NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Использование активных методов обучения на уроках математики


С.Е.Волкова, учитель математики МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

У.А. Уорд

Изменения, которые произошли во всех сферах современного общества – экономике, культуре, науке – ставят перед школой, наряду с повышением качества обученности, задачу формирования творческой, всесторонне развитой личности, способной к аналитической и исследовательской деятельности. Способность к отбору информации, ее анализу, а также к поиску путей решения проблемы обусловлена определенными интеллектуальными возможностями личности. Мышление учащихся в большей степени развивается на уроках математики, причем развитие интеллектуальных способностей начинается с первых уроков и продолжается в процессе всего школьного обучения. Поэтому возникла необходимость выявить способы повышения успешности обучения на уроках математики.

Проблема урока – его содержание, построение, организация и методика работы на уроке – не случайно волнуют учителей. Ведь именно в повышении эффективности каждого урока кроется залог успеха повышения качества обучения. Действительно, как отмечал А.С.Пчелко, «урок – это часть того большого и целого, что является процессом обучения и воспитания. В ней, в этой части, как в фокусе, сосредотачиваются и отражаются все основные линии педагогического процесса…».

От выбора формы организации работы на уроке, от приема и метода, который использует учитель при обучении, во многом зависит успешность обучения. На последнее, в свою очередь, также влияет ряд таких факторов, как интерес самих учащихся к изучаемому предмету, познавательная активность каждого из учеников, их позитивное отношение к процессу обучения в целом.

Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на каждом уроке. Не секрет, что учащиеся успевают тогда, когда они понимают то, о чем говорит учитель, и могут передать полученные знания другим. Другими словами, одно из условий успеха обучения – активная включенность ученика в работу на уроке. Достичь этого можно, включая в учебный процесс, методы активного обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенностью активных методов обучения является то, что учитель не заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет. Для активных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

Выбор и особенности применения активных форм обучения должны строиться с учетом характера учебных занятий.

Все активные методы можно объединить в две группы: имитационные и не имитационные. Имитационные методы по форме проведения являются аналогами реальной практики познания и созидательной деятельности. По организации деятельности на уроке эти методы делят на игровые и неигровые. При использовании активных методов не имитационной группы учебный материал излагается устно (рассказ, беседа, школьная лекция, объяснение учителя). К этой же группе относятся методы лабораторных и учебно-практических занятий. При устном изложении учебного материала активность достигается приемами проблемного обучения. Это может быть выдвижение и последующее обоснование различных предположений, постановка проблемных вопросов, организация дискуссий.

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группе. Следовательно, большую роль в повышении успешности обучения является групповой метод обучения.

При использовании на уроке групповой работы реализуются одновременно три главные цели: образовательная, развивающая, образовательная. Эта форма организации способствует возрастанию глубины понимания учебного материала, познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Кроме того, групповая работа оказывает благоприятное влияние на развитие личности самого ребенка: растет самокритичность, учащиеся более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют, приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, такие как такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Наиболее целесообразно сочетание активных методов с обычными традиционными методами обучения, которые обеспечивают необходимый для активной деятельности учащихся фундамент знаний, умений и навыков. По мнению отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Г.М. Кучинский, В.Я. Ляудис и др.), эффективность использования того или иного активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Кроме того, в использовании активных методов необходима системность, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Только тогда использование активных методов обучения будет влиять на успешность обучения школьников. Не зря древняя китайская мудрость гласит:

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму.

Литература

1. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод. пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.
2. Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках. // Нач. шк. - 2004. – № 1. –С. 15 – 17.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Пояснительная записка

Пояснительная записка: 1 стр.