NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



И. Ю. Тимофеева утверждаю Директор гимназии №4 Т. В. Шамардина программа


Согласовано
Председатель профсоюзного комитета
____________ И.Ю. Тимофеева
«____» ___________

Утверждаю
Директор гимназии № 4
___________ Т.В. Шамардина
«____» ___________

ПРОГРАММА
первичного инструктажа для учителя информатики

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ муниципального  общеобразовательного учреждения «Гимназия № 4»
На третьем этаже гимназии расположены два кабинета информатики и инженерная комната. Лекционный кабинет оборудован компьютерными столами и стульями, лабораторными столами и стульями, рабочим столом учителя, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ.
Инженерная комната оборудована компьютерными столами и стульями, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ.
1.1. Кабинет оснащен оборудованием:
- Технические средства обучения: компьютеры на базе процессора типа Pentium II в количестве 14 шт. в кабинете 309 и 15 штук в кабинете 308, компьютеры учителя на базе процессора  типа Pentium II в количестве 2 шт. (по одному в каждом кабинете), компьютеры на базе процессора типа Pentium III в количестве 2 шт. в инженерной комнате, один сервер, три принтера (HP LaserJet  1100, HP LaserJet  2100 и HP DeskJet), мультимедийный проектор Lumiere, три сканера (HP ScanJet3690, ScanExpress 12000P, HP ScanJet 5500c). Компьютеры объединены в локальную сеть. Имеется доступ к сети Интернет, благодаря наличию локальной сети доступ в Интернет может быть обеспечен с любого рабочего места.
- Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия.
Укомплектованность кабинета информатики составляет 93% от перечня учебного оборудования для средней школы по информатике.
1.2. В кабинете имеется медаптечка, укомплектованная в соответствии с Приложением 5 Правил по технике безопасности для кабинетов информатики, с описью медикаментов и инструкцией по охране труда при работе в кабинете.
1.3. В кабинете имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда, соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
2. ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учителя информатики гимназии является осуществление образовательного процесса.
Целями деятельности являются:
-  создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей каждой личности, формирование потребностей к самообразованию и саморазвитию;
- организация педагогического процесса на основе проектирования образовательных программ,  направленных на разностороннее развитие личности ребенка и на воспитание общей культуры в современных условиях развития образования;
- построение учебно-воспитательного процесса на основе психолого-педагогической диагностики склонностей, интересов, способностей гимназистов;
- создание оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся с различными учебными возможностями;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся и сотрудников.
Обучение и воспитание осуществляется в интересах личности, общества, государства, обеспечивает создание благоприятных условий для оптимального развития личности и способностей к социальному самоопределению.
3. РЕЖИМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ.
* Каждое лицо наемного труда находится на своем рабочем месте в часы, установленные для начала и окончания работы. Работники гимназии, уходя с работы, сдают ключ от кабинета сотрудникам службы безопасности под роспись в журнале контроля.
* Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 20 минут до начала занятий. Это время отведено на подготовку к уроку кабинета с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Перемена между уроками также является рабочим временем. Дежурный администратор является на дежурство за полчаса до начала уроков.
* В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также начала уроков после звонка не допускается и считается отсутствием учителя на рабочем месте.
4. ВСЕ РАБОТНИКИ ОБЯЗАНЫ ПОДЧИНЯТЬСЯ РУКОВОДСТВУ организации и его представителям, наделенным административными полномочиями либо осуществляющим распорядительные функции, выполнять их указания, связанные с трудовой деятельностью, а также приказы и предписания, доводимые с помощью служебных инструкций и объявлений.
Работники, независимо от должностного положения, обязаны проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдая служебную дисциплину.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
5.1. Основными направлениями деятельности гимназии в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и учащихся;
- административное  управление охраной труда;
- административный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.2. Работник обязан:
- иметь I квалификационную группу по электробезопасности;
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем  в гимназии, или об ухудшении состояния своего здоровья;
- добросовестно выполнять свои трудовые обязанности;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- бережно относиться к имуществу гимназии;
- выполнять установленные нормы труда.
5.3. Общее руководство работой по охране труда в гимназии осуществляет работодатель. Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и ее структурных подразделениях осуществляет должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в организации.
5.4.Заместитель директора гимназии осуществляет руководство деятельностью по охране труда на уроках химии в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда. 
5.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда в организации осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
6. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
* Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка.
* Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в гимназии, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
* Запрещается употребление спиртных напитков, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
* При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратится в лечебное заведение.
* При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.
* При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование и приспособления запрещается.
Выполняя трудовые обязанности, соблюдать следующие требования:
- ходить только по установленным проходам и площадкам;
- не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
- не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
- обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования (запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью « Не включать - работают люди!»).
- для питья следует употреблять воду из специально оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.
- принимать пищу следует в специально оборудованном помещении (столовой).
7. ОСНОВНЫЕ ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ.
7.1. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- неблагоприятное воздействие на организм человека неонизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;
- неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономических параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диа¬пазона;
- нарушения осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражения электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
7.2. Возможно возникновение физических, нервно-психических  перегрузок  как у учащихся, так и у учителей. Учитель должен знать, что физические перегрузки подразделяются на статические и динамические, а нервно - психические перегрузки подразделяются на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
7.3. Биологически опасными могут быть отдельные растения, комнатные цветы.
8. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ.
8.1. Выполнять  свои должностные обязанности, правила внутреннего трудового распорядка, инструкцию по охране труда в кабинете информатики.
8.2. При работе в кабинете обеспечить следующее:
- В кабинете  должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
- В кабинете должны быть средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки).
- В кабинете должен быть комнатный термометр для контроля температурного режима.
- В кабинете должно быть чисто, уютно.
- С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
- Все используемые в кабинете компьютеры, демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
- Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также  очистка светильников не реже двух раз в год. Очистку и мытье окон проводить после прохождения целевого инструктажа. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается. 
- При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
- Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
8.3. В процессе занятий соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
8.4. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
8.5.Учитель должен  довести до сведения учащихся, что:
-необходимо освободить проходы между рядами от сумок и портфелей, хранить их в шкафах;
- во время проведения уроков и перемен необходимо соблюдать правила   внутреннего распорядка;
- учащимся запрещается бегать по кабинету или играть в кабинете в подвижные игры, без разрешения учителя подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, самостоятельно включать компьютеры или запускать компьютерные программы, трогать разъемы соединительных кабелей;
- нельзя подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
- нельзя трогать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет;
- нельзя хлопать дверью;
- запрещается учащимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества;
- необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании
- при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии.
8.6. Перед началом занятий учитель должен:
- Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
- Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь  трещин и сколов, а также оголенных контактов.
- Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
- Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
 в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От –5 до –10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

- Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18 – 200 С.
- Убедиться в том, что все стационарное оборудование (шкафы, классная доска и др.) закреплено во избежание его падения и травмирования детей.
- Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а так¬же защитных экранов видеотерминалов.
- Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.
8.7. Во время занятий учитель обязан:
- Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
- Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводить за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводить ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
- Во время уроков следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно приказу № 121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».
- При использовании в гимназии аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
 Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

- В процессе работы с видеотерминалами обеспечить соблюдение учащимися порядка проведения работ, правил личной гигиены, содержания в чистоте рабочего места;
- Не допускать включение видеотерминалов учащимися без разрешения учителя;
- Помнить:
- Недопустимы занятия за одним видеотерминалом двух и более человек.
- При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6-0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.
- Тетрадь для записей располагать на подставке с наклоном 12-15° на расстоянии 55-65 см от глаз, которая должна быть хорошо освещена.
- Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабиль¬ным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окру¬жающих предметов.
- Длительность работы с видеотерминалами не должно превышать: для учащихся 1-х классов (6 лет) - 10 мин, для учащихся 2-5 классов - 15 мин, для учащихся 6-7 классов - 20 мин, для учащихся 8-9 классов - 25 мин, для учащихся 10-11 классов - при двух уроках подряд на первом из них - 30 мин, на втором - 20 мин, после чего сделать перерыв не менее 10 мин для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.
- Во время производственной практики ежедневная длительность работы за видеотерминалами не должна превышать 3-х часов для учащихся старше 16 лет и 2-х часов для учащихся моложе 16 лет с обязательным проведением гимнастики для глаз через каждые, 20-25 мин работы и физических упражнений через каждые 45 мин во время перерывов.
- Занятия в кружках с использованием видеотерминалов должны проводиться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для уча¬щихся 2-5 классов - не более 60 мин, для учащихся 6-х классов и старше - до 90 мин.
- Не рекомендуется использовать в кабинете для написания информации меловую доску.
8.8. В аварийных ситуациях учитель должен:
- При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
- При поражении электрическим током немедленно отключить видеотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации гимназии, врачу.
- При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации, врачу гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
- При возникновении нестандартной ситуации действовать по инструкции, обеспечить сохранение спокойствия со стороны учащихся, по возможности, связаться с администрацией для получения дальнейших указаний.
7.8. По окончании занятий учитель должен:
- Выключить компьютеры и демонстрационные электрические приборы.
- Обеспечить проветривание и проведение влажной уборки кабинета.
- Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
- Сопроводить детей до гардероба, помочь одеться, проконтролировать их выход из гимназии.
9. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
9.1. Учителя информатики допускаются к работе после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходят дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
9.2. Учитель обязан:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
- выполнять меры предосторожности при пользовании предметами бытовой химии, проведении  демонстрационных и практических работ с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;
- в случае обнаружения пожара сообщить о нем в пожарную охрану и принять возможные меры к эвакуации учащихся, спасению имущества гимназии и ликвидации пожара;
- проводить инструктаж с учащимися по пожарной безопасности и добиваться от них выполнения всех требований пожарной безопасности;
- знать местонахождения ближайших к кабинету средств пожаротушения и уметь применять их;
- содержать в порядке кабинет, не загромождать проходы между столами, выход из кабинета, не закрывать дверь кабинета на ключ во время уроков.
9.3. При эксплуатации технических средств обучения запрещается:
- использовать электроаппараты и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям) предприятий- изготовителей, или имеющие неисправности, могущие привести к пожару, а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
-пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными приборами;
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
- оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т.п.
9.4. Не разрешается эксплуатация в кабинете электрочайников и других бытовых электрических приборов.
10. ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ УЧИТЕЛЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ:
10.1. При возникновении нестандартной ситуации учитель должен действовать на основе соответствующих инструкций. В случае, если ситуация не входит в категорию, описанную в инструкциях, действовать по обстоятельствам в интересах сохранения жизни и безопасности учащихся.
10.2. Учитель должен знать правила оказания первой медицинской помощи, т.к. правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь имеет большое значение для выздоровления пострадавшего.
При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и, в зависимости от состояния пострадавшего, сообщить администрации гимназии, врачу и вызвать медицинскую помощь по телефону 03.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: