NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся. Словесные игры и таблицы


Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся.

Словесные игры и таблицы

Одним из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении русского языка являются словесные игры на уроках.
Методисты придают большое значение игровому моменту, так как игра помогает сделать процесс обучения занимательным и разнообразным.
Грамматические игры связаны с возникновением интереса у детей, они развивают воображение, наблюдательность, сообразительность, находчивость, возбуждают в детях мысль, создают условия для развития ситуативной речи и выработки чувства языка.
Методика введения игрового момента в урок любого предмета, в том числе урока русского языка, ещё полностью не разработана, и поэтому применение игры используется как один из приёмов развития мышления и речи учащихся.
Включая грамматические игры в уроки, следует иметь в виду их воспитательное значение, развитие мышления, обогащение словарного запаса учащихся. Важно, чтобы игры не навязывались детям, не использовались в качестве “довеска” к теме урока, а естественно “вплетались бы” в урок, являясь как бы продолжением, закреплением, повторением изученного материала.
Можно вводить игру, если учитель видит, что учащиеся устали, что однообразное выполнения упражнений ведёт к ослаблению внимания ребят.
Игры со словами хорошо влияют и на грамотность учащихся, особенно те, в которых используется работа со словарями.
Элементы занимательности не только способствуют закреплению грамматического материала и развитию речи учащихся, они воспитывают дисциплинированность, волю, память, мышление, ведь в играх есть правила, условия, игры связаны с преодолением трудностей, они заставляют что-то вспомнить, воспроизвести, произвести определённые мыслительные операции.
Элементы занимательности и игры следует вводить с начальных классов, ведь игра – одно из любимых занятий детей и подростков.
Использование словесных игр развивает в детях мысль, вырабатывает, по словам К.Д.Ушинского, хороший язык. Введение грамматической игры способствует выработке навыков употребления изучаемого материала в связной речи.
Если в начальных классах через игровую деятельность предпочтительнее развивать конкретное мышление, то у подростков игра способствует развитию абстрактного мышления.
Использование игр помогает учителю оживить урок, пробудить у школьников любознательность и стремление овладеть богатством языка. В развлекательной форме можно приучить учащихся глубже вглядываться в явления и сущность русского языка как особой лингвистической науки.
Но ни в коем случае нельзя перенасыщать урок игровыми элементами, так как это может привести к ненужной развлекательности.
В педагогической практике учителя широко используют викторины, грамматические шарады, скороговорки, загадки, игры – “экскурсии”, подбор слов на определённую тему или букву, кроссворды, чайнворды и т.д.
В своей практике я использую игры, которые составила сама или вместе с детьми.
Причём каждую игру можно ещё разнообразить: составлять словосочетания, предложения, тексты-миниатюры. И, естественно, словесные игры можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Приложение



К




К







К










К













К
















К



















К






















К

























К


























З/Д: Вставьте буквы и прочтите слова, у которых первая гласная «О».

(Ответы: Ко, Кот, Кофе, Кошка, Кофеин, Котлета, Кофточка, Кочегарка.)

З/Д: Соедините первые буквы имён существительных и найдите загаданное слово.

ФАНЕРА, СПРАВА, УВАЖЕНИЕ, ПЯТЕРО, ТЩЕСЛАВИЕ, РАСЧЁТЛИВЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ, БИНОКЛЬ, ОАЗИС, НЕДОУМЕВАТЬ, ЛЕДОХОД.

(Ответ: Футбол)

З/Д: Отгадайте, какое слово может соединять данные слова.

БИТВА (…..) РУГАНЬ (Ответ: Брань)

РОДНИК (….) ОТМЫЧКА (Ответ: Ключ)
З/Д: Переставьте местами квадратики и прочитайте пословицу.


ВРЕ

ДОК

РЕ

ПО

ЖЁТ!

РЯ

БЕ

МЯ


(Ответ: По-ря-док вре-мя бе-ре-жёт!)


Р

Е

П

Е

Т

И

Ц

И

Я





































































































З/Д: Заполните клетки буквами и сверху вниз прочитайте слова.

(Ответы: Ре, Еда, Пюре, Егоза, Телега, Икона, Цена, Имя, Як)





Ё






















Ё






















Ё






















Ё






















Ё





З/Д: Придумайте слова, где буква «Ё» стояла бы на своих мкстах.

(Ответы: Ёршик, Щётка, Ягнёнок, Козёл, Ружьё)

З/Д: В каждой строчке найдите лишнее слово. Соединив буквы-орфограммы, найдите загаданное слово.

1). Ра(с,з)крутил, ра(с,з)вил, ра(с,з)пустил, ра(с,з)красил.

2). Мес(т?)ный, радос(т?)ный, сер(д?)це, грус(т?)ный.

3). Вын(е,и)с, выл(е,и)л, выч(е,и)стил, выч(е,и)тал.

4). Ра(с,з)цвет, ра(с,з)бег, ра(с,з)дел, ра(с,з)дул.

5). Плащ(ь?), грач(ь?), лещ(ь?), рож(ь?).

(Ответ: Здесь).


О

Б

Л













О

Б

Л













О

Б

Л
















О

Б

Л
















О

Б

Л



















О

Б

Л



















О

Б

Л






















О

Б

Л






















О

Б

Л






















О

Б

Л























З/Д: Заполните клетки, чтобы получились слова.

(Ответы: Облако, Облава, Обложка, Обломок, Обливщик, Облепиха, Облигация, Обливание, Обладатель, Облачность).


В

О

С













В

О

С
















В

О

С



















В

О

С






















В

О

С

























В

О

С


























(Ответы: Восток, Восторг, Воскобой, Восточник, Воскресник, Восклицание.)


С

С

С

С

С

С






















































































(Ответы: Скрипка, Снежок, Сапог, Сосед, Слог, След)
З/Д: Какие общие три буквы объединяют эти слова?

- - - А (Ответ: КАР-)

- - - МА

- - - НИЗ

- - - АВАН

- - - АНДАШ

- - - АБИН

- - - ЕТА

- - - ТА

- - -Е



П

А







П

Е







П

И







П

О







П

У







П

Ы







П

Ю







П

Я







страница 1страница 2 ... страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.