NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Интегрированный урок истории и биологии Подвиг русских генетиков


Интегрированный урок истории и биологии

Подвиг русских генетиков

Учителя МОУ СОШ № 16 п.Красносельского Николаенко Н.Н., Касмынина И.А.

Цель урока:

Обобщение изученного материала по истории России 30-40гг и биологии по теме:

« Закономерности наследственности. Закономерности изменчивости.»

Задачи:

  • -Формировать умения и навыки анализировать факты;

  • -Воспитание гражданского долга и гуманности.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Тип урока: интегрированный
Ход урока
1.Оргмомент

2. Основная часть

Учитель: Сегодняшний наш урок проходит в рамках недели «Научные открытия, которые потрясли мир». Открытия совершались по разному: одним ученым помогал случай, другим упорство и труд, а третьими двигало великое чувство гуманности. Об одном из таких ученых сегодня пойдет речь.

1 блок – история

В октябре 1917 весь мир потрясло событие, которое резко изменило ход российской истории.

-Что произошло? ( социалистическая революция)

-Как развитые страны капитализма отреагировали на это событие? (гражданская война и интервенция)

-Как развивалась в первые годы советской власти страна Советов? ( никто не оказывал ей поддержку, приходилось рассчитывать только на свои силы)

-Какие задачи выдвинуло правительство? ( провести индустриализацию и коллективизацию, чтобы догнать и перегнать развитые страны мира).

-Назовите факторы, которые способствовали выполнению этих задач?

По полюсу гордо шагает,

Меняет течение рек,

Высокие горы сдвигает

Советский простой человек.

Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжения всех сил. Они привели к формированию особого политического режима, при котором вся власть сосредотачивалась в руках коммунистической партии. Правящая группа полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохраняла власть благодаря насилию, массовым репрессиям и духовному подчинению населения.

В советской стране приветствовался работник-исполнитель. Человек-винтик, выполнявший без рассуждения каждое распоряжение любого начальника как веление Родины. Неслучайно Сталин настаивал, что «ни один крупный шаг не обходится у нас без некоторых жертв со стороны отдельных групп в интересах всего общества…Нынешние незначительные жертвы окупятся в ближайшем будущем с избытком». И если не находилось энтузиастов на строительство каналов и так необходимых стране предприятий за Полярным кругом, то появлялись десятки лагерей с сотнями тысяч заключенных. Мы не знаем сколько их было всего- этих советских людей. Они гибли, потому что были учеными и военнослужащими, колхозниками, нарушившими закон от 7 августа 1932г. , рабочими трижды опаздавшими на работу. «вредителями» и «террористами»,»врагами народа». Их превратили в бессловесную рабочую силу, которая не требует практически ни каких затрат и легко управляема. В число таких «врагов-народа» был отнесен Н.А.Вавилов

БЛОК –биология

Сообщения учащихся по темам:

  1. Биография Н. И. Вавилова. (приложение №1), слайд № 3- 4

  2. Открытие закона гомологических рядов( приложение №2)

Учитель биологии:

Почему же открытие Н. И. Вавилова стало таким значимым? Открытие закона гомологических рядов обогатило биологию. Родственные виды и роды, гласит сформулированный Вавиловым закон, благодаря сходству их генотипов, в значительной мере повторяют друг друга в своей изменчивости. В близкородственных видах растений разные формы и разновидности образуют соответствующие друг другу ряды. Этот труд служит растениеводам и селекционерам для практических целей, для лучшего познания и использования растений, создания новых сортов и пород. Последователи Вавилова в нашей стране и за рубежом накопили за истёкшие десятилетия огромный фактический материал, подтверждающий всеобщность открытого им закона.

(Сообщения учащихся)

3.Экспедиции Н. И. Вавилова (приложение №3) слайд №5-7

Учитель биологии:

Природа наделила Николая Ивановича не только мощным талантом исследователя, но и высокой работоспособностью. Его собственные экспедиции 20-х и начала 30-х годов — непрерывный подвиг. Маршруты искателя культурных растений проходили по самым диким районам мира, требовали длительных пеших переходов с многокилограммовой ношей за спиной. Но все эти лишения не были напрасны. Собранный генетический материал послужил основой для дальнейшей селекционной работы. Вавиловым был организован Всесоюзный институт растениеводства, а также институты зернового хозяйства на Северном Кавказе, в Сибири, на Украине и юго-востоке европейской части страны, появились институты овощного хозяйства, плодоводства, прядильных лубо-волокнистых растений, картофельного хозяйства, риса, виноградарства, кормов, субтропических культур, лекарственных и ароматических растений и другие — всего около 100 научных учреждений. На территории нашего района тоже были организованы такие опытные станции.

  1. Селекционная работа на Кубани

Блок истории.

В 1930-е гг. в рядах генетиков и селекционеров наметился раскол, связанный с энергичной деятельностью Т. Д. Лысенко и И. И. Презента. По инициативе генетиков был проведён ряд дискуссий (наиболее крупные — в 1936 и 1939 г.), направленных на борьбу с подходом Лысенко, но их результаты были довольно неопределёнными.

На рубеже 1930—1940-х гг. в ходе так называемого Большого террора большинство сотрудников аппарата ЦК ВКП (б), курировавших генетику, и ряд видных генетиков были арестованы, многие расстреляны или погибли в тюрьмах (в том числе, Н. И. Вавилов). Слайд № 9

После войны дебаты возобновились с новой силой. Генетики, опираясь на авторитет международного научного сообщества, снова попытались склонить чашу весов в свою сторону, однако с началом холодной войны ситуация значительно изменилась. В 1948 году на августовской сессии ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко, пользуясь поддержкой И. В. Сталина, объявил генетику лженаукой. Лысенко воспользовался некомпетентностью партийного руководства наукой, «пообещав партии» быстрое создание новых высокопродуктивных сортов зерна («ветвистая пшеница») и др. С этого момента начался период гонений на генетику, который получил название лысенковщины и продолжался вплоть до снятия Н. С. Хрущева с поста генерального секретаря ЦК КПСС в 1964 г.

Лично Т. Д. Лысенко и его сторонники получили контроль над институтами отделения биологии АН СССР, ВАСХНИЛ и вузовскими кафедрами. Были изданы новые учебники для школ и вузов, написанные с позиций «Мичуринской биологии». Генетики вынуждены были оставить научную деятельность или радикально изменить профиль работы. Некоторым удалось продолжить исследования по генетике в рамках программ по изучению радиационной и химической опасности за пределами организаций, подконтрольных Т. Д. Лысенко и его сторонникам
Тем временем, однако, с 1934 года Вавилову был запрещён выезд за границу , было отменено намечавшееся празднование 10-й годовщины создания ВИР и 25-летия его собственной научной и общественной деятельности. На заседании СНК СССР работу ВАСХНИЛ признали неудовлетворительной, в январе 1935 года кандидатуру Вавилова не выдвинули в состав ЦИК СССР и ВЦИК, и в этом же году его освободили от должности президента ВАСХНИЛ, чему предшествовало письмо Сталину с политическими обвинениями в адрес Вавилова, подписанное вице-президентом ВАСХНИЛ А. С. Бондаренко и парторгом академии С. Климовым. В своём письме Бондаренко и Климов вменили Вавилову в вину не только «академизм» и оторванность от практических нужд колхозно-совхозного строительства сельского хозяйства, но и «политическую близорукость»: «Вавилов всегда горой стоит за вредителей …Не было случая, чтобы Вавилов о ком-либо из установленных вредителей … сказал, что они преступники


  • Вавилова он мучил одиннадцать месяцев - четыреста раз вызывая на долгие, многочасовые допросы. Что, по свидетельству очевидцев, после этих допросов Вавилов идти сам не мог: до камеры N 27 в Бутырской тюрьме его доволакивали надзиратели и бросали возле двери. Сокамерники помогали Вавилову забраться на нары и снять ботинки с огромных, вздутых, синих ступней. Академика ставили на так называемые "стойки" - пытка эта означала, что человеку по десять и больше часов (иногда она растягивалась на дни, и тогда у пытаемых лопались на ногах вены) не позволяли сесть... После полугода такого следствия (Вавилова обвиняли в шпионаже и вредительстве) из крепкого, подтянутого, даже чуть франтоватого пятидесятитрехлетнего мужика, академик превратился в очень пожилого человека


23 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР постановил заменить Вавилову высшую меру наказания 20 годами лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Сын Николая Вавилова — Юрий — в одном из своих интервью определённую роль в помиловании отца отводит лично Берии: «Берия подписал приказ на арест отца, и тот же Берия предотвратил его расстрел». В этом же интервью он сообщил, что «Берия ещё в Москве присылал своего представителя к отцу, и тот обещал предоставить ему работу по специальности». Предполагается, что определённое влияние на Берия могла оказать позиция академика Д.Н. Прянишникова, ходатайствовавшего о смягчении приговора и добившегося личной встречи с Берия (жена Берия была аспиранткой на кафедре Прянишникова). Однако, как отмечает доктор исторических наук В.Д Есаков, заявление Вавилова на имя Берия «совпало (или было предопределено) с решением Лондонского Королевского Общества от 23 апреля 1942 г. об избрании Вавилова своим иностранным членом]. О нём вспомнили в связи с высокой оценкой его вклада в науку со стороны высшего научного учреждения Англии - союзницы СССР по антигитлеровской коалиции... Но никто не рискнул бы, даже Берия, осуществить» перевод Вавилова в особый лагерь «и допустить к работам в области растениеводства столь известного человека без санкции официального главного растениевода страны, каковым был Лысенко, поддерживавшийся Сталиным. Кроме того, доведению решения о смягчении участи Вавилова до руководства саратовской тюрьмы могло способствовать ухудшение связи с Саратовом в условиях начавшегося 23 июля 1942 г. наступления немецких войск на Сталинград. Таким образом, несмотря на отмену приговора, «мало что изменилось в полoжении Вавилова. Ни одна из его просьб, по существу, не выполнена... Он остался в саратовской тюрьме. Состояние его здоровья резко ухудшалось...»

Слайды № 10-14

Блок история

Музыка Священная война ( слайд №15)

"Война - страшное событие, которое останется в наших сердцах до последнего вздоха. И даже если мы не говорим об этом вслух, душой мы это чувствуем. Разговоры и мысли о воине у нас, людей, родившихся и живущих в мирное время, вызывают бурю страха и море скорби. А что тогда чувствовали и чувствуют те, кто прошел через все это? Об этом можно только гадать, ведь даже самый страшный наш кошмар не может сравниться с тем, что они видели наяву.

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей: участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. Немцы захватили последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. А в это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость. Какая же сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу? Вера в правоту и понимание своей роли в развернувшихся событиях. Смертельная опасность нависла над всей страной. Гром орудийной канонады приближался с каждым днем, но он не пугал защитников города, а торопил закончить начатое дело. Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.

Слайд №16

Люди не только голодали, не только умирали, не только преодолевали страдания - они еще и действовали. Они работали, они помогали воевать, они спасали, обслуживали других, кто-то снабжал ленинградцев топливом, кто-то собирал детей, организовывал больницы, стационары, обеспечивал работу заводов и фабрик. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях своё превосходство над немецкими. Квалифицированные рабочие, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки "КВ" и прямо направлялись на фронт

Слайд № 17

С 1 октября 1941 года хлебная норма была сокращена: рабочим до 400 грамм, всем остальным - до 200 грамм, а с 20 ноября ещё в 2 раза. Это был уже голод. Сейчас этот голодный, исхудавший человек придёт домой и отрежет тоненький ломтик от этого маленького кусочка. Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши - вот и весь обед блокадного ленинградца. Он съест его, не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему? Небывалый мороз на улице. И в домах такой же мороз. Нет угля, поэтому не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки-времянки, а чем их топить? Пришлось рубить на дрова столы, стулья, паркет, шкафы - всё, что можно сжечь. Только вот беда: не держат времянки тепла. Кончил топить - опять в комнате холодно, как на улице. Холодно и темно в комнате. Не горит больше электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты ленинградцев. А в комнатах темно даже днём. Потому что стёкол в окнах нет. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой.

Слайд №18 ( мелодия

Вот он - блокадный кусочек хлеба, всего 125 грамм на весь день!

Птицы смерти в зените стоят

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг- он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Он на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»-

До седьмого доходят неба….

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон –смерть.

В приказах Гитлер благодарил своих солдат "за создание невиданной в истории мира блокады" и уверял, что скоро Ленинград "как спелое яблоко, упадет к нашим ногам".

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу горло из-за куска хлеба, возненавидят друг друга, перестанут работать.
Блок биологии.
Учитель биологии: слайд № 22-23

Капустное и картофельное поле на Исаакиевской площади. Такую удивительную картину видели ленинградцы в годы блокады. Но выращивали их отнюдь не для еды. Так сотрудники Всесоюзного института растениеводства пытались сохранить уникальные образцы культур.

Коллекцию института хотели эвакуировать, но не успели - 8 сентября замкнулось кольцо блокады. К тому моменту, во многом благодаря Николаю Ивановичу Вавилову, коллекция стала одной из крупнейших в мире и насчитывала свыше 250 тысяч экземпляров. Только чудо спасло ее от страшных бомбежек. В смежном с ВИРом здании в прошлом размещалось немецкое посольство, а потому на картах всех летчиков Вермахта этот район был обведен красной линией - здесь бомбить нельзя было ни в коем случае.

Но главное чудо: великое мужество и героизм,- проявили сотрудники. Им удалось сохранить уникальную коллекцию генетического материала от разворовывания голодными людьми и грызунами. Причем, если твердые семена нормально переносят морозы, то клубни нужно было хранить при определенной температуре. И люди жгли собственную мебель, чтобы защитить коллекцию, собранную Вавиловым и учеными института.
В первую же зиму 41-42 гг. умерло 14 сотрудников ВИР, а за все 900 дней блокады - около 30 человек. Они медленно умирали от голода, но не прикоснулись к образцам бесценных семян, хотя могли досыта питаться ими всю блокаду и выжить. От голода умер хранитель риса Дмитрий Сергеевич Иванов. В его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зерном. За своим письменным столом скончался хранитель арахиса и масличных культур Александр Гаврилович Щукин. Смерть застала его, когда он готовил коллекцию для отправки самолетом на Большую землю. Он так и остался с пакетиком миндаля в закоченевших от холода руках. Умерли от голода хранительница овса Лидия Михайловна Родина, садовод-помолог Петр Николаевич Богушевский,селекционер плодовых культур Григорий Александрович Рубцов,ботаник-энциклопедист Евгений Владимирович Вульф, библиограф Георгий Викторович Гейнц, плодовод Николай Николаевич Кичунов, плодовод Сергей Георгиевич Габаев Среди всех этих героев чудом выжил Вадим Степанович Лехнович — ближайший сотрудник Вавилова. Он-то и рассказал о самых тяжких временах института и подвиге коллег, которые не только хранили, но и отбивали семена от нашествия свирепых и хищных крыс...

Когда в январе открылась Дорога Жизни, некоторые оставшиеся в живых сотрудники эвакуировались. Каждому из них сшили специальный комбинезон из парашютного шелка, за пазуху им складывали мешочки с семенами самых ценных сортов. Выбравшись в Красноуфимск на опытную станцию, они сберегли эти уникальные образцы.


слайд 24
Сегодня коллекции Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И.Вавилова в Санкт-Петербурге завидуют во всем мире. Он владеет богатством, стоимость которого не меньше стоимости сокровищ Эрмитажа.

По оценкам Всемирного банка, реальная стоимость коллекций института приближается к 8 триллионам долларов.

Только здесь, в Питере, на Исаакиевской площади, можно найти культуры, которые в других странах уже утрачены. Его генетический банк насчитывает свыше 350 000 образцов культурных растений. Это одна из лучших коллекций планеты. Ее собирали 110 лет. Слайд №25

На основе богатейшего коллекционного материала и научных трудов Н. И. Вавилова, в послевоенные годы удалось создать новые высокоурожайные, продуктивные сорта растений. Голод, в разрушенной войной стране ,был преодолен в короткие сроки.
история

Несмотря на великий героизм советских людей система государственного управления лагерей (или ГУЛАГ) достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х гг «врагам народа» добавились миллионы новых: узники фашистских концлагерей, «чуждые элементы» прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии, военные, пользующиеся большим авторитетом, партийные деятели. Только за 1948-1953гг жертвами репрессий стали еще 6,5 млн. человек и наука «Генетика» оставалась под запретом вплоть до 1964 года.

Среди жертв репрессий были такие видные деятели науки, как :

Слайд № 26

  • Георгий Дмитриевич Карпеченко

  • Григорий Андреевич Левитский

  • Николай Павлович Авдулов

  • Виктория Ивановна Мацкевич

  • Елена Карловна Эмме

  • Роберт Иванович Аболин

  • Константин Андреевич Фляксбергер

  • Леонид Ипатьевич Говоров



….Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов
О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде
И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Материалы для учащихся

Приложение № 1

1.Биография Н. И. Вавилова.

Николай Иванович Вавилов родился 13 ноября 1887 года в Москве в семье предпринимателя. Его отец прошёл путь от крестьянина Волоколамского уезда до крупного российского промышленника. Надо сказать, что все его дети стали известными специалистами, каждый в своей области деятельности. Наиболее знаменитыми оказались два брата, Николай и Сергей, которые стали президентами двух академий. Старшая сестра Александра - врач, организовала санитарно-гигиенические сети в Москве. Младшая сестра Лидия - микробиолог, умерла от чёрной оспы, которой заразилась во время экспедиции.

В 1906 году Вавилов окончил Московское коммерческое училище, получив достаточные знания по естественным наукам для поступления в университет, при этом вполне сносно овладел английским, немецким и французским языками. Затем Николай поступил в сельскохозяйственный институт. Здесь Вавилов сформировался не только как агроном, но и как исследователь.

Способность работать много, жадно, целенаправленно, не тратя времени попусту, выделяла его среди сверстников. Он переходил с одной кафедры на другую, пробуя свои силы в разных лабораториях, разрабатывая далёкие друг от друга темы. Первое своё самостоятельное исследование он провёл на кафедре зоологии и энтомологии — о голых слизнях, улитках, повреждающих озимые посевы и огородные растения. Работа была опубликована Московским губернским земством и удостоена премии Политехнического музея, а при окончании института зачтена Вавилову как дипломная.

Уже со студенческих лет Николай Вавилов проводил ежегодные научные экспедиции. В те годы он с рюкзаком исходил Северный Кавказ и Закавказье.

В 1913 году Вавилов отправляется в Англию и проводит несколько месяцев в лаборатории знаменитого биолога У. Бетсона. Николай Иванович занимался в Англии не только своей специальностью — иммунологией. Как всегда и всюду, он и тут интересовался многим. Следил за всем, что происходит в биологии, особенно в генетике, вызывавшей горячие споры; не обходил вниманием сельскохозяйственную науку, новинки агротехники. Немало времени провёл он в Линнеевском обществе, участвовал в научных заседаниях, изучал коллекции. Однако вскоре ему пришлось прервать научную командировку и вернуться на родину, поскольку в Европе началась Первая мировая война.

Приложение №2

2. ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ.

В 1916 году Вавилова привлекли в качестве консультанта по вопросу массового заболевания солдат русской армии в Персии. Он выяснил причину заболевания, указав на то, что в местную муку попадают частицы семян Плевела опьяняющего, а с ним грибок, который вырабатывает вещество, способное вызвать серьёзное отравление у людей. Решением проблемы стал запрет на употребление местных продуктов, провизию стали завозить из России, в результате чего вопрос с болезнью был исчерпан.

Вавилов, получив у военного руководства разрешение на проведение экспедиции, отправился вглубь Ирана. Там он занялся исследованием и сбором образцов злаков. Учёный пришёл к выводу, что иммунитет растений зависит от условий среды, в которой изначально формировался данный вид. Во время иранской экспедиции у Вавилова зародились мысли о закономерности наследственной изменчивости.

В 1919 году выходит фундаментальная работа Вавилова «Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям», в которой впервые в мировой науке были показаны генетические корни иммунитета. Это было крупнейшее открытие, после которого Вавилов вошёл в число ведущих биологов мира.

Работая в Саратове, Вавилов объездил Среднее и Нижнее Поволжье и там тоже собрал ценные научные материалы. О своём открытии Вавилов впервые рассказал на съезде селекционеров в 1920 году. Саратовский съезд вошёл в историю науки как одна из ярких её страниц. По его окончании в столицу отправлена была телеграмма: «На Всероссийском селекционном съезде заслушан доклад проф. Н. И. Вавилова исключительного научного и практического значения с изложением новых основ теории изменчивости, основанной главным образом на изучении материала по культурным растениям. Теория эта представляет крупнейшее событие в мировой биологической науке, соответствуя открытиям Менделеева в химии, открывает самые широкие перспективы для практики. Съезд принял резолюцию о необходимости обеспечить развитие работ Вавилова в самом широком масштабе со стороны государственной власти».

Спустя год после саратовского съезда Вавилов выступил с изложением закона гомологических рядов на Международном конгрессе по сельскому хозяйству, проходившем в США. За океаном открытие советского профессора произвело сильнейшее впечатление. Портреты Вавилова печатались на первых страницах газет. После съезда Вавилову удалось поработать в лаборатории крупнейшего генетика Томаса Моргана, знаменитого своей теорией наследственности.

Приложение №3

3.ЭКСПЕДИЦИИ Н. И. ВАВИЛОВА

В 1926—1927 годах Вавилов совершил экспедицию по странам Средиземноморья. Исследовательские работы им были проведены в Алжире, Тунисе, Марокко, Ливане, Сирии, Палестине, Трансиордании, Греции, Италии, Сицилии, Сардинии, Крите, Кипре, южной части Франции, Испании, Португалии, затем во Французском Сомали, Абиссинии На обратном пути Вавилов ознакомился с земледелием в горных районах Вюртемберга (Германия). Караванные и пешие маршруты в этой экспедиции составили около 2 тысяч км. Семенной материал, собранный Вавиловым, исчислялся тысячами образцов.

В середине 1920-х годов Вавилов сформулировал представления о географических центрах происхождения культурных растений. В 1926 году он опубликовал труд «Центры происхождения культурных растений», за который ему была присуждена Премия имени В. И. Ленина. Теоретический труд учёного дал научную основу для целенаправленных поисков полезных растений, был использован в практических целях

В 1929 году Вавилов с целью изучения особенностей сельского хозяйства совершил экспедиции в страны Восточной Азии: северо-западную часть Китая, Японию, на Тайвань и в Корею.

В этом же году Вавилов был избран действительным членом АН СССР и одновременно назначен президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), организованной на базе Государственного института опытной агрономии, который Вавилов возглавлял с 1923 г.

В 1930 году Вавилов создал и возглавил Генетическую лабораторию АН СССР в Москве, организовал II Международный конгресс почвоведов в Москве, а после него совершил экспедицию по американскому континенту: он объехал все южные штаты США от Калифорнии до Флориды, пересёк двумя маршрутами горные и равнинные районы Мексики, Гватемалу.

В 1931 году Вавилов возглавил Всесоюзное географическое общество и оставался в должности его президента до 1940 года.

В 1932 году Вавилова выбрали вице-президентом VI Международного конгресса по генетике, проведённого в Итаке. На нём была представлена коллекция ВИРа, собранная во время последней американской экспедиции. После конгресса он объехал ряд провинций Канады и затем полгода обследовал земледельческие районы стран Центральной и Южной Америки: Сальвадора, Коста-Рики, Никарагуа, Панамы, Перу, Боливии, Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии, Тринидада, Кубы, Пуэрто-Рико и других, всего — 17 стран.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.

События

Урок: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.