NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Исследовательская работа «Духовное возрождение моей малой родины. История православного Святоильинского храма в селе Красном»


МОУ Красненская средняя образовательная школа

им. М. И. Светличной


Исследовательская работа

«Духовное возрождение моей малой родины.

История православного Святоильинского

храма в селе Красном»

Выполнила:

Дыбова Надежда Николаевна

учащаяся 10 «а» класса МОУ

Красненская сош

Руководитель

Мамонов Владимир Иванович

учитель высшей категории

МОУ Красненская сош

им. М. И. Светличной


Красное 2010 год


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Актуальность

  2. Рабочая гипотеза. Цели и задачи исследовательской работы

  3. Введение

  4. Основная часть

  5. Заключение

  6. Выводы

  7. Литература и библиография

  8. Приложение


АКТУАЛЬНОСТЬ
В последнее время молодое поколение все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение должны сохранять и оберегать и бережно относится. На территории нашего района сохранилось не очень много культурно-исторических памятников 18-19 веков, как в силу объективных, так и в силу субъективных причин. На протяжении веков наш край был ареной битв и сражений с крымскими татарами и другими степными кочевниками, но особенно большие разрушения были нанесены культурно-историческому наследию в 20-30 годы 20 века, когда культурное наследие религиозной направленности оказалось ненужным большевикам, когда из сознания людей вытеснялись духовно-нравственные начала русского народа. Именно в этот период исчезли навсегда прекрасные памятники архитектуры церковного зодчества в селах нашего края. В 30 годы были уничтожены недостроенные церкви в селах Готовье и Ураково, из разобранных зданий церквей был построен Дом советов в только что организованном Уколовском районе. В селе Готовье был построен склад, из разобранной колокольни церкви села Красного пристроена киноаппаратная и подсобные помещения клуба. Были приспособлены под складские помещения здания церквей в селах Камызино и Ново-Уколово и этот скорбный список можно продолжить.

Читая справочники, книги, статьи не часто встретишь информацию о истории сооружения, времени строительства этих живых памятников истории, трагических страниц в истории нашего края. Меня эта страница истории заинтересовала и я решил заняться исследованием, историей строительства и архитектурными особенностями красненской приходской Свято- Ильинской церкви, самого старейшего архитектурного памятника нашего села.

В последнее десятилетие ХХ века начался поворот в общественном сознании людей и усилилось стремление познать основы культурного наследия и в первую очередь найти духовные истоки и проследить духовные начала.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА

В результате исследовательской работы я предполагаю проследить и выделить основные этапы в истории развития приходского храма в селе Красном, обосновать даты строительства и выявить источники финансирования строительства Свято-Ильинского храма.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной работы явилась попытка установления точной даты сооружения, места расположения первой деревянной церкви села Красное, затем времени строительства ныне существующего кирпичного храма в честь святых пророка Ильи и Дмитрия Солунского.
ЗАДАЧИ
1.Установить точную дату основания и строительства первой церкви в нашем селе Красное.
2. Формировать духовно -нравственные начала подрастающего поколения.
3.Активизация жизненной позиции.
4.Внести посильный вклад в изучение истории родного села.

ВВЕДЕНИЕ
Историю села Красное невозможно изучать без изучения истории строительства и существования храма. Основные письменные источники раскрывающие историю заселения и развития нашего края тесно связаны с историей русской православной церкви. История жизни выдающегося государственного деятеля, полководца всегда вызывает живой интерес, поражая героизмом и трагизмом. Приблизительно тоже самое можно сказать и об истории сооружения, развития памятника архитектуры или культового сооружения. История церкви в нашем населенном пункте вызывает интерес своей трагичностью и уроками.

Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, не может знать своего будущего, и мы, наше молодое поколение должны этому противостоять, путем изучения забытых и неизученных страниц своей родной истории.

Знать историю строительства, развития и функционирования церкви своего села- решение этой задачи позволяет иметь представление о главных вехах в развитии истории своего края, а именно своего населенного пункта- своей малой Родины.

Приход- низшая церковная административная единица, церковь с причтом и содержащая их община, то есть прихожане- такой смысл вкладывается в понятие приход в Большом толковом словаре русского языка. В научной литературе под этим понятием подразумевается определенная территория, где расположена церковь с проживающими на данной территории людьми.

Начало освоения и заселения территории нашего края относится к 50-60 годам 17 века, к моменту завершения сооружения основных участков Белгородской оборонительной черты. В этот исторический промежуток интенсивно сооружались Острогожский и Коротоякский участки засечной черты, их строительство и позволило начать интенсивное заселение и освоение нашего края выходцами из центральных районов российского государства и переселенцами из Украины. В 1653 году основан город-крепость Острогожск, а в 1659 впервые упоминается село Красное и церковь в честь святых Козьмы м Доминиана. Именно с упоминания прихода в селе и начинается более чем трехсот летняя история нашего населенного пункта.

Этот исторический факт еще раз подтверждает мысль о том, что история села и история храма в селе не отделимы друг от друга. Изучая историю православного храма, мы открываем неизвестные страницы в истории нашего населенного пункта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первое письменное упоминание о нашем населенном пункте связано с документом, который обнаружен в Центральном архиве древних актов. В 1659 году настоятель храма села Красное отец Дементий посылает прошение служилых людей, с просьбой к царю Алексею Михайловичу о выдаче пищалей для защиты от набегов со стороны степи. Двумя годами позже в Москву было послано еще одно прошение. Благодаря этим документам мы знаем точную дату основания нашего населенного пункта, а именно 1659 год. Изучая историю храма, мы можем проследить и основные вехи в истории развития села.

Архимандрит Димитрий Замбикин в 1884 году издал в городе Воронеже книгу « Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии»1 в которой подробно описал названия приходов церквей расположенных на территории Коротоякского уезда, в состав этой территориальной единицы и входили села нашего края. В данном историческом источнике указывается, что до 1774 года церковь и приход именовались Козмодемьянской, в ознаменовании деяний святых Козьмы и Домиана.2 В 1774 году была построена двух престольная церковь в честь святого Ильи и Димитрия. История строительства и ее судьба представляет для нас краеведов большой интерес.

Первая деревянная церковь была воздвигнута сразу после основания населенного пункта и была небольшой, да и жителей села всего насчитывалось 240 душ. В « Челобитной священника Козьмодемьянской церкви отца Евлампия царю Алексею Михайловичу о наказании прихожанину П. Хумовову»3, говорится о скудости храма и недостатке денежных средств на содержание храма и нанесенных оскорблениях священнику прихожанином Хумовым. Этот факт доказывает немногочисленность населения в населенном пункте и довольно буйном нраве первых поселенцев нашего села. С такой же аналогичной жалобой в 1691 году обращался священник прихода отец Макарий к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Данные документы находятся в Российском Государственном архиве древних актов.

Первая деревянная церковь просуществовала до 1774 года и была разобрана из-за ветхости и была тесной для богослужения, так как значительно выросло население за сто лет существования населенного пункта. Культовое сооружение было решено возводить на каменном фундаменте- мощных валунах, которые доставлялись из карьера около крепости Коротояк, расположенной от нас на расстоянии сорока километров4. Возили большие каменные валуны весом около 20-25 пудов на парноконных упряжках лошадей по устоявшемуся санному пути всю зиму 1773 года. Одновременно в местном лесу заготавливали всем крестьянским обществом лес и возили на сцепленных санях лес на центральную площадь. 4

После посевной 1774 года начали строительные работы, которые были завершены поздней осенью 1774 года. К сожалению в сохранившихся исторических источниках не сохранилось описания, но подлинно известно , что деревянная церковь просуществовала до 1842 года.

В конце 18 века население края начало быстро расти. По данным ревизской сказки 40 годов 19 века население села составило 1250 человек обоего пола. В 1859 году население выросло до 2056 человек, из них 1003 мужчины и 1053 женщины, которые проживали в 257 дворах.5 По всей видимости именно быстрый рост населения привел прихожан к мысли о необходимости строительства новой церкви.

Решение о строительстве нового храма принимается сходом граждан в 1842 году, одновременно начинается подготовительный этап. В1842-1847 годах сельское общество организует общественную запашку и выращивает рожь для продажи, полученные денежные средства собираются для строительства. В 1846-1849 годах в селе Киселевка крестьянином Федором Ушаковым организуется производство кирпича-сырца, который складируется под открытым небом для выдержки. Кирпич сортировался, брак отбрасывался и только качественный кирпич подлежал обжигу в специально подготовленной печи. Дрова и солому для обжига привозил каждый крестьянский двор. На последнем этапе производился фигурный кирпич для облицовки и возведения колонн. Большая и трудная работа позволила начать строительные работы по возведению храма в 1848 году. Был заложен фундамент из валунов старой церкви, а из карьера урочища Кременное был завезен камень для нулевого цикла работ. Строительные работы продолжались до 1852 года.

К величайшему сожалению до нас не дошли имена церковных зодчих, известно только что церковь в селе Иловка и селе Красном возводили одни и те же мастера. Эти храмы имеют схожую архитектуру, правда в наши дни не первозданную.

В 1852 году с ранней весны начали свою работу « богомазы» так тогда называли художников иконописцев6. По словам очевидцев храм был очень красивым и величественным. Сделан в форме кораблика в традиционном классическом стиле с элементами барроко. Имелись два предела в честь святых Ильи и Дмитрия, соответственно два боковых входа и большой центральный вход через проходную колокольню. Колокольня была высотой 27 сажней, на ней находилось восемь колоколов и большой набатный колокол весом около 20-25 пудов. Голос набатного колокола в метельную погоду был слышан за 5-8 верст, а в морозную погоду был слышан в селе Репьевка. Отливались колокола в городе Воронеже на средства сельской общины. Потомки оказались неблагодарными к трудам своих предков и в 1930 году, когда началось активное наступление на церковь, был запрещен колокольный звон, колокола были сброшены Лукой Шараповым и Сергеем Ильиным, при падении большой колокол разбился, не вынес надруганий.

Колокола были отвезены в город Острогожск и сданы на переплавку.

В 1890 году в окрестностях церкви было возведено здание церковно-приходской школы, финансирование и содержание школы осуществлялось за счет средств прихода7. В школе изучался Закон Божий и общеобразовательные предметы. Священник местного прихода - отец Василий Александров, а затем Дмитрий Александров наставляли детские души в духе законов русской православной церкви. Образовательные предметы вела учительница – Светличная Мария Ивановна. Во время богослужений учащиеся вместе с учителем посещали храм и лишь затем продолжали учебный процесс. В 1891 году вокруг церкви была построена каменная ограда с мини башнями на углах. Границы ограды проходили по углу современного расположения здания « Одно окно» и охватывали территорию современных магазинов и часть насаждений нового парка. Ограда была разобрана в 1935 году на нужды созданного района.

По словам «сторожилов» церковь имела величественную роспись, изображения святых были представлены в полный рост, особенно был красив иконостас, состоящий из пяти ярусов, выполненный в резьбе по дереву. Иконы диесусного ряда имели многогранную цветовую гамму. Иконостас был выполнен в одной из иконописных мастерских города Воронежа. Судьба икон церкви тоже плачевна, из икон делались табуреты в детский садик, а многие бесследно исчезли, иконостас был вывезен в город Острогожск и дальнейшая его судьба неизвестна. В настоящее время в храме сохранились две старинные иконы 19века.

Особенно трудные времена настали для духовно-культурного центра села в 30 годы, в период проведения коллективизации. В 1930 году началось печально знаменитое наступление комсомола на церковь, когда во время богослужений организовывались концерты и смотры художественной самодеятельности, людям запрещалось посещать церковь. На верующих начались гонения, а порою и богохульство. В 1935 году перед самым закрытием церкви две комсомолки Татьяна и Христина доказывая прихожанам, что бога нет, плясали на церковном престоле. Через две недели обе серьезно заболели, причем Одна умерла вскоре, а другая длительное время лежала парализованная, прикованная недугом к постели.

В 30-е годы в церкве осуществлял богослужения священник Николай Нестеров на которого оказывалось постоянное давление со стороны властей, с тем, чтобы он публично, во время проповеди сообщил прихожанам, что Бога нет и что он добровольно складывает с себя священный сан, но он до конца оставался верен своему духовному долгу и осуществлял церковные

требы до самого закрытия церкви. В 1930 году четверо священников красненских приходов были арестованы, против них были возбуждены дела,

по обвинению в антисоветской деятельности. Священник Попов Николай Иванович Ураковского прихода был арестован сразу после завершения службы в помещении церкви, был конвоирован и этапирован в город Воронеж, осужден «тройкой» и приговорен к 25 годам за антисоветскую деятельность без права переписки. Во время отбывания наказания в 1942 году умер, о чем родственники узнали только в 1989 году. Был посмертно реабилитирован. Такая же судьба постигла и священника красненского прихода – Николая Нестерова, о времени и месте его кончины сведений нет8. В 1935 году решением Уколовского райисполкома церковь была закрыта. Здание церкви стало использоваться под зернохранилище, в помещение церкви заезжали на волах и лошадях для ссыпки зерна. Со стен смотрели лики святых на человеческое святотатство. В 1938 году началось переоборудование церкви под клуб, но этот проект так и остался не реализованным, разобрали только верхний ярус колокольни и на этом работы были остановлены. Первый секретарь Уколовского райкома партии Польченко А.Г. был арестован как враг народа, и его инициатива не была доведена до конца. В 1941 году грянула война. С осени 1941 года наш край стал прифронтовой зоной, а в селе стали создаваться мобилизационные запасы вооружений и продовольствия. В здании церкви был расположен армейский склад, который круглосуточно охранялся истребительным батальоном во главе с Л.И. Андреевым начальником РО НКГБ Уколовского района. Отгремела война, а церковь в полу разобранном состоянии простояла до 1951 года. Через год церковь была перепланирована до неузнаваемости. Из правого придела была сооружена кинобудка и боковое фойе, основной купол был разобран до основания и скрыт под общей крышей- так церковь превратилась в районный дом культуры. В алтаре была расположена сцена. Так духовный центр был поруган и превращен в «культурный»9.

5


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале 90х годов XX века началась переоценка духовных ценностей, наследия, изменилась политика государства по отношению к церкви. Начался длительный путь возрождения церкви, который затянулся до настоящего времени. В 1993 году после проведенного опроса общественного мнения жители села Красного, которые высказались большинством голосов за передачу здания церкви верующим, разоренный, перестроенный храм был передан верующим и начал использоваться по своему прямому назначению. Поздней осенью 2006 года начались реставрационные работы по внутренней отделке храма, в соответствии с разработанным проектом. В Белгородской области разработана и успешно воплощается в жизнь областная программа по восстановлению и реставрации памятников истории и архитектуры, в том числе и православных храмов. Данная программа рассчитана на 2006-2010 годы. В рамках этой программы осуществляются реставрационно-восстановительные работы Святоильинского храма. В течении зимы 2007 года планируется завершить внутренние отделочные работы и подготовить стены к настенной росписи. С весны планируется осуществить реставрацию внешнего облика храма. С целью предания ему первозданного вида. К концу лета 2007 года планируется завершить отделку храма, к престольному празднику святого пророка Ильи.


ВЫВОДЫ

Данное исследование – это попытка в общих чертах рассмотреть историю возникновения и развития Святоильинского храма с момента его основания в 1659 году и до наших дней.


  1. Знания, полученные в процессе исследовательской работы, пригодятся и будут использованы на уроках истории, краеведения и основ православной культуры, а также в воспитательной работе.



  1. В процессе данной работы у меня повысился интерес к истории моей малой родины и его духовному возрождению.



  1. Изучив документы и литературу, я стала лучше ориентироваться в духовном наследии нашего народа.


БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ


  1. Архимандрит Димитрий Замбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» г. Воронеж, 1884г

  2. «Челобитная священника Козьмодемьянской церкви отца Евлампия царю Алексею Михайловичу о наказании прихожанину П. Хумовову» Ф.210. Разрядный приказ, оп. 6д. 30, л. 380-383.

  3. «Прошение служилых людей, с просьбой к царю Алексею Михайловичу о выдаче пищалей для защиты от набегов со стороны степи.» Ф.210. Разрядный приказ, оп. 16д. л. 61-62.

  4. Указная память царя Алексея Михайловича коротоякскому воеводе Т.У. Хрумову о выдаче пищалей детям боярским села Красное. Там же, д. 480, л. 62.

  5. Теоретические проблемы исторических исследований. М., 1998. Вып.1.

  6. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории. Саратов, 1994.

  7. Материалы районной газеты «Заря» за 1980,1983,1986,1988 гг.




41Архимандрит Дмитрий замбикин «Указатель храмовых праздненств в Воронежской епархии» 86-89

2 «Челобитная Священника Козьмодемьянской церкви отца Евлампия Царю Алексею Михайловичу о наказании прихожанину П.Хумовову» Ф.210. Разрядный приказ, оп. 6д. 30.л. 380-383

3 «Прошение служилых людей, с просьбой к царю Алексею Михайловичу о выдачи пищалей для защиты от набегов со стороны степи» Ф.210. Разрядный приказ, оп. 16д. Л.61-62


54Указная память царя Алексея Михайловича коротоякскому воеводе Т.У.Хмырову о выдаче пищалей детям боярским села Красное.56-59

5Там же д.480. л.62

6 материалы районной газеты «Заря» 1980г.

7 Материалы Районной газеты «Заря» 1983-1986гг.

8 Троицкий Н.А. Лекции по русской истории

9 Материалы районной газеты «Заря» 1988г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Исследовательская работа: «История моего села»

Исследовательская работа: 1 стр.

Учитель географии

Разработка урока: 1 стр.