NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



История православного свято-ильинского храма в селе красное красненского района



Муниципальное образовательное учреждение

«Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»

Красненского района, Белгородской области
Секция культурологии


ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА В СЕЛЕ КРАСНОЕ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА
научно-исследовательская работа

Автор ученик 10 «В» класса

Задорожный Иван Евгеньевич

Руководитель учитель православной культуры

Гончарова Людмила Николаевна

с. Красное

2013 г


СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Основная часть

Из истории возникновения Красненского района

История строительства деревянной церкви

История строительства церковно-приходской школы

Гонения на церковь
Выводы

Заключение

Библиография

Приложение

1. Ведение
В последнее время молодежь все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение должны сохранять и оберегать.

На территории нашего района сохранилось не очень много культурно-исторических памятников 18-19 веков, как в силу объективных, так и в силу субъективных причин. На протяжении веков наш край был ареной битв и сражений с крымскими татарами и другими степными кочевниками, но особенно большие разрушения были нанесены культурно-историческому наследию в 20-30 годы 20 века, когда культурное наследие религиозной направленности оказалось ненужным большевикам, когда из сознания людей вытеснялись духовно-нравственные начала русского народа. Именно в этот период исчезли навсегда прекрасные памятники архитектуры церковного зодчества в селах нашего края. В 30 годы были уничтожены недостроенные церкви в селах Готовье и Ураково, из разобранных зданий церквей был построен Дом советов в только что организованном Уколовском районе. В селе Готовье церковь была переоборудована в продовольственный склад, к разобранной колокольни церкви села Красное пристроена киноаппаратная и подсобные помещения клуба. Были приспособлены под складские помещения здания церквей в селах Камызино и Новоуколово и этот скорбный список можно продолжить.

В Белгородской области разработана и успешно воплотилась в жизнь областная программа по восстановлению и реставрации памятников истории и архитектуры, в том числе и православных храмов. Данная программа была рассчитана на 2006-2010 годы. В рамках этой программы проведены реставрационно-восстановительные работы Свято -Ильинского храма.

Актуальностью данной работы служит то, что читая справочники, книги, статьи не часто встретишь информацию о времени строительства этих живых памятников, трагических страниц в истории нашего края. Меня очень тронула это проблема и я решил заняться исследованием историей строительства и архитектурными особенностями Красненской приходской Свято-Ильинской церкви - самого старейшего архитектурного памятника нашего села.

Гипотеза В результате исследовательской работы я предполагаю проследить и выделить основные этапы в истории развития приходского храма в селе Красном, обосновать даты строительства и восстановления Свято-Ильинского храма.

Целью данной работы явилась попытка установления точной даты сооружения, места расположения первой деревянной церкви нашего села, восстановления хронологии событий создания и реконструкции храма в честь святых пророка Ильи и Димитрия Солунского.

Для достижения поставленной мною цели выдвинуты следующие задачи:

  1. Установить точную дату основания и строительства первой церкви в нашем селе Красное;

  2. Раскрыть роль священников и прихожан в истории возведения и восстановления храма;

  3. Внести посильный вклад в сборе информации о истории родного села.


1. Главы основной части
1.1. Из истории возникновения Красненского района
Начало освоения и заселения территории нашего края относится к 50-60 годам 17 века, к моменту завершения сооружения основных участков Белгородской оборонительной черты. В этот исторический промежуток интенсивно сооружались Острогожский и Коротоякский участки засечной черты, их строительство и позволило начать интенсивное заселение и освоение нашего края выходцами из центральных районов российского государства и переселенцами из Украины.

В 1653 году основан город-крепость Острогожск, а в 1659 впервые упоминается село Красное и церковь в честь святых Космы и Домиана. Именно с упоминания прихода в селе и начинается более чем трехсотлетняя история нашего населенного пункта.

Приход - низшая церковная административная единица, церковь с причтом и содержащая их община, то есть прихожане. Такой смысл вкладывается в понятие приход в Большом толковом словаре русского языка. В научной литературе под этим понятием подразумевается определенная территория, где расположена церковь с проживающими на данной территории людьми.

Основные письменные источники раскрывающие историю заселения и развития нашего края тесно связаны с историей русской православной церкви. Историю села Красное невозможно изучать без изучения истории строительства и существования храма, без изучения вклада в его строительство и восстановление священнослужителей и прихожан. История церкви в нашем населенном пункте вызывает интерес своей трагической судьбой и историческими уроками.

Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, не может знать своего будущего, и мы, наше молодое поколение должны этому противостоять, путем изучения забытых и неизученных страниц своей родной истории.

Знать историю строительства, развития и функционирования церкви своего села - значит иметь представление о главных вехах в развитии истории своего края, своей малой Родины.

В последнее десятилетие ХХ века начался поворот в общественном сознании людей, и усилилось стремление познать основы культурного наследия и в первую очередь найти духовные истоки и проследить духовные начала.

1.2. История строительства деревянной церкви

Первое письменное упоминание о нашем населенном пункте связано с документом, который обнаружен в Центральном архиве древних актов. В 1659 году настоятель храма села Красное отец Дементий посылает прошение служилых людей с просьбой к царю Алексею Михайловичу о выдаче пищалей для защиты от набегов со стороны степи. Двумя годами позже в Москву было послано еще одно прошение. Благодаря этим документам мы знаем точную дату основания нашего населенного пункта, а именно 1659 год. Изучая историю храма, мы можем проследить и основные вехи в истории развития села.

Архимандрит Димитрий Замбикин в 1884 году издал в городе Воронеже книгу «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии»1 в которой подробно описал названия приходов церквей расположенных на территории Коротоякского уезда, в состав этой территориальной единицы и входили села нашего края. В данном историческом источнике указывается, что до 1774 года церковь и приход именовались Козмодемьянской, в ознаменовании деяний святых Космы и Домиана.2 В 1774 году была построена двух престольная церковь в честь святого Ильи и Димитрия. История строительства и ее судьба представляет для нас краеведов большой интерес.

Первая деревянная церковь была воздвигнута сразу после основания населенного пункта и была небольшой, да и жителей села всего насчитывалось 240 душ. В «Челобитной священника Козьмодемьянской церкви отца Евлампия царю Алексею Михайловичу о наказании прихожанину П. Хумовову»3, говорится о скудости храма и недостатке денежных средств на содержание храма и нанесенных оскорблениях священнику прихожанином Хумовым. Этот факт доказывает немногочисленность населения в населенном пункте и довольно буйном нраве первых поселенцев нашего села. С такой же аналогичной жалобой в 1691 году обращался священник прихода отец Макарий к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Данные документы находятся в Российском Государственном архиве древних актов.

Первая деревянная церковь просуществовала до 1774 года и была разобрана из-за ветхости и была тесной для богослужения, так как значительно выросло население за сто лет существования населенного пункта. Культовое сооружение было решено возводить на каменном фундаменте - мощных валунах, которые доставлялись из карьера около крепости Коротояк, расположенной от нас на расстоянии сорока километров4. Возили большие каменные валуны весом около 20-25 пудов на упряжках лошадей по устоявшемуся санному пути всю зиму 1773 года. Одновременно в местном лесу заготавливали всем крестьянским обществом лес и возили на сцепленных санях лес на центральную площадь. 1

1.3. История строительства деревянной церкви
После посевной 1774 года начали строительные работы, которые были завершены поздней осенью 1774 года. К сожалению в сохранившихся исторических источниках не сохранилось описания, но подлинно известно, что деревянная церковь просуществовала до 1842 года.

В конце 18 века население края начало быстро расти. По данным ревизской сказки 40 годов 19 века население села составило 1250 человек обоего пола. В 1859 году население выросло до 2056 человек, из них 1003 мужчины и 1053 женщины, которые проживали в 257 дворах.5 По всей видимости именно быстрый рост населения привел прихожан к мысли о необходимости строительства новой церкви.

Решение о строительстве нового храма принимается сходом граждан в 1842 году, одновременно начинается подготовительный этап. В1842-1847 годах сельское общество организует общественную запашку и выращивает рожь для продажи, полученные денежные средства собираются для строительства. В 1846-1849 годах в селе Киселевка крестьянином Федором Ушаковым организуется производство кирпича-сырца, который складируется под открытым небом для выдержки. Кирпич сортировался, брак отбрасывался и только качественный кирпич подлежал обжигу в специально подготовленной печи. Дрова и солому для обжига привозил каждый крестьянский двор. На последнем этапе производился фигурный кирпич для облицовки и возведения колонн. Большая и трудная работа позволила начать строительные работы по возведению храма в 1848 году. Был заложен фундамент из валунов старой церкви, а из карьера урочища Кременное был завезен камень для нулевого цикла работ. Строительные работы продолжались до 1852 года.

К величайшему сожалению до нас не дошли имена церковных зодчих, известно только что церковь в селе Иловка и церковь в селе Красном возводили одни и те же мастера. Эти храмы имеют схожую архитектуру, правда в наши дни не первозданную (приложение 1).

В 1852 году с ранней весны начали свою работу «богомазы» так тогда называли художников иконописцев6. По словам очевидцев храм был очень красивым и величественным. Сделан в форме кораблика в традиционном классическом стиле с элементами барроко. Имелись два предела в честь святых Ильи и Дмитрия, соответственно два боковых входа и большой центральный вход через проходную колокольню. Колокольня была высотой 27 сажней, на ней находилось восемь колоколов и большой набатный колокол весом около 20-25 пудов. Голос набатного колокола в метельную погоду был слышан за 5-8 верст, а в морозную погоду был слышан в селе Репьевка. Отливались колокола в городе Воронеже на средства сельской общины. Потомки оказались неблагодарными к трудам своих предков и в 1930 году, когда началось активное наступление на церковь, был запрещен колокольный звон, колокола были сброшены Лукой Шараповым и Сергеем Ильиным, при падении большой колокол разбился, не вынес надруганий. Колокола были отвезены в город Острогожск и сданы на переплавку.

1.3. История строительства церковно-приходской школы
В 1890 году в окрестностях церкви было возведено здание церковно-приходской школы, финансирование и содержание школы осуществлялось за счет средств прихода7. В школе изучался Закон Божий и общеобразовательные предметы. Священник местного прихода - отец Василий Александров, а затем Дмитрий Александров наставляли детские души в духе законов русской православной церкви. Образовательные предметы вела учительница – Светличная Мария Ивановна. Во время богослужений учащиеся вместе с учителем посещали храм и лишь затем продолжали учебный процесс. В 1891 году вокруг церкви и школы была построена каменная ограда с мини башнями на углах. Границы ограды проходили по углу современного расположения здания «Одно окно» и охватывали территорию современных магазинов и часть насаждений нового парка. Ограда была разобрана в 1935 году на нужды созданного района.

2. Гонения на церковь

По словам «сторожилов» церковь имела величественную роспись, изображения святых были представлены в полный рост, особенно был красив иконостас, состоящий из пяти ярусов, выполненный в резьбе по дереву. Иконы диесусного ряда имели многогранную цветовую гамму. Иконостас был выполнен в одной из иконописных мастерских города Воронежа. Судьба икон церкви тоже плачевна, из икон делались табуреты в детский садик, а многие бесследно исчезли, иконостас был вывезен в город Острогожск и дальнейшая его судьба неизвестна. В настоящее время в храме сохранились две старинные иконы 19 века7.

Особенно трудные времена настали для духовно-культурного центра села в 30 годы, в период проведения коллективизации. В 1930 году началось печально знаменитое наступление комсомола на церковь, когда во время богослужений организовывались концерты и смотры художественной самодеятельности, людям запрещалось посещать церковь. На верующих начались гонения, а порою и богохульство. В 1935 году перед самым закрытием церкви две комсомолки Татьяна и Христина доказывая прихожанам, что бога нет, плясали на церковном престоле. Через две недели обе серьезно заболели, причем Одна умерла вскоре, а другая длительное время лежала парализованная, прикованная недугом к постели.

В 30-е годы в церкви осуществлял богослужения священник Николай Нестеров (приложение 2) на которого оказывалось постоянное давление со стороны властей, с тем, чтобы он публично, во время проповеди сообщил прихожанам, что Бога нет и что он добровольно складывает с себя священный сан, но он до конца оставался верен своему духовному долгу и осуществлял церковные требы до самого закрытия церкви.

В 1930 году четверо священников красненских приходов были арестованы, против них были возбуждены дела, по обвинению в антисоветской деятельности. Священник Попов Николай Иванович Ураковского прихода был арестован сразу после завершения службы в помещении церкви, был конвоирован и этапирован в город Воронеж, осужден «тройкой» и приговорен к 25 годам за антисоветскую деятельность без права переписки. Во время отбывания наказания в 1942 году умер, о чем родственники узнали только в 1989 году. Был посмертно реабилитирован. Такая же судьба постигла и священника красненского прихода – Николая Нестерова, о времени и месте его кончины сведений нет8.

В 1935 году решением Уколовского райисполкома церковь была закрыта. Здание церкви стало использоваться под зернохранилище, в помещение церкви заезжали на волах и лошадях для разгрузки зерна. Со стен смотрели лики святых на человеческое святотатство. В 1938 году началось переоборудование церкви под клуб, но этот проект так и остался не реализованным, разобрали только верхний ярус колокольни и на этом работы были остановлены. Первый секретарь Уколовского райкома партии Польченко А.Г. был арестован как враг народа, и его инициатива не была доведена до конца.

В 1941 году грянула война. С осени 1941 года наш край стал прифронтовой зоной, а в селе стали создаваться мобилизационные запасы вооружений и продовольствия. В здании церкви был расположен армейский склад, который круглосуточно охранялся истребительным батальоном во главе с Л.И. Андреевым начальником РО НКГБ Уколовского района.

Отгремела война, а церковь в полуразваленном состоянии простояла до 1951 года. Через год церковь была перепланирована до неузнаваемости. Из правого придела была сооружена кинобудка и боковое фойе, основной купол был разобран до основания и скрыт под общей крышей - так церковь превратилась в районный дом культуры. В алтаре была расположена сцена. Так духовный центр был поруган и превращен в «культурный»9.

2

3.Выводы

В процессе выполнения исследовательской работы у меня возникло желание заниматься изучением истории моей малой родины и его духовного наследия. Изучая документы и литературу о Святоильинском храме, я узнал хронологический ряд событий, связанных с моим селом.

Полученные материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории, краеведения и православной культуры.

Данная работа может служить методическим материалом для проведения классных часов по духовно-нравственному воспитанию.

4. Заключение
В начале 90-х годов XX века началась переоценка духовных ценностей, наследия, изменилась политика государства по отношению к церкви. Начался длительный путь возрождения церкви, который затянулся до 2009 года. В 1993 году после проведенного опроса общественного мнения жители села Красного, которые высказались большинством голосов за передачу здания церкви верующим, разоренный, перестроенный храм был передан верующим и начал использоваться по своему прямому назначению. Поздней осенью 2006 года начались реставрационные работы по внутренней отделке храма, в соответствии с разработанным проектом.

В течении зимы 2006 года были произведены внутренние отделочные работы и подготовлены стены к настенной росписи. Весной 2007 осуществлена реставрация внешнего облика храма. С целью предания ему первозданного вида. К престольному празднику святого пророка Ильи (2 августа) храм был освещен. 11 апреля завершена настенная роспись храма.


5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ


  1. Архимандрит Димитрий Замбикин. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии / Д.З.Архимандрит.-Изд.- Воронеж, 1884г

  2. Челобитная священника Козьмодемьянской церкви отца Евлампия царю Алексею Михайловичу о наказании прихожанину П. Хумовову: Ф.210. Разрядный приказ, оп. 6д. 30, л. 380-383.

  3. Прошение служилых людей, с просьбой к царю Алексею Михайловичу о выдаче пищалей для защиты от набегов со стороны степи: Ф.210. Разрядный приказ, оп. 16д. л. 61-62.

  4. Указная память царя Алексея Михайловича коротоякскому воеводе Т.У. Хрумову о выдаче пищалей детям боярским села Красное. Там же, д. 480, л. 62.

  5. Теоретические проблемы исторических исследований.- М., 1998. Вып.1.

  6. Троицкий, Н.А. Лекции по русской истории / Н.А.Троицкий.- Изд.- Саратов, 1994.

  7. Разиньков,А.Н. Прошлое родной стороны: Заря .- 1980г.-№5

  8. Разиньков,А.Н. Прошлое родной стороны: Заря .- 1983г.- №7

  9. Разиньков А.Н. - Прошлое родной стороны: Заря .- 1986г.- №13 с.

10.Разиньков,А.Н. Прошлое родной стороны: Заря .- 1988г. №-57
Рецензия
Исследовательская работа «История храма моей малой родины. Исследовательская работа «История православного Свято-Ильинского храма в селе Красном» основана на краеведческом материале иторико-краеведческого музея.

В ней прослежена хронология событий связанных со строительством и реконструкцией храма.

Исследовательская работа дает возможность узнать о вкладе каждого участника исторических событий в развитие Свято-Ильинского храма.

Данная работа формирует у учеников навыками исследовательской деятельности.

Все разделы проекта связаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе (исследование сопровождается историческими фотографиями) .

Работа реализует принцип развивающего обучения, направлена на получение новых знаний, способствует духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, позволяет глубже узнать историю восстановления храмов на Белгородчине.
Учитель русского языка Чебакова Н.И.

1 1Архимандрит Дмитрий замбикин «Указатель храмовых праздненств в Воронежской епархии» 86-89

2 «Челобитная Священника Козьмодемьянской церкви отца Евлампия Царю Алексею Михайловичу о наказании прихожанину П.Хумовову» Ф.210. Разрядный приказ, оп. 6д. 30.л. 380-383

3 «Прошение служилых людей, с просьбой к царю Алексею Михайловичу о выдачи пищалей для защиты от набегов со стороны степи» Ф.210. Разрядный приказ, оп. 16д. Л.61-62

4 Указная память царя Алексея Михайловича коротоякскому воеводе Т.У.Хмырову о выдаче пищалей детям боярским села Красное.56-59



2 5Там же д.480. л.62

6 материалы районной газеты «Заря» 1980г.

7 Материалы Районной газеты «Заря» 1983-1986гг.

8 Троицкий Н.А. Лекции по русской истории

9 Материалы районной газеты «Заря» 1988г.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.