NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Институт Бизнеса и Права г. Москва Факультет международного бизнеса и экономической безопасности Рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности 030701 «Международные отношения»


Институт Бизнеса и Права г. Москва

Факультет международного бизнеса и экономической безопасности

Рекомендации

по написанию курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности 030701 «Международные отношения»

Составитель: заведующий кафедрой международные отношения

доцент, к.и.н. Бакланов В.И.

Москва

2010

Рекомендации составлены для студентов, обучающихся по специальности 030701 «Международные отношения».

Рекомендации предназначены для совместного использования с методическими указаниями к написанию и защите выпускной квалификационной работы, составленными преподавателем Хидировой С.И. и размещенными на сайте ИБПМ г. Москва.

Все студенческие работы: курсовые работы, дипломные работы, доклады являются разновидностью научно-исследовательских работ. Общим для всех работ является – постановка проблемы и формулирование темы работы.

Очень частое замечание при защите дипломных работ - несоответствие содержания работы формулировке темы. В ряде случаев это происходит потому, что студенты выбирают темы работ из предложенного преподавателем списка, но освещают лишь те аспекты работы, которые им интересны или, скорее всего, по ним у них имеется литература.

Следует напомнить, что студенты могут по согласованию с научным руководителем существенно скорректировать предложенные темы. Так, слишком «общие» темы (типа «Современный мировой порядок», «Современная российская внешняя политика») можно конкретизировать, например, «Дипломатические усилия России в строительстве нового мирового порядка» и «Европейский вектор внешней политики России в 2000-2009».

Итак, тема задает область, в которой проводится исследование. Но перед автором работы стоит задача самостоятельно выявить в общем контексте какую-либо проблему, которая станет отправным пунктом в его рассуждениях. Формулируя проблематику в начале работы, автор задает вопрос, на который он намерен ответить в заключительной части работы на основе предложенных фактов и аргументов.

Формулировка проблематики содержит указание на противоречие, которое автор (студент) намерен раскрыть в своем исследовании. Как раз формулировка цели и постановка вопроса в исследовании в виде сжатого плана находится во вступительной части работы.

Введение к курсовой и дипломной работе должно содержать следующие основные пункты.

1. Актуальность темы исследования: необходимо поставить свое исследование в более широкий контекст, т.е. показать, как изучаемые явления вписываются в процессы, происходящие в настоящее время в международных отношениях и мировой политике.

2. Степень научной разработанности проблематики и источниковая база исследования: нужно кратко перечислить, кто до вас писал работы на изучаемую тему. Пример: Информационно-политическую область Ирано-Иракского конфликта 1980-1988 гг., глубоко проанализировал, и раскрыл российский исследователь Петров. Иванов в своей работе…рассмотрел роль США и СССР в ирано-иракском конфликте. Источниковая база- это те источники, которыми вы пользовались при написании работы. При этом следует перечислить фамилии основных авторов разрабатываемой вами темы, и которые внесли значительный вклад в рассматриваемую проблематику.

3. Хронологические и географические рамки: если это важно, укажите, какой временной период, и какой регион вы будете рассматривать.

4. Объект и предмет исследования: помните, что объект шире (например: геополитические процессы в Центральной Азии в 1992-2008), предмет уже (например: историко-культурные особенности формирования геостратегии в республиках Центральной Азии в 1992-2008).

5. Гипотеза или проблематика исследования: на какой вопрос вы хотите ответить своей работой?

6. Цели и задачи исследования: как правило, 2-3 цели (формулировка целей определяется названием работы и проблематикой) и 5-8 задач, которые нужно выполнить для достижения поставленных целей (выявить, рассмотреть, сравнить, выработать типологию, проследить развитие, выявить закономерности и перспективы, проанализировать деятельность).

В заключении вы должны ответить на вопрос, удалось ли вам достичь поставленных целей и решить задачи.

7. Методологические и теоретические основы исследования:

методы - например, сравнительный анализ, системный подход;

теории - неолиберализм, неореализм, теория модернизации и т.п.

8. Структура работы

Например: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Можно при этом дать очень краткое описание глав.

Основная часть работы состоит из нескольких разделов (глав), каждый из которых должен иметь отдельные заголовки. В конце раздела обязательно формулируется вывод. Если не хватает материала, чтобы выполнить требования по количеству страниц, студенты часто вставляют не совсем нужную информацию по какому-то аспекту исследования, «раздувают» одну главу в ущерб другой. Чтобы этого не происходило, необходимо грамотно структурировать, и планировать работу.

Содержание работы должно состоять из частей, отражающих причинно-следственную взаимосвязь отдельных рассматриваемых фактов. Каждая часть (например, глава из 3 параграфов) может отвечать при этом на конкретный вопрос (почему? как? какие последствия?). А также может раскрывать причины, условия и последствия, или представлять рассматриваемые факты в определенном порядке (хронологическом), одновременно классифицируя их по уровням анализа (национальный, глобальный) или категориям (экономические, политические, культурные факторы).

План может быть диалектическим, содержащим тезис и наиболее очевидные аргументы в его пользу, антитезис и аргументы, вступающие в противоречие с ранее представленными мнениями, и, наконец, вывод как попытку разрешить противоречие путем расширения проблематики или обоснования возможности иного к ней подхода. Такой план может носить сравнительный характер. При этом следует избегать ситуации, когда автор в первой части отстаивает одну позицию, во второй - прямо ей противоположную, а выводы появляются лишь в заключении. Чтобы этого избежать, следует проводить анализ на разных уровнях: допустим, в первой части вы сравниваете два явления на национальном уровне, во второй части - те же явления на глобальном уровне.

Следует помнить, что собранный фактологический материал является лишь основанием, на котором вы строите свои рассуждения и самостоятельно приходите к выводам.

9.Заключение не должно быть затянутым и пространным. В нем автор должен представить ответ на поставленный в начале вопрос, отражающий как личное мнение автора, так и его вклад в исследуемую проблематику. Поэтому по возможности в заключение следует избегать банальных и общих слов. В этой части студент должен, предельно сжато резюмировать итог работы, не повторяя ранее изложенное, а также указать на те проблемы, которые в рамках его исследовательской работы не могут быть решены.

Основная задача учебных научно-исследовательских работ студентов заключается в способности логически рассуждать, обоснованно доказывать, и излагать собранный материал. Поэтому важно в заключении показать новизну своего подхода к рассматриваемой проблеме и иного объяснения и понимания.

10.Список использованной литературы. Источниками считаются официальные документы (например: Концепция внешней политики России)- это так называемые первичные источники информации.

Вторичные, то есть уже обработанные источники, называются литературой: это исследовательская литература (монографии), учебники, статьи, аналитические доклады. Следует помнить, что курсовые работы и дипломные проекты обязательно пишутся с использованием как первичных, так и вторичных источников, включая, во-первых, исследовательскую литературу. Наиболее принятой, является классификация по типам источников: сначала указывают официальные документы (законодательство), затем – научная литература: монографии, статьи в научных журналах, затем – учебную литературу, и, наконец, интернет-ресурсы.

Сколько источников нужно использовать при написании учебных работ? Идеальным считается правило: количество источников должно быть примерно равно количеству страниц в работе. Но обязательно для 25 - страничной курсовой работы должно быть не менее 12-15 источников, а для дипломной работы в 70-80 страниц не менее 30-35 источников.

Цитировать авторов нужно только по их произведениям, но если источник недоступен, то можно использовать цитату нужного автора, опубликованного в каком- либо другом издании. Ссылка в таком случае оформляется следующим образом: Иванов. Название книги. Цит. По: Петров. Название статьи. В цитате могут быть пропущены отдельные слова или даже словосочетания, но мысль не должна быть искажена этим пропуском. Пропуск обозначаются многоточием.

Если факты общеизвестны (дата начала войны), то источник приводить не нужно. Но если вы указываете какие-то цифры и конкретные факты, то источник должен быть указан. Обширные цитаты не всегда свидетельствуют об объективности работы. Цитату приводят, если важно, как именно автор выразил мысль, если нужно дать определение. Если форма не важна, достаточно ограничиться парафразом, т.е. пересказом своими словами, но при этом автор все равно должен быть упомянут. Потому что: замена нескольких слов автора на синонимы -не парафраз, а плагиат! Поэтому, не нужно скрывать парафраз, выдавая чужие мысли за свои. Ведь от студенческих работ никто не ждет научных открытий, а хорошо структурированного пересказа работ, теоретиков и аналитиков. А это тоже большой труд.

Не секрет, что современные студенты основную часть информации для своих работ ищут в Интернете. Здесь надо соблюдать следующие правила. Во-первых, обращайте внимание на авторитетность найденного источника: указан ли автор статьи/страницы/сайта? Имеет ли автор достаточную квалификацию (ученая степень, место работы)? Кто спонсирует проект/сайт? Важным показателем является домен, на котором зарегистрирован сайт, - «.gov», «.edu», «.org». Старайтесь брать информацию со специализированных ресурсов, которые посвящены именно международным отношениям, чаще всего это сайты научных журналов или научно- аналитических центров.

Интернет - источники по тематике международные отношения и мировая политика.

Министерства и его ведомства:

www/kremlin.ru – официальный сайт президента России, где можно найти информацию о текущей деятельности главы государства, а также все официальные выступления и документы.

www/mid.ru – официальный сайт Министерства иностранных дел России, где размещена информация о его текущей деятельности (новости и пресс-релизы), а также тексты официальных документов. Также присутствует информация, в том числе справочного характера, по официальным взаимоотношениям России с отдельными странами, регионами, международными структурами.

Международные организации:

www/un.org – на сайте Организации Объединенных Наций можно найти информацию о структуре организации, ее органах и программах, официальные документы. На страницах специализированных учреждений ООН представлены тематические доклады, например, по состоянию окружающей среды, проблема миграции, бедности и т.п.

http//europa.eu/ - сайт Европейского союза (представлен на языках стран-членов), содержит информацию о всех направлениях деятельности организации, а также официальные документы.

www.nato.int – сайт Организации Североатлантического договора (НАТО), имеет русскоязычную версию, которая позволяет ознакомиться с деятельностью организации и аналитикой по вопросам обеспечения международной безопасности.

http//www.cis.minsk.by/сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств (СНГ), содержит множество аналитических и справочных материалов по деятельности Содружества. Представлен архив документов.

http//dkb.gov.ru/ - Интернет-представительство Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), подробно знакомит с основными направлениями деятельности организации.

http//www/sectsco.org/ - на сайте Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) представлены подробные отчеты о деятельности организации, имеются тексты официальных выступлений и аналитика.

http//www.evrazes.com/ - сайт Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), содержит официальную информацию о деятельности организации.

Институты Российской академии наук:

www.inemo.ru – Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО)- центр комплексных фундаментальных и прикладных социально-экономических, политических и стратегических исследований, ориентированных на анализ основных тенденций мирового развития. Институт издает журнал «Мировая экономика и международные отношения» («МЭ и МО»). ИМЭМО РАН входит в число ведущих мировых аналитических центров по международным отношениям и мировой экономике.

www.iskran.ru – Институт США и Канады (ИСКРАН), в основном занимается комплексными исследованиями внешней политики США с акцентом на военно-политические проблемы. Значимыми сферами исследований института являются внутренняя политика и экономическая система США, также в ИСКРАН функционирует отдел Канады. Институт издает журнал «США – Канады: экономика, политика, культура».

www.ilaran.ru – Институт Латинской Америки (ИЛА) – крупнейший в России специализированный центр по изучению Латино-Карибской Америки, а также Испании и Португалии. Институт занимается комплексными исследованиями экономических, социально-политических, международных и культурологических проблем ее государств и народов. ИЛА издает журнал «Латинская Америка».

www.ifes-ras.ru – Институт Дальнего Востока, занимается комплексным изучением современного Китая, Японии, ситуации на Корейском полуострове, международно-политических проблем и процесса экономической интеграции АТР. Институт издает журнал «Проблемы Дальнего Востока».

www.ieras.ru – Институт Европы, занимается междисциплинарными научными исследованиями политических, экономических, военно-политических, социальных, информационных и иных проблем Европы, издает журнал «Современная Европа».

www.inafran.ru – Институт Африки, занимается исследованиями исторических, социально-экономических, этнокультурных и политических проблем стран Африканского континента.

www.ivran.ru – Институт востоковедения. Был основан в 1818 г. Он является крупнейшим исследовательским центром России по изучению языков и литературы, истории и культуры, экономики и политики стран Азии и Северной Африки. Совместно с Институтом Африки Институт востоковедения издает журналы «Восток/Oriens» и «Азия и Африка сегодня».

Периодические научные издания:

www. Globalaffairs.ru- «Россия в глобальной политике»- российский партнер и аналог Foreign Affairs с 2002 г., издается по инициативе российского Совета по внешней и оборонной политике. Архив номеров доступен бесплатно на сайте журнала.
www. Intertrends.ru- журнал «Международные процессы», издается с 2003 г. Научно-образовательным форумом по международным отношениям и позиционирует себя как «первый российский журнал теории международных отношений». На сайте журнала в открытом доступе выложен архив номеров издания.
http://cosmopolis.mqimo.ru- журнал «Космополис», является совместной инициативой Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) и журнала «Полис» Российской ассоциации политической науки (РАПН). Посвящен международно-политическим проблемам.
www.interlife.ru- журнал «Полис», издается Российской ассоциацией политической науки и является главным российским политологическим журналом, также в нем можно найти статьи по международной проблематике
www.ihterlife.ru- журнал «Международная жизнь», издается Министерством иностранных дел России и публикует статьи ведущих дипломатов. Имеет прикладную направленность.
www.carneqie/ru|ru|pubs|procontra|- журнал «Pro et Contra», издается Московским Центром Карнеги. Издание посвящено проблемам российской внутренней и внешней политики. На сайте журнала доступен архив номеров.
http://www.moskau.diplo.de|Vertretunq|moskau|ru|04/Internationale_20Politik.html- крупнейший германский журнал по проблемам международных отношений и внешней политики «Internationale Politik», имеет русскоязычную версию, представленную на сайте посольства Германии в России. Архив номеров представлен в открытом доступе.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: