NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Базовый и профильный уровни

Пояснительная записка


Рабочая  программа по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений, учебник  Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс. Базовый и профильный уровни. – М.: Мнемозина, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для профильного уровня.

Профильная школа позволяет учитывать интересы, склонности и способности учащихся, является средством будущей профессиональной ориентации школьников. Профильная школа готовит учащихся на теоретическом и практическом уровнях к продолжению обучения на филологических факультетах высших учебных заведений. Учащимся профильной школы важно дать ключи к пониманию основных процессов, происходящих в языке, познакомить их с языкознанием как наукой, дать представление о ведущих отечественных лингвистах, внесших вклад в развитие науки о языке.

Изучение русского языка на профильном уровне в 10 классе направлено на достижениеследующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;  готовности к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыковречевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивнойкомпетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Данная рабочая программа учитывает социально-гуманитарную направленность 10 класса.

Тематический план предусматривает 102 часов в объеме 3 часа в неделю.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи,  планируемые результаты, материал для сопутствующего повторения в целях подготовки к ЕГЭ, материал для комплексной работы с текстом, проектная деятельность учащихся.

.Календарно-тематический план.

п/п

Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность.

Коли-

чество часов

Дата проведения

Наглядные пособия, ТСО, ИКТ


Корректи-

ровка

10а

10б

план

факт

план

факт









Знакомство с учебником. Русский язык и русистика.

1

02.09




02.09












Основные направления развития русистики на современном этапе

1

02.09




02.09




Мультимедийная презентация «Выдающиеся ученые –лингвисты»






Введение в науку о языке .

1

03.09




03.09












Варианты норм. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм

1

09.09




09.09




Мультимедийные презентации «Говори правильно!», «Языковые нормы»






Входной контроль по русскому языку. Тестовая контрольная работа

1

09.09




09.09




Текст контрольной работы






Структурно-смысловые признаки текста

1

10.09




10.09




Презентация «Признаки текста»






Типы связи предложений в тексте

1

16.09




16.09




Презентация «Связь предложений в тексте»






Функционально-смысловые типы речи

1

16.09




16.09




Презентация «Типы речи»






Понятие о функциональных стилях. Научный стиль речи

1

17.09




17.09




Презентация «Научный стиль речи»






Доклад и реферат как жанры научного стиля речи

1

23.09




23.09












Официально-деловой стиль речи

1

23.09




23.09




Презентация «Официально-деловой стиль речи»







Жанры официально-делового стиля речи

1

24.09




24.09












Публицистический стиль речи

1

30.09




30.09




Презентация «Публицистический стиль речи»






Некоторые жанры публицистического стиля речи

1

30.09




30.09




Горшков А. И.






Отзыв и рецензия как жанры публицистического стиля речи

1

01.10




01.10




Д\м по теме урока






Разговорный стиль речи

1

07.10




07.10




Презентация «Разговорный стиль»






Некоторые жанры разговорного стиля речи.

1

07.10




07.10




Д/ф по теме урока






Культура устного общения




08.10




08.10












Литературно-художественный стиль речи

1

14.10




14.10




Презентация «Художественный стиль речи»






Комплексный анализ текста

1

14.10




14.10




Памятка «Порядок комплексного анализа текста»






Виды переработки текста

1

15.10




15.10












Изложение как разновидность текста

1

21.10




21.10












Изложение с элементами сочинения

1

21.10




21.10




Текст изложения






Сочинение по прочитанному тексту

1

22.10




22.10












Сочинение по прочитанному тексту. Подготовка к ЕГЭ

1

28.10




28.10




Тексты публицистического стиля, образцы сочинений






Сочинение по прочитанному литературно-художественному тексту

1

28.10




28.10




Тексты художественного стиля, образцы сочинений






Сочинение в жанре эссе

1

29.10




29.10




Образцы сочинений в жанре эссе






Повторение орфографии, морфологии, синтаксиса

1

11.11




11.11




Карточки для индивидуальной работы.

Презентации по орфографии.

Презентация «Обособление определений»






Контрольная итоговая работа №1 по теме «Текст. Стили и жанры» (контрольный тест)

1

11.11




11.11




Текст контрольной итоговой работы






Анализ итоговой контрольной работы № 1

1

12.11




12.11












Лексика. Лексикография. Фразеология. Слово и его значение

1

18.11




18.11




Мультимедийная презентация






Многозначность и омонимия.

1

18.11




18.11




Мультимедийная






Паронимы





19.11




19.11




презентация






Повторение орфографии, морфологии, пунктуации.

1

25.11




25.11




Мультимедийная презентация






Синонимы, их выразительные возможности

1

25.11




25.11




Мультимедийная презентация






Антонимы, их выразительные возможности

1

26.11




26.11




Мультимедийная презентация






Исконно русская лексика.

1

02.12




02.12




Мультимедийная






Заимствования из славянских языков




02.12




02.12




презентация






Заимствования из неславянских языков

1

03.12




03.12




Мультимедийная презентация






Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления

1

09.12




09.12




Мультимедийная презентация






Виды стилистической окраски слова

1

09.12




09.12












Активный и пассивный словарь языка

1

10.12




10.12












Лексический разбор слова

1

16.12




16.12




План лексического разбора (памятка)






Изобразительно-выразительные средства русской лексики

1

16.12




16.12




Мультимедийная презентация «Средства художественной выразительности»






Роль лексических средств художественной выразительности в тексте

1

17.12




17.12




Мультимедийная презентация «Тропы и фигуры речи»






Фразеологические единицы

1

23.12




23.12




Мультимедийная презентация






Словари русского языка

1

23.12




23.12




Мультимедийная презентация






Повторение орфографии, морфологии, синтаксиса

1

24.12




24.12




Мультимедийная презентация






Контрольной итоговая работа № 2 по теме «Лексика и фразеология»

1

13.01




13.01




Текст контрольной работы






Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

13.01




13.01












Звуковой состав русского языка. Звуки и буквы. Алфавит

1

14.01




14.01




Мультимедийная презентация






Фонетическая транскрипция.

1

20.01




20.01












Чередование звуков




20.01




20.01












Нормы произношения гласных звуков

1

21.01




21.01












Нормы произношения согласных

1

27.01




27.01




таблица






Слог. Ударение

1

27.01




27.01












Интонация

1

28.01




28.01




схема






Фонетический разбор слова

1

03.02




03.02




памятка






Изобразительно-выразительные средства фонетики1

1

03.02




03.02




таблица






Роль изобразительно-выразительных средств фонетики в создании художественного произведения

1

04.02




04.02




Раздаточный материал






Повторение морфологии и синтаксиса

1

10.02




10.02












Повторение орфографии.

1

10.02




10.02












Подготовка и написание сочинения (часть С по типу ЕГЭ)

1

11.02




11.02




Текст для написания сочинения по типу ЕГЭ






Морфемика и словообразование. Состав слова. Корневая морфема и основа слова

1

17.02




17.02




Мультимедийная презентация






Окончание как служебная морфема

1

17.02




17.02












Суффиксы и приставки как аффиксальные морфемы

1

18.02




18.02












Постфиксы как аффиксальные морфемы. Формообразование и словообразование

1


24.02




24.02




Мультимедийная презентация






Способы образования слов



1

24.02




24.02




Мультимедийная презентация






Морфемный и словообразовательный разборы слова

1

25.02




25.02




Мультимедийная презентация






Подготовка к выполнению задания В1 в ЕГЭ

1

03.03




03.03




Д/м по теме урока






Подготовка к выполнению задания С в ЕГЭ

1

03.03




03.03




Мультимедийная презентация, шаблоны написания сочинений , памятка «Как выполнять часть С на ЕГЭ»






Повторение пунктуации

1

04.03




04.03




Мультимедийная презентация






Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемика и словообразование»

1

10.03




10.03




Текст контрольной работы






Анализ контрольной работы

1

1003




1003












Орфография. Принципы русской орфографии

1

11.03




11.03




Мультимедийная презентация






Безударные гласные в корне слова

1

17.03




17.03




Мультимедийная презентация






Правописание чередующихся гласных в корне.

1

17.03




17.03




Мультимедийная презентация






Контрольный диктант по орфографии безударных гласных и чередующихся гласных

1

18.03




18.03












Правописание звонких и глухих согласных в корне

1

01.04




01.04




Мультимедийная презентация






Правописание согласных корня перед суффиксами.

1

07.04




07.04












Правописание непроизносимых согласных в корне слова






07.04




07.04












Правописание удвоенных согласных

1

08.04




08.04












Правописание приставок

1

14.04




14.04




Мультимедийная презентация






Правописание букв ы/и после приставок.

1

14.04




14.04




Мультимедийная презентация






Правописание букв а, и, у после шипящих




15.04




15.04












Правописание букв ы/и после ц.

1

21.04




21.04




Мультимедийная






Правописание букв о, е, ё после шипящих и ц




21.04




21.04




презентация






Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

1

24.04




24.04












Употребление ь для обозначения грамматических форм слова.

1

28.04




28.04












Разделительные
ъ и ь




28.04




28.04












Употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо

1

29.04




29.04




Мультимедийная презентация






Употребление прописной и строчной букв

1

05.05




05.05




Мультимедийная презентация






Правила переноса слов

1

05.05




05.05




Мультимедийная презентация






Повторение орфографии

1

06.05




06.05












Повторение синтаксиса и пунктуации.




12.05




12.05












Контрольный тест (итоговая работа № 4)

1

12.05




12.05




Текст контрольной






Анализ контрольного теста

1

13.05




13.05












Обобщение изученного в курсе 10 класса.

1

19.05




19.05












Контроль знаний

(итоговая контрольная работа за курс 10 класса)

1

19.05




19.05




Текст контрольной работы






Систематизауия изученного в курсе 10 класса

1

26.05




26.05




Таблицы, схемы, презентация




101-102.

Резервные уроки


1



















Содержание тем учебного курса.

Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление. Отечественные языковеды. Основные этапы развития русистики на современном этапе.

Текст (14 ч.)

Обобщение знаний о тексте. Творческий практикум «Способы выражения темы». Абзац. Синтаксис текста. Средства связи частей текста. Типы речи. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия.

Фонетика. Фонематика (6)

Повторение и обобщение материала по теме «Фонетика». Орфоэпические нормы. Логическое ударение. Звуковая организация поэтического текста.

Лексика и фразеология (8)

Обобщающее повторение изученного о лексическом значении слова. Группы слов по смысловым отношениям. Группы слов по происхождению. Группы слов по особенностям употребления.

Морфемика и словообразование (7)

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование». Значение морфем и их правописание. Способы образования слов.

Морфология (35)

Обобщающее повторение по морфологии. Имя существительное. Имя прилагательное. Роль имен существительных и прилагательных в тексте научного стиля. Правописание сложных прилагательных. Имя числительное. Склонение имен числительных. Местоимение. Правописание местоимений. Правописание глаголов. Текстообразующая роль глагола. Синтаксическая роль причастий. Роль деепричастий в тексте. Наречие и слова категории состояния. Правописание наречий. Роль наречий в тексте. Служебные части речи. Правописание служебных частей речи. Омонимия знаменательных и служебных частей речи. Междометие.

Культура речи. Нормы языка (19)

Культура речи. Речевой этикет. Нормы ударения и словоупотребления. Морфологические и синтаксические нормы. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. «Русский язык – один из богатейших языков мира».

Орфография (9)

Повторение орфографии: правописание омонимичных форм.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Учебник:Хлебинская Г.В.,издательство « Мнемозина»,20013

2. Г.Ф. Хлебинская. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10—11 классы.М: Олма-учебник, Олма Медиа Групп,2010.

Список литературы. Перечень ИКТ.

Для учителя:

  1. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – С.-Петербург: Паритет, 2002

  2. Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2000

  3. Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2006

  4. Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009

  5. 120 текстов для школьных изложений. — М., 1998.

  6. Таблицы, схемы.

  7. Сборники диктантов для 10-11 классов.

  8. Лингвистические справочники и словари.

Для обучающихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,

перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 1997.

9. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.

10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык


Видео и мультимедийная поддержка.

  • Видеофильм « Из Истории русской письменности»

  • Компакт- диск « Даль В. И. Толковый словарь»

  • Компакт- диск «Орфографический практикум»

  • Компакт- диск « Русский язык. Средняя школа» 10 класс.



Интернет- ресурсы

  • Сайт « Грамота»//http://www.gramma.ru/RUS/

  • Сайт « Культура письменной речи» »//http://www.gramma.ru/RUS/

  • Иванова И.А.Общие правила оформления презентаций//URLhtp://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309

Электронные пособия .Русский язык

  • 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

  • 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.

  • Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

  • Фраза. Лингвистический тренажёр.





страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.




Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.