NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Исследовательская работа Выполнена ученицей 9 «а» класса



Межрегиональная учебно-исследовательская конференция старшеклассников «Ломоносовские чтения»

Направление краеведение (этнография)

Пасы в народно-прикладном искусстве коми

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 9 «а» класса

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I и II вида" г. Сыктывкара Швецовой Анастасией Михайловной.

Руководитель – воспитатель

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I и II вида" г. Сыктывкара Смирнова Татьяна Леонидовна

Консультант – Поберезкая В.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и методики начального образования Коми государственного педагогического института.

г. Котлас, п. Вычегодский

2009

Содержание.

Введение


Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Возрождение, сохранение и развитие народных традиций - одна из актуальных задач, выдвинутая нашим обществом. Глубинная преемственность культурных традиций и современности возникнет только тогда, когда человек начнет осваивать традиции с самого малого возраста. Поэтому нужно уже в школе формировать в детях уважительное отношение к национальной культуре и развивать интерес к познанию культуры, традиций и декоративно-прикладного искусства народов коми. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство народов коми

Проблема нами видится в том, что люди перестали быть носителями своей самобытной культуры. Во всех городах (будь то на юге или на севере) люди одеваются одинаково, а ведь могли бы проявлять самобытность своей республики и использовать в декорировании изделий, предметов быта, одежды орнаментальные мотивы, которые использовали наши предки много веков и которые отличали их от других народов. Для проявления самобытности людям не хватает желания и знаний: источники знаний (литература по истории коми края) советских времен, т.е. старые; музейные работники не работают над повышением мотивации (интереса) у посетителей.

Меня очень впечатлили посещения коми национального этнографического музея и фольклорного театра. Везде мы сталкивались с коми орнаментом. Орнаментальные мотивы мы находили на предметах быта (прялках, утвари, орудиях охоты) и на одежде. Дома у бабушки разные орнаменты были на варежках, вышивки были на полотенцах, на туесах, на баньке орнаментальные знаки - все они были с использованием одного элемента. А у других семей – другие знаки-«пасы». Отсюда возник интерес и необходимость разобраться: что же это за знаки, что они обозначают и все ли одинаковые; где их использовали и для чего; используют ли в современное время.

Новизна исследования состоит в том, что на занятиях мы узнаём не только историю родного края, но и то, как можно использовать орнаментальные мотивы в современном оформлении (декорировании) изделий быта, одежды, в дизайне интерьера.

В нашем исследовании опора будет на такие понятия как:

  • орнамент (узор);

  • пас (знак, имеющий функциональное предназначение)

  • знак (отметка, зарубка)

  • символ (опознавательный знак для членов определённой группы людей)

Цель исследования - рассмотреть понятие «пас» народа коми и выполнить исследовательскую и практическую работу на тему «Пасы в народно-прикладном искусстве коми».

Объект – орнаментальные мотивы коми народа и их связь с современным декорированием предметов быта и одежды.

Предмет – средства, приёмы художественного оформления изделий знаковым декором (пасами).

Методы исследования:

  1. теоретический анализ литературы,

  2. диагностика (учащихся и педагогов),

  3. беседа (со сверстниками, родственниками),

  4. интервьюирование научных работников музея,

  5. практическая работа (изготовление изделий).

Задачи исследования:

  1. Проанализировать этнографическую литературу по заявленной теме, и раскрыть происхождение паса.

  2. Рассмотреть декор в изделиях народа коми (пасами).

  3. Проанализировать использование орнаментальных мотивов (паса) в современных промыслах РК.

  4. Использование пасов коми в образовательном процессе на занятиях по «Краеведению».

  5. Диагностировать знания у учащихся 7-10 классов школы-интерната №4 о декоративно-прикладном искусстве народа коми.

  6. Организовать работу у учащихся 7-10 классов школы-интерната №4 по расширению знаний и умений в декорировании пасами современных изделий.


Можно предположить, что если я буду изучать данную тему, то вовлеку в свою работу сверстников, родственников, педагогов школы-интерната №4 г.Сыктывкара РК , и тем самым привлеку их к применению орнаментальных мотивов в различных изделиях, т.е. в нашей жизни проявится самобытность народа коми.

§ 1. Пасы народа коми – символическое и знаковое использование в оформлении


Проблемой изучения происхождения орнаментальных мотивов (пасов) коми народа занимались Белицер В.И., Л. С. Грибова, Г.Н. Климова, Жеребцов И.Л.. В.И.Белицер пишет в своих очерках о происхождении паса: « Каждая семья у коми имела особую родовую мету – «пас» (тамгу). (см. приложение 1 ). Однако это явно примитивная русская точка зрения. На самом деле значение коми пасов гораздо шире. Основное определение пасов в Коми языке Рöдвуж, основная цель противостоять мистическим силам. Понятия "Рöдвуж", "Ним" и "Пас" — центральные в традиционном мировоззрении и этнографии коми. Существует научная версия о том, что подобные знаки использовал Стефан Пермский, христианская деятельность которого проходила на территории края в XIV в. Создавая коми алфавит, в основу начертания букв он вложил знаки собственности, которыми здесь издавна метили лесные угодья, орудия труда, утварь и т.п. [1] Л.С Грибова определяет пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса:

    • знак родовой принадлежности,

    • функция магическая (оберег),

    • декоративная функция.

По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. После всего вышесказанного возникла необходимость рассмотрения понятия «орнамент».

Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой. Происхождение геометрического орнамента у коми В. Н. Белицер объясняет распространением ткачества, считая, что сама техника ткачества способствовала возникновению геометрических узоров. В монографии автор дает местную терминологию узоров (см. приложение 3). Названия узоров, например, «бараний рог», «оленьи рога», «куриный палец», как считает ученый, отражают реалистическую природу коми орнамента и поясняют изображения. Эта точка зрения В. Н. Белицер на природу орнамента, на наш взгляд, не учитывает его солярной символики, универсальной для орнамента многих народов Северной Евразии. Однако следует отметить, что по богатству фактического материала монография В. Н. Белицер является и сегодня тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь коми народной культуры.[1]

Г.Н. Климова в монографии "Текстильный орнамент коми" рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его было обусловлено целым рядом факторов: материала изготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.
В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта:

1. ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров;

2. вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры;

3. верхневычегодский - для которого характерны особенности 1 и 2 групп узоров. Большинство же вариантов диагонально-геометрического орнамента, по мнению Л. С. Грибовой, развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми. В древности, когда родовой знак являлся символом рода, вероятно, было очень большое стремление к воспроизведению своего паса в орнаментизации одежды, обуви и т.д. и таким образом пас-знак переходил из поколения в поколение неизменным, в роде доминировали пасы, близкие по начертанию.

Семантика. Выделяются несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся - с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь - зубья пилы, матка сер - компас, домас сер - узор-заплата, перна – крест и др.); - с представителями животного мира (сюр сер - рог, кoр сюр - олений рог, вoв юр- лошадиная голова, мое син- коровий глаз, черань паук и др.); - с различными растениями (коз сер - елочный узор, дзоридз - цветок, пыш тусь - конопляное зернышко) и некоторые другие группы.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Некоторые из этих видов искусства сохранились до наших дней и играют важную роль в современной жизни коми.

Грибова Л.С., Климова Г.Н., Жеребцов И.Л. отмечают, что пас использовался как элемент орнаментального мотива. Одним из предназначений паса была его оберегающая функция, поэтому пас широко использовался в разных предметах быта, и именно поэтому стал элементом орнаментального мотива.

Мы рассмотрим использование паса на разных предметах быта.

  1. Прялки, веретено, орудия труда, утварь, посуда, декорирование домов (ставни, наличники, ворота и т.п.) – в них использовали такой приём оформления, как резьба по дереву. В орнаментальной резьбе по дереву преобладают геометрические мотивы в виде косого и прямого угла, косого креста, ромба, треугольника, которые лежат в основе разнообразных орнаментальных композиций. [7, с.127] (см приложения 10)

  2. Конусовидные черпачки, люльки, туеса, дорожные солонки, лапти, коробки и корытца, сети, головные уборы - они готовились из бересты, на которой ставились личные знаки владельцев – пасы.[4, с 96]

  3. Зимняя одежда-малица, обувь - пимы и бурки, сумки украшались меховой мозаикой. Женщины-ижемки владеют приёмами художественного оформления изделий из оленьего меха. Изделие украшается рисунком, в котором в швы между меховыми полосами втачиваются по два-три узких канта из разноцветного сукна, а на передней центральной полосе помещаются вставки из поперечных полосок сукна и меха.[7, с.75]

  4. Одежда народов коми. Для изготовления использовали домотканые и фабричные материи, шерсть, мех, кожи, иногда лыко. Мы рассмотрим приёмы оформления одежды орнаментами: ткачество, вышивка и вязание (см. приложения).

    • Ткачество бранное. Ткали на стане при помощи двух ниточек и нескольких досок из домашних льняных и покупных хлопчатобумажных ниток. Основная часть узоров относится к типу диагонально-геометрического орнамента, на изделии они образуют настилами красного утка по белому холсту, реже по красно-белой пестряди.[6, с.145] (см. приложения 4, 5, 8, 11)

    • Вышивка. В конце XIX – начале XX вв. среди традиционных текстильных изделий коми вышитые занимали небольшое место, различные виды вышивки имели узкое распространение. Рубахи из белого холста украшались геометрическими узорами, которые выполнялись красными хлопчатобумажными нитками. В способах шитья преобладали косой стежок, прямая счетная гладь, скрещенный шов и крестик; узоры геометрические и стилизованные.[7, с.19] (см. приложения 4)

    • Вязание узорное Вяжут вкруговую при помощи пяти металлических спиц из ручной овечьей шерсти. Разнообразными геометрическими узорами украшались чулки, рукавицы и перчатки. При орнаментировании мастерицы придерживались традиционных норм: пользовались определённым набором узоров и цветовых сочетаний, располагая их на вещи в устоявшемся порядке.[7, с.19] . Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми. (см. приложения 5, 6, 7)

Таким образом, в первой главе мы показали происхождение и связь знака-паса с орнаментом. Мы раскрыли понятия «пас» и «орнамент». Так же показали основные виды и направления прикладного искусства, где они применялись. Пас имел символическое значение, и в разных районах коми обозначал разное (см. таблицу в приложении). Поэтому в дальнейшей работе будем использовать пас как знак.

Анализ этнографической литературы показывает, что история народного искусства народов коми разработана и освещена с достаточной полнотой, но нет современной методической литературы по раскрытию данной темы.
§ 2. Современное использование паса.

В современном мире осталось мало мастеров в народно-прикладном искусстве. Но всё равно можно найти островки, где по-прежнему живёт коми орнамент и «пас».

Выставки работ устраиваются в Национальной галерее РК под названием «Мастер года». Ежегодно на празднованиях Дней Республики Коми проходят ярмарки-продажи «Зарни кияс» (золотые руки), где люди могут купить современные изделия народно-прикладного искусства, одежду, пимы, а заодно и поучиться у мастеров изготавливать предметы различными техниками (плетение, вязание, резьба).

В Сыктывкаре есть несколько магазинов, где постоянно имеются в продаже предметы быта, одежда, сувениры, выполненные в коми национальном стиле. По заказу там могут связать и сшить любую вещь.

В селе Ижма, городе Инта есть промышленные предприятия, на которых выращивают оленей, а потом шьют из шкур красивые пимы, сувениры, сумки и т.п. и декорируют их пасами.

Большим потенциалом обладают музеи Республики Коми. В них можно не только познакомиться с историей коми края, но и приобрести литературу, изделия народно-прикладного искусства, сувениры.

И, конечно, школы могут и должны знакомить детей с историей своего родного края, с элементарными приёмами изготовления предметов народно-прикладного искусства.

В 3 параграфе мы покажем применение знакового декора в условиях школы-интерната.

§ 3. Использование пасов коми в образовательном процессе на занятиях по «Краеведению»

Для выявления знаний учащихся и педагогов школы-интерната №4 г.Сыктывкара РК об орнаментальных мотивах и пасах мы провели диагностику (контрольное анкетирование среди учащихся и педагогов школы-интерната. См. приложения 15, 16).

Из таблицы видно, что у ребят мало знаний о прикладном искусстве коми. Они совсем не знают понятия «пас», и плохо представляют орнаменты коми. Поэтому в школе необходимо вводить больше занятий по ознакомлению с историей и культурой коми, в частности, с народно-прикладным искусством.

Анализируя анкеты педагогов школы-интерната №4 г. Сыктывкара РК(см.приложения 17, 18), можно сделать вывод, что работа по коми региональному компоненту ведётся, но не достаточно. Хотелось бы отметить, что все педагоги интересуются историей и культурой народа коми, заинтересованы в том, чтобы донести свои знания до учеников.

Одно из занятий по народно-прикладному искусству коми мы подготовили и провели вместе с воспитателем Смирновой Т. Л.(см. приложение 19). Целью занятия было познакомить учеников 7-10 классов с понятиями «орнамент», «пас», их графическим изображением и местом в народно-прикладном искусстве коми.(см приложение №

Нами так же была проведена деловая игра «Напиши письмо другу» (см. приложение 20). После занятия мы провели констатирующее анкетирование. Из анализа анкет учащихся видно, что уровень знаний вырос, но не достаточно, поэтому в школе необходима систематическая работа по ознакомлению с коми историей и культурой.

Также мы попытались применить орнамент и пасы в вязаных изделиях (связали комплект одежды), которые можно носить в повседневной жизни. Сначала мы рисовали схемы (носков, варежек, головной повязки), а затем вязали. В результате получили оригинальный комплект тёплой самобытной одежды на каждый день в морозную северную зиму. (см.приложение )Красивые коми орнаменты гармонично смотрятся на кукольной вязаной одежде (см. приложение 30, 31, 32).

При поведении новогоднего праздника мы решили ввести героев коми народных легенд: Перу-богатыря, Бабу-Ёму, Вэрса, леших. Перед нами встала трудность изготовления костюма Перы. В книгах есть его описания, но нет деталей одежды. Поэтому мы нарисовали 4 эскиза, из которых выбрали наиболее приемлемый и сшили его из подручных материалов (искусственная кожа, куски меха, нетканка). (см. приложение 22, 23)

Заключение


Подводя итоги исследовательской работы, отметим, что в 1 главе показано происхождение и взаимосвязь «паса» и «орнамента». Во 2 главе выделены промыслы, в которых эти пасы и орнаменты применялись. В 3 главе нами была сделана попытка показать преемственность использования орнаментальных мотивов в современной жизни школы-интерната. Хотим отметить, что большое внимание уделяют народному искусству центральные и местные музеи, в которых собраны значительные коллекции по культуре коми-зырян и коми-пермяков. Большим потенциалом обладают и фольклорные театры, культурные коми и финно-угорские центры, где мы бываем на протяжении всего обучения в школе.

Практическая значимость проведённого исследования, на мой взгляд, заключается в следующем:

  1. определена самобытность декорирования пасами и орнаментальными мотивами,

  2. происходит передача знаний и умений из поколения в поколение,

  3. закрепляются родственные связи народов коми.

Проведённая нами работа прошла успешно потому, что дети получили знания о народно-прикладном искусстве коми, выполнили изделия, на которых применили знаковый декор из пасов.

Библиографический список.


  1. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми XIX - начало XX в. М: Издательство Академии наук СССР. - 1958.

  2. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство. М: Издательство «Наука»,- 1980.

  3. Климова Г.Н. Местные названия орнаментальных мотивов у народов коми. / Этнография и фольклор коми. Труды Института языка, литературы и истории №17. Сыктывкар, - 1976, с.91.

  4. Романова Г.Н. Берестяные изделия коми /Этнография и фольклор коми. Труды Института языка, литературы и истории №17. Сыктывкар, - 1976, с. 96

  5. Историко-культурный атлас РК – М: Дрофа; ДиК, 1997.

  6. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар, 1984.

  7. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник/ сост. Н.Д.Конаков. – Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1993.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Исследовательская работа «Гимназисты и деньги»

Исследовательская работа: 1 стр.