NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Женские хитрости


ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ
В последнее время женщины все больше тя­нутся к ремеслам, осваивая их и для того, чтобы скрасить бедное и безрадостное суще­ствование, и для того, чтобы без особых за­трат получить красивые и нужные в быту ве­щи.

Из многих ремесел вышивка, пожалуй, са­мое древнее и самое привлекательное, очень женское, очень духовное, требующее не только усидчивости, терпения, хорошего на­выка и вкуса, но и качеств художника: уме­ния видеть вокруг себя красоту, пользоваться всей палитрой красок — и тогда стежки словно заменяют мазки. В этом номере мы расскажем о том, как при помощи иглы и ниток сделать себе или близ­ким неповторимой красоты наряд, а в рамку натянуть уникальную картину необыкновен­ной бархатистой фактуры, созданную из миллионов рукотворных стежков, сплошь или выборочно покрывающих полотно. Поскольку № 4 нашего журнала за 1991 год в статье Э.Литвинец «Учитесь вышивать» уже даны основы вышивания, то сегодня вы узнаете, как уже известными швами вруч­ную украсить одежду, а также познакоми­тесь с секретами создания живописи игол­кой — с вышиванием пейзажа, натюрморта и портрета.

Печально, что мы не избалованы легкой про­мышленностью и так сложно подобрать в ма­газинах вещь, подчеркивающую именно ва­шу индивидуальность, создающую именно ваш стиль.

Мы надеемся, что облегчить задачу создания своего образа смогут наши рекомендации о том, как подобрать нужный рисунок и вы­брать гармоничное сочетание цвета ниток и основы, как подобрать необходимые аксессу­ары к готовому изделию. Итак, давайте пересмотрим гардероб, подбе­рем еще вполне приличные, но поднадоев­шие кофты, платья или костюмы и пофанта­зируем, как бы мы могли их преобразить.
Л.А.АЛЕШИНА
Живопись иглой и ниткой
Маленькие дополнения в романтическом стиле.

Предположим, у вас есть черное платье или чер­ный жакет из хорошей шерсти или плотного шелка. Надо подумать, какой рисунок просится на эту вещь. Если вы романтичны и несколько консерва­тивны, то можно вышить изящный некрупный рису­нок тоновой гладью нитками мулине или шелком, к примеру, на воротнике и на манжете или на кокетке и рукавах (рис.1,а,б).

К черному платью очень подойдет съемный бе­лый воротник, вышитый по краю петельным швом, а по полю прорезной и белой гладью (рис.2).



Рис. 1



Рис.2

Если у вас есть лоскут черной ткани, идентич­ной платью, то можно сделать двойной комбиниро­ванный воротник из двух частей, контрастных по цвету, с фестонами по краю (полукружья фестонов легко вычертить при помощи мелка или обмылка и монеты достоинством 5 коп.). В каждом фестоне белым тонким шелком вышить простой рисунок (рис.3).

К этому же платью или к костюму подойдет вы­шитый шейный платок (рис.4).
Вышивание на трикотаже

Трикотаж выглядит особенно привлекательно, если его украшает красивая вышивка. Учиться вы­шивать на нем лучше, используя старый лоскут чу­лочной вязки, натянутый на пяльцы.

Рисунок на темном фоне лучше перевести при­порохом, т.е. сделанный с рисунка сколок на кальке (рисунок, проработанный уколами толстой иглы или шила по контуру) наложить на трикотаж, подколоть швейными булавками и обработать кашице­образной смесью машинного масла или керосина и зубного порошка. На светлом трикотаже сколок сма­чивают смесью машинного масла с синькой.



Рис.3


Рис.4


Можно прошить рисунок на кальке вместе с три­котажем на швейной машине или вручную швом вперед иголку, затем, убрав кальку, вышивать по наметке выбранными швами.

Основные швы, украшающие трикотаж: влади­мирская гладь, гладь с настилом, стебельчатый, це­почка (тамбурный), навивные узелки, гладь вприк-реп, козлик, петля в петлю.

Надо учесть, что крупным женщинам уместнее подобрать мелкий рисунок, а хрупким — крупный.

Женщинам консервативным в отношении моды можно использовать традиционные рисунки цветоч­ных, травяных орнаментов (рис.5,6). Для любящих необыкновенность уместно выбрать смелые, даже авангардные решения.

Нитки подбираются в одной гамме с пряжей или по контрасту с ней. Основных цветов должно быть не более трех. Красивые сочетания: по черному — белый, красный, сиреневый, серый, золотой, сереб­ряный; по красному — белый, черный, оранжевый, серо-серебристый; по коричневому — бежевый, желтый, голубой, белый, рыжий; по сиреневому — черный, серый, фиолетовый, розовый; по серому — темно-серый, черный, белый, розовый, красный; по синему — голубой, бежевый, белый, серый, сереб­ряный; по белому — сине-голубой, золотисто-ко­ричневый. Если вышивать шерстяной или полушер­стяной нитью, ирисом, гарусом, узкой шелковой лентой, то надо использовать толстые иглы № 6 — 12. На изнанке не должно быть узлов и незакрепленных концов.

Нить закрепляется мелкими стежками швом вперед иголку к началу шитья, затем это место за­крывается вышивкой, конец нитки прячется с из­нанки под вышитую строчку.

Крупные цветы, листья вышиваются чаще всего гладью вприкреп (рис.7). Поверху можно пройтись ниткой более светлого и более интенсивного тона. В этом случае интересный эффект дает дополнитель­ный слой вышивки двойной ниткой: ниткой нужно­го тона, соединенной с ниткой люрекса. Гладь вприкреп хороша тем, что даже самые крупные ежки не провисают благодаря перехвату нитки. Се­редки цветов можно вышить навивными узелками, бисером, гладью, блестками.

Рис.5



Рис.6



Рис.7

Необычный зрительный эффект на трикотаж­ном полотне дают различные «языки» и «огурцы», фантастические птицы и абстрактные фигуры.

Варьируя «языки» и «огурцы» разного фасона и размера, можно сделать одежду необычайно празд­ничной. Контуры этих фигур вышивают сквозной короткой гладью (можно с настилом) или тамбур­ной цепочкой, а внутри — козликом, декоративной сеткой, навивными узелками, редкими бисеринка­ми, блестками или стеклярусом (рис.8, 9).

Интересно смотрятся различные банты, выши­тые контрастными нитками по контуру гладью, коз­ликом или швом петля в петлю (рис.10).

Черный вытянутый по длине бант с нашитыми черными бусинками или блестками украсит одежду желтого тона (рис. 11).

Выигрышно будет смотреться вещь с абстракт­ным рисунком, сплошь заложенным бисером двух тонов, например, черного и белого на сером фоне (рис.12). Быстро и красиво можно украсить вяза­ную вещь шнуром, готовым или связанным на ма­шине, особенно если в нем есть люрексовая нить (рис.13). Шнур выкладывают по рисунку и сразу же пришивают потайным швом ниткой нужного тона.



Рис.8



Рис.9



Рис. 10



Рис. 11



Рис. 12



Женственно выглядят на одежде небольшие бу­кетики цветов, звездочки и горошинки разного цвета и размера (рис.14).

Особым шармом, национальным колоритом бу­дут отличаться вещи, на которых вышиты фантасти­ческие птицы с применением не только знакомых швов, но и декорированных кусочков меха, бархата, замши. Ворот и рукава в этом случае уместно тоже отделать узкой полосой мягкого меха. Предлагае­мый вариант (рис.15) окажется особенно кстати в год Петуха.



Рис. 13



Рис. 14



Рис. 15
Когда кисть заменяет иголка
Иметь уникальный гардероб — мечта каждой женщины, но вещи есть вещи, они изнашиваются и теряют свою привлекательность, а так хочется иметь что-то для души и «на века». И это что-то — выши­тые картины. Об этом пойдет речь дальше...
Подготовка

к вышиванию картин
Прежде чем приступить к созданию картин, не­обходимо запастись терпением и достаточным выбо­ром материала: хорошими сюжетами, набором игл, подходящим лоскутом однотонной ткани и богатым ассортиментом ниток.

Прежде всего сюжет для вашей картины дол­жен быть оригинальным, для начала простым, но не примитивным. Лучше всего копить сюжеты, складывая рисунки, репродукции, интересные фо­тографии, открытки в специальную папку, чтобы был выбор.

Игл всегда нужно иметь достаточное количество, лучше всего набор игл от № 1 до № 12. Чаще всего при вышивании картин пользуются средними игла­ми № 3 — 5 с большим ушком. Если картина выши­вается на шелке или батисте, то иглы берутся тонкие № 2 — 3, а нитки соответственно тоже тонкие: мули­не в одну нить, шелковые и капроновые. Чем тоньше ткань, тоньше игла, тем мельче и аккуратнее нужно делать стежки, чтобы получилась изящная, краси­вая вышивка. Край лоскута, на котором вы собирае­тесь вышивать картину, лучше всего обрезать нож­ницами «зигзаг», чтобы не махрился. Кроме того, материал-основа должен быть чистым, хорошо оту­тюженным, не очень плотного переплетения, чтобы игла легко входила в ткань.

Какими швами вышивать картину? Это самый сложный вопрос, так как опытная вышивальщица при создании любой картины пользуется разными швами в зависимости от того, что вышивает. Ниже постараемся рассказать, какими швами лучше поль­зоваться при создании разных видов живописных картин, созданных иглой и ниткой.

Нитки — дефицит, но не очень огорчайтесь, так как есть много способов пополнить их запас. Во-пер­вых, мулине, шелк, ирис, капрон все-таки бывают в галантерейных магазинах. Во-вторых, прекрасные нитки можно получить, выдергивая их из полос плотного шелка, шерсти, парчи (люрекс). Волни­стая нить, если по ней пройтись влажной ватой, прекрасно покрывает поверхность картины.

В-третьих, хорошую службу могут сослужить капроновые шнуры и веревки, если они на концах хорошо распадаются на части, а также шерстяная и шелковая тесьма, которую легко распустить на ни­тки.

В-четвертых, белые нитки (можно белую тесьму и шнур) легко покрасить в нужный цвет. Для этого необходимо приобрести немного анилиновых краси­телей, средство «Фантазия» для окраски тканей или естественные красители. Для окраски ниток в нуж­ный цвет необходимо влить в сосуд воду (примерно литр), вскипятить ее, добавить на кончике ножа красителя и по столовой ложке поваренной соли и уксуса.

Затем тесьму или прядь ниток белого цвета опу­стить в приготовленный раствор и немного прокипя­тить для светлой окраски. Добавляя понемногу кра­сителя и опуская нитки в раствор на более продол­жительное время, получим нитки более интенсив­ной окраски. Так можно за один раз крашения пол­учить богатую гамму оттенков одного цвета, а сме­шивая красители (например, красную и синюю или голубую и зеленую) — другие цвета.

В природе встречаются и естественные красите­ли: мальва и зверобой дают красную окраску, васи­лек и корни девясила — синюю, ежевика — фиоле­товую, корни щавеля, шелуха лука — желто-корич­невую, корень ревеня — черную и т.д. Взятый мате­риал выпаривают в воде, процеживают через марлю и кипятят нитки для нужной окраски. Интенсив­ность цвета ниток будет зависеть от густоты раствора и времени кипячения.

А теперь можно приступать к созданию натюр­морта как менее сложного вида живописи.
Вышивание натюрморта
Натюрморт — вид живописи, изображение нео­душевленных предметов: утварь, плоды, дичь, посу­да, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельно­сти.

К вышиванию натюрмортов надо подходить как к живописному изображению: подобрать красивую по фактуре и цвету ткань для основы, интересный рисунок, если вы рисуете, а если нет, то вырази­тельную репродукцию, фотографию, богатую гамму ниток. Очень разнообразен и красочен в книжных магазинах выбор тематических календарей, которые можно использовать для вышивания натюрмортов. А если вы шьете и у вас солидный запас лоскутов, то вы обладаете сокровищем, которое в ваших руках превратится в несказанно красочный букет. Это, кстати, наиболее легкий способ за несколько дней сделать декоративно очень богатую вещь: наволочку для диванной подушки, скатерть, панно или карти­ну.

Итак, разложим свои лоскуты и прикинем, что из них можно выложить способом аппликации, т.е. наложением на основу кусочков другой ткани. К примеру, у вас есть кусок шерсти или льна красиво­го голубого цвета. Посмотрите, есть ли на ваших ло­скутах цветочный рисунок с ромашками, василька­ми, хризантемами. Совсем не обязательно, чтобы материал был одного вида ткани, можно пользовать­ся одновременно и сатином, и шифоном, и ситцем, и трикотажем.

Мелом или острым обмылком набросайте на ос­нове примерное расположение вашего букета, луч­ше всего по диагонали, для верности возьмите за об­разец репродукцию с понравившегося вам натюр­морта.

Из выстиранных, подкрахмаленных и хорошо отутюженных лоскутов навырезайте цветы и листья, чтобы они подходили по цвету и размеру.

Не нужно стараться собрать в букет все цветы, которые у вас под рукой, избегайте ядовитой зелени, листья лучше всего вырезать из сиреневато-серых, коричневых и золотисто-бежевых лоскутов, можно произвольно, а не по рисунку ткани.

Посмотрите внимательно, сочетаются ли цветы в букете. Если какие-то слишком бьют по глазам, без сожаления отложите их в сторону.

К вашему голубому лоскуту-основе подойдут бело-серые или бело-голубые ромашки, сиреневые или светло-желтые хризантемы, ярко-синие ва­сильки. Раскидайте их по основе так, чтобы они были естественны, не очень тщательно расположе­ны, чтобы более крупные цветы были внизу, а мел­кие — по бокам и сверху, над крупными. Теперь подложите под венчики цветрв листочки, они дол­жны быть разных оттенков, более теплого и более холодного, и создавать впечатление разной отда­ленности.

Можно неоднократно переложить цветы и лис­тья, добиваясь нужного эффекта. Вот вроде бы и все на месте. Теперь возьмите белый клей типа ПВА, бустилата и т.п. и кисточкой, старой зубной щеткой или просто тампоном на палочке осторожно с изнан­ки по контуру нанесите чуть заметный след клея, стараясь не попасть на ткань-основу и поверхность цветка. Берите цветы и листья по одному. Сначала приклеивайте те, что внизу, а потом те, что находят­ся сверху, ближе к нам.

Когда все будет приклеено, то останется напрячь фантазию, подобрать нитки нужного цвета и обшить цветы и листья по контуру гладьевым валиком, кра­евым швом или тамбурной цепочкой нитками нуж­ного цвета, прихватывая ткань-основу (рис.16,а,б,в).

Каждый цветок и листок потребует своей окан­товки. Если края цветов шить более светлыми нитками, до белого, около сердцевин пройтись сквоз­ной гладью более интенсивного цвета (до черного), то цветок станет живым, выпуклым. Теперь надо об­шить листья, стараясь класть стежки гладьевого шва наклонно к острому краю листа (рис. 17,а).



Рис. 16



Рис. 17



Рис. 18 (Здесь и далее фотографии авторских работ Л.Алешиной.)
Прожилки листка вышить стебельчатым швом нитками контрастного цвета. Тонкие стебли цветов вышить стебельчатым швом, а те, что потолще, — сквозной гладью с настилом (рис. 17,б). Для живости добавьте сверху и по бокам букета вышитые сте­бельком и рококо тонкие колоски или венчики цве­тов типа сныти или тысячелистника, используя на­вивные узелки в один навив. Это придаст букету воздушность и изящество. Мелкие цветы и листоч­ки, например незабудки, можно вышить петлями с прикрепом или косой гладью. Сердцевины ромашек заполняются гладью с настилом, а еще лучше навив­ными узелками (фото 18) .

Букет, сотворенный вашими руками, заряжен­ный вашей энергией, впитавший частицу вашей ду­ши, будет радовать глаз ничуть не меньше, чем до­рогой, тяжелый, вечно пыльный ковер.

Но это самый быстрый и легкий способ вышива­ния натюрморта. Попробуем усложнить задачу и вышить букет художественной (ее называют в раз­ных источниках и тоновой, и теневой) гладью.

Подберите рисунок, найдите подходящего цвета и фактуры ткань-основу. Рисунок с оригинала пере­ведите на кальку, а с нее на основу через копиро­вальную бумагу. Чтобы не испачкать основу, перед тем как перевести рисунок, жирную сторону кальки протрите ватным тампоном или мягкой тряпкой. Подберите нужные для вышивания нитки, лучше всего мулине и катушечный шелк. Вышивайте гладью стебельчатым швом, закладывая ею крупные цветы и листья.

Напоминаем, что чем тоньше игла, тем красивее лягут стежки.

Важно найти нужный цвет и его оттенки, а так­же правильное направление шва (фото 19).

Если вы будете вышивать розу одним розовым или красным цветом, то у вас получится неестест­венный, мертвый цветок. Возьмите для образца жи­вую розу, хорошую репродукцию с картины или хо­рошую фотографию, где видны оттенки цвета, — и вы увидите множество переходов от белого до мали­нового и темно-красного. Листья не ядовито-зеле­ные, а темные, глянцевые, со светлыми прожилками и каплями росы. Роза — символ красоты, нежности и недолговечности бытия. Каждый ее лепесток хру­пок и прозрачен, поэтому и вышивать надо по зако­ну живописи, передавая стежками в одну нитку от­тенки нужного цвета. Главное у художника и выши­вальщицы — живопись, т.е. работа с красками в первом случае и с нитками во втором.



Рис. 19

Приглядитесь к лепесткам: они снаружи выпук­лые, на краях изящные отвороты. Самые выпуклые места вышиваются светлым тоном. Например, если роза розового цвета, то желтовато-розовым, более теплым, отвороты — самым светлым, до белого. А у основания лепестка и под отворотом — более интен­сивным. Скрученная серединка цветка изнутри тем­но-малиновая, а слои виднеющихся краешков внут­ренних лепестков светлые. Чередование светлых и темных оттенков создает живой эффект. Вышивать лучше слоями короткой глади не более 0,5 см в одну нить с вливанием тонов, чтобы не было ярко выра­женной границы цвета. Красками это сделать про­сто. Чтобы тона ниток плавно переходили один в другой, необходимо один штрих иголкой делать длинный, а другой короткий, и так чередовать. В следующем ряду чередовать наоборот, чтобы запол­нить промежутки-просветы на поверхности зашива­емого гладью узора. Чтобы высветлить или вытенить уже вышитый лепесток, можно поверху пройтись ниткой нужного цвета.

Листья розы вышить естественным темно-зеле­ным цветом, оставив место для прожилок, которые затем заполнить нитками более светлого тона сте­бельчатым швом. Стежки располагают в направле­нии от края к середине.

Очень красивы на вышитом натюрморте ветки рябины и различные грибы.

Для вышивания рябиновых веток с плодами прежде всего необходимо найти красивый тон тка­ни, лучше всего серебристо-серый или светло-сире­невый.

Несущие ветки лучше всего вышить косой гладью с настилом нитками коричневого тона. Для тонких веточек, на которых держатся ягодки, боль­ше всего подойдет стебельчатый шов. Ягодки прежде всего должны быть неоднотонными: те, что крупнее и ближе к нам, — светло-оранжевые; те, что отстоят дальше, — темно-оранжевые; самые дальние — до темно-лилового или красно-коричневого. Все стеж­ки сквозной глади с настилом, которыми вышивают­ся ягодки, должны лежать по вертикали.

Проколы иглы делаются строго по контуру, что­бы ягодки были идеально круглыми. Осталось слева по вышитым ягодкам нанести блики — несколько мелких стежков белой ниткой, а также черную кре-стовинку (рис.20).

Листья лучше всего вышить владимирской гладью (рис.20а). Часть их в зеленой гамме, часть — в желто-коричневой. Расположение стежков — по ко­сой линии.

Находка для тех, кто любит натюрморты, — грибы. Они сами по себе удивительно живописны, поэтому необходимо их только правильно зарисовать с натуры или подыскать хорошую репродукцию или фото, где видны оттенки. Для выразительности натюрморта можно внести в картину предметы весе­лой хохломы, которая нарядно сочетается с корич­нево-желтыми головками грибов. Грибы лучше вы­шить гладью стебельчатым швом нитками мулине или тонкой шерстью, или полушерстью, хохлому — мулине или шелком (фото 21).

Очень декоративно смотрится маленький объемный букет, выложенный и вышитый по ткани-осно­ве. С любой открытки, где изображена корзинка с цветами, переведите контурно рисунок. Корзинку вышивайте стебельчатым швом или цепочкой. Из подкрахмаленных цветных лоскутов навырсзайте мелкие цветы и листочки (желательно, чтобы каж­дый букет выдерживался в одной гамме: сине-голу­бой или желто-красной. Фон тоже должен соответ­ствовать выбранному цвету).



Рис. 20

Сначала прикрепите к основе листочки. Для этого каждый листок сосборите швом вперед иголку у основания или сверните вдоль по основной про­жилке и пришейте к ткани-основе. На листочки по­верху наложите цветок и закрепите его в центре бу­синкой или навивным узелком. Розочки в корзинке можно вышить швом рококо (навивные узелки) или сложить из узкой атласной ленты, для чего лента складывается под прямым углом где-то по центру, затем один конец сгибается направо на треугольник ABC, а второй конец вниз, на тот же треугольник (рис.22). Сделав 7 — 8 наложений, получим красиную гармошку. Придерживая пальцами один конец края гармошки, потяните за второй — соберется красивая розочка.

Потренируйтесь несколько раз, и когда розочка удовлетворит вас своим совершенством, пришейте ее ниткой с обратной стороны основы. На фото 23 вы видите букет, выполненный в этой технике.



Рис.21



Рис . 22

Цветы сирени можно вышить петлями с прикре-пом или вырезать каждый цветок из накрахмаленного шелка сиреневой гаммы, а сердцевинкой (бисерин­кой или навивным узелком) прикрепить к основе.



Рис . 23

Крупные листья сирени лучше всего вырезать из несыпучего материала темно-зеленого цвета и при­шить к основе гладьевым валиком или краевым швом нитками более светлого тона.

Очаровательные анютины глазки вышивают ап­пликацией или художественной гладью, располагая стежки по лепестку веером с вливанием тонов, как при вышивании розы.

Казалось бы, незатейливые цветы — ромашки, но смотрятся очень красиво, особенно на голубом, зеленом или черном фоне.

Вышить лепестки можно вдоль стебельчатой гладью, а можно поперек лепестка прямой или ко­сой двусторонней гладью.

Лепестки, которые выбиваются из ряда, выши­вают серо-голубыми нитками, а остальные — белы­ми. Учтите, что ромашки с одинаковыми симмет­ричными лепестками чисто белого тона смотрятся неестественно.

Элегантно выглядят желтые садовые ромашки на бежевой основе, особенно если в букет добавить красивой листвы малины или смородины. Живые листья этих растений можно элементарно обвести на основу карандашом, подрисовать прожилки, подо­брать нитки в цвет зелени — и за работу.

Так же можно составить букет из осенних листь­ев клена, вяза, ясеня, рябины, дуба, земляники, брусники и других, а затем вышить этот букет во всем богатстве красок на красивом куске ткани.

Одним словом, цветы, полевые и садовые, могут радовать вас не только весной и летом, но и седой зимой, если сумеете запечатлеть их чудотворной иг­лой и нитками.
Вышивание пейзажа
Пейзаж — более трудный и требующий более высокого мастерства вид живописи, но не будем ро­беть и перед ним.

Пейзаж — изображение природы. Лучше всего первые опыты работы над пейзажем начать с набро­сков отдельных кустов, деревьев, облаков. Затем пе­рейти к рисункам покрупнее, размером 30x40 см. Если склонности к рисованию нет, то лучше исполь­зовать цветную репродукцию с понравившейся кар­тины или хорошую цветную фотографию.

Подберите для основы лоскут ткани светлого то­на. Лучше всего, если ткань хорошо протыкается иг­лой. Легко вышивать пейзаж на сатине, бязи, льне, ситце, мягкой шерсти.

Рисунок перевести через копировальную бумагу на ткань-основу. Если пейзаж небольшой, то лучше всего его заключить в пяльцы. Если большой, то уместнее ткань-основу пришить к подрамнику, ис­пользуя его как пяльцы. Один и тот же подрамник можно использовать многократно для вышивания пейзажей разного размера. Если подрамник велико­ват, нарастите края картины полосками ненужной ткани.

Кусок ткани с переведенным рисунком положи­те лицом сверху на подрамник, края заправьте под стороны подрамника и пришейте ткань-основу швом назад иголку, плотно натягивая на подрамник, что­бы ткань не провисала.

Если картина большая, ее можно вышивать час­тями, натягивая каждую часть на подрамник пооче­редно.

Начинайте вышивать с крупных пространств. Нёбо закладывается гладью стебельчатым швом или тамбурной цепочной одинарной или двойной ни­ткой мулине по горизонтали, если нужно вышить облака, и по вертикали, если хотите, чтобы оно было струящимся.

При вертикальном наложении швов легче ис­пользовать полутона ниток, лучше вливать один тон в другой. Чтобы сделать незаметным переход от од­ного цвета к другому, надо для переходной части сложить две нитки от мотков верхнего и нижнего по цвету слоя. Например, верхняя часть неба темно-си­няя, нижняя — светло-голубая, значит, переходный слой надо вышить сложением темно-синей и светло-голубой нити. К линии горизонта становится светлее и небо, и земля.

Если нужно вышить на небе облака, то место для них оставляется незаполненным, а вышиваются они после того, как заложены безоблачные места, тогда облака лягут красиво, не «провалятся» в проем неба.

Облака не должны быть чисто белыми. Золотой осенью они как бы впитывают золотисто-палевые краски земли, а поздней осенью становятся косма­тыми и грязно-серыми. Даже безмятежные кучевые летние облака надо подголубить и подработать фио­летовым тоном.

Выступающие над линией горизонта вершины деревьев, крыши домов и всего поднебесного мира вышивайте после того, как будет застлано небо.

На переднем плане пейзажа цветы и листья смотрятся крупнее и ярче, лучше вышить их по вер­тикали короткой гладью, слоями. По мере удаления к линии горизонта предметы становятся более раз­мытыми, силуэтными, исчезают мелкие детали. Ес­ли первый план требует более теплых оттенков ни­ток — желто-коричнево-зеленых, то дальний план — холодных: серый, синевато-сиреневый, розовый, цвет морской волны (зелень).

Стволы деревьев означаются настилом толстыми нитками: штопкой, шерстью, ирисом, а после того, как будут заложены пространства неба и земли, вы­шиваются прямой сквозной гладью поперек ствола, после чего по бокам ствол можно вытенить контраст­ной ниткой, нанести поверху темные узоры коры бе­резы и других пород. Также делаются несущие вет­ви, а мелкие веточки выполняются стебельчатым швом. Листочки вышиваются по-разному: близко расположенные — гладью, навивными узелками ни­тками теплых тонов, отдаленные, находящиеся на тыльной стороне дерева, — швом назад иголкой и, холодным тоном.

Если в пейзаже есть река, озеро или другой вод­ный источник, то вышивается он по горизонтали шелком разных оттенков (отражение в воде должно быть темнее, чем реальный объект). Берега закрыва­ются уже потом травой, камышом, кустами и т.д., чтобы вид был естественным.

Зимний пейзаж требует более тонкого подхода. На первом плане сугробы оттеняются палевым, желтым, на дальнем плане — голубым, розовым, сиреневым, серым. От деревьев на снегу в ясный день ложатся серо-голубые тени, не забудьте их сделать, иначе не получится ощущение солнца и света.

Веточки зимнего дерева вышиваются разными нитками: от белой шерсти, мулине и шелка до сереб­ряного и золотого люрекса. Вершины деревьев дела­ют загущенными, заснеженными, белыми. Можно вышить их короткой гладью и козликом.

Ветки дерева лежат не в одной плоскости, поэто­му те, что находятся на переднем плане, вышивают палевым, светло-желтым, коричневым, а на заднем плане — серым, сиреневым, синим, только тогда де­рево станет объемным (фото 24).

Очень живописен зимний ночной пейзаж: на черном фоне белые деревья и дома, белые крапинки звезд и луна или месяц. Вышивать лучше по черной шерсти нитками мулине или шелком белого цвета. Рисунок наносится припорохом. Графически стро­гий пейзаж выглядит элегантно, шелк дает дополни­тельную необычную подсветку.



Рис . 24

Интересно выглядит пейзаж, выполненный чер­ной ниткой на белом фоне: деревья, домики, церк­вушки, мосточки и т.д. Для образца необходимо подыскать выразительную графическую работу или черно-белую фотографию.

При вышивании пейзажа можно пользоваться шерстяными, полушерстяными нитками. Это прида­ет картинам бархатистость.

Если использовать шелковые, капроновые, кор­дные нити, то достигается эффект сияния, радости, солнечной освещенности.

Готовый пейзаж можно доработать поверху, вы-теняя и высветляя нужные детали. Это не испортит картины, а, наоборот, придаст ей выпуклость, объ­ем, декоративную выразительность.

Утонченность, прозрачность получаются за счет особой тщательности выполнения стежков, когда они мелкие, хорошо натянуты и лежат все в одном направлении: по горизонтали или вертикали, а так­же выполнены в одну нитку мулине. Это долго, но затраты времени оборачиваются выразительностью, особым шармом.
Вышивание портрета
Теперь попробуем выполнить самую трудную для вышивальщицы работу: сделать портрет.

Портрет — изображение облика человека или животного. Само название со старофранцузского оз­начает «черта в черту», т.е. предполагается абсолют­ное сходство с моделью.

Портрет передает не только внешнее сходство с моделью, но и духовную сущность портретируемого. Понятно поэтому, как труден этот жанр для худож­ника, а для вышивальщицы тем более. И все-таки тем и привлекателен портрет, что кажется недости­жимым и требует высочайшего мастерства.

Начать лучше с портретов животных, особенно наших любимцев — кошек и собак, которые по-сво­ему тоже личности и обладают характером и «чело­веческими» чертами: восторженностью, меланхо­лией, буйством, озлобленностью и т.д.

Сделать портрет вам поможет выразительная ре­продукция или цветная фотография. Подберите для! основы лоскут красивого цвета. Например, рыжева­то-желтая шерсть собаки или кошки замечательно выделяется на болотной зелени фона.

На темно-коричневом или черном фоне велико­лепно высвечивается палевая, золотистая, белая ок­раска животного.

Начать работу лучше всего с самого трудного: глаз, пасти, носа. Глаза должны быть блестящими, вышиваются сочетанием черного, рыжего, белого, у кошки — зеленого, черного или голубого. Стежки, которыми вышиваются глаза, должны быть особенно мелкими, частыми и тщательно выполненными. Зрачок — черный, а в нем белым шелком несколь­кими мельчайшими стежками — блик, чтобы глаза светились. Нос можно тоже немного высветлить сверху по черному фону белым, так как у здорового животного он влажный, а значит, блестит. Короткая шерсть вышивается двусторонней гладью мулине или шелком с вливанием тонов. Швы располагаются по направлению покрова шерсти. Шерстинки бле­стят и отсвечивают, если вышить их нитками мули­не или шелком. Длинные пряди вышиваются сте­бельчатым швом по всей длине, стежки мелкие: 2 — 2,5 мм.

Выпуклость лобной части достигается благодаря высветлению выступающих частей и вытемнению углубленных. Если законченная работа вас чем-то не устраивает, попробуйте пройтись поверху ниткой нужного оттенка (фото 25).

Труднее вышить портрет человека. Сначала не­обходимо нанести рисунок на ткань (лучше сделать его с кальки, а кальку перевести с репродукции пор­трета или с фото (фото 26).

Работу начать с изображения глаз, носа, губ. Чтобы глаза получились живыми, белки выложите белым шелком двусторонней гладью по вертикали. Затем радужные оболочки по кругу вышить петель­ным контурным швом, навивкой к белку. Осталось черным мулине или шелком зашить зрачки, не­сколькими стежками белого мулине или шелка сде­лать в зрачках блики. Веки вышить сквозной корот­кой гладью мулине телесного цвета (самый светлый беж, палевый), края век сверху и снизу оттенить крошечными стежками коричневого тона.

Контуры носа, губ, ушей зашить гладьевыми штрихами не более 2 мм по вертикали коричневой ниткой мулине.Теперь приступаем к заполнению гладью стебельчатым швом в одну нить мулине лба, щек, подбородка, мочек ушей. Все швы ло­жатся по вертикали,а не по расположению мышц, как в живописи, иначе гладь ляжет некрасиво, по­лукружьями. Овал лица оконтурить более темной ниткой.



Рис. 25

Очень плотной гладью одной ниткой мулине нужного цвета (розовый, терракот или светло-крас­ный) заложить губы.

Брови и волосы лучше вышить нитками одного цвета. Брови вышить мелкими сквозными стежками в одну нить мулине по направлению от носа в обе стороны. Волосы вышиваются стебельчатым швом по всей длине, пряди делаются неоднородными по цвету: одни темнее, другие светлее, лучше всего ка­тушечным шелком.

Эффектно получаются завитки волос. Внутри завиток делается темным, по верхней части локона высветляется.

Около лобной части волосы должны быть более темными, как и около шеи и за ушами.

Потренировавшись на простых портретах, мо­жете попробовать себя и на групповых, и на иконо­писных.

Очень интересно, декоративно смотрятся выши­тые иконы. Вызолоченные места иконы вышиваются люрексом или выкладываются и сразу же пришива­ются тонким золоченым шнуром.

Темные скорбные лица святых оттеняются свет­лой блестящей тканью фона (атлас или саржа). Вместо оклада края иконы украшаются полосками золотой парчи, а затем готовое изделие натягивают на подрамник.

Но браться за иконы можно лишь в том случае, если вы достигли высокого мастерства в рукоделии и можете передать духовную силу и трагичность святого лика. Искаженные лица, перекошенные неумелой ру­кой, вызывают негативное отношение окружающих.



Рис.26

Некоторые вышивальщицы изображают портре­ты излюбленным крестом. Поверьте, что этот вид шва не годится для портрета. Часто уже на образце, с которого вы снимаете рисунок, нарушена симмет­рия лица и тела из-за того, что где-то ошиблись од­ним-двумя крестиками, а в результате глаза и уши получилась на разном уровне, искривлен рот и нос. Крест — механическая вышивка, прекрасно укра­шающая бытовые вещи, но неуместная в портрете.
Обработка вышитых картин
Вышитая работа должна быть выстиранной, хо­рошо отглаженной во влажном состоянии с изнанки. Стирать изделие можно в чуть теплой воде с добав­лением уксуса при полоскании, резких трущих дви­жений лучше избегать, не отжимать, а просто завер­нуть выстиранную работу в сухое махровое полотен­це. Гладить картину необходимо на мягкой подстил­ке, чтобы она была рельефной. Лучше всего гладить картину с середины к краям, чтобы не получилось за­ломов и сдвижек на ткани основы. После глажения работа должна подсохнуть в развернутом положении.

После того, как работа окончательно готова, ее необходимо вставить в раму. Для этого необходимо запастись фанерой или плотным картоном по разме­ру вышитой картины, плотной нитью толстой иглой стянуть края картины с изнанки сначала по горизон­тали, потом по вертикали, стараясь натянуть рису­нок как можно плотнее на картон или фанеру. Если вы все же промахнулись и невышитые края немного выглядывают из-под рамы, не огорчайтесь: стягива­ющими стежками, помогая пальцами рук,, подтяни­те края дальше к изнаночной стороне, ведь ткань, как и мех, имеет способность растягиваться.

Итак, за работу! Желаем всяческих успехов и легкости в пальцах! Самое большое счастье — сча­стье творчества.

Наверное, все согласятся, что прекрасная поло­вина человечества большую часть своей жизни про­водит в хлопотах на кухне. Колдуя здесь над каст­рюльками и сковородками, вы, дорогие хозяюшки, будто не просто готовите пищу, но своим кулинар­ным искусством создаете в семье непередаваемую обстановку доброты, благости, нежности и уюта.
ББК 37.279 В 67
Волков В.А.

В 67 Самодельная черепица /В.А.Волков. Нынче в моде русский стиль / Г.А.Широкова. Магия длинных волос / И.С.Сыромятникова. — М.: Знание, 1993. — 112 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам», №2/1993).
В 1 -и статье рассказывается о технологии изготовления черепицы.

2-я статья журнала содержит рассказ о русском стиле в одежде и быту.

О красоте длинных волос и уходе за ними рассказывается в 3-й статье. Остальные статьи представляют большой интерес для широко­го круга читателей.
ISBN 5-07-002613-5
3404000000

© Издательство «Знание», 1993г
ИБ№ 12256

Подписано к печати 21.04.93.

OCR Pirat



страница 1


скачать

Другие похожие работы: