Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Базовый и профильный уровни
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений, учебник Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс. Базовый и профильный уровни. – М.: Мнемозина, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для профильного уровня.
Профильная школа позволяет учитывать интересы, склонности и способности учащихся, является средством будущей профессиональной ориентации школьников. Профильная школа готовит учащихся на теоретическом и практическом уровнях к продолжению обучения на филологических факультетах высших учебных заведений. Учащимся профильной школы важно дать ключи к пониманию основных процессов, происходящих в языке, познакомить их с языкознанием как наукой, дать представление о ведущих отечественных лингвистах, внесших вклад в развитие науки о языке.
Изучение русского языка на профильном уровне в 10 классе направлено на достижениеследующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыковречевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивнойкомпетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Данная рабочая программа учитывает социально-гуманитарную направленность 10 класса.
Тематический план предусматривает 102 часов в объеме 3 часа в неделю.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, материал для сопутствующего повторения в целях подготовки к ЕГЭ, материал для комплексной работы с текстом, проектная деятельность учащихся.
.Календарно-тематический план.
№п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность. | Коли- чество часов | Дата проведения | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Корректи- ровка | |||
10а | 10б | |||||||
план | факт | план | факт | | | |||
| Знакомство с учебником. Русский язык и русистика. | 1 | 02.09 | | 02.09 | | | |
| Основные направления развития русистики на современном этапе | 1 | 02.09 | | 02.09 | | Мультимедийная презентация «Выдающиеся ученые –лингвисты» | |
| Введение в науку о языке . | 1 | 03.09 | | 03.09 | | | |
| Варианты норм. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм | 1 | 09.09 | | 09.09 | | Мультимедийные презентации «Говори правильно!», «Языковые нормы» | |
| Входной контроль по русскому языку. Тестовая контрольная работа | 1 | 09.09 | | 09.09 | | Текст контрольной работы | |
| Структурно-смысловые признаки текста | 1 | 10.09 | | 10.09 | | Презентация «Признаки текста» | |
| Типы связи предложений в тексте | 1 | 16.09 | | 16.09 | | Презентация «Связь предложений в тексте» | |
| Функционально-смысловые типы речи | 1 | 16.09 | | 16.09 | | Презентация «Типы речи» | |
| Понятие о функциональных стилях. Научный стиль речи | 1 | 17.09 | | 17.09 | | Презентация «Научный стиль речи» | |
| Доклад и реферат как жанры научного стиля речи | 1 | 23.09 | | 23.09 | | | |
| Официально-деловой стиль речи | 1 | 23.09 | | 23.09 | | Презентация «Официально-деловой стиль речи» | |
| Жанры официально-делового стиля речи | 1 | 24.09 | | 24.09 | | | |
| Публицистический стиль речи | 1 | 30.09 | | 30.09 | | Презентация «Публицистический стиль речи» | |
| Некоторые жанры публицистического стиля речи | 1 | 30.09 | | 30.09 | | Горшков А. И. | |
| Отзыв и рецензия как жанры публицистического стиля речи | 1 | 01.10 | | 01.10 | | Д\м по теме урока | |
| Разговорный стиль речи | 1 | 07.10 | | 07.10 | | Презентация «Разговорный стиль» | |
| Некоторые жанры разговорного стиля речи. | 1 | 07.10 | | 07.10 | | Д/ф по теме урока | |
| Культура устного общения | | 08.10 | | 08.10 | | | |
| Литературно-художественный стиль речи | 1 | 14.10 | | 14.10 | | Презентация «Художественный стиль речи» | |
| Комплексный анализ текста | 1 | 14.10 | | 14.10 | | Памятка «Порядок комплексного анализа текста» | |
| Виды переработки текста | 1 | 15.10 | | 15.10 | | | |
| Изложение как разновидность текста | 1 | 21.10 | | 21.10 | | | |
| Изложение с элементами сочинения | 1 | 21.10 | | 21.10 | | Текст изложения | |
| Сочинение по прочитанному тексту | 1 | 22.10 | | 22.10 | | | |
| Сочинение по прочитанному тексту. Подготовка к ЕГЭ | 1 | 28.10 | | 28.10 | | Тексты публицистического стиля, образцы сочинений | |
| Сочинение по прочитанному литературно-художественному тексту | 1 | 28.10 | | 28.10 | | Тексты художественного стиля, образцы сочинений | |
| Сочинение в жанре эссе | 1 | 29.10 | | 29.10 | | Образцы сочинений в жанре эссе | |
| Повторение орфографии, морфологии, синтаксиса | 1 | 11.11 | | 11.11 | | Карточки для индивидуальной работы. Презентации по орфографии. Презентация «Обособление определений» | |
| Контрольная итоговая работа №1 по теме «Текст. Стили и жанры» (контрольный тест) | 1 | 11.11 | | 11.11 | | Текст контрольной итоговой работы | |
| Анализ итоговой контрольной работы № 1 | 1 | 12.11 | | 12.11 | | | |
| Лексика. Лексикография. Фразеология. Слово и его значение | 1 | 18.11 | | 18.11 | | Мультимедийная презентация | |
| Многозначность и омонимия. | 1 | 18.11 | | 18.11 | | Мультимедийная | |
| Паронимы | | 19.11 | | 19.11 | | презентация | |
| Повторение орфографии, морфологии, пунктуации. | 1 | 25.11 | | 25.11 | | Мультимедийная презентация | |
| Синонимы, их выразительные возможности | 1 | 25.11 | | 25.11 | | Мультимедийная презентация | |
| Антонимы, их выразительные возможности | 1 | 26.11 | | 26.11 | | Мультимедийная презентация | |
| Исконно русская лексика. | 1 | 02.12 | | 02.12 | | Мультимедийная | |
| Заимствования из славянских языков | | 02.12 | | 02.12 | | презентация | |
| Заимствования из неславянских языков | 1 | 03.12 | | 03.12 | | Мультимедийная презентация | |
| Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления | 1 | 09.12 | | 09.12 | | Мультимедийная презентация | |
| Виды стилистической окраски слова | 1 | 09.12 | | 09.12 | | | |
| Активный и пассивный словарь языка | 1 | 10.12 | | 10.12 | | | |
| Лексический разбор слова | 1 | 16.12 | | 16.12 | | План лексического разбора (памятка) | |
| Изобразительно-выразительные средства русской лексики | 1 | 16.12 | | 16.12 | | Мультимедийная презентация «Средства художественной выразительности» | |
| Роль лексических средств художественной выразительности в тексте | 1 | 17.12 | | 17.12 | | Мультимедийная презентация «Тропы и фигуры речи» | |
| Фразеологические единицы | 1 | 23.12 | | 23.12 | | Мультимедийная презентация | |
| Словари русского языка | 1 | 23.12 | | 23.12 | | Мультимедийная презентация | |
| Повторение орфографии, морфологии, синтаксиса | 1 | 24.12 | | 24.12 | | Мультимедийная презентация | |
| Контрольной итоговая работа № 2 по теме «Лексика и фразеология» | 1 | 13.01 | | 13.01 | | Текст контрольной работы | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 13.01 | | 13.01 | | | |
| Звуковой состав русского языка. Звуки и буквы. Алфавит | 1 | 14.01 | | 14.01 | | Мультимедийная презентация | |
| Фонетическая транскрипция. | 1 | 20.01 | | 20.01 | | | |
| Чередование звуков | | 20.01 | | 20.01 | | | |
| Нормы произношения гласных звуков | 1 | 21.01 | | 21.01 | | | |
| Нормы произношения согласных | 1 | 27.01 | | 27.01 | | таблица | |
| Слог. Ударение | 1 | 27.01 | | 27.01 | | | |
| Интонация | 1 | 28.01 | | 28.01 | | схема | |
| Фонетический разбор слова | 1 | 03.02 | | 03.02 | | памятка | |
| Изобразительно-выразительные средства фонетики1 | 1 | 03.02 | | 03.02 | | таблица | |
| Роль изобразительно-выразительных средств фонетики в создании художественного произведения | 1 | 04.02 | | 04.02 | | Раздаточный материал | |
| Повторение морфологии и синтаксиса | 1 | 10.02 | | 10.02 | | | |
| Повторение орфографии. | 1 | 10.02 | | 10.02 | | | |
| Подготовка и написание сочинения (часть С по типу ЕГЭ) | 1 | 11.02 | | 11.02 | | Текст для написания сочинения по типу ЕГЭ | |
| Морфемика и словообразование. Состав слова. Корневая морфема и основа слова | 1 | 17.02 | | 17.02 | | Мультимедийная презентация | |
| Окончание как служебная морфема | 1 | 17.02 | | 17.02 | | | |
| Суффиксы и приставки как аффиксальные морфемы | 1 | 18.02 | | 18.02 | | | |
| Постфиксы как аффиксальные морфемы. Формообразование и словообразование | 1 | 24.02 | | 24.02 | | Мультимедийная презентация | |
| Способы образования слов | 1 | 24.02 | | 24.02 | | Мультимедийная презентация | |
| Морфемный и словообразовательный разборы слова | 1 | 25.02 | | 25.02 | | Мультимедийная презентация | |
| Подготовка к выполнению задания В1 в ЕГЭ | 1 | 03.03 | | 03.03 | | Д/м по теме урока | |
| Подготовка к выполнению задания С в ЕГЭ | 1 | 03.03 | | 03.03 | | Мультимедийная презентация, шаблоны написания сочинений , памятка «Как выполнять часть С на ЕГЭ» | |
| Повторение пунктуации | 1 | 04.03 | | 04.03 | | Мультимедийная презентация | |
| Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемика и словообразование» | 1 | 10.03 | | 10.03 | | Текст контрольной работы | |
| Анализ контрольной работы | 1 | 1003 | | 1003 | | | |
| Орфография. Принципы русской орфографии | 1 | 11.03 | | 11.03 | | Мультимедийная презентация | |
| Безударные гласные в корне слова | 1 | 17.03 | | 17.03 | | Мультимедийная презентация | |
| Правописание чередующихся гласных в корне. | 1 | 17.03 | | 17.03 | | Мультимедийная презентация | |
| Контрольный диктант по орфографии безударных гласных и чередующихся гласных | 1 | 18.03 | | 18.03 | | | |
| Правописание звонких и глухих согласных в корне | 1 | 01.04 | | 01.04 | | Мультимедийная презентация | |
| Правописание согласных корня перед суффиксами. | 1 | 07.04 | | 07.04 | | | |
| Правописание непроизносимых согласных в корне слова | | 07.04 | | 07.04 | | | |
| Правописание удвоенных согласных | 1 | 08.04 | | 08.04 | | | |
| Правописание приставок | 1 | 14.04 | | 14.04 | | Мультимедийная презентация | |
| Правописание букв ы/и после приставок. | 1 | 14.04 | | 14.04 | | Мультимедийная презентация | |
| Правописание букв а, и, у после шипящих | | 15.04 | | 15.04 | | | |
| Правописание букв ы/и после ц. | 1 | 21.04 | | 21.04 | | Мультимедийная | |
| Правописание букв о, е, ё после шипящих и ц | | 21.04 | | 21.04 | | презентация | |
| Употребление ь для обозначения мягкости согласных. | 1 | 24.04 | | 24.04 | | | |
| Употребление ь для обозначения грамматических форм слова. | 1 | 28.04 | | 28.04 | | | |
| Разделительные ъ и ь | | 28.04 | | 28.04 | | | |
| Употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо | 1 | 29.04 | | 29.04 | | Мультимедийная презентация | |
| Употребление прописной и строчной букв | 1 | 05.05 | | 05.05 | | Мультимедийная презентация | |
| Правила переноса слов | 1 | 05.05 | | 05.05 | | Мультимедийная презентация | |
| Повторение орфографии | 1 | 06.05 | | 06.05 | | | |
| Повторение синтаксиса и пунктуации. | | 12.05 | | 12.05 | | | |
| Контрольный тест (итоговая работа № 4) | 1 | 12.05 | | 12.05 | | Текст контрольной | |
| Анализ контрольного теста | 1 | 13.05 | | 13.05 | | | |
| Обобщение изученного в курсе 10 класса. | 1 | 19.05 | | 19.05 | | | |
| Контроль знаний (итоговая контрольная работа за курс 10 класса) | 1 | 19.05 | | 19.05 | | Текст контрольной работы | |
| Систематизауия изученного в курсе 10 класса | 1 | 26.05 | | 26.05 | | Таблицы, схемы, презентация | |
101-102. | Резервные уроки | 1 | | | | | | |
Содержание тем учебного курса.
Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление. Отечественные языковеды. Основные этапы развития русистики на современном этапе.
Текст (14 ч.)
Обобщение знаний о тексте. Творческий практикум «Способы выражения темы». Абзац. Синтаксис текста. Средства связи частей текста. Типы речи. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия.
Фонетика. Фонематика (6)
Повторение и обобщение материала по теме «Фонетика». Орфоэпические нормы. Логическое ударение. Звуковая организация поэтического текста.
Лексика и фразеология (8)
Обобщающее повторение изученного о лексическом значении слова. Группы слов по смысловым отношениям. Группы слов по происхождению. Группы слов по особенностям употребления.
Морфемика и словообразование (7)
Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование». Значение морфем и их правописание. Способы образования слов.
Морфология (35)
Обобщающее повторение по морфологии. Имя существительное. Имя прилагательное. Роль имен существительных и прилагательных в тексте научного стиля. Правописание сложных прилагательных. Имя числительное. Склонение имен числительных. Местоимение. Правописание местоимений. Правописание глаголов. Текстообразующая роль глагола. Синтаксическая роль причастий. Роль деепричастий в тексте. Наречие и слова категории состояния. Правописание наречий. Роль наречий в тексте. Служебные части речи. Правописание служебных частей речи. Омонимия знаменательных и служебных частей речи. Междометие.
Культура речи. Нормы языка (19)
Культура речи. Речевой этикет. Нормы ударения и словоупотребления. Морфологические и синтаксические нормы. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. «Русский язык – один из богатейших языков мира».
Орфография (9)
Повторение орфографии: правописание омонимичных форм.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
должны знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Учебник:Хлебинская Г.В.,издательство « Мнемозина»,20013
2. Г.Ф. Хлебинская. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10—11 классы.М: Олма-учебник, Олма Медиа Групп,2010.
Список литературы. Перечень ИКТ.
Для учителя:
Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – С.-Петербург: Паритет, 2002
Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2000
Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2006
Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009
120 текстов для школьных изложений. — М., 1998.
Таблицы, схемы.
Сборники диктантов для 10-11 классов.
Лингвистические справочники и словари.
Для обучающихся:
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,
перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 1997.
9. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.
10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского
языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык
Видео и мультимедийная поддержка.
Видеофильм « Из Истории русской письменности»
Компакт- диск « Даль В. И. Толковый словарь»
Компакт- диск «Орфографический практикум»
Компакт- диск « Русский язык. Средняя школа» 10 класс.
Интернет- ресурсы
Сайт « Грамота»//http://www.gramma.ru/RUS/
Сайт « Культура письменной речи» »//http://www.gramma.ru/RUS/
Иванова И.А.Общие правила оформления презентаций//URLhtp://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309
Электронные пособия .Русский язык
1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
Фраза. Лингвистический тренажёр.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: