деятельности.

Эмоционально – волевая регуляция предполагает способность не отвлекаться и сосредоточенно работать в течение 15- 20 минут, сохранять удовлетворительную работоспособность в течение всего учебного дня и в едином темпе со всем классом. (Данная способность может завесить как от сформированности, так и от состояния здоровья ребенка).

Предполагается поведенческая саморегуляция: сдерживание эмоций, двигательной активности, ответственность за свои поступки.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что – то новое. Далеко не каждый ребенок, пришедший в школу, имеет учебную мотивации.

Личностная готовность подразумевает и коммуникативную готовность: способность установить адекватные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; умение работать в группе, подчиняя свои желания общим требованиям;

Ребенок должен обладать адекватной СО и уровнем притязаний, владеть самоконтролем в различных ситуациях общения.

Что же делать?

Прежде всего успокоиться и понять, что все мы когда - то начинали.

-посмотрите на своего ребенка со стороны и постарайтесь воспринять его таким, какой он есть;

-Спокойно беседуйте со своим ребенком, создавая положительный эмоциональный настрой и ощущение единства с ним:

*Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).

* Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем (не запугивая и не рисуя радужных картин).

*Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения)

*Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные эмоции).

*Расскажите, как приятно вам было идти в школу (почему именно?).

-Постарайтесь дать понять ребенку следующее:

«если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму. И мы вместе справимся со всеми трудностями». Ведь для ребенка «первый раз - в школу». Все равно, что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, а вдруг не пойму - тревога ожидания, настороженность.

Сегодня не менее серьезно надо говорить не только о готовности к школе ребенка, но и его родителей.

Попробуйте ответить себе на следующие вопросы:

Готовы ли Вы:

*создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности;

*встречать ребенка из школы с улыбкой;

*не ругать и не наказывать за ошибки и незнание;

*помочь, не рассердившись;

*не кричать, принимать спокойно все так, как есть;

*не обижать;

*не сравнивать с другими своего ребенка;

*не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

В общем готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.

Если Вы согласитесь добросовестно исполнять эти условия, то очень скоро поймете на сколько тяжело ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации и какие высокие требования ставят перед ним школа и родители.

Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?

*Что он живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.

*Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты - обязан». Давайте отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений.

Представьте, что, что с Вами будет, если 37 раз в сутки к Вам станут обращаться в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 - в обвинительном! Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками.

Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужно время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без нее задохнется дух.

*Что его работоспособность 15 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Дайте ребенку время! Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть связано и с болезнью, но это может быть связано с одаренностью. Такими недотепами были и маленький Пушкин, и маленький Энштейн.

Каковы же основные признаки переутомления?

-Ухудшение почерка;

-Увеличение числа ошибок;

-Замедление темпа речи;

-«Глупые» ошибки;

-Рассеянность;

-Невнимательность;

-Плаксивость;

-Вялость;

-Раздражительность и др.

Если это происходит дома, во время приготовления домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на что - то другое - приятное и полезное для ребенка.

*Учитывайте состояние.

Спросим себя, понимаем ли мы:

-Что первые полчаса сна и пол часа перед сном во избежание нервных срывов никогда и ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения;

-Что мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет;

- Что знание, принимаемое без радости, не усвоено.

*Что ему непривычно будет «быть одним из многих». Здесь важно, какую самооценку Вы заложили в сознание ребенка: заниженную, завышенную или адекватную. Особые трудности возникают у ребят, которые в детском саду считались достаточно успешными (в играх, коллективной деятельности и т.д.) Привыкший быть лидером, в школе очень часто не добивается той же позиции в коллективе. Результат - огромное разочарование в школе.

Одним словом не внушайте нереального. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных пессимистически.

*Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встречать, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д

*Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, одеждой...) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.

*Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов». Учтите, что дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших в основном действует благотворно.

*Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь вместе с ним разделить его радость. Поделки ставьте на самое видное место. Тетради с похвалой учителя покажите всем близким. Таким образом, вы дадите ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим. Это важно, потому что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушиться сон, аппетит, повышается температура, обостряются хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других - одну четверть, у других - растягивается на весь учебный год. многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Процесс адаптации будет отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении детей. Было бы идеальным вариантом, если бы Вы делились с педагогами и психологами школы своими наблюдениями, мнением.

Остается пожелать всем нам:

«Каждый день с ребенком начинайте с радостью, заканчивайте с миром.»

«Скоро в школу»»

Советы родителям:

  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть  логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы. 

  • Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).

  • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.

  • Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …  и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

  • Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

  • Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

  • Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

  • Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Советы родителям первоклассника

Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе?

     Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем. Основная задача родителей в помощи первокласснику - эмоциональная поддержка, предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его собственных действий по выполнению школьных правил. 

Как подготовиться к первому сентября?

Рассказать о том, что ждет ребенка в этот день.
За несколько дней начать вводить его в ритм "подъема и отбоя".
Любимый медвежонок (кукла или любимая игрушка) должен быть взят с собой в портфель (он тоже в первый день пойдет учиться).
Можно дать ребенку с собой камушек - амулет (обеспечивает "связь с родителями").
Основная одежда должна быть новой и особой (школьная одежда), но какая-то деталь одежды должна быть знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок на рубашке и пр.)
Мобильный телефон первого сентября (и вообще в период адаптации) лучше с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями.
Цветы учителю должны быть такими, чтобы ребенок ощущал их особенную красоту (пусть их будет немного). Лучше, если он будет выбирать цветы вместе с Вами. Это важно, чтобы у него не возникало чувства, что другие дети принесли красивые цветы, а он - плохие.
Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.

Какие непредвиденные трудности могут возникнуть первого сентября?
    Часто дети (особенно не посещавшие раньше детских садов или детских групп) в последний момент отказываются расставаться с мамой или папой, которые привели их в школу, начинают плакать, цепляться за родителей. В такой ситуации лучше пойти на занятия вместе с ребенком. Для этого нужно заранее освободить себе весь день. О возможности ходить вместе с ребенком на уроки лучше поговорить с учителем (администрацией школы) на родительском собрании заблаговременно. 

Какие непредвиденные трудности могут возникнуть второго сентября?
Мама будит Петю второго сентября: "Вставай. Пора идти в школу!"
Петя: "Я же уже вчера сходил..." 

Что делать, если ребенок с утра плохо себя чувствует, а нужно идти в школу?
    У шести-семилетних детей редко случается "воспаление хитрости". Либо ребенок, действительно, заболевает, либо плохое самочувствие связано с необходимостью идти в школу. В любом случае, стоит это проверить. Если ребенок после того, как Вы оставили его дома, сразу почувствовал себя лучше, то, возможно, его плохое самочувствие связано со стрессом, испытываемым в школе. Постарайтесь выяснить (у ребенка, у учителя, у знакомых детей), что происходило в школе вчера, позавчера. Важно понять, что происходит, особенно если такое повторяется систематически. 
    Если же Вы все-таки решили отправить ребенка в школу, дав ему таблетку от головной боли (или не обнаружив никаких симптомов болезни), не делайте ценностью преодоление им плохого самочувствия. Не хвалите за то, что он пошел в школу, переборов себя. Если Вы будете гордиться, что Ваш ребенок учится (трудится), невзирая на свое плохое самочувствие, то у него может подсознательно закрепиться установка на болезнь: можно добиться похвалы, болея. 

Как реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) в школе или испытывает страх перед школой?
Прежде всего: не запрещать переживания. Не нужно твердить ребенку: "Нельзя злиться! Нельзя бояться!" Переживания - вполне естественная вещь, и они должны иметь право на жизнь. Однако необходимо обсудить с ребенком, что вызывает страх или злость, вместе с ним понять, почему другие люди совершают действия, вызывающие у него те или иные эмоциональные реакции. Понимание действий других часто само по себе снимает переживания.

     Есть и другие культурные формы, помогающие человеку справляться со страхом. Для детей это, прежде всего, чтение страшных сказок в ситуации полной защищенности (на маминых коленях). Сказки дают человеку пережить чувство неизбежности торжества добра над злом, сопереживания радости и состраданию, обеспечивающих победу маленького, слабого, но доброго, над большим злом. Другая полезная для детей форма культурного преодоления страха - спортивные игры, вызывающие переживания азарта, уверенности в победе. 
     В процессе взросления ребенок должен получить опыт проживания и преодоления трудностей и конфликтов. Задача взрослых состоит в том, чтобы, находясь рядом, помогать ребенку определять конструктивные способы своего поведения в таких ситуациях. 

Что делать, если нужно спешить в школу, а ребенок не торопится?
    Психологами замечено негативное влияние активного организующего давления взрослого на ребенка. Если постоянно торопить ребенка: "Давай быстрее, мы уже опаздываем! Ну что ты копаешься?!", - то может, наоборот, закрепиться обратная реакция. Сформируется защитный стереотип "медлительности": в любой ситуации, требующей быстрого реагирования, ребенок будет замедляться и "тормозить". В этом он ничуть не виноват, так его организм защищается от тревоги и напряжения, вызванных "эмоциональным прессингом" извне. 
    Поэтому целесообразно проводить "профилактику цейтнотов". С этой целью, организуя сборы ребенка в школу, желательно: 
Предусмотреть более раннее вставание, позволяющее ребенку просыпаться, завтракать, одеваться, умываться в его собственном темпе.
Проследить, чтобы ребенок собрал портфель и приготовил одежду и обувь с вечера.

Как относиться к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале школьной жизни?
     Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Так складывается порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу как можно лучше на этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных, неглупых, исполнительных детей. 

Поэтому самое правильное отношение к первым неуспехам ребенка - отношение понимания, поддержки, помощи: "У тебя все получится. Я тебе помогу." Важно создать условия для переживания ребенком (хотя бы иногда) собственной победы.

Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?

Ребенок часто плачет (больше, чем обычно).
У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает).
Ребенок проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно, лезет в драку).
Ребенок отказывается идти в школу.

Как можно снимать стресс?

     Обеспечить ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень важен собственный пример и подражание ему ребенком).
Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, повышенного тона).
    Необходимо на какое-то время продолжение традиционных "детских" ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры-обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребенка.
    Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с разрешением пачкания - отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, "классики" и пр.)
    Чрезвычайно важно отсутствие лишних постоянных раздражителей (телевизор, приемник).
    Необходимо давать ребенку возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость (праздник, театр).
    Для многих лучше всего снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).

Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к специалисту?

Страхи (ночные страхи).
Энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.
Грызение ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.
Ярко выраженная агрессия.

О чем лучше спросить ребенка, когда он возвращается из школы?
    Психологи установили, что родители своими вопросами о школе показывают ребенку свои приоритеты и ценности. Машу мама всегда спрашивает по дороге домой: "Что ты сегодня получила? Тебя хвалили или ругали?". Ваню спрашивают о том, с кем он подружился, было ли ему интересно. Петю о том, что он нового сегодня узнал. Сашу - что было в школе на завтрак, не проголодался ли он. 
    Именно то, о чем Вы все время спрашиваете и покажет ребенку, что для Вас в жизни главное, а что второстепенное. Он интуитивно будет ориентироваться, скорее всего, на Ваши ценности. Это не означает, что он и будет развиваться именно в соответствии с вашими желаниями. Часто бывает так, что слишком резко заявленные родителями приоритеты вызывают тяжелейшие кризисы у ребенка, ощущающего, что он не в состоянии соответствовать этим родительским запросам.         Иногда, наоборот, ориентируясь на интересы родителей, ребенок начинает игнорировать образовательные ценности школы. 
   По Вашим вопросам о школе ребенок должен понять, что Вам интересно все, что с ним происходит, что Вам важны его успехи, но Вы любите и принимаете его таким, каков он есть.

Что не может быть сделано без участия родителей?
     Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в организации своего рабочего места, в выполнении домашних работ, в подготовке своей одежды и портфеля к завтрашнему дню. 
   Культивирование самостоятельности - это ответственная и постепенная работа Часто бывает проще что-то сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Иногда действия ребенка представляют для него реальную опасность. И тогда родители предостерегают его: "Не делай сам, это опасно (трудно), за тебя сделаю я". Эта неправильная установка приводит к "выученной беспомощности", отказу ребенка в дальнейшем от любых самостоятельных действий, неверию в собственные силы. 

За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться?
      Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребенка - не стать учителями-дублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребенка, невзирая на его школьные успехи или неудачи. Поэтому и следить родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания). 
     Если до начала обучения в школе ребенок не овладел приемами самостоятельного одевания (например, завязыванием шнурков), укладывания спать, уборки "своей территории", чистки зубов перед сном и пр., то это - первейшая забота родителя. Причем отдельные дела или действия ребенок к этому времени уже может выполнять самостоятельно, без присмотра взрослого и по собственной инициативе. 
      С первого сентября к этому добавляются: 
подготовка стола к выполнению домашней работы;
сбор портфеля;
подготовка с помощью родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой завтра ребенок пойдет в школу).

Как помочь ребенку организовать свое рабочее место?
     Во-первых, личным примером. Если на Вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то совершенно бесполезно приучать к порядку ребенка. 
Когда Вы покажете ребенку свое рабочее место (кухонный стол, письменный стол, рабочий стол), то обратите его внимание, какими предметами Вы пользуетесь, для чего они нужны и в каком порядке Вы их раскладываете на рабочем месте. 
    Пусть ребенок расскажет Вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как ему удобнее их разложить на столе. Определив вместе с ребенком удобные для разных вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки - "домики" для каждой вещи. 
    Обратите внимание на позу сидящего за столом ребенка. Ему еще трудно контролировать себя, он не очень хорошо ощущает собственное тело, а тем более трудно долго сидеть в одной позе. Можно сделать несколько фотографий сидящего в разных позах ребенка, а потом изучить их вместе с ним - имитируя эти позы и обсуждая, чем они плохи (искривление позвоночника, затекание ног, закрывание собственной работы от света и пр.). Научите его разным веселым упражнениям, которые лучше делать в перерывах между занятиями (если ему уже показали в школе, пусть покажет их Вам) - упражнения для пальцев рук, физкультминутки под ритмические стихи. 

Как часто требуется взаимодействовать с учителем в период адаптации?
    В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и родителями. К сожалению, учителя редко знают о том, что происходит с ребенком дома после занятий, а родители имеют слабое представление о том, что происходило с ребенком в школе. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых они могли бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий детей. В течение первого года обучения детей родители и учителя должны стать единомышленниками.

Режим дня школьника
7.00 Подъем
7.00-7.30 Водные процедуры, зарядка
7.30-7.50 Завтрак
7.50-8.20 Дорога в школу. Хорошо, если по свежему воздуху
8.30-12.30 Занятия в школе
11.00 Ланч. Лучше, если горячий
12.30-13.00 Дорога домой. По возможности не пользоваться транспортом
13.00-13.30 Обед
13.30-14.30 Послеобеденный отдых, а лучше сон
14.30-15.00 Полдник 15.00-16.00 Прогулка, игры, спорт
16.00-17.00 Приготовление домашних заданий с обязательным 10-минутным перерывом на отдых
17.00-19.00 Прогулка
19.00-20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20.00-20.30 Гигиенические мероприятия, подготовка ко сну
20.30-7.00 Сладкий сон

 

Соблюдение режима дня — золотое правило для семьи, где есть первоклассник.
* Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра. 
* Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день.
* Обедаем в 13.30-14.00. После обеда — обязательный отдых. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки.
* Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может упасть и заснуть. Конечно, надо дать ему такую возможность отдохнуть.
* После обеда и отдыха садимся за уроки. В первом классе на них не должно уходить больше получаса. Оптимальное время для их приготовления — в промежутке от 15 до 17 часов.
* После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные занятия — в кружок, секцию, студию. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой.
* Делать или доделывать уроки вечером нельзя ни в коем случае.
* Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно лишь бы не ложиться в постель. Не думайте, что он не устал и не хочет спать, — на самом деле это просто перевозбуждение. Чтобы снять напряжение, которое накопилось за день, очень полезно погулять с ребенком перед сном. Если мы исходим из того, что лечь спать надо в 21.00, то выходить гулять лучше всего около 19.30, сразу после ужина.
* После вечерней прогулки принимаем теплый душ, выпиваем стакан молока с ложечкой меда (если нет аллергии) — и ложимся спать.
* Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, особенно — без напоминаний о неудачах и досадных ошибках.

 

Когда бить тревогу: признаки нарушения адаптации к школе
* Беспокойство ребенка.
* Беспокойный сон (если до этого ребенок спал спокойно). 
* Страхи.
* Навязчивые движения (подергивания мимических мышц, подергивания плечом, покряхтывание и покашливание).
* Появление запинок в речи. 
* Резкая смена настроения.
* Повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, заторможенность.
* Жалобы на головные боли, боли в животе, общее плохое самочувствие.
* Потеря аппетита.
* Резкое снижение массы тела.
* Отказ идти в школу, нежелание учиться.
* Возникновение конфликтных ситуаций со сверстниками и с учителем.
Если вы заметили какие-то из этих признаков у своего ребенка — прежде всего проанализируйте режим, нагрузку, взаимоотношения ребенка с учителем и со сверстниками. Иногда для решения проблемы бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна.

Одна из важнейших составляющих распорядка дня — режим питания.
* Питание младшего школьника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин.
* Горячий завтрак дома обязателен. В идеале это — горячая каша, но можно предложить и сухие хлопья, залитые теплым молоком, если ребенок предпочитает их. Конечно, вариантов множество — это могут быть и омлет, и творог, и сырники или оладушки.
* Ни в коем случае нельзя завтракать в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!» Лучше разбудить ребенка на полчаса раньше, чем подгонять его. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени. 
* Если ребенок не на продленке, то обедает он обычно дома. На первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, следует помнить, что не только малышам, но и младшим школьникам не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп.
* Фрукты и овощи обязательны в ежедневном меню. В обед хорошо давать овощной салат.
* Полдник — это время есть булочки, а также оладушки, блинчики и так далее. Хороши на полдник и свежие фрукты.
* Ужин должен быть сытным, но легким — ребенок не должен наедаться вечером за весь день. Если вы рассчитываете, что он должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна.
* Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Ему важно, как еда лежит на тарелке, чем она украшена. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

Ошибки помощи детям



Пример 1. Родители, желая помочь ребенку в учебе, наказывают его за двойки. При этом не замечают, что проблема ребенка не в том, что он, скажем, мало времени тратит на уроки или не старается писать аккуратно. Его проблема в том, что он не понимает, в чем смысл домашнего задания, почему надо применять в решении именно эти формулы, а не другие.

Ясно, что ошибка взрослого состоит в том, что помощь требуется ребенку в сфере познания (ребенок ждет, что ему кто-то объяснит материал), а не в сфере поведения (организовать себя на выполнение уроков он и сам может). Результаты такой ошибочной помощи могут оказаться весьма плачевными: ума у ребенка не прибавится, а вот обида на взрослого может перерасти в комплекс неполноценности, потерю доверия или даже в саботаж учебной деятельности в целом.

Пример 2. Родители все-таки пытаются помочь ребенку, получившему двойку, объясняя ему материал. Но при этом они при объяснении пользуются неизвестными ребенку терминами и приемами решения. Получается, что они не помогают, а демонстрируют ему то, что сами способны в данном учебном предмете. В итоге - ребенок окончательно сбит с толку.

Ошибка в этом случае состоит в том, что родители неправильно определили путь оказания психологической помощи: вместо развития у ребенка понимания, они пытались заставить его запомнить новые знания, которые, как понимает сам ребенок, вряд ли пригодятся ему на уроке.

Пример 3. Ребенок поссорился с другом. Родители хотят ему помочь, видя, что он переживает. И вместо того, чтобы выяснить, что именно в этой ссоре он переживает (возможно, он сам был неправ, или он разочаровался в людях, или от этой ссоры могут пострадать и другие его друзья и т.п.), вместо душевного разговора с ребенком родители начинают выискивать отрицательное в поведении друга, давая этим своему ребенку урок огульного обвинения, недоверия, пренебрежения и подозрительности.

Итог - ребенок замыкается в себе, никому не верит, изменяется в негативную сторону его нормы отношения к людям.

Пример 4. Мальчик-первоклассник вычитал в газете (сам!) о каких-то далеких островах, куда приглашаются все любители путешествий. Считая себя таковым, он, конечно, радостно приглашает в это самое путешествие свою маму. Однако мама считает, что «от ребенка нельзя скрывать правду жизни», и без обиняков сообщает ему степень удаленности этих островов от пределов материального благополучия семьи. Такая правда жизни ребенку мало понятна, но вот слово «никогда» его впечатляет. Намерение мамы оборачивается тревогой, агрессивными реакциями или комплексом неполноценности ребенка. Ведь он не спрашивал маму о материальных возможностях семьи. И на острова собирался не сию минуту. Он только мечтал.

Что было бы маме помечтать вместе с ним? Порассуждать об этих островах, возможно, порисовать их. Спросить, что же его так заинтересовало в этом путешествии? Кого бы он взял с собой? Чем бы он занимался в дороге? Можно было бы даже и поверить, что это путешествие обязательно случится. Правда, пока на него денег нет. Но ведь сын вырастает. Заработает. Пригласит и маму, и папу. И всех-всех своих друзей. Ах, скорее бы наступило это интереснейшее будущее... Конечно, после таких рассуждений ребенок чувствует себя окрыленным. Ему хочется поскорее вырасти. Он готов стараться во всем. Он чувствует, как мама его любит, как верит в него. И он сам готов любить мир, творить добро, ничего не бояться, верить в себя.

Например, на вопрос об ошибках родителей, которые хотели помочь, но не сумели, дети первого и второго классов написали:

- помогают делать уроки, когда ребенок их об этом не просит, когда он может сам;

- не догадываются и не замечают, что их ребенку плохо;

- за двойки ругают вместо того, чтобы объяснять;

- отсылают ребенка делать уроки, даже не выяснив, что он их, оказывается, уже сделал;

- меня отлупили, а потом оказалось, что виноват не я;

- чем лупить, если я что-то сделал не так, лучше бы поговорили со мной;

- просил в подарок машину, мечтал, - а папа подарил мне ружье;

- хотел смотреть телевизор, а они захотели, чтобы я спал: но ведь были же мультики; учитель любит помогать тем, у кого и так пятерки, а мне не хочет - обидно.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: