NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Групповая работа на уроках обобщения по русскому языку как средство повышения качества знаний учащихся»



Выпускная работа



«Критериальный анализ творческой педагогической деятельности».

Авторская разработка учителя начальных классов

МАОУ «Бронницкая средняя общеобразовательная школа»

Ивановой Н.А.

по теме:
«Групповая работа на уроках обобщения по русскому языку как средство повышения качества знаний учащихся»


1
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено, что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний по предметам», среди которых назван и русский язык. И, действительно, проводимый в нашей школе мониторинг неизменно показывает самые низкие результаты по качеству знаний у учащихся именно по русскому языку. Результаты контрольных работе проводимых в 3-4 классах, свидетельствуют, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Анализ ошибок, допускаемых младшими школьниками на письме, показывает неумение многими из них пользоваться изученными правилами орфографии и пунктуации, непонимание в ряде случаев тех грамматических закономерностей, которые лежат в основе этих правил. Низкие результаты успеваемости по русскому языку ведут к снижению интереса к этому предмету. Большинство младших школьников считают русский язык самым трудным предметом. Таким образом, передо мной остро стоит проблема обеспечения качества знаний у учащихся по русскому языку.

2
Известный ученый-методист М.Р.Львов отмечает, что «орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой сразу определяют уровень образованности человека».

Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Конаржевский Ю.А. под системой качества знаний понимает «совокупность взаимодействующих качественных характеристик, представляющих собой целостное образование, спроектированных для достижения целей развития личности учащегося, обеспечения раскрытия его творческого потенциала». Элементами системы качества знаний являются глубина, обобщенность, конкретность, систематичность, мобильность, осознанность, свернутость, развернутость, системность, гибкость, полнота и прочность.

Лернер И.Я. особое внимание уделяет такому элементу системы качества знаний, как осознанность. «Осознанность находится с другими качествами знаний в двояких отношениях. Одни качества влияют на ее формирование, в других она проявляется».

Осознать знания – значит:

  • понять характер связей между знаниями

  • различать существенные и несущественные связи

  • понимать механизм становления и проявления этих связей

  • понимать основание усвоенных знаний (их доказательство)

  • понимать способы получения знаний

  • освоить области и способы применения знани

  • понимать принципы, лежащие в основе этих способов применения.


Развитие и глубина усвоения знаний учащимися выражается в осознанности овладения навыками.

Методисты по русскому языку в начальных классах отмечают, что многие учащиеся не умеют применять правила. Поиски способов повышения успеваемости по русскому языку привлекли внимание учителей, методистов и психологов к различным приемам включения объяснений в процесс письма учащихся. Таким приемом явилось комментированное письмо. Термин «комментирование» вошел в употребление в 60-х годах. Толчок к этому был дан липецким опытом. В наше время использование приемов комментирования особенно рекомендует С.Н. Лысенкова. Комментирование – это регулирование письма правилами. Использование его акцентирует внимание на формирование навыков первичного и вторичного самоконтроля.

При этом важно то, что никакое комментирование не может быть достаточно эффективным без тщательной предварительной работы над компонентами, содержанием каждого правила, т.е. видом орфограммы и связанным с ней способом объяснения ее написания. В развитии умения применять правила учащийся должен подобрать проверку или объяснить написание слов, а потом их записать. В использовании комментирования должно быть обеспечено понимание учащимися направленности всех операций комментирования на самоконтроль при письме. «По мере того, как дети прочно овладевают навыком пользоваться изученным правилом, рассуждение переводится в план внутренней речи, учащиеся рассуждают мысленно» (Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. «Методика преподавания в начальной школе»).

Таким образом, комментирование обнажает внутренний план действий, овладение которым особенно важно для осознанного и прочного овладения умениями и навыками.

Используя прием комментирования в своей работе, я убедилась, что он имеет огромное обучающее и развивающее значение. Но, наряду с достоинствами метода, я увидела и его недостатки: при комментировании ведет объяснение написания слов один ученик, а остальные выступают в роли пассивных слушателей. Особенно трудно следить за комментированием слабым учащимся, потому что у них не сформирована еще та основа, на которой создается обобщение: не развит фонематический слух, беден словарный запас, обнаруживается неумение разобраться в составе слов, неумение выделить проверяемую букву (орфограмму). Для преодоления этих недостатков, я решила использовать прием комментирования не во фронтальной, а в групповой работе учащихся.


3

Это позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, открывает большие возможности для познавательной коллективной деятельности, обеспечивает активность учебного процесса и направленность учащихся на достижение более высокого уровня осознания и усвоения материала.

Класс делится на группы по четыре человека по принципу объединения школьников разного уровня обученности. Состав групп подвижный. Принцип формирования групп может быть и таким: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым учащимся предлагаются задания базового уровня, а сильным- повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. В каждой группе назначается консультант: ученик наиболее подготовленный, с высоким уровнем обученности. Консультанты выполняют как объяснительные, так и организаторские функции. К объяснительным функциям относится помощь в овладении теоретическим материалом и в укреплении умений и навыков. Организаторская функция – распределение работы между членами группы, контроль за их работой, проверка работы.

Групповая работа проводится на уроках обобщающего повторения материала, так как к этому времени дети уже усваивают содержание и компоненты правил по изученной теме и могут самостоятельно рассуждать при решении орфографической задачи. Уроки обобщающего повторения позволяют не только восстановить в памяти учащихся ранее изученное в систематизированном виде, но и усовершенствовать навыки, сделать их более прочными. Эти уроки формируют у детей навыки рассуждения, способствуют умственному развитию учащихся. Кроме того, они способствуют обогащению словарного запаса детей, так как включают в себя и новую лексику.

В качестве подготовки к групповой форме работы предлагаю детям усвоить правила дружной работы в группе и слежу за их выполнением на каждом уроке. Уроки обобщения по теме начинаются с систематизации изученного материала, после чего ставится учебная задача: в группах выполнить работу – доказать правильное написание пропущенной в слове орфограммы. В помощь предлагаются алгоритмы – предписания выполняемого шаг за шагом решения задачи данного типа.

Технологический процесс работы в группе состоит из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания (осуществляется учителем)

а) постановка познавательной задачи

б) инструктаж о последовательности работы

в) раздача дидактического материала по группам


  1. Групповая работа учащихся

г) знакомство с материалом, планирование работы в группе

д) распределение заданий в группе

е) индивидуальное выполнение заданий по очереди каждым членом группы

ж) обсуждение индивидуальных результатов в группе

з) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

и) подведение итогов выполнения группового задания


  1. Заключительная часть

к) сообщение результатов работы в группах

л) совместная оценка (учителя и учащихся) результатов учебной работы и деятельности в группе

м) проверка и оценка учителем индивидуальных заданий учащихся
На первых порах в работе группы очень важна роль консультантов, которые организуют работу. Поэтому готовлю их заранее, даю точные инструкции, как построить работу, как показать правильный ход объяснения при решении орфографической задачи, как организовать связное доказательное осознанное комментирование выполняемого разбора. Материал для групповой работы подбираю развивающий. Ценность этой групповой работы в том, что каждый ученик по очереди ведет комментирование как развернутое рассуждение при объяснении написания слов. А ведь практика убеждает, что школьники легче и скорее усваивают не то, что видят, читают, даже слышат, а то, что сами произносят.

Проверка выполненной работы проводится в разных формах: по готовому образцу, самопроверка, взаимопроверка, в группе и между группами. Дети дают самооценку выполненной работы, учитывая правильность выполнения задания и выполнение правил работы в группе. Часто используется взаимооценка работы групп. Оценка за работу каждого ученика заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.
4
В результате организации групповой работы на уроках обобщения по русскому языку у детей повысилась орфографическая зоркость, знания стали более прочными, осознанными. Это показал анализ контрольных работ. Все учащиеся класса стали справляться с контрольными работами. Дети стали грамотно излагать свои мысли. Они научились рассуждать, доказывать, объяснять, выделять существенные признаки грамматических понятий, усваивать все произносимые грамматические термины, устанавливать различные связи и отношения. Многократное произнесение монологов в форме рассуждений тренирует органы речи ребенка, так школьник овладевает материей языка связной речи, что активизирует работу мозга. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в такой тренировке.

Дети стали более раскованными, исчезла неуверенность, коллектив класса стал более сплоченным. У учащихся проявился интерес к русскому языку как к предмету. Выросло качество знаний по русскому языку за прошлый учебный год с 64% до 70%.

5
Опытом по теме «Групповая работа на уроках обобщения по русскому языку как средство повышения качества знаний учащихся» я делилась с коллегами на районном методическом объединении учителей начальных классов .

Провела для них открытый урок по русскому языку по теме «Обобщение об имени существительном», на котором дети показали умение давать развернутое рассуждение при объяснении написания слов, работая в группах.

Ряд учителей взял мой опыт на вооружение, и был сделан вывод о возможности использования данной формы работы учащихся на других предметах.

В нашем банке дидактических материалов для организации групповой работы и комментированного письма учащихся имеются дифференцированные карточки по всем темам со 2 по 4 класс и алгоритмы применения орфографических правил.

Литература:


  1. Ю.А. Конаржевский «Система. Урок. Анализ».




  1. И.Я. Лернер «Качества знаний учащихся. Какими они должны быть».




  1. «Дидактика средней школы» - под ред. М.Н. Скаткина.




  1. Н.А. Менчинская «Проблемы учения и умственного развития школьников».




  1. Д.Н. Богоявленский «Психология усвоения орфографии».




  1. Н.С. Рождественский «Методика грамматики и орфографии в начальных классах».




  1. М.Р. Львов «Правописание в начальных классах».




  1. Н.С. Рождественский «Методика грамматики и орфографии в начальных классах».




  1. С.Н. Лысенкова «Методом опережающего обучения».



страница 1


скачать

Другие похожие работы: