NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Информация об опыте пахомова Ирина Валерьевна, моу сош №7, стаж работы 16 лет, специальность учитель биологии и химии, должность учитель биологии и химии. Рабочий телефон: 6-62-03, 6-63-86


Пахомова Ирина Валерьевна


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


  1. Пахомова Ирина Валерьевна, МОУ СОШ №7, стаж работы 16 лет, специальность - учитель биологии и химии, должность – учитель биологии и химии. Рабочий телефон: 6-62-03, 6-63-86.

  2. «Использование информационно - коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии и химии».

  3. Необходимость в разработке опыта возникла в стремлении использовать на практике достижения научно-технического прогресса, ведь общество находится в состоянии перехода от индустриального века к информационному, оно заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Дети сейчас с трудом воспринимают информацию на печатных носителях, но легко и быстро могут получить необходимые сведения с помощью компьютера. Отсюда возникает проблема восприятия информации на уроке: как её лучше подать, чтобы детям было интересно, чтобы они воспринимали то, что учитель им предлагает? При этом в нашей школе много наглядного материала по биологии, но модели, скелеты, муляжи, таблицы многие отметили своё 50-летие (1953 года выпуска, другие выпущены в 60 – 80-е годы прошлого века), микроскопов мало, они старые, с изношенной оптикой; гербарии.…Разве можно по гербариям показать красоту растений? Тем более что наша местность – это поля и лесополосы с очень низким видовым разнообразием. А живые организмы на нашей планете такие разные и каждый интересен и красив по-своему…. Новые программы, построенные по концентрическому принципу, не предусматривают изучение, например, систематики растений в то время года, когда их можно показать «живьём», в основном это конец осени – начало зимы.… И тут нам на помощь приходит цифровое фото и компьютер, который можно использовать в качестве технического средства обучения по предметам, в том числе биологии и химии. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом. В наших условиях, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером, он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями.

Но и компьютер – это не панацея. Остаются проблемы:

- как научить школьников не только использовать «готовые» знания, но и развить в них стремление самостоятельно понять то или иное явление природы, его закономерность, логику, прийти к умозаключению;

- как научить детей выражать свои мысли и слышать мнение другого человека? Т.е. надо учить их такому общению, при котором будут себя комфортно чувствовать все участники процесса обучения.



  1. Компьютерные и коммуникационные технологии являются вполне очевидным проявлением информационной революции. В настоящее время становится актуальной проблема формирования информационной культуры подрастающего поколения. Необходимо подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Тем более что современные подростки отличаются от своих сверстников прошлого десятилетия тем, что они выросли в окружении компьютеров, игровых приставок, телевидения, DVD и т.п. Поэтому по способу восприятия информации большинство современных школьников – визуалы, причем не статической, а динамической визуальной информации. Однако всем педагогам известно, что использование на уроке только одного вида восприятия информации недостаточно для нормального усвоения материала и просто вредно для здоровья учащихся, так как перегружается один анализатор и не задействуются другие. Ученые подсчитали, что у учеников задерживается в памяти:

10% того, что они прочитали;

26% того, что услышали;

30% того, что увидели;

50% того, что увидели и услышали;

70% того, что обсудили с другими;

90% того, что проговаривают, в то время как делают и

95% того, чему обучают сами.

Исходя из этой информации, и возникает вопрос: «Какие технологии применять, чтобы добиться максимального результата обучения, не нанося ущерба здоровью учащихся?»

В современном информационном мире человек чувствует себя вполне здоровым, если обладает, наряду с другими компонентами, знаниями в области информационной культуры, умеет правильно, не вредя своему здоровью, работать с компьютерной техникой. Применение информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в сфере образования может повысить эффективность учебного процесса и способствовать сохранению здоровья учащихся за счет полного использования тех преимуществ, которые привносит в учебный процесс компьютер, обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям школьников.

Для учащихся овладение информационной культурой означает приобретение знаний, умений и навыков оптимального осуществления индивидуального информационного самообслуживания учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой деятельности.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяет

изменять и обогащать содержание образования, что способствует лучшей адаптации школьников к быстро меняющимся окружающим условиям, и как следствие – сохранение здоровья учащихся.

В настоящее время не вызывает сомнения, что прогресс педагогических технологий без учета функциональных возможностей организма учащихся невозможен. Традиционной школе нужен здоровьесберегающий способ организации учебной деятельности, позволяющий значительно снизить физиологическую цену обучения. Одним из способов сохранения здоровья учащихся в процессе обучения является использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий (КСО, ОВС, педмастерские, технология развития критического мышления, проектные, мультимедийные технологии).

Здоровьесберегающие технологии в отличие от традиционных методов обучения избегают разрушающих здоровье факторов, тем, что они «уходят» от:

- инструктивно–программирующих методик;

- закрепощения детского организма в режиме постоянного сидения (у учеников есть возможность, хоть и ограниченного, движения во время работы);

- некритического восприятия готовой информации, при котором подавляется творчество, заложенное в детях природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать;

- методик, разрушающих целостное восприятие мира;

- увлечения методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

  1. Объединение современных психолого-педагогических разработок с новейшими информационными технологиями - единственное средство для превращения учителя в профессионала, который будет заниматься воспитанием информационно развитой личности. Информация и коммуникации были всегда, а наше время происходит беспрецедентно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся исключительно разнообразными. Такие быстрые изменения в характере, темпах и способах накопления и обмена информацией должны учитываться в организации учебной деятельности всех звеньев системы образования. Основной целью является воспитание информационной культуры будущих жителей нового информационного общества, заключающееся в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере.

Несомненно, информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Уникальность исторического момента заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития. В этой связи в ряде технологически развитых стран мира, в том числе и в России, сегодня обсуждается новая концепция социально-экономического развития общества, основанная на все более широком использовании знаний. Человеческие знания признаются единственным капиталом общества, а информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются фундаментальными технологиями общества знаний, дорогой к которому является образование.

В ближайшем будущем информация станет не только результатом труда подавляющего большинства населения нашей планеты, но и объектом этого труда. Другими словами, все сферы деловой активности людей будут во все большей степени связаны с использованием информации и научных знаний. А это означает и более высокий уровень интеллектуализации общества, достижение которого потребует радикальных изменений в системе образования.
В связи с глобальным процессом информатизации всех сфер жизни общества особое значение приобрели вопросы качества и содержания образования в единой информационной среде.

Главной целью является создание и развитие в образовательном учреждении образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования на основе формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Проблемы…. Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью, причем образование распространяется и на учителя. Следовательно, современной школе необходим новый учитель, который должен строить свои отношения с учащимися на демократических началах, заложив в процесс обучения идеи гуманизма.

Еще одна проблема: как совместить социальный заказ на формирование в учениках гармонично развитой, социально активной, творческой личности, владеющей средствами коммуникации с обучением биологии и химии, сохранив при этом здоровье учащихся?

Общеизвестно, что существуют 2 модели педагогики обучения: традиционная и гуманистическая. В обеих моделях главной фигурой обучения является ученик, но они имеют разный подход к целеполаганию и разную постановку педагогических задач. У меня нет сомнений, что выигрывает гуманистическая модель, поскольку в ее основе лежит педагогика сотрудничества, имеющая в своей основе 2 аспекта: психолого – педагогический и методический.

Мне импонирует то, что методический аспект предполагает включение учеников в управление учебным процессом, в процесс усвоения информации, включение школьников в межличностные отношения, в совместную коллективную деятельность. Для меня стало очевидным, что в совместной коллективной деятельности:

- Цели учителя и ученика совпадают.

- Каждый участник деятельности участвует в контроле и управлении.

- Между учителем и учеником устанавливаются нормальные деловые отношения.

6. В своей практике за 14 лет работы я пробовала использовать различные педагогические технологии: коллективные средства обучения (КСО), педмастерская, обучение в сотрудничестве (ОВС), технологию развития критического мышления, проектную технологию.

К чему я пришла? К тому, что в каждой из них есть своя «изюминка», свои достоинства:


Технология

Достоинства


КСО

(А.Г. Ривин)

Работа в группах, парах постоянного и сменного состава; каждый изучает тему в своем темпе и не приступает к следующей теме, пока не овладеет предыдущей; 100% успешность обучения, доверительные отношения участников процесса, комфортность на уроке.


ОВС

Работа в группах; заинтересованность каждого участника процесса не только в своем конечном результате, но и всей группы.


Педмастерская

Учащиеся не получают «готовой» информации, в ходе творческой работы самостоятельно создают проекты, учатся общению, работе в коллективе, получают стимул самим узнавать и добывать информацию.

Проектная технология

Учащиеся самостоятельно создают информационные, исследовательские или продуктивные проекты, тем самым реализуют свою творческую активность.

Технология развития критического мышления

Реализуется цель развития мыслительной способности учащихся, критического отношения к информации, стимулируется активное слушание или проработка информации.



Как видно из таблицы, разные технологии перекликаются – в процессе обучения ставятся и решаются задачи развития творческого потенциала учащихся, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию, не только учиться самому, но и обучать других. При этом в учебном процессе нет «сторонних наблюдателей», все дети принимают активное участие и заинтересованы в конечном результате, который в абсолютном большинстве случаев является положительным.

В итоге я начала использовать элементы различных технологий обучения так, чтобы это было доступно, интересно учащимся, стимулировало мыслительную деятельность и стремление понять и принять информацию. Иногда на уроках соединяю элементы различных технологий, получается что-то своё, подходящее для конкретного возраста, класса, степени обученности учащихся работать в группе, темы урока и т.д.

Например, изучая тему «Плоды, их разнообразие и значение» в 6 классе использую элементы мастерской (самостоятельное изучение материала без использования учебника, только работая с раздаточным материалом – плодами, овощами, опорными карточками), КСО (работа в парах и группах), технологии развития критического мышления (самостоятельная обработка и осмысление информации, выполнение лабораторной работы). В ходе урока использую компьютерную презентацию.
Разработка урока в 6 классе

«Плоды. Их разнообразие и значение»

Ход урока

Организационный момент.
Актуализация знаний:

- Мы с вами на прошедших уроках изучали органы растений. Вспомните, пожалуйста, из каких органов состоят растения? (учащиеся перечисляют органы растений, дают им определение).

- А теперь скажите, на какие 2 группы можно разделить все органы растений? (на вегетативные и генеративные).

- Какие органы растений являются вегетативными и почему? (корень, стебель, листья, почки – т.к. за счет них растение растет и может размножаться вегетативно).

- А какие генеративные органы растений вы знаете? (цветок).

- Какую роль он играет в жизни растения? (из него образуются плоды и семена).

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со строением и видами плодов.
Основной этап:

  1. –Ребята, перед вами на блюде лежат овощи и фрукты. Разложите их пожалуйста на две группы: на одно блюдо – плоды, а на другое то, что вы считаете, плодами не является. (Учащиеся работают в группах, афишируют результаты своей работы; объясняют, почему они разделили именно так).

  2. –Теперь давайте посмотрим на экран, на схему строения плода:




Слайд №1:




семена




- Как вы видите, плодом является то, что содержит семена.

- Проверьте, правильно ли вы разделили на группы овощи и

фрукты? (Учащиеся перекладывают то, что положили неверно).

III. Сейчас вы, выполняя лабораторную работу, познакомитесь с

некоторыми видами плодов. Перед вами лежат конверты с опорным материалом и бланки лабораторной работы (которую надо выполнять в парах).

Слайд №2:


Лабораторная работа №9:
«Виды плодов»

- Посмотрите на плоды и скажите, на какие группы можно разделить плоды по состоянию околоплодника? (Работают в группах, находят ответ, записывают на бланках работы).

В это время на экране: Слайд №3:

ПЛОДЫ




- А на какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (Отвечают, записывают в бланках).
В это время на экране: Слайд №4:

ПЛОДЫ

- Теперь заполните таблицу лабораторной работы, работая с опорным и раздаточным материалом.

Приложение:
Выполнили учащиеся _________класса:________________________________________

________________________________________
Лабораторная работа №9

по теме «Виды плодов»

  1. Классификация плодов.

  1. По состоянию околоплодника:

ПЛОДЫ






  1. По количеству семян:

ПЛОДЫ





  1. Заполнить таблицу «Виды плодов»




Название

плода

Тип плода

Примеры растений с такими плодами

По состоянию околоплодника

По количеству семян

сочный

сухой

одно-

много-


Костянка


















Ягода


















Яблоко


















Тыквина


















Померанец


















Зерновка


















Семянка


















Боб


















Стручок


















Орех


















Коробочка




















  1. ВЫВОД: __________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сделайте вывод к лабораторной работе.

IV. Иногда мы называем плодами то, что с научной точки зрения плодом не является, например, «плод» шиповника или земляники:
В это время на экране: Слайд №6:


Фрага земляники Ложный «плод» шиповника
- Часто встречаются сложные плоды, которые считают одним плодом:

Слайд №7:


Многокостянка малины Многокостянка граната
V. – Ребята, как вы думаете, какую роль играют плоды в жизни растения? (ответы учащихся о распространении семян).

В это время на экране: Слайд №8:

Распространение плодов и семян


VI. – У вас в конвертах есть карточки для проверочной работы. Возьмите по одной, подпишите фамилию, имя, класс.

Слайд №9:


Проверочная

работа


- На ваших карточках указан тип плода, цифры. На экране будут показаны картинки с изображением плодов, если плод соответствует вашему заданию, то над соответствующей цифрой поставьте знак «+», если нет, то знак «-» (образец на экране).

Слайды 10 – 19:



1

2

3

4

5
6 7




8

9

10


VII. – Поменяйтесь своими карточками и выполните проверку работы.

Слайд №20 (правильные ответы).

Слайд №21: Домашнее задание. Презентация прилагается.
Так же я разработала несколько педмастерских по биологии для 6, 7, 8 классов. При этом я так же учла, что проведение мастерской в наших условиях может занять только 1 урок, поэтому количество изучаемого материала строго дозировано и произведен максимальный расчет времени на разные этапы мастерской.

Например, разработка педмастерской для 8 класса по теме:

«Строение и функции зрительного анализатора»

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал: набор терминов, обозначающих части различных анализаторов, опорные карточки с названиями частей глаза, заготовки для аппликации модели глаза. Картон, клей, альбомные листы, цветные карандаши.



ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕРСКОЙ.
Индукция: (можно включить песню в исполнении Ф.Киркорова «Эти глаза напротив») Сегодня мы с вами поговорим о «зеркале души» - глазах человека.

Как устроен человеческий глаз? Каково его внешнее и внутреннее строение?
- Сначала вспомним, что каждый орган чувств человека – анализатор, имеет сложное строение и состоит из нескольких звеньев.

Перед вами в маленьких конвертах находятся карточки с названиями звеньев различных анализаторов. Просмотрите их и «соберите» части, составляющие зрительный анализатор.

Учащиеся в группах выполняют задание, после чего каждая группа афиширует свой вариант выполнения работы, сравниваем результаты всех групп, приходим к единому мнению по строению зрительного анализатора:

Глаза – зрительные нервы – зрительная зона коры больших полушарий (затылочная доля).

(Записываем в тетрадях строение зрительного анализатора).
- Итак, органом зрения человека является глаз. Каково его внешнее строение, и какие вспомогательные структуры он имеет? Обсудите в группе внешнее строение глаза и на альбомных листах изобразите глаз и его вспомогательные структуры.

Учащиеся обсуждают, предлагают варианты выполнения задания, изображают внешнее строение глаз на бумаге, вывешивают рисунки на магнитную доску.

Афиширование: от каждой группы у доски по своему рисунку – проекту выступает один учащийся и объясняет, каково внешнее строение глаза, какие он имеет вспомогательные структуры, и какую роль они играют. Учитель на доске записывает в столбик вспомогательные структуры, после всех выступлений ученики переписывают их в тетради.

  • Мы с вами разобрались с внешним строением глаза, а как же устроен глаз внутри?

Перед вами в больших конвертах находятся заготовки для аппликации модели внутреннего строения глаза, а на листе-подсказке написаны части глаза под номерами. Просмотрите весь этот материал и попытайтесь «собрать» глаз из частей, когда вы будете готовы, приклейте части «глаза» к картонке.

Учащиеся работают в группах, собирают модель и делают аппликацию, пытаются соотнести названия частей глаза с аппликацией.

Афиширование: аппликации от каждой группы вывешиваются на магнитную доску и объясняют, почему они склеили так, а не иначе.

Проект мастера: Учитель вывешивает на доску свою аппликацию модели глаза, объясняет, где что находится.

Мягкая коррекция: сопоставление проектов учащихся с проектом мастера.

Домашнее задание: 1.Изучить с.73 – 77, задания с. 78-79 (учебник Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, 8 класс).

2.Зарисовать и обозначить в тетради схему строения глаза.
Заготовки аппликации, набор карточек – в приложении.
На уроках химии также использую технологии групповой работы. Например:
Урок по теме:

«Химическая связь, строение вещества, количество вещества»
Класс – 8

Программа: «Неорганическая химия - 8», авторы Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

Учебник: Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Химия 8 класс. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2002г.

Форма организации: урок по технологии ОВС (мозаика)

Задачи: - систематизация знаний учащихся по первоначальным химическим понятиям, выявление уровня овладения системой знаний и умений;

- формирование компетенций (искать, изучать, думать, сотрудничать и др.)

- развитие коммуникативных качеств учащихся.
Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность

учителя

учащихся

1. Сообщение цели урока, мотивация учащихся с постановкой проблем нового задания.

Систематизация знаний и подготовка к контрольной работе по овладению первоначальными химическими понятиями пройдет в форме самостоятельной индивидуальной и групповой работы с последующим представлением и обсуждением результатов и контроля знаний в форме самостоятельной работы.

Деление класса на группы по 3 человека, организация самостоятельной работы (выдача вариантов заданий)




2. Индивидуальная работа в первоначальной группе.

Вариант (задание) 1.

Составить электронную и структурную формулы NН3, NaCl, О2, указать тип химической связи.
Вариант (задание) 2.

Укажите степени окисления элементов в соединениях:

КСl, НNО3, N2О, КМnО4, SО2, Н24, Р2О3, СО, СаСО3.
Вариант (задание) 3.

Вычислите, какое количество вещества составляют

а) 30,6 г оксида алюминия Аl2О3;

б) 10 г гидроксида натрия (едкого натра) NaОН


Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.

Индивидуаль-ная работа с заданием

3. Встреча экспертов

Учащиеся меняются составом групп (в каждой новой группе учащиеся с одним вариантом)




Взаимообуче-ние: обсуждают выполнение задания, если кому-то непонятно, объясняют.

4. Работа в первоначальной группе.

Учащиеся возвращаются в свои группы и объясняют, как выполнять свое задание. В результате каждый член группы должен овладеть умением решать все типы заданий.




Взаимообуче-ние.

5. Обобщение результатов.

Обсуждение результатов выполнения заданий

Отвечает на вопросы учащихся (если есть необходимость).




6. Контроль знаний.

Самостоятельная работа:

  1. Составить электронную и структурную формулу вещества СаО, указать тип химической связи.

  2. Указать степени окисления элементов в соединениях: СаСО3, К2О, О3, Р2О5, СаСl2.

  3. Вычислите, какое количество вещества составляют 44 г воды Н2О.







7. Подведение итогов.

Проверка самостоятельной работы по образцу.

Итоговый контроль. Выставление оценок.

Взаимо-проверка самостоятель-ной работы.



Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует отдельной максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной педагогической технологии, организационной формы обучения. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, надо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры».

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели традиционный.

Примером разработанного мною урока с мультимедийной поддержкой может служить урок химии в 10 классе, разработку которого я предъявляла на краевой конкурс мультимедийных уроков:

Урок по теме

«Закон сохранения массы и энергии. Решение задач»
Класс – 10

Форма организации: комбинированный урок с использованием мультимедиа проектора.

Задачи: - систематизация знаний учащихся по основным химическим понятиям (валентность, степень окисления, строение атома, периодическое изменение свойств веществ, химическая связь), выявление уровня овладения системой знаний и умений;

- изучение закона сохранения массы веществ и энергии, его применение на практике;

- формирование компетенций (искать, изучать, думать, сотрудничать и др.);

- развитие коммуникативных качеств учащихся.

Оборудование: Мультимедиа проектор, бланки для индивидуальной работы, карточки – задания, таблицы: «Теплоты образования некоторых сложных веществ», «Периодическая система химических элементов».

Необходимые ресурсы и материалы:

  1. Программа для запуска презентации: Microsoft Office Power Point 2003.

  2. Дополнительные устройства – мультимедиа система.

Использованная литература:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Химия 10 класс. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2006г.

  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Типы химических задач и способы их решения, 8 – 11 классы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2004г.

  3. Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии. – М.: «Поматур», 2004г.

  4. Мовсумзаде Э.М., Аббасова Г.А., Захарочкина Т.Г., Химия в вопросах и ответах с использованием ЭВМ. – М.: «Высшая школа», 1991г.

  5. Артемов А.В. Химия: Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2004г.

  6. Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумов И.Г., Химия. Тесты для повторения и подготовки. – Саратов: Лицей, 2006г.

  7. Химия. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены: Учебное пособие/Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2007г.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Содержание

Деятельность

учителя

учащихся

1. Организа-ционный момент






Деление класса на группы по 5-6 человек, (выдача бланков заданий)






2. Химичес-кая разминка



Систематизация и актуализация знаний пройдет в форме фронтальной и самостоятельной индивидуальной работы с последующим представлением результатов. (Слайды 1 - 8)


  1. В какой молекуле степень окисления элемента равна нулю, а валентность – единице?

    1. Сl2;

    2. НСl;

    3. N2;

    4. 3.

  2. Сколько общих электронных пар возникает при образовании молекулы азота? Пояснить.

  3. Строение внешнего уровня атома выражается формулой …3d14s2. Укажите номер группы, в которой располагается этот элемент в ПСХЭ.

  4. У какого атома большее число неспаренных электронов в нормальном состоянии?

    1. Nа ;

    2. Si ;

    3. Р ;

    4. Сl.

  5. В молекуле какого вещества степень окисления атома фосфора наименьшая:

    1. Н3РО4;

    2. Н3РО3;

    3. Н3РО2;

    4. НРО3;

    5. Н4Р2О7.

  6. Какую электронную конфигурацию имеет самый активный неметалл?

    1. 1s22s22p3:

    2. 1s22s22p4:

    3. 1s22s22p6:

    4. 1s22s22p5:

  7. Соотнести уравнение химической реакции с его характеристиками:

А) РСl3 (г) + Сl2 (г) ↔ РСl5 (г) + 129 кДж

Б) 4NН3 (г) + 5О2 = 4NО (г) + 6Н2О (г) + Q

В) МgСО3 (ТВ) = МgО (ТВ) + СО2 (г) – Q

Г) Nа2СО3 (ТВ) + SiO2 (ТВ) → Nа2SiO3 (ТВ) +

+СО2 (г) –77 кДж



Д) 2КСlO3 → 2КСl + 3О2

уф

Е) 3О2 (г) ↔ 2О3 (г) - Q

1. Соединения;

2. Разложения;

3. Обмена;

4. Замещения;

5.Окислительно-восстановительная;

6. Неокислительно-восстановительная;

7. Обратимая;

8. Необратимая;

9. Экзотермическая;

10. Эндотермическая.



Объяснение порядка работы и правил заполнения бланков.


Отвечают на вопросы, выполняют задания на бланках, у доски и с места.

Работа на бланках ответов


3.Сообщение цели и темы урока.



Тема: Закон сохранения массы веществ и энергии в химических реакциях. (Слайд 9).


Мотивация учащихся





4. Изучение нового материала.



Изучение нового материала. (Презентации).

- Открытие закона сохранения массы веществ М.В. Ломоносовым и А. Лавуазье; современная формулировка закона (слайд 10);

- Пояснение закона сохранения массы веществ на примере химической реакции (слайды 11,12);

- Формулировка закона сохранения массы веществ М.В. Ломоносова (слайд 13);

- Обоснование закона сохранения массы веществ и энергии А. Эйнштейном (слайды 14,15);

- Практическое значение закона сохранения массы веществ (слайд 16)

Задания 1 -2:

1. При взаимодействии гидроксида железа (III) с серной кислотой образуется сульфат железа(III) и вода. Напишите уравнение реакции.
2. Соблюдается ли закон сохранения массы веществ в задаче:

В реакцию с серной кислотой вступило 42,8 г. гидроксида железа (III). В результате образовалось 80 г. сульфата железа (III) и 216 г. воды.
- Практическое значение закона сохранения энергии

(слайд 17)

Задание 3:

3. Какое количество теплоты надо затратить на превращение 252 г. гидрокарбоната натрия в карбонат, если термохимическое уравнение процесса:

2NаНСО3 (т) = Nа2СО3 (т) + Н2О (г) + СО2 (г) – 64 кДж.



Объяснение темы с иллюстра-циями. (Презентации).


Выполняют на бланках задания 1 -2

Выполняют на бланках задание 3


5. Самостоятельная работа в группе.


Выработка навыка решения расчетных задач по теме: Закон сохранения массы веществ и энергии.

Задания 4 – 5:

4. Вычислите количество теплоты, которое необходимо затратить для того, чтобы получить 89,6 л. угарного газа, если известно термохимическое уравнение процесса:

СН4 (г) + СО2 (г) = 2СО (г) + 2Н2 (г) - 248 кДж
5. Составьте термохимическое уравнение реакции между оксидом углерода (II) и водородом, в результате которой образуются метан (СН4) и водяной пар. Вычислите количество теплоты, выделяемое при этой реакции, если был получен метан объемом 67,2 л. (н.у.).



Индивидуаль-ная работа со слабоуспевающими учащимися.


Индивидуальная и групповая работа с заданием. Взаимообучение: обсуждают выполнение задания, если кому-то непонятно, объясняют.


6. Контроль знаний.


Самостоятельная работа (в форме теста) (Слайды18 - 23)

  1. В какой из приведенных молекул преимущественно ионная связь?

    1. ВеСl2;

    2. ZnСl2;

    3. NаСl;

    4. ССl4.

  2. У какого атома сильнее выражены металлические свойства? Строение энергетических уровней:

    1. …3s23p2;

    2. …4s2;

    3. …3s23p6;

    4. …3d104s2.

  3. Заряд ядра атома и число неспаренных электронов у атома хлора равно:

    1. +7 и 17;

    2. +17 и 3;

    3. +17 и 7;

    4. +17 и 1.

  4. Соотнести химический элемент с его характеристиками:

А) Nа 1) неметалл;

Б) N 2) благородный газ;

В) Сl 3) металл;

Г) Zn 4) окислитель;

Д) F 5) восстановитель;

Е) Fr 6) окислительно-

восстановительная

двойственность;

7) s – элемент;

8) р – элемент;

9) d – элемент;

10) имеет постоянную

валентность;

11) имеет переменную

валентность.

  1. Закон сохранения массы веществ объясняется тем, что в ходе реакции не изменяется:

1) Качественный и количественный состав веществ;

2) общее число атомов всех элементов;

3) общее число молекул всех веществ;

4) всё перечисленное.






Выполняют тест на бланках ответов.

7.

Подведе-ние итогов.



Проверка теста по образцу. (Слайд 24)


Итоговый контроль. Выставление оценок.


Взаимопро-верка теста.

8.

Домаш-нее задание.



§ 15 (Слайд 25)









7. Сегодня, однако, немыслимо применение здоровьесберегающих технологий без использования компьютера, мультимедийного проектора и интерактивной доски. Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Федеральная президентская программа по информатизации образования «достучалась» пока не во все школы. Многие образовательные учреждения сельской местности имеют всего лишь несколько компьютеров, которых явно недостаточно для организации обучения целого класса в 20 – 25 учащихся.

Поэтому я предпочитаю использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

При проектировании будущего мультимедийного урока необходимо задуматься над тем, какие цели преследуются, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего может быть предназначен мультимедийный урок:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний,

умений навыков;

- для обобщения, систематизации знаний?
Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, необходимо подобрать необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. При этом надо стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, иллюстраций, либо они сильно устарели. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.

  1. Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации

  2. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.

  3. Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа предоставляют возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.

  4. Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.

  5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.


Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей; готовя сценарий урока необходимо четко продумать активную деятельность учащихся, используя не только мультимедийные, но и другие здоровьесберегающие технологии.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Не приходится думать о том, что не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда отворачиваешься к доске, невольно теряется контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения имеется возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

8. Разработку мультимедийного сопровождения уроков я начала в 2005 году, когда приобрела домашний компьютер. Начала я эту деятельность с разработки серии презентаций по систематике растений для 7 класса, т.к. данная тема в учебнике практически не отражена, а гербарии не способствуют развитию любви к природе. На данный момент этими презентациями при изучении систематики растений пользуются многие учителя нашего района и г. Армавира. Далее последовала серия разработок мультимедийного сопровождения к урокам анатомии, ботаники, зоологии, химии.

9. Диапазон опыта можно рассматривать как систему уроков, применяемую также во внеклассной работе по биологии и химии.

10. При комплексном использовании информационно – коммуникативных и здоровьесберегающих технологий у меня появилась возможность разнообразить учебный процесс, создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности.

Далее, реализуется идея гуманистической психологии: принять ученика таким, каков он есть на самом деле, создать условия для раскрытия внутреннего потенциала ученика. Итак, я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же, как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат, творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель - ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования.


В результате использования информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии и химии достигается высокий процент качества знаний (более 65% по биологии; более 55% по химии) и уровня обученности учащихся в течение ряда лет. Т.е результативность применения вышеуказанных технологий является стабильной и достигается она за счет применения здоровьесберегающих и компьютерных технологий. В процессе обучения предметам реализуется творческий потенциал учащихся, формируются компетенции, т.е. способность учащихся в нужный момент применить на практике полученные знания, способность мыслить, находить решение. Ведь недаром говорят, что ОБРАЗОВАНИЕ – это то, что остается с человеком, когда он забыл всё то, чему его учили в школе…

Данный опыт работы на сегодяшний день активно используют в своей работе учителя нашей школы: Золотухина Е.В. (русский язык и литература), Сергеева С.В. (география), Шиповалова Н.Л., Саржан Л.А. (математика), Белоусов А.Н. (физика), Сергеева М.А. (начальные классы).

Также своим опытом работы в данном направлении делилась на уровне районных методических объединений учителей биологии и химии, на курсах повышения квалификации учителей биологии и химии. В результате многими моими разработками и презентациями пользуются учителя нашего района, г. Армавира, Новокубанского, Успенского и Гулькевического районов.


Библиографический список

  1. Е.Ф.Ермолаева “Использование информационных компьютерных технологий как средства сохранения здоровья учащихся в процессе их обучения”, журнал “Вестник” №4, 2002

  2. Интернет в гуманитарном образовании.//Под ред. Е.С.Полат, М.: Владос,2001

  3. А.Д.Ханнанов “Коммуникативные модели образовательного Рунета” http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Khannanov.

  4. А.Н.Миннуллина, А.В.Хадиева “Курс обучения использованию новых информационных технологий учителями предметниками” http://www.ito.su/2004/"

  5. Г.К.Селевко “Современные образовательные технологии” М., 1998

  6. Е.В.Кудрявцева “Компьютерные технологии обучения”, статья, 2004

  7. В.И.Варченко, Л.М.Фуксон “Педагогические основы использования компьютерных технологий” http://www.bytic/ru"

  8. “Гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02” Приложение к журналу “Директор школы” №1,2, 2003

  9. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО-2004): Матер, межд. конф. 28 мая 2004 г. М.: СГА, 2004.

  10. Телекоммуникации и информатизация образования № 4, 2005

ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. К уроку биологии в 6 классе по теме: «Плоды, их разнообразие и значение».

      1. Карточки с описанием типов плодов.

      2. Карточки для выполнения теста:

Сухие плоды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выполнил (а)__________________


Сочные плоды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выполнил (а)__________________

Многосемянные плоды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выполнил (а)__________________


Односемянные плоды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выполнил (а)__________________




    1. К разработке педмастерской «Строение зрительного анализатора»:

      1. Карточки с названиями частей различных анализаторов.

      2. Проект мастера – 1 (рисунок).

      3. Проект мастера – 2 (аппликация).

      4. Названия частей глаза (карточка).

      5. Заготовки к проекту учащихся – 2 (фигурки из цветной бумаги).




    1. Диск с презентациями:

      1. Урок биологии в 6 классе «Плоды, их разнообразие и значение».

      2. Урок химии в 10 классе «Закон сохранения массы веществ и энергии. Решение задач».

      3. Систематика растений:

- Отдел Моховидные;

- Отдел Папоротниковидные;

- Хвощи;

- Плауны;

- Отдел Голосеменные;

- Отдел Покрытосеменные (Цветковые):

- Класс Однодольные

а) Семейство Лилейные;

б) Семейство Злаковые;

- Класс Двудольные:

а) Семейство Паслёновые;

б) Семейство Мотыльковые (Бобовые);

в) Семейство Розоцветные;

г) Семейство Губоцветные;

д) Семейство Крестоцветные (Капустные).


страница 1


скачать

Другие похожие работы:



События

Урок: 1 стр.