Использование графических диктантов на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Использование графических диктантов на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения умственно отсталых детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма.
Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения большого количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова и спрогнозировав место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение букв на строчке, их соединение и т.д.). Грамотный человек не замечает технических операций, которые выполняет в процессе письма. Все его внимание сосредоточивается на содержании письменной речи, ее понимании при письме.
Для начинающего писать каждая операция представляет сложную задачу, решение которой предполагает выполнение нескольких действий. Запись в тетрадь любой слоговой структуры обязывает первоклассника правильно держать ручку и располагать тетрадь, четко произносить предназначенный для записи слог, делить его на составляющие элементы, т.е. выполнять звуковой анализ, обозначать каждый звук буквой, удерживать в памяти порядок букв в слоге, последовательно записывать их в тетради, точно фиксируя расположение элементов каждой графемы и их соединений, ограничивая свое письмо линейками строки.
В развитии первоначальных навыков письма важную роль играет сформированность двигательных операций. Отсутствие общей моторной координации действий у ребенка с нарушением интеллекта, проявляющаяся особенно отчетливо в движениях мелких мышц руки, особенности развития зрительного и пространственного восприятия служат препятствиями в формировании навыков каллиграфии у первоклассников (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина и др.).
Одним из главных средств развития моторики, глазомера, первоначальных навыков письма учащихся являются графические диктанты. Их применение имеет большое значение в формировании пространственных представлений, зрительного восприятия школьников с нарушением интеллектуального развития (В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина). С помощью графических диктантов можно определить умение ребенка слушать, понимать и выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец.
Для большинства учащихся с нарушением интеллекта первого класса характерна недостаточная сформированность навыков выполнения графических диктантов, состоящих из прямых линий, проведенных в различных направлениях, и представляющих собой объемный рисунок по словесной инструкции. У детей наблюдаются неумения подчинить графическую деятельность пространственной инструкции, искажения пространственных соотношений линий в изображении предметов, неоднородный нажим при выполнении заданий, что свидетельствует о недостаточной сформированности зрительного и пространственного восприятия, мелкой моторики руки.
Поэтому на каждый урок письма нами включаются графические диктанты. Работа по их выполнению включает в себя три этапа.
I этап - точное воспроизведение образца графического диктанта. Учитель предлагает образец диктанта на специальном разлинованном листе. Учащиеся должны рассмотреть образец, совместно с учителем тщательно проанализировать (откуда начинать выполнение задания, последовательность выполнения и т.д.). Затем школьники воспроизводят его у себя в тетрадях.
II этап - выполнение образца графического диктанта по памяти. Учитель предлагает образец диктанта на специальном разлинованном листе. Образец анализируется и закрывается. Далее дети воспроизводят его по памяти. Образец открывается, и ученики сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.
III этап - выполнение графического диктанта по словесной инструкции.
Ученики выполняют графические диктанты сначала более легкие, чем те, с которыми они могут справиться по своим возможностям, для того, чтобы вселить в них уверенность в своих силах. В дальнейшем задания постепенно усложняются.
Также на каждый урок мы включаем дополнительный материал – отгадывание загадок, игровые моменты, разучивание стихотворений, физкультминутки для создания атмосферы выполнения заданий по одной теме.
Урок строится таким образом, что сначала с детьми проводится пальчиковая гимнастика, затем проводится беседа, после составляется небольшой рассказ по данной теме, далее предлагается графический диктант.
Приведем примеры некоторых графических диктантов.
Тема: Фрукты. Яблоко.
I. Вступительная беседа учителя
- Какие вы знаете фрукты?
- Ребята, где растут фрукты?
- Расскажите о фрукте, который больше всего нравится.
II. Отгадывание загадок
- О каком фрукте говорится в загадке?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И малые детки. (Яблоко)
Молодцы! Вы правильно отгадали загадку.
III. Графический диктант
Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги. Поставьте ручку на опорную точку. Сейчас мы будем с вами рисовать под диктовку. От опорной точки вниз нарисуйте 3 клеточки, затем 1 клеточку на уголок вверх вправо, 2 клеточки направо, 2 клеточки на уголок вниз вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки на уголок вниз влево, 6 клеточек влево, 2 клеточки на уголок вверх влево, 3 клеточки вверх, 2 клеточки на уголок вверх вправо, 2 клеточки вправо, 1 клеточку на уголок вниз вправо».
Рисунок 1 - Образец выполнения графического диктанта «Яблоко».
IV. Физкультминутка
У дороги яблоня стоит,
А на ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс –
Вот уж яблочко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус!
Индивидуальный подход.
Слабым школьникам предлагается выполнить образец, а более сильным – нарисовать листочек к яблоку.
- Какой фрукт мы сегодня рисовали?
- Что вы запомнили о нем?
Тема: Зонт.
I. Вступительная беседа учителя
- Ребята, как мы одеваемся, если на улице идет дождь?
- А что нас спасает от дождя?
- Расскажите, как выглядит зонт.
II. Отгадывание загадок
- О чем говорится в загадке?
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает наоборот. (Зонт)
- Молодцы! Вы правильно отгадали загадку.
III. Графический диктант
Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги. Поставьте ручку на опорную точку. Сейчас мы будем с вами рисовать под диктовку. От опорной точки на уголок вниз вправо нарисуйте 1 клеточку, затем 1 клеточку на уголок вверх вправо, 5 клеточек вверх, 6 клеточек влево, 2 клеточки на уголок вверх вправо, 1 клеточку вправо, 1 клеточку на уголок вверх вправо, 1 клеточку вправо, 1 клеточку на уголок вверх вправо, 1 клеточку вверх, вернуться на одну клеточку вниз, 1 клеточку на уголок вниз вправо, 1 клеточку вправо, 1 клеточку на уголок вниз вправо, 1 клеточку вправо, 2 клеточки на уголок вниз вправо, 6 клеточек влево».
Рисунок 2 - Образец выполнения графического диктанта «Зонтик».
Индивидуальный подход.
Слабым школьникам предлагается обвести предмет цветным карандашом, а более сильным – раскрасить рисунок любимым цветом.
- О каком предмете мы сегодня говорили?
- Что вы запомнили о нем?
Тема. Собака.
I. Вступительная беседа учителя
- Какие бывают животные? (Дикие и домашние)
- Назовите домашних животных.
- Какую пользу приносят домашние животные?
II. Отгадывание загадок
- О каком животном говорится в загадках?
С хозяином дружит, домик сторожит.
Живет под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
- Молодцы! Вы правильно отгадали загадки.
III. Графический диктант
Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги. Поставьте ручку на опорную точку. Сейчас мы будем с вами рисовать под диктовку. От опорной точки вправо нарисуйте 3 клетки, затем 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 4 клетки вниз, 7 клеток вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 7 клеток вниз, 1 клетку влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 клетку влево, 7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх».
Рисунок 3 – Образец выполнения графического диктанта «Собака».
Индивидуальный подход.
Слабым школьникам предлагается обвести собаку цветным карандашом, а более сильным – раскрасить рисунок любимым цветом.
- О каком звере мы сегодня говорили?
- Что вы запомнили о нем?
IV. Разучивание стихотворения
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая собака.
Литература
Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 320 с.
Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 128 с.
Голубь, В. Т. Графические диктанты / В. Т. Голубь. – М. : ВАКО, 2004. – 144 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: