NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Гражданин России»



Образовательная область:

окружающий мир

предмет: введение в историю

Тема урока: «Гражданин России»

3 класс по системе Л.В.Занкова.



Федун Елена Николаевна

Учитель начальных классов высшей категории



Место работы: МОУ «Фёдоровская СО№2

с углублённым изучением отдельных предметов»



Тема урока: Гражданин России.

Цель: формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции.

Развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в группах.

Воспитывать у учащихся граждански активных и социально значимых качеств,

чувство патриотизма, любовь к Родине. Прививать навыки здоровых привычек.

Тип урока: Изучение нового материала
Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 3классе в течение 1 урока в рамках тематического блока «Я живу в России» и призвана сформировать у учащихся общее представление о том, что значит быть гражданином, о Конституции, о правах и обязанностях граждан России, ребёнка – младшего школьника.

Основные вопросы темы: понятия - гражданин, Конституция – основной закон государства, права и обязанности граждан.
Ожидаемые результаты обучения: в результате изучения данной темы учащиеся:
- получат представление о человеке как гражданине страны;
- ознакомятся с отдельными статьями Конституции Российской Федерации;
- узнают о правах и обязанностях младшего школьника.

Учебник: «Я гражданин России» 3 класс, автор. Н.Я.Чутко.(2010г)

Оборудование: компьютер, ИД, презентация «Гражданин России», Конституция РФ, 3 листа формата А3, 3 листа формата А4, клей-карандаш, 3 маркера, пословицы о Родине.


Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация.

(класс поделен на три группы)

Учитель - Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа

«Необычный пешеход».

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

Учитель - Какие здесь ключевые слова, в соответствии нашему уроку?

(Гражданин своей страны!)

II Объявление темы и цели урока

Учитель - Кто может сформулировать тему нашего урока?

(«Гражданин России»)

Учитель - Сегодня на уроке мы выясним, что значит быть гражданином? Познакомимся с основным законом, по которым живёт государство.

Слайд 1
Учитель - Ребенок родился…

Слайд 2

И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие другие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. И для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – и это «Свидетельство о рождении».

Слайд 3 (Учитель комментирует что записано в свидетельстве о рождении)

Учитель - Граждане достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации обязаны получить паспорт.

Слайд 4

Учитель - Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправными гражданами нашего государства. – Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

(Комментарии учителя к слайду: обложка; на второй странице написано – гражданин России).

1. Введение в тему и постановка цели урока

Учитель - И так, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но, мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:

- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом гражданин?

- Всякий ли человек достоин, именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?

- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
2.Мозговой штурм.

Слайд 5 (заставка)

Учитель - Задание классу: назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.

(Обсуждение в группах (5 минут). Предложения выносятся на лист бумаги, после помещается на доску. Один ученик от группы озвучивает написанное.

Подведение итогов мозгового штурма.

III.Физминутка (Мр3 «Калинка малинка» обработка В. Гусейнова)

Слайд 6

1.Работа по теме урока.

Слайд 7 (заставка)

Учитель - А сейчас послушайте легенду. Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно  все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Учитель - Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности.

(Жители стали жить по законам)

Слайд 7.

Учитель - Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово Конституция в переводе с латинского обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ.

Конституция это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.

Учитель - А как вы понимаете слова ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ?

(Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет)

Учитель - Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России.

Слайд 8

Право на жизнь

  • Право на свободу

  • Право на личную неприкосновенность

  • Право на труд

  • Право на отдых

  • Право на свободу слова

  • Право на свободу совести

  • Право на образование

  • Право на медицинское обслуживание (работа с Конституцией РФ)

Учитель: - Откройте страницу 13 Конституции РФ, найдите статью 41 и прочитайте.

- О чём говорится в этой статье?

Слайд 9

Основные обязанности гражданина России:

  • Соблюдать Конституцию и законы России

  • Уважать права и свободы других людей

  • Защищать Отечество

  • Платить налоги

  • Охранять природу и окружающую среду

  • Заботиться о детях, их воспитании

  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Слайд 10

2.Подведение итогов основной части урока.

Учитель - Подведём итог, обсудив в группе. Сейчас один представитель от каждой группы должен высказать своё мнение о том, что означает термин «ГРАЖДАНИН РОССИИ».

(Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки)

Учитель -  Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин?

Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.

(высказывания детей)

Слайд 11

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.

Учитель - А какими правами вы уже пользуетесь?

Слайд 12

В международной Конвенции о правах ребенка, говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. Эти права важны для жизни и здоровья детей, для их развития:

Каждый ребенок имеет право:

на жизнь

на жизнь в семье со своими родителями

на получение образования

на отдых

на свободу слова и веры

на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь

на собственное мнение.
Учитель - Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.

3.Игра.

Учитель - Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.

Человек без Родины … (что соловей без песни).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).

Для Родины своей…( жизни не жалей).

На чужой стороне и…(весна не красна).

Жить -…(Родине служить)

Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

(Восстановленные пословицы дети наклеивают на лист бумаги, прикрепляют на доску и читают пословицы)

- Учитель – Какие пословицы о Родине вы ещё знаете?

IV. Итог урока

Учитель - Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Рефлексия

- Что нового ты узнал на уроке?

Слайд на ИД

Учитель – на «Дереве настроения» развесьте яблоки. Красное – настроение отличное; зелёное – настроение хорошее.

V. Домашнее задание:

Слайд 13

1. Учебник: стр.33 – 34 читать.

2. Написать мини-сочинение:

"Каким гражданином хочу стать"


Литература:

  1. Учебник «Я гражданин России» 3 класс, автор. Н.Я.Чутко.(2010г)

  2. Методические рекомендации к учебнику «Я гражданин России» 3 класс, автор. Н.Я.Чутко.(2010г)

  3. Конституция РФ.

  4. Конвенция о правах ребёнка.

  5. Владимир Даль « Пословицы русского народа»

  6. Мр3 «Калинка малинка» обработка В. Гусейнова

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Урок "Я гражданин"

Урок: 1 стр.




Гражданин

1 стр.