NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Информационный бюллетень, Программа "Поддержка общественных инициатив", М. Сентябрь 1996 г




Некоммерческий сектор и бизнес:

построение социального партнерства
(пособие для семинара)

Калуга, 2000

© составление - В.В.Матросов, В.Л.Вайнер
Содержание



Концептуальные материалы 4

Что такое некоммерческий сектор? 4

Социальная вовлеченность российских предпринимателей
(проблемы и перспективы) 4


Корпоративная филантропия в Америке. 6

Материалы круглого стола между представителями НКО и представителями бизнес-организаций 20

Возможные услуги некоммерческих организаций для бизнеса 22

Работа с бизнес организациями в ходе привлечения средств для деятельности НКО 23

Оказание услуг по организации благотворительной и фандрайзинговой деятельности для доноров и благополучателей 24

Технологические материалы 25

Модель построения партнерства 25

Анализ значимого окружения 26

SWOT анализ для построения партнерства 27

Структура проекта 28

Именной конкурс коммерческой организации. 29


В пособии использованы материалы следующих авторов:
О.Казаков, О.Макаренко, С.Туркин, В.Матросов, В.Вайнер, Л.Юрченко, МОФ СЦПОИ

Концептуальные материалы




Что такое некоммерческий сектор?


Олег Казаков.
Информационный бюллетень, Программа "Поддержка общественных инициатив", М.Сентябрь 1996 г.
К третьему сектору относят независимые от государства общественные (неправительственные) объединения разных форм, которые создаются гражданами для реализации инициатив некоммерческого характера и направлены как на самореализацию, так и на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом. Это новый ресурс общественности и общественной инициативы, под которой мы понимаем не только организационно-правовую форму (общественные объединения, некоммерческое партнерство и т.п.), но и те группы, в том числе и профессиональные, которые обеспечивают выполнение социально-значимых функций.

В мире Третий сектор называют по-разному:

  • неприбыльный, бесприбыльный и непрофитный;

  • третий и общественный;

  • благотворительный и филантропический;

  • независимый, негосударственный и неправительственный;

  • гражданского общества (Бразилия);

  • добровольческий (Великобритания);

  • сектор ассоциаций (Германия);

  • гражданские структуры (Египет);

  • дополнительный (Индия);

  • третья система (Италия);

  • освобожденный от налогов (США);

  • социальное хозяйство (Франция);

  • социальные корпорации (Япония).


Социальная вовлеченность российских предпринимателей
(проблемы и перспективы)



О.В.Макаренко,
Президент Международного Союза женщин-предпринимателей, Вице-президент общероссийской Ассоциации Маркетинга "Бизнес, Наука, Культура", эксперт ГД РФ, к.э.н.
Предпринимательство, как особый вид инициативной деятельности граждан во имя личных, в первую очередь материальных интересов, - одна из важнейших составляющих цивилизованного гражданского общества, так как именно этот вид человеческой активности до настоящего времени наиболее существенно обеспечивает ресурсами любой социум.

Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что успех предпринимателя полностью зависит от его способности отождествить свою личность со своим бизнесом. Проблема персонификации капитала – центральная проблема социально-психологической готовности общества к восприятию предпринимательства в качестве нормальной и естественной своей части. Прагматизм, зачастую вульгарный прагматизм, - обязательная черта характера преуспевающего предпринимателя. А только преуспевающий предприниматель может рассматриваться как особая категория граждан в вопросе об источниках материальных ресурсов для решения социальных проблем. (Вопрос о человеческих ресурсах, о предпринимателях как волонтерах - это самостоятельный вопрос, о котором также необходимо говорить отдельно.)

В силу свойственного нормальному предпринимателю прагматизма и отождествления им себя со своим бизнесом вопрос о социальной вовлеченности предпринимательства является вопросом создания правовых и иных социальных условий для разворота бизнеса к решению социальных проблем. Иными словами предприниматель будет активно заниматься решением социальных проблем (и решит их быстрее государственных бюрократических структур), если это будет выгодно, или хотя бы престижно -с точки зрения его бизнеса.

Опыт большинства стран мира показывает, что только в случае активной роли государства и общественности в вопросе стимулирования и поощрения предпринимателей решать социальные проблемы, это явление становится массовым. В свою очередь вовлеченность предпринимательства в решение социальных проблем сама представляет собой один из путей решения особой социальной проблемы - проблемы "дикого рынка" и низкого уровня культуры среднего предпринимателя.

Методами стимулирования и поощрения со стороны государства предпринимателей к решению социальных проблем традиционно являются налоговые льготы и режим "наибольшего благоприятствования" для бизнесменов, которые включились в этот процесс. К сожалению для России, в особенности для федерального законодательства свойственна прямо противоположная тенденция: пока еще сами благотворительные и некоммерческие организации пытаются получить налоговый режим, позволяющий им дышать. Кроме того тот факт, что предприниматель занимается благотворительностью, часто служит толчком для подозрений со стороны государственных органов и "самостийных" дополнительных проверок.

Некоторый прогресс в отношениях между государственными органами и предпринимателями, решающими социальные проблемы, можно в настоящее время отметить, по сути, только на местном уровне. Хотя чаще всего указанные явления имеют стихийный, полуподпольный характер и происходят в формах, воспринимаемых обывателем, как коррупция.

Одна из причин происходящего - сложившееся за многие годы в России общественное мнение. Идеализация государства, как института, убежденность в его абсолютной способности решать все социальные, а зачастую любые вопросы общества, вплоть до глубоко личных, широко распространена в бытовых представлениях многих россиян. Для многих, в связи с этим, единственной проблемой России кажется проблема замены "плохих начальников на хороших" -и только. В связи с изложенным, массовое общественное мнение пока воспринимает отрицательно предпринимательство в целом и не относится серьезно к предпринимателям (в отличие от чиновников) как лицам, способным и готовым решать социальные проблемы.

Единственным ручейком социальной вовлеченности российского предпринимательства сегодня, пожалуй, остается участие крупных и сверхкрупных предприятий и их руководства в поддержке отдельных видов благотворительности на основе личных склонностей руководителей или по просьбам чиновников, от которых зависит положение предприятия.

Такая непрочная основа взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора приводит к тому, что предпринимательство как источник ресурсов для решения социальных проблем в России все-таки остается невостребованным резервом.

Если же говорить о той части предпринимателей, которые все-таки участвуют в решении социальных проблем, то мотивации обычно связаны с личной причастностью каждого конкретного предпринимателя к тому или иному вопросу из социальной сферы: так например, если у предпринимателя ребенок-подросток попал в "дурную компанию" он откликается на предложения организовать работу с "тинэйджерами" во внешкольные часы, если кто-то из его близких страдает онкологическим заболеванием в тяжелой форме, он может пойти на встречу просьбе оказать материальную поддержку в создании службы хосписов и т.п.

Некоторый прогресс участия предпринимателей в решении социальных вопросов наметился и в связи с укреплением положения предпринимательских союзов, ассоциацией и иных общественных объединений предпринимателей, так как эти объединения, выступая в интересах развития тех или других видов предпринимательства, фактически тоже принимают участие в решении столь важной социальной проблемы как реальная демократизация и построение основ гражданского общества.

Начинают появляться в России и типичные для многих стран мира такие формы участия предпринимательства в решении социальных проблем, как решение за счет бизнеса некоторых вопросов потенциальных покупателей. К примеру, производители или продавцы товаров для детей финансируют проведение детских праздников или концертов детского творчества. Однако пока еще и такие формы социальной вовлеченности предпринимательства нельзя назвать распространенными.

Учитывая изложенное, нужно констатировать, что социальная вовлеченность российских предпринимателей в настоящее время очень низка, и участие в решении социальных проблем не является действительно престижным в предпринимательской сфере. Общественность и государство также практически не создают условий и морально-этической атмосферы, соответствующей уровню нормальной цивилизованности и побуждающей граждан в целом и предпринимательство, как одну из наиболее активных составляющих современного общества, к изысканию мер и ресурсов для решения социальных проблем. В силу этого роль просвещения и активности организаций, способных влиять на изменение российского законодательства и общественного мнения, очень велика для превращения предпринимательского интеллектуального и материального потенциала в полноценный и действенный ресурс социального прогресса.


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: