NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Исследовательская работа среди юношества в 2011 году Лу Мария Евгеньевна, ведущий методист



Исследовательская деятельность детских библиотек Кемеровской области и исследовательская работа среди юношества

в 2011 году

Лу Мария Евгеньевна,

ведущий методист

ГУК «Кемеровская областная

библиотека для детей и юношества»

В отчетном году публичными библиотеками Кемеровской области проведено 73 исследования среди детей, юношества и молодежи. Это немного больше, чем в предыдущем году. Из них 55% проведены библиотекарями детских библиотек. Исследовательская деятельность проводилась в 28 ЦБС Кемеровской области. Совсем не проводилась исследовательская работа в библиотеках Крапивинского, Промышленновского, Таштагольского, Чебулинского, Яйского муниципальных районов и в Междуреченском, Осинниковском и Полысаевском городских округов.
Традиционно библиотекари чаще всего используют метод анкетирования в своих исследованиях. Но его популярность в 2011 году снизилась, всего использовали в 47% случаев, это на 13% меньше чем в предыдущем году. Анализ читательских формуляров в отчетном году использовали в 17% случаев, на 5% больше чем в 2010 году. Устные опросы так же стали немного популярнее – 10% (в 2010 8%). К списку методов сбора информации в библиотечных исследованиях в 2011 году добавились интервью и мониторинг (см. рис. 1).

В плане использования необычных для библиотек методов исследования хочется отметить Центральную библиотеку Гурьевского городского округа. Отдельно юношеское чтение в 2011 году не исследовали, но провели интервьюирование жителей города на предмет их читательских предпочтений. Задавали всего два вопроса: «Где вы берете книги?» и «Что вы сейчас читаете? Если ничего, то какая книга любимая?».

Молодежь составила 29 % от общего числа респондентов. По результатам исследования Сага о вампирах С. Майер просто побила все рекорды популярности. Популярны у молодежи Д. Браун, Д. Пелевин, Б. Акунин, серия «Сталкер». Книги берут в библиотеках, у друзей, покупают в магазине, читают в сети Интернет. В целом жители города читают многожанровую литературу, интересуются книжными новинками и классикой. Для исследователей ценно то, что горожане идут за литературой в библиотеки, и библиотека остается тем местом, куда можно всегда прийти за информацией.



Рис. 1. Методы библиотечных исследований
Так же среди остальных библиотечных исследований выделяется исследование «Подросток и чтение», проведенное в центральной детской библиотеке МБУК «Тяжинская централизованная библиотечная система» ведущим библиотекарем читального зала для читателей среднего, старшего возраста Г.И. Леонтьевой. Необычно исследование тем, что использовали несколько методов.

Еще недавно ценность книги и чтения в России была неоспорима. Как меняется сегодня чтение детей в эпоху новых технологий и вступления России в информационное общество? Чтобы найти ответы на эти вопросы, было решено провести исследование. Для начала в читальном зале было проведено исследование методом наблюдения, которое дало следующие результаты:

- постепенное снижение интереса к печатному слову в подростковом возрасте, падение престижа чтения;

- сокращение доли чтения в структуре свободного времени подростков;

- изменение характера чтения: преобладание «делового» чтения над «свободным»;

- рост числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики.

Для более точных выводов в декабре 2011 года проведено анкетирование для читателей среднего, старшего возраста. Цель: определить место и значение книги, чтения в жизни современного подростка. Результаты анкетирования «Подросток и чтение» выявили у читателей позитивное отношение к книге и чтению. Дети осознают важность чтения, как части образовательного процесса и стараются прибегать к книге в поисках нужной информации. При грамотном и профессиональном подходе библиотекаря к проблемам подросткового чтения и интересно выстроенной работе, можно надеяться, что библиотека не потеряет читателя подросткового возраста.
В 2010 году более трети исследований было посвящено различным вопросам чтения детей, юношества и молодежи. Интерес библиотекарей к этой теме возрос, в 2011 году 53% исследований проведено по проблемам чтения. Библиотекари детских библиотек более активно изучают чтение своих пользователей, 34% всех исследований именно о чтении и читательских предпочтениях детей, о проблемах чтения и читательских предпочтениях юношества и молодежи – 19%.

В качестве примеров можно привести «Исследование читательских предпочтений», проведенное в МБУ «Централизованная библиотечная система им. Н.В.Гоголя» г. Новокузнецка Силенковой Татьяной Алексеевной, главным библиотекарем по работе с юношеством.

Цель исследования: определить наиболее востребованные книги и/ или авторов, а также наиболее популярные периодические издания у жителей города для более эффективного комплектования фонда с учетом читательских интересов. Кроме того, анкетирование позволяет выявить читательские предпочтения горожан, что в перспективе может стать предметом обсуждения, дискуссии на сайте библиотеки. В анкетирование участвовало 268 жителей города.
28% исследований посвящено вопросам качества работы библиотеки в целом, библиотечных услуг и продуктов в частности.

Например, отдел библиотечного развития и маркетинга МБУ «Детская централизованная библиотечная система г. Новокузнецка» провел исследование удовлетворенности пользователей детских библиотек города качеством и культурой обслуживания «Услуги библиотеки: какими им быть?».

Цель исследования: выявить отношение пользователей к организации обслуживания в детских библиотеках города, степень удовлетворенности библиотечными услугами, определить круг платных услуг, необходимых пользователям детских библиотек. Объект исследования – посетители ДЦБС.

Анализ результатов анкетирования выявил в целом положительное отношение читателей к организации обслуживания в детских библиотеках города. При анкетировании читатели высказали интересные мысли и пожелания, которые библиотеки учтут в процессе организации своей работы, т.к. эти пожелания отвечают главной миссии библиотек – стать гостеприимным книжным домом, центром информации, где каждый может раскрыть свои таланты и возможности, приобщиться к мировым духовным и культурным ценностям.

Сотрудники детской библиотеки-филиала №9 МУК «Централизованная библиотечная система» г. Прокопьевска, под руководством заведующей библиотекой Ольги Викторовны Пьянковой, чтобы оценить эффективность летней программы «С юбилеем, любимый город!» провели сравнительный анализ читательских формуляров участников программы и остальных пользователей того же возраста. Анализ показал, что и в учебное время участники программы активнее остальных пользователей обращались к краеведческим материалам. Книговыдача информационно-краеведческого ресурса 25 участников программы за 3 месяца составила 69 экземпляров, остальных 263 пользователей этого же возраста - 45. Это говорит об эффективности программы, способствующей пробуждению и повышению интереса к истории родного города и края.

В МБУК «ЦБС Яшкинского района» так же попытались оценить работу по программе «Книга путешествует по краю». Вместе с комплектами книг, распространили небольшую анкету для сельских читателей:

1. Довольны ли вы содержанием книг в комплекте?

2.Устраивает ли вас срок пребывания книг в вашей библиотеке?

3. Книги, по какой теме вам не нужны?

4. Книги, какой тематики вы хотели бы видеть в большем количестве?

5. Ваши пожелания.

Проанализировав ответы читателей, библиотекари отдела единого фонда внесли некоторые изменения в работу программы. Комплекты литературы сделали более мобильными, т.е. вместо 250 экземпляров комплекты содержат 100. Количество комплектов увеличено с 3 до 7. Вместо 2 месяцев пребывания в библиотеке – 3-4 месяца. Изменили и содержание комплектов: было 50% художественной и 50% отраслевой литературы, сделали 60-70% художественной литературы, остальная часть комплекта – отраслевая литература. Было решено проводить подобные опросы и в будущем для улучшения качества обслуживания пользователей.
Исследования по качеству культурно-массовых мероприятий провели в трех библиотеках.

В библиотеке для юношества и молодежи №8 МУ «Централизованная библиотечная система г. Белово» провели блиц-опрос по итогам мероприятия о творчестве Е.В. Гришковца. Анализ проведенного анкетирования выявил, что 43 % респондентов впервые услышали о нём на мероприятии, 48% что-то слышали о нем раньше, но с творчеством были не знакомы. 34% присутствующих на мероприятии захотели подробнее узнать о знаменитом земляке и поближе познакомиться с его литературным и театральным творчеством. Все присутствующие указали в анкетах, что мероприятие им понравилось.

В МБУК «Тяжинская централизованная библиотечная система» так же провели мини-анкетирование после перекрестка мнений «Мужские и женские профессии». 87% участников оценили мероприятие на отлично и 13% - хорошо.

В МБУК «ЦБС Яшкинского района» подобные опросы проводятся регулярно. В течение 2011 года было проведено исследование «Эффективность массовой работы библиотеки», в рамках которого оценено более 30 мероприятий. Было получено множество положительных отзывов, выявлено, что наибольшей популярностью пользуются мероприятия, подготовленные конкретными специалистами, которых пригласили поделиться опытом своей работы на семинаре среди библиотекарей.
Так же при проведении исследований библиотекари интересовались у своих реальных и потенциальных пользователей нужны ли будут библиотеки и книги в будущем, какая информация им необходима по профориентации, что они знают о здоровом образе жизни и какая помощь необходима в трудных жизненных ситуациях. Тема выборов так же была отражена в исследовательской деятельности библиотек.
Не обошлось в проведении исследовательской деятельности и без ошибок. Большая часть ошибок связана с неправильной постановкой цели, задач, определением объекта и предмета исследования. Например, в библиотеке-филиале №5 МБУК Анжеро-Судженского городского округа «Централизованная библиотечная система» провели анкетирование «Сказка в твоей жизни», целью которого было «привлечь внимание повзрослевших читателей к сказке». Само по себе исследование не может привлечь внимание к чему-либо. Привлечь внимание может публикация результатов в СМИ. И еще один вопрос вызывает формулировка цели исследования: зачем повзрослевшим читателям сказки, если они из них уже выросли?

Похожая ошибка допущена при анализе читательских формуляров в детской библиотеке МБУ «РЦбс Гурьевского района». Анализ формуляров поможет выявить лидеров чтения, но не активизировать чтение детей. Активизировать чтение поможет публичное награждение лидеров чтения.

Не точно сформулирована цель интервьюирования горожан «Ваши предпоЧтения», которое проводили в Центральной библиотеке МБУ «Централизованная библиотечная система города Гурьевска». Узнать, какую роль играет библиотека в жизни горожан при помощи вопроса «Где вы берете книги?» вряд ли возможно. Можно определить степень популярности библиотек, как источника книг.

Во многих отчетах эти важные элементы исследования просто отсутствуют или указаны в неполном объеме. Плохо продуманная, неправильно сформулированная цель и задачи исследования не соответствующие вопросам анкеты в результате ведут к ошибочным выводам.
Хочу обратить внимание коллег на то, что при анализе читательских формуляров не стоит переходить на личности, не этично указывать фамилии и имена детей. Кого-то это может обидеть, а тем, кто не знаком с участниками исследования имена ничего не скажут. Так же при составлении анкет не стоит использовать такие субъективные понятия как «часто», «редко», «много», «мало» и т.п. Сами вопросы не должны быть многозначными.

Организация и проведение любых библиотечных исследований, даже совсем небольших, требует значительных интеллектуальных затрат. Поэтому так важно четко представлять себе что именно и зачем вы исследуете, в соответствии с целью и задачами определять объект и предмет, и выбирать наиболее оптимальный метод исследования. Не стоит пренебрегать этими вопросами при проведении мини-анкетирования, тем более нельзя ими пренебрегать при проведении крупных библиотечных исследований.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Исследовательская работа «Гимназисты и деньги»

Исследовательская работа: 1 стр.