NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Информация о лицее

Основными задачами программы являются:


  • развитие интерактивного сайта лицея, отражающего проблемы и жизнь школы, с возможностью доступа к нему родителей школьников и всего населения города и республики;

  • наполнение сайта лицея образовательным медиа-контентом, внедрение элементов дистанционного образования;

  • расширение практического использования готовых цифровых образовательных ресурсов при приведении уроков и во внеурочной деятельности и создание условий для производства учителями лицея высококачественных электронных и цифровых учебных материалов;

  • интенсификация процессов подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения ИКТ в практику образования;

  • внедрение когнитивных технологий - информационных технологий, специально ориентированных на развитие интеллектуальных способностей человека, развивающих воображение и ассоциативное мышление.

  • автоматизация работы лицейского информационно-библиотечного комплекса, создание электронного каталога информационных источников, доступного домашних компьютеров педагогов, учеников и их родителей;

  • оптимизация электронного документооборота в лицее, создание системы управления на основе ИКТ-технологий;

  • расширение и модернизация парка вычислительной техники.

Планируемые результаты и критерии оценки:


  • педагогическая ИКТ-компетентность сотрудников;

  • формирование у школьников навыков, необходимых в современном информационном обществе;

  • применение ИКТ-поддержанных методов и организационных форм учебной работы, в том числе элементов дистанционного обучения;

  • изменения в управлении учебно-воспитательным процессом в целом;

  • изменения во взаимодействии с ближайшим окружением лицея (родители, общественность, спонсоры, муниципальные органы власти, общественные организации и др.) в результате представления работы лицея на информационном сайте.

В настоящее время большое внимание уделяется информатизации образования, реализуется ряд проектов федерального масштаба, направленных не только на техническое оснащение школ, их подключение к Интернет, но и на разработку современных учебных материалов.

Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации - данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования.

Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения.

Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:

  1. Информационная   перегрузка - это   реальность.   Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества.

  2. Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

  • доступ к большому объему учебной информации;

  • образная наглядная форма представления изучаемого материала;

  • поддержка активных методов обучения;

  • возможность вложенного модульного представления информации.

  1. Выполнение следующих дидактических требований:

  • целесообразность представления учебного материала;

  • достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;

  • многослойность представления учебного материала по уровню сложности;

  • своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;

  • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;

  • наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.

  1. Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.

Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:

  • большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

  • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

  • регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

  • самоконтроля;

  • доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

  • поддержки активных методов обучения;

  • образной наглядной формы представления изучаемого материала;

  • модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

  • развития самостоятельного обучения.

Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:

  • психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

  • культурные, угрожающие самобытности обучаемых;

  • социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;

  • этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

В настоящее время в лицее получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:

  1. Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:

  • компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

  • диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;

  • тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;

  • лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;

  • базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

  • прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).

  1. Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.

  2. Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

  3. Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.).

Лицей предоставляет возможность и учителю, и ученику использовать ИКТ как необходимый и доступный инструментарий при подготовке к уроку и в ходе него. Для этого в лицее имеются три компьютерных класса, компьютеры на рабочем столе каждого учителя, локальная сеть, доступный Интернет, современная медиатехника, интерактивные доски, ЦОРы и электронные учебники. На базе лицея два года назад был открыт ММЦ расширенной комплектации, который обеспечивает мощную поддержку педагогов в области освоения ИКТ. Информационные технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Интернет-технологии на уроке рассматриваются:

  • не как цель, а как еще один инструмент исследования;

  • как источник дополнительной информации по предмету;

  • как способ самоорганизации труда и самообразования;

  • как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;

  • как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

2.4. Технология модерации.

Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения на уроке какой-либо проблемы, изучения материалов, а впоследствии совместного принятия важного для всех решения? Как сделать так, чтобы каждый ученик в классе почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь детей в обсуждение и не допустить конфликта? На мой взгляд этому способствует технология модерации.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит перу немецких специалистов - «Идеи модерации» (K. Klebert, E. Schreder, W. Straub).

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, обучающихся).

Учитель и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Этапы урока и виды деятельности с применением технологии модерации.

Этапы урока

Виды деятельности

Актуализация (образовательная напряженность)

1.Лабораторный практикум (по группам):

2.Мозговой штурм

Изучение нового материала (уточнение образовательного объекта)

3.Составление схемы-опоры

4.Афиширование результатов

Конкретизация задания с решением ситуации

5.Решение образовательной ситуации (индивидуально или в парах)

Демонстрация и систематизация образовательной продукции

6.Афиширование образовательного продукта, рецензирование и дискуссия

Рефлексия

7.Составление коллективного текста

8.Шкала настроения

Технология модерации включает интерактивность обучения и гармонично сочетается с активными методами обучения. Она великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков.

3. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦЕЯ.
В настоящее время все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между ОУ и предприятиями, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, службами занятости, управлением образованием, родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия.

Сегодня одной их главных задач системы образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства, которая сможет объединить всех выше перечисленных субъектов с учетом интереса к взаимодействию с образовательными учреждениями на основе партнерских отношений.

Для того чтобы заинтересовать своих партнеров, необходимо готовить выпускников, обладающих наряду с профессиональными характеристиками (занимающими первое место в ряду требований работодателей) развитыми личностными качествами, такими как коммуникативность, креативность, ответственность.

Эффективное взаимодействие с работодателем (и потребителем в целом) возможно в том случае, когда наряду с требованиями к уровню подготовки специалистов работодатель предоставляет адекватную финансовую поддержку. Причем речь идет не о разовой акции. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

В лицее ведется разработка программы социального партнерства с целью создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования:

  • привлечение специалистов;

  • использование материально-технической базы социальных партнеров;

  • организация научно-исследовательской работы;

  • целевое обучение;

- профориентационная работа.

В настоящее время в современных науке и технике с переходом на «нано-уровень», рождаются суперпередовые технологии. И в образовании - назрел момент иных технологий и подходов. В связи с этим, и с учетом предоставленных лицею возможностей проводить обучение и исследования на современном оборудовании НАНОЭДЬЮКАТОР, в сентябре 2010 года было заключено соглашение об организации сетевого взаимодействия по подготовке кадров для предприятий наноиндустрии. Участниками соглашения являются следующие организации:

  • МОУ «Лицей №2» г.Чебоксары;

  • ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»;

  • ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»;

  • ОО «Академия электротехнических наук Чувашской Республики»;

  • ООО «Хевел»;

  • ООО «Диском Групп».

Соглашение заключено в целях создания сетевого взаимодействия сторон, направленного, прежде всего, на продвижение и реализацию в школах Чувашской Республики идей, обеспечивающих развитие современного естественнонаучного образования, поднятие престижа у подрастающего поколения естественных и инженерных наук и связанных с ними отраслей производства, в том числе, высокотехнологичного и, особенно, с использованием нанотехнологий и на основе этого – более интенсивного развития региональной образовательно-технологической платформы в области нанотехнологий, наноматериалов и нанопокрытий с интегрированно-ступенчатой траекторией подготовки кадров типа «лицей-университет-нанопроизводство».

Для достижения заявленной выше цели стороны намерены объединить свои усилия при решении следующих задач:

- разработка и/или модернизация образовательных программ, создание учебно-методических пособий, учебников, отражающих основные аспекты последних достижений науки и техники, в том числе, в области нанотехнологий и новых материалов и органически увязанных с существующими базовыми дисциплинами довузовской и вузовской подготовки, соответственно, учащихся средних образовательных учреждений, учреждений профессионально-технического обучения и студентов;

- привлечение ведущих ученых, квалифицированных научных сотрудников и инженерно-технических работников ЧувГУ, АЭН ЧР, ЧРИО, предприятий «Хевел» и «Диском Групп», а также, в случае необходимости, других вузов, научно-исследовательских организаций и предприятий к учебно-методической работе, организации, постановке и проведению в Лицее № 2 и далее – в других средних образовательных учреждениях и учреждениях профессионально-технического обучения, специальных, адаптируемых к общеобразовательной программе, курсов инновационно-технологической направленности, в том числе, в области основ нанотехнологий и наноматериалов;

- организация, постановка и введение в образовательный процесс упрощенных элементов лабораторного практикума в области последних достижений науки, техники и технологий, в том числе, высоких технологий и новых материалов, и прежде всего, нанотехнологий и наноматериалов и обеспечение широкого ознакомления учащихся и преподавателей с действующими предприятиями наноидустрии и основами применяемых на них технологических процессов;

- инициирование и осуществление учебно-научных проектов, выполняемых специально созданными из учащихся Лицея № 2 (и других средних образовательных учреждений и учреждений профессионально-технического обучения), их преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов ЧувГУ (а также других вузов) под руководством ведущих ученых и научных сотрудников ЧувГУ, а также членов АЭН ЧР с широким использованием лаборатории наноскопии Лицея № 2, научно-исследовательской базы ЧувГУ, в том числе, его Центра коллективного пользования научным оборудованием;

- широкое представление результатов выполненных учебно-научных проектов на олимпиадах, конференциях, семинарах, их опубликование в научных изданиях ЧувГУ, АЭН ЧР и других изданиях, а также привлечение наиболее способных участников проектных команд из числа учащихся и преподавателей Лицея № 2 к участию в заявлении и выполнении со стороны ЧувГУ научно-исследовательских проектов на основе грантов Минобрнауки РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, и особенно, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (гранты У.М.Н.И.К., СТАРТ и др.), а также других фондов, ориентированных, прежде всего, на развитие творческой инициативы молодых ученых, а также обеспечение мотивации подрастающего поколения к деятельности в областях, обеспечивающих реальную модернизацию российской экономики;

- формирование на основе вышеуказанных и других сопутствующих им мероприятий достаточно устойчивого контингента абитуриентов, ориентированных и способных к продолжению обучения на более высшей ступени образовательного процесса, особенно, в получении знаний инженерного и научного профиля в области высоких технологий и новых материалов, с использованием описанных выше возможностей в предоставлении таких знаний и привития накопленного научного и производственного опыта в этих направлениях науки и техники со стороны ЧувГУ и других Сторон настоящего Соглашения;

- обеспечение возможности продолжения дальнейшего образовательного процесса для выпускников Лицея № 2 и других средних образовательных учреждений и учреждений профессионально-технического обучения в указанных выше направлениях в ЧувГУ, в том числе, с учетом потребностей в специалистах этих направлений предприятиями «Хевел», «Диском Групп» и другими предприятиями нанотехнологического профиля;

- в целях реализации предыдуще указанной задачи ЧувГУ обеспечивает возможность получения поступившим на обучение в нем выпускникам Лицея № 2 (как и выпускникам других средних образовательных учреждений и учреждений профессионально-технического обучения) качественного высшего образования соответствующего направления не только в рамках требований нового государственного образовательного стандарта, вводимого в действие с 2011/2012 учебного года, но и с учетом целей и задач настоящего Соглашения, а также обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса для его участников, в том числе, путем сопровождения их обучения в ЧувГУ ведущими научно-педагогическими кадрами и высококвалифицированными научными сотрудниками университета;

- участие в образовательном процессе предприятий наноиндустрии (предприятия «Хевел», «Диском Групп» и др.), заинтересованных в обеспечении своих производств высококвалифицированными кадрами, которые к моменту трудоустройства на эти предприятия уже имеют достаточные знания не только базового, но и практического характера, особенно, привязанного к особенностям технологий, применяемых на этих предприятиях.

А также, заключены договора о социальном партнерстве (или соглашения о сотрудничестве) со следующими учреждениями:

  • Московский государственный университет им.Ломоносова (физический факультет);

  • Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева (биолого-химический факультет в составе кафедр анатомии, физиологии и гигиены детей, ботаники и методики преподавания биологии, зоологии и экологии, химии и физико-математический факультет) (г.Чебоксары);

  • Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова (г.Чебоксары);

  • Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (г.Чебоксары);

  • Московский автодорожный институт (Волжский филиал) (г.Чебоксары);

  • Чебоксарский педагогический колледж им.Н.В.Никольского (г.Чебоксары);

  • ООО «ИТ-класс» образовательного центра «Школьный университет» (г.Томск);

  • ЗАО «Новый диск» (г.Москва);

  • Центр новых образовательных технологий (г.Чебоксары);

  • Центр психолого-медико-социального развития «Содружество» (г.Чебоксары);

  • Федерация Айкидо Айкикай Чувашской Республики;

  • Чебоксарский городской Дворец детского и юношеского творчества.

В рамках социального партнерства организуются экскурсии на предприятия («Химпром» и др.), в вузы республики (ЧГУ, ЧГПУ и др.). При сотрудничестве с Центром развития «Профессионал» в рамках реализации профориентационных мероприятий учащиеся лицея принимают участие в Международных Фестивалях Науки (г.Москва).

В соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики № 43 от 15.01.2007 года МОУ «Лицей №2» является расширенным межшкольным методическим центром, созданным в целях методической поддержки деятельности общеобразовательных учреждений, административных команд учреждений общего образования, педагогов по использованию и широкому распространению информационных и коммуникационных технологий в сфере образования. Со всеми образовательными учреждениями Ленинского района заключены договора «Соглашение о намерениях совместной реализации проекта «Информатизация системы образования» на территории муниципального образования».

В соответствии с данным соглашением лицей оказывает методическую помощь ОУ в реализации программ информатизации школ, в том числе по подготовке и развитию сайтов ОУ, организационно-методическую поддержку в распространении опыта инновационной деятельности ОУ в педагогическом сообществе.
4. ШКОЛА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

В целях реализации системы индивидуального сопровождения и педагогической поддержки учащихся в лицее разработан и реализуется проект «Школа развития индивидуальности». Данный проект стал призером Республиканского конкурса «Образовательная инициатива». Реализация проекта способствует развитию мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности учащихся.

Описание проблемы, на которую направлен проект.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формируются как ответ системы образования на требования «рынка труда».
Опыт стран демонстрирует эффективность такого шага как объявление списка ключевых компетентностей для переориентации не только системы образования, но и общественного сознания на новые целевые установки. Так государство декларирует и обеспечивает формирование у своих граждан таких качеств, таких способностей, которые адекватны новым социально-экономическим условиям.

В развитии современного образования отмечаются всё усиливающиеся противоречия между:

  • стремительно возрастающим объемом знаний, информации в мире и устаревшими технологиями образования;

  • необходимостью социализации подрастающего поколения в открытом, динамично меняющемся мире – и замкнутостью школы как образовательного учреждения;

  • универсальностью личности, непрерывным характером её развития – и разграничением её жизнедеятельности на школьное и внешкольное пространство;

  • ростом объема и возможностей неформального образования, большим культурным и знаниевым багажом ученика – и невостребованностью этого знания в условиях современного школьного обучения.

Профильное обучение предполагает создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Особенностью организации образования в лицее является большое количество классов, а значит и большое количество учащихся в параллели (6 классов и до 180 учащихся в параллели).

В самоопределении учащихся наряду с возможностью выбора профиля большая роль отводится элективным курсам и курсам по выбору, направленным на расширение и углубление профиля, на организацию межпредметных связей. Организация обучения с введением индивидуальных образовательных маршрутов затруднена по причине нехватки кабинетов и сложности составления расписания (выбор предлагаемых элективных курсов и курсов по выбору представлен большим разнообразием и количеством).

«Школа развития индивидуальности» предполагает наряду с самоопределением и самореализацию учащихся. Ожидания учащихся от школы не сводятся только к получению знаний, дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Основными проблемами в этом направлении являются: во-первых, рациональное и эффективное использование различных педагогических приемов и методик, создающих ситуации успеха у учеников в учебе, во-вторых, предоставление возможности для самореализации во внешкольной деятельности. Ключевая формула: «каждый ребенок должен быть успешен в какой-либо области».

Сложности в организации необходимых условий заключаются в нехватке соответствующего оборудования, недостаточности научно-методического обеспечения направлений самореализации лицеистов, значимых для учащихся и для лицея.

В рамках Программы развития лицея педагогами и администрацией разработаны проекты «Одаренные дети», «Открытая школа», «Хочу быть успешным», «Здоровая школа», «Информатизация лицея», «Школа учителя». Все они в той или иной мере направлены на формирование ключевых компетенций учащихся и учителей лицея, на создание условий для самоопределения и самореализации лицеистов. Внедрение этих проектов требует создания необходимых условий.

Таким образом, проект направлен на решение проблемы организации эффективной системы самореализации и самоопределения учащихся лицея с помощью создания организационных, научно-методических, кадровых, материально-технических условий, обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Одной из целей, поставленных в Концепции профильного обучения, является «расширение возможности социализации учащихся». Ключевые компетентности, так же как достаточная ресурсная база из предметных знаний, умений, навыков, должны быть сформированы на том уровне, который позволит учащемуся социально адаптироваться и определить свою дальнейшую образовательную и карьерную траекторию.

Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

Достижение этой цели в полном объеме возможно только за счет обеспечения индивидуальной образовательной траектории, основанной на персональном выборе учащихся.

Концептуальные подходы, замысел, идея проекта.

Школьная жизнь каждого ребенка, и особенно ребенка, отличающегося особым индивидуальным своеобразием, должна быть организована таким образом, чтобы творческое горение нашло возможность полной реализации, проявилось ощущение значимости собственного «Я». В связи с этим следует заметить, что любая педагогическая технология должна быть ориентирована на то, чтобы любой ребенок смог добиться в жизни определенных успехов. Поэтому выбор школой определенной образовательно-воспитательной траектории должен быть нацелен на формирование творческой личности, способной гибко и нестандартно мыслить, обладать острым чувством нового, отличающейся социальной и личной ответственностью. Школьное образование должно служить основной ступенью на пути формирования творческого потенциала человека. Кроме того, нестабильность экономического и социально-политического развития нашего общества выдвигает на первый план необходимость повышения конкурентоспособности каждого, и в этом выпускнику может помочь школа, как одна из первых его творческих лабораторий.

Традиционная предметная структура предполагает, что ученик обязан овладеть содержанием учебных предметов. Такой подход пришел в противоречие с возможностями учащихся, с необходимостью творческого развития личности и усвоением и закреплением полученных знаний и умений на практике. Разрешение этого и других противоречий современного школьного образования возможно в рамках профильного лицея, базисный план которого имеет гибкую структуру, предусматривает дифференцированный подход в организации учебно-воспитательной работы с детьми, отличающимися высоким интеллектуальным потенциалом (высоким уровнем обучаемости). Способные и одаренные дети в условиях профильного лицея смогут выбрать индивидуальную образовательную траекторию, а также реализовать свое право на возможность получить дополнительные знания на элективных курсах со специалистами в области науки, техники, экономики и т.д., что даст возможность развивать и совершенствовать свои дарования и личностные качества.

Учитывая реалии современного развития общества, лицей планирует перейти от единой образовательной среды, уже имеющейся в лицее, к созданию единой инфраструктуры поддержки формирования индивидуальных моделей непрерывного образования. Это направление работы затрагивает как учащихся, так и учителей. Для этого необходим ряд условий:

  1. Создание психологически мотивированной среды самообразования и условий ее реализации.

  2. Создание единого информационно-ресурсного центра, включающего систему поддержки традиционных и инновационных педагогических технологий.

  3. Совершенствование технической базы для единого самообразовательного пространства.

  4. Внедрение новой модели организации образовательного процесса с помощью индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

  5. Создание условий для самореализации учащихся в разных направлениях (помимо образовательной деятельности). Использование ситуации успеха.

Стратегическая системообразующая педагогическая идея деятельности и развития лицея – это переход от «знаниевого типа» обучения к «способностному», т.е. комплексному развитию способностей личности в образовательной среде лицея путем постепенного внедрения «педагогики успеха» каждого субъекта образовательного процесса. Её достижение будет проходить через поэтапное внедрение тактических образовательных идей:

  1. Создание гибкой, вариативной, открытой образовательной среды, отвечающей динамике образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах.

  2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, их личностного и профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации.

  3. Формирование и развитие у лицеистов ключевых компетенций и высокой степени социальной адаптации.

  4. Создание комфортного психологического климата для всех участников образовательного процесса.

Реализация концептуальных идей будет осуществляться через применение в деятельности лицея определенных принципов:

  • принцип согласованности, предполагающий совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения;

  • принцип взаимопонимания, выражающий умение участников образовательного процесса «встать» на позицию другого человека, понять его потребности, намерения, замыслы;

  • принцип взаиморазвития (имеется в виду не только развитие личности лицеиста, но и педагога);

  • принцип саморазвития (предполагает создание у всех субъектов образовательного процесса установки на сознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

  • принцип рефлексивности (систематическое проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия коллектива);

  • принцип доброжелательности (опора на положительное в личности, на её индивидуальность, уникальность и особенность);

  • принцип личного примера (администратор, учитель, классный руководитель не только транслируют образцы культурного общения, мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам);

  • принцип свободной ответственности (предусматривает, с одной стороны, свободу выбора действий и поступков в стенах лицея, а с другой – ответственность за общий результат перед своей совестью, перед другими людьми, обществом, природой);

  • принцип «самоопределения» (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деятельности).

Цели и задачи проекта.

Каждый человек обладает своей индивидуальностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальность во многом определяет как сам процесс самопознания человека, так и его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели.

Для реализации данного проекта необходимо создание условий для максимальной самореализации каждого лицеиста с учетом его индивидуальности. Обучение в лицее должно способствовать тому, чтобы выпускники школы выходили в жизнь имея соответствующие ценностные ориентации, обладая необходимой профессиональной мобильностью, понимая ценность и объективную необходимость непрерывности образования.

Для достижения указанных целей предполагается перестроить организацию учебного процесса таким образом, чтобы в центре оказывалась деятельность учащихся.

Цель проекта:

создание и апробирование системы индивидуализации обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Основными задачами проекта являются:

  • Продолжение обучения по существующим профилям (социально-экономический, социально-правовой, инженерный, педагогический, биолого-медицинский).

  • Предоставление учащимся возможности обучения по ИУП, обеспечение индивидуального сопровождения учащихся и мониторинг эффективности обучения по ИУП с целью совершенствования нормативной базы и отработки технологии обучения по ИУП.

  • Осуществление предпрофильной подготовки учащихся в 9 классах на основе использования инновационных образовательных технологий (метод проектов, психологическое сопровождение, профессиональные пробы, учебно-исследовательская работа, и т.д.).

  • Обеспечение максимально возможного разнообразия форм деятельности, обеспечивающих условия для самореализации каждого ученика.

  • Внедрение педагогики самоопределения как образовательной практики.

  • Оснащение лицея современным лабораторным оборудованием, программным и методическим обеспечением, позволяющим вести обучение на высоком научном уровне, развитие индивидуальной исследовательской деятельности учащихся.

Необходимо иметь в виду, что такой образовательный процесс может быть реализован только при активном и осознанном участии в его проектировании и осуществлении всех его участников – учителей, учеников и их родителей. Лишь в этом случае создаются условия для того, чтобы у участников образовательного процесса действительно формировалась субъектная позиция, чтобы школа действительно стала «Школой развития индивидуальности».

Основное содержание.

Реализация проекта будет осуществляться по двум направлениям:

1. Организация обучения на основе введения индивидуальных учебных планов.

2. Создание условия для самореализации во внеурочной деятельности на основе разработанных проектов «Одаренные дети», «Издательское дело», «Информатизация лицея», «Хочу быть успешным», «Здоровая школа».

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

  • профессионализмом педагогического коллектива;

  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

  • возможностями материально-технической базы школы.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий служат специально организованные занятия по обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

  • набор элективных курсов;

  • особенности изучения тех или иных элективных курсов; необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

  • правила заполнения анкеты выбора;

  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться в рамках внеклассной деятельности (например, на классных часах). При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:

  • осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального (кем быть? каким быть? что изучать? как? где? зачем?);

  • совершенствование в избранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете);

  • повышения функциональной грамотности в той или иной сфере (предмету).

Результаты проектирования учащийся заносит в бланк индивидуального образовательного маршрута.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (программы) является условием осуществления индивидуализированной психолого-педагогической помощи ученику 9-го класса в самоопределении направления дальнейшего обучения (в том числе и профиля).

Лабораторией профильного обучения разработаны различные модели обучения в профильной школе с учетом реализации учащимися индивидуальной образовательной траектории. Модель, предполагающая реализацию индивидуальных образовательных маршрутов внутри школы предусматривает принятие учащимся отдельного решения по каждому элективному курсу, а также возможность изменить свое решение (выбор). Она в наибольшей степени позволяет индивидуализировать образовательную траекторию. Оптимальная численность учащихся для реализации данной модели – 6 классов-комплектов в параллели. Это соответствует количеству классов в параллели нашего лицея.

С учетом сформировавшихся особенностей организации профильного обучения в лицее и предлагаемых методических рекомендаций в лицее будет создана система индивидуализации обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и создания условий для самореализации лицеистов во внеучебной деятельности.

Формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося.

На основе учебного плана образовательного учреждения учащийся 10 класса формирует собственный индивидуальный учебный план обучения, действуя по следующим правилам:

  • предметы, изучаемые на базовом и профильном уровнях, включаются в учебный план соответствии с выбранным профилем;

  • сумма часов предметов федерального компонента составляет 32 часа (в неделю);

  • учащийся должен выбрать 4 часа (в неделю) элективных курсов,

  • учащийся может выбрать еще 4 часа (в неделю) элективных курсов, если они предложены в статусе программы дополнительного образования и организованы во второй половине дня.

Аудиторная учебная нагрузка учащихся 10-11 классов не должна превышать предельно допустимых объемов (при 6-дневной учебной неделе – 36 часов).

Выбор учащегося не является разовой акцией: учащийся должен выбирать новые элективные курсы перед началом каждого полугодия, если продолжительность элективного курса рассчитана на одно полугодие.

Изменение выбора происходит в соответствии с процедурой, установленной лицеем для ликвидации академических задолженностей и принятой в составе Положения о профильном обучении. При изменении выбора учащегося его нагрузка по предметам федерального и регионального компонентов должна оставаться неизменной (32 часа в неделю).

Таким образом, должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории.

Задача поддержки самоопределения учащегося должна решаться средствами педагогического сопровождения (педагогического консультирования). В процессе педагогического консультирования предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор.

Ресурсы.

Основным ресурсом для реализации описанной модели в многокомплектной школе является организационный ресурс. В первую очередь, это Положение, регламентирующее порядок формирования и пересмотра индивидуальной образовательной траектории, а также формирование групп сменного состава.

Важным организационным ресурсом является также расписание. В рамках рассматриваемой модели в лицее организация обучения на элективных курсах будет организована с использованием одного учебного дня в неделю. Реализация учащимся индивидуальной образовательной траектории, основанной на собственном ответственном выборе, заставляет перейти от классной к поточно-групповой форме организации образовательного процесса. В назначенный день учащиеся посещают разные уроки в группах различного состава. Ядром расписания учебного дня являются те часы, в которые можно выстроить параллельное изучение одного предмета всем потоком учащихся, поскольку именно таким образом гарантированно не пересекаются различные выбранные одним учащимся курсы. В лицее изучение предметов базового и профильного уровня не предусматривает выбора учащимися, так как программы тех предметов, которые, определены в каждом профиле, как показало исследование, большая часть учащихся намерена изучать на одном и том же уровне.

Кроме указанных документов, организационным ресурсом, обеспечивающим индивидуальную образовательную траекторию учащихся, являются локальные акты, регламентирующие деятельность подразделений или отдельных работников, а также взаимодействие лицея с другими организациями:

    • режимы работы подразделений, организующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся, например, медиацентра, библиотеки-медиатеки, компьютерного класса открытого доступа, лабораторий (реализация образовательной программы старшей ступени подразумевает значительный объем самостоятельной работы учащихся, в том числе в информационной среде). Кроме того, при организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории в группово-поточном расписании могут образовываться «окна» у отдельных учащихся (их число должно быть ограничено в Положении), во время которых учащемуся необходимо предоставить ресурсы для самостоятельной познавательной деятельности);

    • соглашения о совместной деятельности с организациями (такие соглашения регламентируют организацию социальных практик учащихся (элективные курсы) или обеспечивают использование дорогостоящих материально-технических ресурсов, которыми располагают иные учреждения);

    • функциональные обязанности персонала, регламентирующие выполнение новых для учреждения функций, обеспечивающих образовательный процесс на основе индивидуальной образовательной траектории (к таким функциям относятся функции диспетчера поточного расписания, консультанта по вопросам определения и реализации индивидуальных образовательных траекторий, классного руководителя). Важным является также функционал, связанный с проведением предварительного изучения запроса учащихся – маркетинг образовательных услуг.

Важным фактором в организации помощи учащимся по вопросам определения и реализации индивидуальных образовательных траекторий становится курс «Твоя профессиональная карьера», который ведется в лицее в течение многих лет, начиная с 9 класса. В программу курса необходимо внести вопросы, связанные с проблемой выбора, самоопределения и самореализации. Для учащихся 9-го класса задача педагогов состоит не в «советовании», а в организации педагогических ситуаций, позволяющих ученику научиться делать обоснованный и ответственный выбор.

Особенности кадрового ресурса определяются, прежде всего, необходимостью работать с разноуровневыми программами и гибко реагировать на изменяющиеся запросы учащихся в отношении элективных курсов. Если систематические курсы на любом уровне требуют от учителя готовности к освоению новой программы, то элективные курсы могут потребовать целевой разработки программы в соответствии с запросом учащихся. Поэтому значительно возрастают требования к методической подготовке кадров (в части определения образовательных результатов и отбора содержания образования и технологии его реализации для их достижения).

Еще одно требование к кадровому ресурсу является количественным. Число педагогов, преподающих обязательные предметы учебного плана, должно позволять составлять поточное расписание, параллельно ставя в него изучение одного и того же предмета по различным программам различными группами учащихся.

Особенности материально-технического ресурса диктуются необходимостью создавать предметно-пространственную и информационную среду, адекватную задачам профильного обучения. Среди необходимых ресурсов следует назвать учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию разноуровневых программ, избыточный информационный ресурс для самостоятельной работы и самоподготовки учащихся, аппаратно-программные средства в свободном регламентированном доступе, лабораторное оборудование.

Введение индивидуальных учебных планов предполагает качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса. Для отслеживания индивидуальной образовательной траектории учащихся лицея будет разработан образец Зачетной книжки лицеиста, где итоги прохождения элективных курсов (в оценочной или зачетной системе) будут фиксировать образовательные результаты учащихся.

Создание условий для самореализации учащихся во внеурочной деятельности.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». Обучение в лицее должно создавать такие условия, в которых ученик испытывал бы уверенность  в себе и внутренние удовлетворение. А для этого нужно создавать ситуации успеха . Каждый ученик должен быть в чем-то успешным. Помимо учебной деятельности лицей предлагает широкие возможности для самореализации каждого в зависимости от интересов и творческой направленности. Успешная самореализация лицеистов во внеучебной деятельности обеспечивается реализацией подпроектов «Одаренные дети», «Издательское дело», «Информатизация лицея», «Хочу быть успешным», «Здоровая школа».

В перспективе возможно расширение проекта «Школа развития индивидуальности»: создание индивидуальных образовательных траекторий с использованием дистанционного обучения, а также использование возможностей ресурсного центра для охвата учащихся школ города и республики.
5. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ.
Современные условия требуют от выпускников средней школы сформированных способностей к осознанному выбору формы и направления дальнейшего профессионального образования, готовности к продолжению образования, (самостоятельной работы с литературой, коммуникативных и социальных компетентностей, навыков исследовательского труда, проектных умений, способности организовать свою учебную деятельность и др.), гражданских качеств личности. В связи с этим основной целью развития системы образования в старшей школе является создание условий, обеспечивающих личностное и социальное самоопределение, приобретение ключевых компетентностей, развитие гражданских качеств личности, что делается возможным через введение профильного обучения, индивидуализацию образовательных программ.

Приоритетные направления развития системы образования в лицее:


  • создание условий для осуществления личностного и профессионального самоопределения учащихся через реализацию профильного обучения, индивидуальных образовательных траекторий, включение в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности, переход на вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей получения образования;

  • усиление фундаментализации естественнонаучного образования, развитие научно-исследовательской деятельности учащихся, укрепление связи с высшей школой в целях развития непрерывного образования школьников, развитие лабораторной базы;

  • развитие системы дополнительного образования через творческое сотрудничество с вузами, дифференциацию форм получения образования; включение учащихся в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности с целью развития у них ключевых компетентностей, необходимых для жизни в современном динамичном обществе;

  • развитие ученического самоуправления, создание правового пространства школы на основе взаимного уважения и ответственности всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:


  • высокое качество результатов обучения и воспитания по результатам ЕГЭ, высокий процент учащихся, продолжающих образование в различных учреждениях профессионального образования;

  • эффективное владение выпускниками современными информационно-коммуникационными технологиями, свободное владение хотя бы одним иностранным языком;

  • эффективное включение учащихся в управление лицеем, развитие системы самоуправления, становление лицейского правового пространства;

  • высокие места в различных муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах, научных конференциях учащихся.

Общая цель внедрения новых образовательных технологий – создание в лицее благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, формирования способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, индивидуализация и дифференциация обучения через создание индивидуальных образовательных программ, обеспечивающих приобретение ключевых компетентностей и успешную социализацию в изменяющемся обществе.

Ожидаемые результаты и критерии оценки:


  • расширение ряда предметов, преподаваемых на принципах развивающего обучения, метода проектов и т.д.;

  • формирование педагогических команд, реализующих современные образовательные технологии на всех этапах обучения;

  • разработка новых учебно-метолических комплексов с использованием информационных технологий, метода проектов;

  • создание пространства для партнерских отношений педагогов, учеников, родителей и общественности в решении задач образования;

  • формирование интереса к изобретательству, творчеству, научной деятельности, поддержание и развитие учебной мотивации учеников;

  • высокое качество учебных достижений по результатам ЕГЭ и другим формам итоговых и промежуточных аттестаций, участие и победы на различных конкурсах, олимпиадах, научных конференциях;

  • увеличение количества участников научно-практических конференций, количества призовых мест на различных районных, региональных всероссийских и международных конференциях, олимпиадах, наличие патентов и других показателей успешности учеников;

  • количество и качество социально значимых и учебных проектов, реализованных школьниками, полученный социально значимый продукт, отзывы родителей и общественности;

  • оценка глубины знаний, развития личностных качеств и компетентностей, обеспечивающих способность к выбору, самоопределению, продуктивной деятельности в открытом социуме.





1 утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 83

2 одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11февраля 2001 г. № 1756-р

3 утверждена указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 года №25

4 Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка технологий и средств развития творческих способностей обучаемых в сфере дополнительного образования студентов и школьников на основе сетевых олимпиад и летних школ», ИНИНФО, 2002.


страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:

Информация о лицее

Реферат: 7 стр.