NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Исследовательская работа «Гимназисты и деньги»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7»



Исследовательская работа


Автор: Холодова Валерия, 10 класс

Руководитель: Фомина В.Л.

г. Торжок

2009г.


Холодова Валерия. Исследовательская работа «Гимназисты и деньги» - Торжок, МОУ «Гимназия №7», 2009 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7»



Исследовательская работа


Автор: Холодова Валерия, 10 класс

Руководитель: Фомина В.Л.

г. Торжок

2009г.

  1. Актуальность темы исследования.

Рыночная экономика создала множество болезненных проблем. Деньги отвоевывают в человеческом сознании пядь за пядью, порождая сложные нравственные проблемы. Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, подростки, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.

В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно, официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, размер выдаваемых денег засвистит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители наших гимназистов. Дают ли своему ребенку деньги? Регулярно? Или время от времени? Сколько? Всегда одинаковую сумму или когда как? Как и куда тратят ребята выдаваемые деньги.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» меня очень интересует. Я присматривалась к поведению и прислушивалась разговорам моих одноклассников на данную тему. И это натолкнуло меня на мысль, изучить проблему пристальнее.


  1. Цели и задачи исследования.

Цель исследования.

- изучение материального притязания детей начала третьего тысячелетия, и системы выдачи денег родителями.
Задачи исследования.

- исследовать отношение подростков к деньгам;

- изучить наличие карманных денег у гимназистов;

- определить мотивы расходования денег;

- попытаться разобраться в способах выдачи денег на карманные расходы;

- определить виды самостоятельного заработка денег школьниками;

- изучить обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект.

Гипотеза.

Если мы изучим отношение подростков к деньгам, определим структуру расходования денег гимназистами, то сможем увидеть, не скрывается ли тот культ денег, который формируется в современном обществе, попробуем разработать определенные советы по воспитанию разумного отношения к деньгам.

Источники исследования.

- современные журналы;

- интернет;

- домашняя библиотека;

- личные наблюдения;

- воспоминания учителей и родителей;

- труды известных психологов и педагогов.

Методы исследования.

- изучение опубликованных материалов и их анализ;

- сопоставительный, сравнительный, текстуальный методы;

- социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.


  1. Исследовательская часть.

Ни для кого не секрет, что родителям сегодня приходится выдавать деньги ребенку на карманные расходы. Это требование, которое предъявляет жизнь. Выдавая деньги, родители учат детей умению обращаться с деньгами и используют карманные деньги как средство обучения, при помощи которых ребенок учится принимать решение о покупке, делать выбор, сберегать какие-то суммы, знать цену деньгам.

Однако, как я выяснила, многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать.

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.

В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5 – 2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.

Здравый смысл в определении размера карманных денег еще никому не помешал.

Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 10 рублей, которые следовало бы выдать 10-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит более 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.

Раньше, в советское время к деньгам относились с опаской, их хотели, но в тайне. Говорить вслух о деньгах вообще было не принято. Были люди, в которых советская власть не заглушила жажду денег, но в большинстве случаев хвастать, что у вас денег больше чем у соседа, было не принято. Конечно, люди стремились заработать чуть больше, найти работу (по блату) более престижную, и более оплачиваемую, но это было не так как сейчас.

Такое вот отношение к деньгам воспитывали у своих детей рядовые граждане СССР, естественно, те, кто имел зарплату на порядок больше, чем у рядовых граждан, имел другое отношение к деньгам, но таких было очень мало. В советское время деньги детям не выдавались. Некоторые родители учили детей обращаться с деньгами разговорами и нотациями, а более продвинутые давали мелочь на карманные расходы.

Даже пятнадцатилетнему подростку деньги не выдавались. Да и подработать летом в Стране Советов было невозможно.

Теперь все изменилось. Материальное положение родителей многих российских школьников улучшилось, и родители стали давать детям карманные деньги. И мне кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег.

Я провела анкетирование учащихся 5-11 классов. В нем участвовало 127 гимназистов. Анкетирование было анонимным.

Первый вопрос анкеты касался суммы карманных денег, которую ребята имеют в неделю, второй – желаемой суммы.

Сумма карманных денег у гимназистов напрямую отражает социальное расслоение общества. Около 30% опрошенных имеют меньше 70 рублей в неделю. Трудно представить, как можно распределить эти деньги на 6-7 дней и что на них можно приобрести. И как чувствуют себя дети, которым деньги на карманные расходы не выдаются вообще (2,5%). В то же время есть школьники, которые имеют в неделю суммы 1000 рублей и более, но таких единицы и они не «делают погоды» в исследовании.

Теперь проанализируем, о чем же мечтают дети, какая сумма для них желанна.

Только 5% респондентов можно назвать «счастливчиками», т.е. у них полная гармония между тем, сколько денег они получают от родителей, и тем, сколько бы им хотелось иметь. Разброс же суммы впечатляет: от 50 рублей до 10000 рублей. Конечно, здесь такой ответ могли бы дать и «неудержимые фантазеры», шутники, мечтатели. Но, тем не менее, это уже настораживает, так как за этими шутками может скрываться и тот культ денег, который формируется в современном обществе. А от учителей и родителей зависит, смогут ли они убедить ребят в том, что не только деньги правят миром.

Структура расходов гимназистов ( именно это я и хотела выяснить в третьем вопросе анкеты) мне понятна и близка.
Статистика упрямая вещь. Она говорит нам о том, что большинство ребят все-таки тратят деньги по назначению. Но, тем не менее, выдаваемые значительные суммы денег на карманные расходы, все-таки должны контролироваться родителями, которые иногда и не предполагают, на что они потрачены.

Я решила поинтересоваться у своих сверстников, на что бы они потратили крупную сумму денег (речь идет о тысячах рублей). Давайте посмотрим, о чем же они мечтают:

- куплю машину – 20%;

- куплю компьютер – 23%;

- куплю квартиру – 11%

- поеду отдыхать за границу – 15%;

- «крутой» мобильный телефон – 14%;

- отдам родителям – 6%;

- косметика, одежда -8;

- развлечения, безделушки – 3;

Этот опрос нам указывает на то, что у нас в гимназии есть все же ребята, которых можно отнести к воспитательной группе риска, а значит и есть тема для воспитательной работы с подростками.

Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что все деньги, которые попадают ему в руки, не растрачиваются зря: как мы видим, гимназисты на них покупают что-то полезное, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью приумножения

Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учиться этому искусству следует именно в детстве. Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же , родительский пример – вот основные способы научить ребенка экономии и рачительности.

Наиболее частый вопрос, который задают родители: с какого возраста начинать давать ребенку карманные деньги и какой должна быть их сумма? Не повлияет ли это отрицательно – избалует, воспитает легкомысленное отношение к деньгам?

На самом деле наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает ребенка к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах возникает, когда ребенок поступает в школу. Именно в школе у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать ребенку на день сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Если деньги выдаются только на школьный обед, то лучше разрешить ребенку сдачу оставить себе и потратить по своему желанию. Иначе вместо обеда он станет покупать себе разные лакомства, да еще и попытается скрыть это от родителей. Если ребенок мечтает о какой-то крупной и дорогой вещи, можно предложить ему завести копилку, куда он сможет складывать сэкономленные карманные деньги, деньги, подаренные близкими, и т.д. Понятно, что не на каждую вещь можно накопить требуемую сумму таким способом. Но если в планы родителей все равно входила покупка желаемого, то можно заранее договориться с ребенком, какую часть ему необходимо собрать, а какую добавят родители.

Многих родителей волнует то, что ребенок может «неправильно» потратить свой капитал. Но даже если ребенок накупит на всю сумму шоколаду, а потом будет маяться животом, то для него это станет более впечатляющим уроком, чем родительский запрет. В следующий раз так бездарно он свои деньги не потратит. Не следует забывать, что смысл карманных денег именно в том, что ребенок может самостоятельно распоряжаться ими по своему усмотрению.

Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Для малообеспеченных – находить хоть что-то дать на карманные расходы, не развивая в ребенке комплекс неполноценности и открывая возможности зарабатывать на свои нужды. Хотя практика показывает, что часто состоятельные люди не дают детям много денег. Так Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченную сумму, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Большие суммы получают обычно отпрыски родителей, принадлежащих к среднему классу по уровню своего дохода.

Что же касается людей со скромными доходами, то они должны давать столько, сколько могут, но обязательно давать и постоянно подбадривать ребенка, что он сам, несмотря ни на что может добиться в жизни очень многого.

Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям следующую схему денежных отношений с 6-10 летними детьми:

1. Выделить ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими карманными деньгами он может делать все, что пожелает. Может потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют ребенка и не требуют отчета.

2. Завести некий переменный фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок и т.п. С этим фондом ребенок также волен делать все, что угодно, но предварительно спросив согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из средств родителей и ребенка, обе стороны пополняют его и должны договориться о том, что и когда купить. Решающее слово в спорных случаях принадлежит, однако, родителям.

3. Завести следующий фонд, более крупный и солидный. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идет дольше - полгода, год. А потом вместе родители и дети торжественно отправляются на покупку того, на что копили. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу, кроме того, отложенное исполнение желания - хорошая тренировка характера. И, наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали и дети, и взрослые. По взаимному согласию можно переводить деньги из "низшего" фонда в "высший", это вполне логично и способствует бережливости.

Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного влияния на ребенка. Но именно они ( а точнее – неправильное к ним отношение) могут стать причиной весьма неприятных ситуаций.

В возрасте 6-7 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам: им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство, т.к. ребенок может позаимствовать деньги у родителей без спроса. Такие ситуации пугают родителей и интерпретируются ими как воровство. Однако большинство детей этого возраста поступают так по следующим причинам:

- ребенок искренне полагает, что все деньги в семье общие, и он имеет полное право их брать;

- ребенок знает, что если он попросит у родителей денег, то его начнут подробно выспрашивать, прочитают длинную нотацию о том, с каким трудом дается каждая копейка, да еще и объяснят, что у него и так все есть.

Ребенок, не умеющий распоряжаться деньгами, может попасть в неприятную ситуацию. Восьмилетний Дима растратил выданные ему на обеды на неделю деньги и, опасаясь родительского гнева, придумал целую детективную историю про старшеклассников, отнявших у него кошелек.

Однако не всегда отсутствие опыта обращения с деньгами и стремление иметь собственные деньги на карманные расходы являются причинами детских проступков. Родители четвероклассников были озабочены тем, что с некоторых пор их дети стали просить большие суммы на карманные расходы. Причиной новых требований оказался Вася — новенький мальчик. Он показывал, что у него в кошельке есть пятьсот рублей, и хвастался, что может их потратить, как захочет. Он покупал всем мальчикам кока-колу и чипсы в буфете. На самом деле эти деньги ему давали, чтобы он расплатился с репетитором, а угощал он ребят из сэкономленных карманных денег. Но такими разговорами он стремился привлечь к себе внимание, завоевать авторитет у сверстников.

У третьеклассника Мити не было модной и популярной электронной игры, и он очень завидовал ее обладателям: вокруг них каждую перемену собирались одноклассники, их прихода ждали, им старались угодить, чтобы получить возможность поиграть в игру. Митя предложил хозяевам игры сдавать ее одноклассникам на прокат за деньги. Он был кассиром, назначал сумму и время проката. Вырученные деньги делились на равные части между ним и владельцами игры. Таким образом, Митя стал главной фигурой в классе, теперь все слушались его.

Приведенные примеры наглядно показывают, что некоторые дети очень рано пытаются использовать деньги для удовлетворения своих коммуникативных потребностей — завоевать популярность, обратить на себя внимание, получить власть. Уже в 8–9-летнем возрасте они считают, что это единственный и действенный способ добиться желаемого.

За подобными поступками скрываются серьезные личностные и педагогические проблемы.

В жизни каждого школьника наступает такой момент, когда количество выдаваемых родителями денег уже не достаточно. Поэтому многих ребят основной и средней школы интересует категория «мелкие заработки».

Поэтому и следующий мой вопрос касался самостоятельных заработков детей и тех сумм, которые они смогли заработать собственным трудом. Анкетирование показало, что 66% детей пытаются подработать, оставшиеся 34% не делают этого из-за невозможности найти подработку или нежелания зарабатывать.

В некоторых ответах звучит скрытая гордость: «Нет, и не собираюсь!», «А зачем тогда родители!». Эти респонденты мечтают о красивой жизни, но не предпринимают ни шага навстречу своей мечте.

Что же является основным источником заработка для наших гимназистов:

- помогают родителям в семейном бизнесе;

- помогают по дому – моют посуду, полы убирают;

- продают;

- снимаются в фильмах;

- расклеивают объявления;

- занимаются археологическими раскопками;

- распространяют косметику различных фирм;

- ездят на соревнования и т.д.

Как мы видим, в поисках заработков дети проявляют изобретательность.

Анализ детских ответов убедил нас в том, что требуется вмешательство взрослых в эту область жизни детей. Детям нужна и помощь и корректировка их трудовой деятельности со стороны родителей. Самостоятельно со всеми этими проблемами дети не справляются.

Помимо анкетирования, были предложены подросткам недописанные тезисы, чтобы выяснить их взгляды на исследовательскую проблему. «Если мне очень нужны деньги, то я …»

- 65% гимназистов берут их у родителей;

- 19% зарабатывают;

8% берут в долг;

6% возьмут из копилки;

2% будут экономить;

Статистика ответа на этот тезис достаточно понятна. Правда, как показало исследование, дети, когда просят деньги у родителей, делают это с изрядной долей изобретательности, придумывая подходы к взрослым: «жду хорошего настроения родителей», «зарабатываю на оценках», «закатываю истерику», «подлизываюсь» и др.

Следующий тезис: «Деньги для меня это…», помог нам выявить представление подростков о роли денег в их жизни.

Данная статистика говорит о том, что общая картина в целом симпатична в социологическом отношении, но пестрая по конкретике. И это поможет нашим педагогам, родителям, психологу адресно выстраивать воспитательную работу, нацеливая ее на разные группы подростков с типичными представлениями о деньгах.

Тезис о том, что «Источником каких добрых дел могут стать деньги…» с одной стороны. Имел в своем продолжении благотворительность – 74%, с другой – «не знаю» - 8%, 9% не готовы направить деньги на подарки, 11% опрошенных утверждают, что они могут дать их в долг или купить нужную одежду. К сожалению, ни один ребенок не готов направить деньги на помощь близким, лечение, образование, строительство жилья и т.д. Это также момент, который должен помочь учителям и родителям в том, чтобы спланировать в

оспитательную работу в классах и дома.

Что же для наших гимназистов является дороже денег.

Весьма здравые рассуждения. Но эта статистика указывает нам на несформированность у некоторых гимназистов нравственного отношения к деньгам.

Любопытными были ответы учащихся на вопрос: «Являются ли для Вас основной целью жизни стать богатым?»

А
Да

Частичнооо
на вопрос: «Могут ли Вас деньги сделать счастливым?» опрошенные ответили:


Нет


П
Да

Возможно
рибегли мы и к провокационному вопросу: «Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?»

К
Нет
сожалению, сегодня все чаще слышим от родителей, что они платят сыну или дочери за хорошие оценки, за своевременно сделанные домашние задания, за уборку дома и т.д. Но хорошо, что большинство обучающихся гимназии понимают, что деньги при получении знаний могут играть и отрицательную роль. Ведь результатом обучения должна быть не оценка, а знания. И поощрения ребенок должен получать только со стороны учителя, именно оно должно стать главным стимулом. Ведь полученные знания и навыки формируют в нас ощущение собственной компетентности: « Я это знаю. Я это могу.» Ведь аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в детской комнате, дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создать уют и комфорт. Это и есть естественное вознаграждение, которое мы получаем, выучив урок, убрав в своей комнате. К этой цели мы и должны стремиться.

В противном случае меняется шкала ценностей: ребенок стремится достичь положительного результата ради денежного вознаграждения. И учится, и убирает, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Такой ребенок , как показали наблюдения, добивается вознаграждения любыми способами: начинает списывать, обманывать. Возможный итог – отказ от учебы и поиск более эффективного заработка. Кроме этого ребенок, привыкший получать денежное вознаграждение за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-то бескорыстно.

И, наконец, всем был предложен такой вопрос: «Что поможет тебе продолжить обучение и найти престижную работу – твои истинные знания или деньги родителей?». Ответы распределились таким образом:

- в пользу знаний высказались 61% респондентов;

- дальновидно соединили одно с другим 37%;

Это указывает на то, что социальные реалии и разговоры о коррупции, в том числе и в сфере образования, хорошо известны нашим ребятам, помогая формировать, к сожалению, наш российский менталитет.

Анкетирование на тему: «Гимназисты и деньги» выявило громадное проблемное социально-этическое поле. Полтора десятилетия существования рыночной экономики не прошли даром. Общество взрослых было озабочено проблемами выживания, и дети стали невольными жертвами рыночных реформ. Другой фактор, отразившийся на этой ситуации – это наглядное социальное расслоение общества, когда одни владеют значительными средствами, а другие влачат нищенское существование. Кто-то из великих сказал, что «Богатство - наихудший воспитатель», однако эту мысль можно продолжить и утверждать, что бедность отнюдь не является наилучшим педагогом. Состояние постоянного унижения не способствует формированию чувства собственного достоинства, так необходимого любой человеческой личности. Избыток денег и их недостаток одинаково плохи.

Подводя итоги сказанному, постараюсь перечислить то, что предстоит сделать родителям, учителям при решении проблемы «Дети и деньги».

  1. Учить обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Предоставить ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Будет самостоятельность и возможность выбора – возникнет и больше шансов для появления ответственности.

  2. Начинать давать карманные деньги уже с 5-6 лет: это придаст маленькому человеку ощущение независимости и самостоятельности. Для начала пусть будет мелочь : вроде бы игрушка, но ее принимают в магазине, на нее можно что-то купить.

  3. Не поощрять детей дошкольного и младшего школьного возраста зарабатывать деньги. Во-первых, рано, а во-вторых, это может привести к чему-либо нежелательному.

  4. Подарить ребенку копилку, при этом намекнуть, что копить можно не только доля себя, но и на подарок родным, близким, друзьям.

  5. Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок должен быть к ним причастен, тогда у него сформируется боле правильное отношение к деньгам.

  6. Избегать разговоров о «богатых» и о их возможностях. Пользы от таких разговоров никакой не будет, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка - не лучшее из человеческих качеств.

  7. Не скрывать от ребенка финансовых семейных проблем, говорить о них вслух, устраивать семейные советы по этому поводу. Таким образом, ребята учатся законам экономики и начинают понимать, что по таким законам живут все хорошие люди.

  8. Учить тому, что долги - это плохо, и что ребенок «берет чужие деньги, а отдает свои».

  9. Современные подростки хотят подрабатывать. Это возможно в каникулярное время, и не надо этого бояться.

  10. Права ребенка на труд должны быть запрещены, поэтому при молодежных центрах занятости подростков необходимо создавать секции, которые продумают рабочие места для этого контингента и гарантируют им оплату труда.

Потребность иметь свои собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности. Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.

Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно, если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на его просьбу у вас денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин ребенок забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и или какого-то другого крупного праздника, или попытаться самостоятельно накопить денег.

Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе он решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику — и он все получит.

В различных туристических поездках выделяйте ребенку небольшую сумму на сувениры, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным или близким самостоятельно купленную безделушку.

Чтобы сформировать нравственное и разумное отношение к деньгам у гимназистов, нужно довести ( через ряд классных и школьных мероприятий) до их сознания целый ряд аспектов, напрямую связанных с деньгами.

- подростки должны отдавать себе отчет в том, то деньги – это эквивалент затраченного человеческого труда, вознаграждение за него. За деньгами всегда стоит труд;

- происхождение денег в родительских кошельках должно осознаваться подростком и быть исходным фактором в формировании отношения к деньгам;

- обсуждая с детьми бюджет, необходимо приучать их планировать траты, формировать приоритеты в них;

- выдавая карманные деньги, нужно контролировать их использование, принимая во внимание возраст и учитывая объем выделенных денег;

- популяризировать иерархию ценностей, стоящих гораздо выше денег. Воспитывать отношение к людям, строящиеся не с позиции выгоды;

- в детской аудитории проповедовать идеи благотворительности и милосердия;

Вывод.

Подводя итоги своего исследования, я задам себе вопрос: « Что эта работа мне дала?».

Во первых, я ответила на все волнующие меня вопросы и определила для себя и попыталась убедить своих сверстников:

- как мы должны относиться к деньгам;

- когда начинать приучать ребенка к самому пользоваться деньгами;

- надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами;

- как научиться понимать цену денег и др.

Во-вторых, я узнала много нового об отношении к деньгам своих сверстников.

В-третьих, я научилась проводить анкетирование, обрабатывать результаты анкет, собирать свои мысли в единое целое, систематизировать материал, делать соответствующие выводы.

В-четвертых, я поняла, что деньги, выдаваемые родителями, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые понадобятся ему во взрослой жизни.

И, когда я получу статус «родитель» в будущем, я буду стремиться к тому, чтобы мои дети относились здраво к этой стороне жизни: умели бы ценить деньги, но не поклоняться им, расходовать их, но не сорить ими, экономить, но не быть скрягами и не забывать о благотворительности и милосердии.

Думаю, что затронутая тема очень актуальна для современных подростков, их родителей и учителей. И всем нам нужно прислушаться к высказыванию известного педагога и писателя С.Соловейчика: «Все, что можно измерить и сосчитать, не имеет отношения к результатам воспитания и для воспитания по-прежнему важны лишь духовные стремления».





страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Исследовательская работа «Гимназисты и деньги»

Исследовательская работа: 1 стр.