NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Использование графических диктантов на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида



Использование графических диктантов на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения умственно отсталых детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма.

Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения большого количества операций. Пишущий дол­жен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова и спрогнозировав место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение букв на строчке, их соединение и т.д.). Грамотный человек не замечает технических операций, ко­торые выполняет в процессе письма. Все его внимание сосредоточивается на содержании письменной речи, ее понима­нии при письме.

Для начинающего писать каждая операция пред­ставляет сложную задачу, решение которой предполагает вы­полнение нескольких действий. Запись в тетрадь любой слоговой структуры обязывает пер­воклассника правильно держать ручку и располагать тетрадь, четко произносить предназначенный для записи слог, делить его на составляющие элементы, т.е. выполнять звуковой анализ, обозначать каждый звук буквой, удерживать в памяти порядок букв в слоге, последовательно записывать их в тетради, точно фиксируя расположение элементов каждой графемы и их соеди­нений, ограничивая свое письмо линейками строки.

В развитии первоначальных навыков письма важную роль играет сформированность двигатель­ных операций. Отсутствие общей моторной координации дейст­вий у ребенка с нарушением интеллекта, проявляющаяся особенно отчетливо в движениях мелких мышц руки, особенности развития зрительного и пространственного восприятия служат препятствиями в формировании навыков каллиграфии у пер­воклассников (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина и др.).

Одним из главных средств развития моторики, глазомера, первоначальных навыков письма учащихся являются графические диктанты. Их применение имеет большое значение в формировании пространственных представлений, зрительного восприятия школьников с нарушением интеллектуального развития (В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина). С помощью графических диктантов можно определить умение ребенка слушать, понимать и выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец.

Для большинства учащихся с нарушением интеллекта первого класса характерна недостаточная сформированность навыков выполнения графических диктантов, состоящих из прямых линий, проведенных в различных направлениях, и представляющих собой объемный рисунок по словесной инструкции. У детей наблюдаются неумения подчинить графическую деятельность пространственной инструкции, искажения пространственных соотношений линий в изображении предметов, неоднородный нажим при выполнении заданий, что свидетельствует о недостаточной сформированности зрительного и пространственного восприятия, мелкой моторики руки.

Поэтому на каждый урок письма нами включаются графические диктанты. Работа по их выполнению включает в себя три этапа.

I этап - точное воспроизведение образца графического диктанта. Учитель предлагает образец диктанта на специальном разлинованном листе. Учащиеся должны рассмотреть образец, совместно с учителем тщательно проанализировать (откуда начинать выполнение задания, последовательность выполнения и т.д.). Затем школьники воспроизводят его у себя в тетрадях.

II этап - выполнение образца графического диктанта по памяти. Учитель предлагает образец диктанта на специальном разлинованном листе. Образец анализируется и закрывается. Далее дети воспроизводят его по памяти. Образец открывается, и ученики сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.

III этап - выполнение графического диктанта по словесной инструкции.

Ученики выполняют графические диктанты сначала более легкие, чем те, с которыми они могут справиться по своим возможностям, для того, чтобы вселить в них уве­ренность в своих силах. В дальнейшем задания постепенно усложняются.

Также на каждый урок мы включаем дополнительный материал – отгадывание загадок, игровые моменты, разучивание стихотворений, физкультминутки для создания атмосферы выполнения заданий по одной теме.

Урок строится таким образом, что сначала с детьми проводится пальчиковая гимнастика, затем проводится беседа, после составляется небольшой рассказ по данной теме, далее предлагается графический диктант.

Приведем примеры некоторых графических диктантов.

Тема: Фрукты. Яблоко.

I. Вступительная беседа учителя

- Какие вы знаете фрукты?

- Ребята, где растут фрукты?

- Расскажите о фрукте, который больше всего нравится.

II. Отгадывание загадок

- О каком фрукте говорится в загадке?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И малые детки. (Яблоко)

Молодцы! Вы правильно отгадали загадку.

III. Графический диктант

Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги. Поставьте ручку на опорную точку. Сейчас мы будем с вами рисовать под диктовку. От опорной точки вниз нарисуйте 3 клеточки, затем 1 клеточку на уголок вверх вправо, 2 клеточки направо, 2 клеточки на уголок вниз вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки на уголок вниз влево, 6 клеточек влево, 2 клеточки на уголок вверх влево, 3 клеточки вверх, 2 клеточки на уголок вверх вправо, 2 клеточки вправо, 1 клеточку на уголок вниз вправо».



Рисунок 1 - Образец выполнения графического диктанта «Яблоко».

IV. Физкультминутка

У дороги яблоня стоит,

А на ветке яблочко висит.

Сильно ветку я потряс –

Вот уж яблочко у нас.

В сладко яблочко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус!

Индивидуальный подход.

Слабым школьникам предлагается выполнить образец, а более сильным – нарисовать листочек к яблоку.

- Какой фрукт мы сегодня рисовали?

- Что вы запомнили о нем?

Тема: Зонт.

I. Вступительная беседа учителя

- Ребята, как мы одеваемся, если на улице идет дождь?

- А что нас спасает от дождя?

- Расскажите, как выглядит зонт.

II. Отгадывание загадок

- О чем говорится в загадке?

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет –

Сделает наоборот. (Зонт)

- Молодцы! Вы правильно отгадали загадку.

III. Графический диктант

Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги. Поставьте ручку на опорную точку. Сейчас мы будем с вами рисовать под диктовку. От опорной точки на уголок вниз вправо нарисуйте 1 клеточку, затем 1 клеточку на уголок вверх вправо, 5 клеточек вверх, 6 клеточек влево, 2 клеточки на уголок вверх вправо, 1 клеточку вправо, 1 клеточку на уголок вверх вправо, 1 клеточку вправо, 1 клеточку на уголок вверх вправо, 1 клеточку вверх, вернуться на одну клеточку вниз, 1 клеточку на уголок вниз вправо, 1 клеточку вправо, 1 клеточку на уголок вниз вправо, 1 клеточку вправо, 2 клеточки на уголок вниз вправо, 6 клеточек влево».


Рисунок 2 - Образец выполнения графического диктанта «Зонтик».

Индивидуальный подход.

Слабым школьникам предлагается обвести предмет цветным карандашом, а более сильным – раскрасить рисунок любимым цветом.

- О каком предмете мы сегодня говорили?

- Что вы запомнили о нем?
Тема. Собака.

I. Вступительная беседа учителя

- Какие бывают животные? (Дикие и домашние)

- Назовите домашних животных.

- Какую пользу приносят домашние животные?

II. Отгадывание загадок

- О каком животном говорится в загадках?

С хозяином дружит, домик сторожит.

Живет под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

- Молодцы! Вы правильно отгадали загадки.

III. Графический диктант

Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги. Поставьте ручку на опорную точку. Сейчас мы будем с вами рисовать под диктовку. От опорной точки вправо нарисуйте 3 клетки, затем 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 4 клетки вниз, 7 клеток вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 7 клеток вниз, 1 клетку влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 клетку влево, 7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх».


Рисунок 3 – Образец выполнения графического диктанта «Собака».

Индивидуальный подход.

Слабым школьникам предлагается обвести собаку цветным карандашом, а более сильным – раскрасить рисунок любимым цветом.

- О каком звере мы сегодня говорили?

- Что вы запомнили о нем?

IV. Разучивание стихотворения

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая собака.

Литература

  1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

  2. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 128 с.

  3. Голубь, В. Т. Графические диктанты / В. Т. Голубь. – М. : ВАКО, 2004. – 144 с.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: