Женские хитрости
ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ
В последнее время женщины все больше тянутся к ремеслам, осваивая их и для того, чтобы скрасить бедное и безрадостное существование, и для того, чтобы без особых затрат получить красивые и нужные в быту вещи.
Из многих ремесел вышивка, пожалуй, самое древнее и самое привлекательное, очень женское, очень духовное, требующее не только усидчивости, терпения, хорошего навыка и вкуса, но и качеств художника: умения видеть вокруг себя красоту, пользоваться всей палитрой красок — и тогда стежки словно заменяют мазки. В этом номере мы расскажем о том, как при помощи иглы и ниток сделать себе или близким неповторимой красоты наряд, а в рамку натянуть уникальную картину необыкновенной бархатистой фактуры, созданную из миллионов рукотворных стежков, сплошь или выборочно покрывающих полотно. Поскольку № 4 нашего журнала за 1991 год в статье Э.Литвинец «Учитесь вышивать» уже даны основы вышивания, то сегодня вы узнаете, как уже известными швами вручную украсить одежду, а также познакомитесь с секретами создания живописи иголкой — с вышиванием пейзажа, натюрморта и портрета.
Печально, что мы не избалованы легкой промышленностью и так сложно подобрать в магазинах вещь, подчеркивающую именно вашу индивидуальность, создающую именно ваш стиль.
Мы надеемся, что облегчить задачу создания своего образа смогут наши рекомендации о том, как подобрать нужный рисунок и выбрать гармоничное сочетание цвета ниток и основы, как подобрать необходимые аксессуары к готовому изделию. Итак, давайте пересмотрим гардероб, подберем еще вполне приличные, но поднадоевшие кофты, платья или костюмы и пофантазируем, как бы мы могли их преобразить.
Л.А.АЛЕШИНА
Живопись иглой и ниткой
Маленькие дополнения в романтическом стиле.
Предположим, у вас есть черное платье или черный жакет из хорошей шерсти или плотного шелка. Надо подумать, какой рисунок просится на эту вещь. Если вы романтичны и несколько консервативны, то можно вышить изящный некрупный рисунок тоновой гладью нитками мулине или шелком, к примеру, на воротнике и на манжете или на кокетке и рукавах (рис.1,а,б).
К черному платью очень подойдет съемный белый воротник, вышитый по краю петельным швом, а по полю прорезной и белой гладью (рис.2).
Рис. 1
Рис.2
Если у вас есть лоскут черной ткани, идентичной платью, то можно сделать двойной комбинированный воротник из двух частей, контрастных по цвету, с фестонами по краю (полукружья фестонов легко вычертить при помощи мелка или обмылка и монеты достоинством 5 коп.). В каждом фестоне белым тонким шелком вышить простой рисунок (рис.3).
К этому же платью или к костюму подойдет вышитый шейный платок (рис.4).
Вышивание на трикотаже
Трикотаж выглядит особенно привлекательно, если его украшает красивая вышивка. Учиться вышивать на нем лучше, используя старый лоскут чулочной вязки, натянутый на пяльцы.
Рисунок на темном фоне лучше перевести припорохом, т.е. сделанный с рисунка сколок на кальке (рисунок, проработанный уколами толстой иглы или шила по контуру) наложить на трикотаж, подколоть швейными булавками и обработать кашицеобразной смесью машинного масла или керосина и зубного порошка. На светлом трикотаже сколок смачивают смесью машинного масла с синькой.
Рис.3
Рис.4
Можно прошить рисунок на кальке вместе с трикотажем на швейной машине или вручную швом вперед иголку, затем, убрав кальку, вышивать по наметке выбранными швами.
Основные швы, украшающие трикотаж: владимирская гладь, гладь с настилом, стебельчатый, цепочка (тамбурный), навивные узелки, гладь вприк-реп, козлик, петля в петлю.
Надо учесть, что крупным женщинам уместнее подобрать мелкий рисунок, а хрупким — крупный.
Женщинам консервативным в отношении моды можно использовать традиционные рисунки цветочных, травяных орнаментов (рис.5,6). Для любящих необыкновенность уместно выбрать смелые, даже авангардные решения.
Нитки подбираются в одной гамме с пряжей или по контрасту с ней. Основных цветов должно быть не более трех. Красивые сочетания: по черному — белый, красный, сиреневый, серый, золотой, серебряный; по красному — белый, черный, оранжевый, серо-серебристый; по коричневому — бежевый, желтый, голубой, белый, рыжий; по сиреневому — черный, серый, фиолетовый, розовый; по серому — темно-серый, черный, белый, розовый, красный; по синему — голубой, бежевый, белый, серый, серебряный; по белому — сине-голубой, золотисто-коричневый. Если вышивать шерстяной или полушерстяной нитью, ирисом, гарусом, узкой шелковой лентой, то надо использовать толстые иглы № 6 — 12. На изнанке не должно быть узлов и незакрепленных концов.
Нить закрепляется мелкими стежками швом вперед иголку к началу шитья, затем это место закрывается вышивкой, конец нитки прячется с изнанки под вышитую строчку.
Крупные цветы, листья вышиваются чаще всего гладью вприкреп (рис.7). Поверху можно пройтись ниткой более светлого и более интенсивного тона. В этом случае интересный эффект дает дополнительный слой вышивки двойной ниткой: ниткой нужного тона, соединенной с ниткой люрекса. Гладь вприкреп хороша тем, что даже самые крупные ежки не провисают благодаря перехвату нитки. Середки цветов можно вышить навивными узелками, бисером, гладью, блестками.
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Необычный зрительный эффект на трикотажном полотне дают различные «языки» и «огурцы», фантастические птицы и абстрактные фигуры.
Варьируя «языки» и «огурцы» разного фасона и размера, можно сделать одежду необычайно праздничной. Контуры этих фигур вышивают сквозной короткой гладью (можно с настилом) или тамбурной цепочкой, а внутри — козликом, декоративной сеткой, навивными узелками, редкими бисеринками, блестками или стеклярусом (рис.8, 9).
Интересно смотрятся различные банты, вышитые контрастными нитками по контуру гладью, козликом или швом петля в петлю (рис.10).
Черный вытянутый по длине бант с нашитыми черными бусинками или блестками украсит одежду желтого тона (рис. 11).
Выигрышно будет смотреться вещь с абстрактным рисунком, сплошь заложенным бисером двух тонов, например, черного и белого на сером фоне (рис.12). Быстро и красиво можно украсить вязаную вещь шнуром, готовым или связанным на машине, особенно если в нем есть люрексовая нить (рис.13). Шнур выкладывают по рисунку и сразу же пришивают потайным швом ниткой нужного тона.
Рис.8
Рис.9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Женственно выглядят на одежде небольшие букетики цветов, звездочки и горошинки разного цвета и размера (рис.14).
Особым шармом, национальным колоритом будут отличаться вещи, на которых вышиты фантастические птицы с применением не только знакомых швов, но и декорированных кусочков меха, бархата, замши. Ворот и рукава в этом случае уместно тоже отделать узкой полосой мягкого меха. Предлагаемый вариант (рис.15) окажется особенно кстати в год Петуха.
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Когда кисть заменяет иголка
Иметь уникальный гардероб — мечта каждой женщины, но вещи есть вещи, они изнашиваются и теряют свою привлекательность, а так хочется иметь что-то для души и «на века». И это что-то — вышитые картины. Об этом пойдет речь дальше...
Подготовка
к вышиванию картин
Прежде чем приступить к созданию картин, необходимо запастись терпением и достаточным выбором материала: хорошими сюжетами, набором игл, подходящим лоскутом однотонной ткани и богатым ассортиментом ниток.
Прежде всего сюжет для вашей картины должен быть оригинальным, для начала простым, но не примитивным. Лучше всего копить сюжеты, складывая рисунки, репродукции, интересные фотографии, открытки в специальную папку, чтобы был выбор.
Игл всегда нужно иметь достаточное количество, лучше всего набор игл от № 1 до № 12. Чаще всего при вышивании картин пользуются средними иглами № 3 — 5 с большим ушком. Если картина вышивается на шелке или батисте, то иглы берутся тонкие № 2 — 3, а нитки соответственно тоже тонкие: мулине в одну нить, шелковые и капроновые. Чем тоньше ткань, тоньше игла, тем мельче и аккуратнее нужно делать стежки, чтобы получилась изящная, красивая вышивка. Край лоскута, на котором вы собираетесь вышивать картину, лучше всего обрезать ножницами «зигзаг», чтобы не махрился. Кроме того, материал-основа должен быть чистым, хорошо отутюженным, не очень плотного переплетения, чтобы игла легко входила в ткань.
Какими швами вышивать картину? Это самый сложный вопрос, так как опытная вышивальщица при создании любой картины пользуется разными швами в зависимости от того, что вышивает. Ниже постараемся рассказать, какими швами лучше пользоваться при создании разных видов живописных картин, созданных иглой и ниткой.
Нитки — дефицит, но не очень огорчайтесь, так как есть много способов пополнить их запас. Во-первых, мулине, шелк, ирис, капрон все-таки бывают в галантерейных магазинах. Во-вторых, прекрасные нитки можно получить, выдергивая их из полос плотного шелка, шерсти, парчи (люрекс). Волнистая нить, если по ней пройтись влажной ватой, прекрасно покрывает поверхность картины.
В-третьих, хорошую службу могут сослужить капроновые шнуры и веревки, если они на концах хорошо распадаются на части, а также шерстяная и шелковая тесьма, которую легко распустить на нитки.
В-четвертых, белые нитки (можно белую тесьму и шнур) легко покрасить в нужный цвет. Для этого необходимо приобрести немного анилиновых красителей, средство «Фантазия» для окраски тканей или естественные красители. Для окраски ниток в нужный цвет необходимо влить в сосуд воду (примерно литр), вскипятить ее, добавить на кончике ножа красителя и по столовой ложке поваренной соли и уксуса.
Затем тесьму или прядь ниток белого цвета опустить в приготовленный раствор и немного прокипятить для светлой окраски. Добавляя понемногу красителя и опуская нитки в раствор на более продолжительное время, получим нитки более интенсивной окраски. Так можно за один раз крашения получить богатую гамму оттенков одного цвета, а смешивая красители (например, красную и синюю или голубую и зеленую) — другие цвета.
В природе встречаются и естественные красители: мальва и зверобой дают красную окраску, василек и корни девясила — синюю, ежевика — фиолетовую, корни щавеля, шелуха лука — желто-коричневую, корень ревеня — черную и т.д. Взятый материал выпаривают в воде, процеживают через марлю и кипятят нитки для нужной окраски. Интенсивность цвета ниток будет зависеть от густоты раствора и времени кипячения.
А теперь можно приступать к созданию натюрморта как менее сложного вида живописи.
Вышивание натюрморта
Натюрморт — вид живописи, изображение неодушевленных предметов: утварь, плоды, дичь, посуда, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности.
К вышиванию натюрмортов надо подходить как к живописному изображению: подобрать красивую по фактуре и цвету ткань для основы, интересный рисунок, если вы рисуете, а если нет, то выразительную репродукцию, фотографию, богатую гамму ниток. Очень разнообразен и красочен в книжных магазинах выбор тематических календарей, которые можно использовать для вышивания натюрмортов. А если вы шьете и у вас солидный запас лоскутов, то вы обладаете сокровищем, которое в ваших руках превратится в несказанно красочный букет. Это, кстати, наиболее легкий способ за несколько дней сделать декоративно очень богатую вещь: наволочку для диванной подушки, скатерть, панно или картину.
Итак, разложим свои лоскуты и прикинем, что из них можно выложить способом аппликации, т.е. наложением на основу кусочков другой ткани. К примеру, у вас есть кусок шерсти или льна красивого голубого цвета. Посмотрите, есть ли на ваших лоскутах цветочный рисунок с ромашками, васильками, хризантемами. Совсем не обязательно, чтобы материал был одного вида ткани, можно пользоваться одновременно и сатином, и шифоном, и ситцем, и трикотажем.
Мелом или острым обмылком набросайте на основе примерное расположение вашего букета, лучше всего по диагонали, для верности возьмите за образец репродукцию с понравившегося вам натюрморта.
Из выстиранных, подкрахмаленных и хорошо отутюженных лоскутов навырезайте цветы и листья, чтобы они подходили по цвету и размеру.
Не нужно стараться собрать в букет все цветы, которые у вас под рукой, избегайте ядовитой зелени, листья лучше всего вырезать из сиреневато-серых, коричневых и золотисто-бежевых лоскутов, можно произвольно, а не по рисунку ткани.
Посмотрите внимательно, сочетаются ли цветы в букете. Если какие-то слишком бьют по глазам, без сожаления отложите их в сторону.
К вашему голубому лоскуту-основе подойдут бело-серые или бело-голубые ромашки, сиреневые или светло-желтые хризантемы, ярко-синие васильки. Раскидайте их по основе так, чтобы они были естественны, не очень тщательно расположены, чтобы более крупные цветы были внизу, а мелкие — по бокам и сверху, над крупными. Теперь подложите под венчики цветрв листочки, они должны быть разных оттенков, более теплого и более холодного, и создавать впечатление разной отдаленности.
Можно неоднократно переложить цветы и листья, добиваясь нужного эффекта. Вот вроде бы и все на месте. Теперь возьмите белый клей типа ПВА, бустилата и т.п. и кисточкой, старой зубной щеткой или просто тампоном на палочке осторожно с изнанки по контуру нанесите чуть заметный след клея, стараясь не попасть на ткань-основу и поверхность цветка. Берите цветы и листья по одному. Сначала приклеивайте те, что внизу, а потом те, что находятся сверху, ближе к нам.
Когда все будет приклеено, то останется напрячь фантазию, подобрать нитки нужного цвета и обшить цветы и листья по контуру гладьевым валиком, краевым швом или тамбурной цепочкой нитками нужного цвета, прихватывая ткань-основу (рис.16,а,б,в).
Каждый цветок и листок потребует своей окантовки. Если края цветов шить более светлыми нитками, до белого, около сердцевин пройтись сквозной гладью более интенсивного цвета (до черного), то цветок станет живым, выпуклым. Теперь надо обшить листья, стараясь класть стежки гладьевого шва наклонно к острому краю листа (рис. 17,а).
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18 (Здесь и далее фотографии авторских работ Л.Алешиной.)
Прожилки листка вышить стебельчатым швом нитками контрастного цвета. Тонкие стебли цветов вышить стебельчатым швом, а те, что потолще, — сквозной гладью с настилом (рис. 17,б). Для живости добавьте сверху и по бокам букета вышитые стебельком и рококо тонкие колоски или венчики цветов типа сныти или тысячелистника, используя навивные узелки в один навив. Это придаст букету воздушность и изящество. Мелкие цветы и листочки, например незабудки, можно вышить петлями с прикрепом или косой гладью. Сердцевины ромашек заполняются гладью с настилом, а еще лучше навивными узелками (фото 18) .
Букет, сотворенный вашими руками, заряженный вашей энергией, впитавший частицу вашей души, будет радовать глаз ничуть не меньше, чем дорогой, тяжелый, вечно пыльный ковер.
Но это самый быстрый и легкий способ вышивания натюрморта. Попробуем усложнить задачу и вышить букет художественной (ее называют в разных источниках и тоновой, и теневой) гладью.
Подберите рисунок, найдите подходящего цвета и фактуры ткань-основу. Рисунок с оригинала переведите на кальку, а с нее на основу через копировальную бумагу. Чтобы не испачкать основу, перед тем как перевести рисунок, жирную сторону кальки протрите ватным тампоном или мягкой тряпкой. Подберите нужные для вышивания нитки, лучше всего мулине и катушечный шелк. Вышивайте гладью стебельчатым швом, закладывая ею крупные цветы и листья.
Напоминаем, что чем тоньше игла, тем красивее лягут стежки.
Важно найти нужный цвет и его оттенки, а также правильное направление шва (фото 19).
Если вы будете вышивать розу одним розовым или красным цветом, то у вас получится неестественный, мертвый цветок. Возьмите для образца живую розу, хорошую репродукцию с картины или хорошую фотографию, где видны оттенки цвета, — и вы увидите множество переходов от белого до малинового и темно-красного. Листья не ядовито-зеленые, а темные, глянцевые, со светлыми прожилками и каплями росы. Роза — символ красоты, нежности и недолговечности бытия. Каждый ее лепесток хрупок и прозрачен, поэтому и вышивать надо по закону живописи, передавая стежками в одну нитку оттенки нужного цвета. Главное у художника и вышивальщицы — живопись, т.е. работа с красками в первом случае и с нитками во втором.
Рис. 19
Приглядитесь к лепесткам: они снаружи выпуклые, на краях изящные отвороты. Самые выпуклые места вышиваются светлым тоном. Например, если роза розового цвета, то желтовато-розовым, более теплым, отвороты — самым светлым, до белого. А у основания лепестка и под отворотом — более интенсивным. Скрученная серединка цветка изнутри темно-малиновая, а слои виднеющихся краешков внутренних лепестков светлые. Чередование светлых и темных оттенков создает живой эффект. Вышивать лучше слоями короткой глади не более 0,5 см в одну нить с вливанием тонов, чтобы не было ярко выраженной границы цвета. Красками это сделать просто. Чтобы тона ниток плавно переходили один в другой, необходимо один штрих иголкой делать длинный, а другой короткий, и так чередовать. В следующем ряду чередовать наоборот, чтобы заполнить промежутки-просветы на поверхности зашиваемого гладью узора. Чтобы высветлить или вытенить уже вышитый лепесток, можно поверху пройтись ниткой нужного цвета.
Листья розы вышить естественным темно-зеленым цветом, оставив место для прожилок, которые затем заполнить нитками более светлого тона стебельчатым швом. Стежки располагают в направлении от края к середине.
Очень красивы на вышитом натюрморте ветки рябины и различные грибы.
Для вышивания рябиновых веток с плодами прежде всего необходимо найти красивый тон ткани, лучше всего серебристо-серый или светло-сиреневый.
Несущие ветки лучше всего вышить косой гладью с настилом нитками коричневого тона. Для тонких веточек, на которых держатся ягодки, больше всего подойдет стебельчатый шов. Ягодки прежде всего должны быть неоднотонными: те, что крупнее и ближе к нам, — светло-оранжевые; те, что отстоят дальше, — темно-оранжевые; самые дальние — до темно-лилового или красно-коричневого. Все стежки сквозной глади с настилом, которыми вышиваются ягодки, должны лежать по вертикали.
Проколы иглы делаются строго по контуру, чтобы ягодки были идеально круглыми. Осталось слева по вышитым ягодкам нанести блики — несколько мелких стежков белой ниткой, а также черную кре-стовинку (рис.20).
Листья лучше всего вышить владимирской гладью (рис.20а). Часть их в зеленой гамме, часть — в желто-коричневой. Расположение стежков — по косой линии.
Находка для тех, кто любит натюрморты, — грибы. Они сами по себе удивительно живописны, поэтому необходимо их только правильно зарисовать с натуры или подыскать хорошую репродукцию или фото, где видны оттенки. Для выразительности натюрморта можно внести в картину предметы веселой хохломы, которая нарядно сочетается с коричнево-желтыми головками грибов. Грибы лучше вышить гладью стебельчатым швом нитками мулине или тонкой шерстью, или полушерстью, хохлому — мулине или шелком (фото 21).
Очень декоративно смотрится маленький объемный букет, выложенный и вышитый по ткани-основе. С любой открытки, где изображена корзинка с цветами, переведите контурно рисунок. Корзинку вышивайте стебельчатым швом или цепочкой. Из подкрахмаленных цветных лоскутов навырсзайте мелкие цветы и листочки (желательно, чтобы каждый букет выдерживался в одной гамме: сине-голубой или желто-красной. Фон тоже должен соответствовать выбранному цвету).
Рис. 20
Сначала прикрепите к основе листочки. Для этого каждый листок сосборите швом вперед иголку у основания или сверните вдоль по основной прожилке и пришейте к ткани-основе. На листочки поверху наложите цветок и закрепите его в центре бусинкой или навивным узелком. Розочки в корзинке можно вышить швом рококо (навивные узелки) или сложить из узкой атласной ленты, для чего лента складывается под прямым углом где-то по центру, затем один конец сгибается направо на треугольник ABC, а второй конец вниз, на тот же треугольник (рис.22). Сделав 7 — 8 наложений, получим красиную гармошку. Придерживая пальцами один конец края гармошки, потяните за второй — соберется красивая розочка.
Потренируйтесь несколько раз, и когда розочка удовлетворит вас своим совершенством, пришейте ее ниткой с обратной стороны основы. На фото 23 вы видите букет, выполненный в этой технике.
Рис.21
Рис . 22
Цветы сирени можно вышить петлями с прикре-пом или вырезать каждый цветок из накрахмаленного шелка сиреневой гаммы, а сердцевинкой (бисеринкой или навивным узелком) прикрепить к основе.
Рис . 23
Крупные листья сирени лучше всего вырезать из несыпучего материала темно-зеленого цвета и пришить к основе гладьевым валиком или краевым швом нитками более светлого тона.
Очаровательные анютины глазки вышивают аппликацией или художественной гладью, располагая стежки по лепестку веером с вливанием тонов, как при вышивании розы.
Казалось бы, незатейливые цветы — ромашки, но смотрятся очень красиво, особенно на голубом, зеленом или черном фоне.
Вышить лепестки можно вдоль стебельчатой гладью, а можно поперек лепестка прямой или косой двусторонней гладью.
Лепестки, которые выбиваются из ряда, вышивают серо-голубыми нитками, а остальные — белыми. Учтите, что ромашки с одинаковыми симметричными лепестками чисто белого тона смотрятся неестественно.
Элегантно выглядят желтые садовые ромашки на бежевой основе, особенно если в букет добавить красивой листвы малины или смородины. Живые листья этих растений можно элементарно обвести на основу карандашом, подрисовать прожилки, подобрать нитки в цвет зелени — и за работу.
Так же можно составить букет из осенних листьев клена, вяза, ясеня, рябины, дуба, земляники, брусники и других, а затем вышить этот букет во всем богатстве красок на красивом куске ткани.
Одним словом, цветы, полевые и садовые, могут радовать вас не только весной и летом, но и седой зимой, если сумеете запечатлеть их чудотворной иглой и нитками.
Вышивание пейзажа
Пейзаж — более трудный и требующий более высокого мастерства вид живописи, но не будем робеть и перед ним.
Пейзаж — изображение природы. Лучше всего первые опыты работы над пейзажем начать с набросков отдельных кустов, деревьев, облаков. Затем перейти к рисункам покрупнее, размером 30x40 см. Если склонности к рисованию нет, то лучше использовать цветную репродукцию с понравившейся картины или хорошую цветную фотографию.
Подберите для основы лоскут ткани светлого тона. Лучше всего, если ткань хорошо протыкается иглой. Легко вышивать пейзаж на сатине, бязи, льне, ситце, мягкой шерсти.
Рисунок перевести через копировальную бумагу на ткань-основу. Если пейзаж небольшой, то лучше всего его заключить в пяльцы. Если большой, то уместнее ткань-основу пришить к подрамнику, используя его как пяльцы. Один и тот же подрамник можно использовать многократно для вышивания пейзажей разного размера. Если подрамник великоват, нарастите края картины полосками ненужной ткани.
Кусок ткани с переведенным рисунком положите лицом сверху на подрамник, края заправьте под стороны подрамника и пришейте ткань-основу швом назад иголку, плотно натягивая на подрамник, чтобы ткань не провисала.
Если картина большая, ее можно вышивать частями, натягивая каждую часть на подрамник поочередно.
Начинайте вышивать с крупных пространств. Нёбо закладывается гладью стебельчатым швом или тамбурной цепочной одинарной или двойной ниткой мулине по горизонтали, если нужно вышить облака, и по вертикали, если хотите, чтобы оно было струящимся.
При вертикальном наложении швов легче использовать полутона ниток, лучше вливать один тон в другой. Чтобы сделать незаметным переход от одного цвета к другому, надо для переходной части сложить две нитки от мотков верхнего и нижнего по цвету слоя. Например, верхняя часть неба темно-синяя, нижняя — светло-голубая, значит, переходный слой надо вышить сложением темно-синей и светло-голубой нити. К линии горизонта становится светлее и небо, и земля.
Если нужно вышить на небе облака, то место для них оставляется незаполненным, а вышиваются они после того, как заложены безоблачные места, тогда облака лягут красиво, не «провалятся» в проем неба.
Облака не должны быть чисто белыми. Золотой осенью они как бы впитывают золотисто-палевые краски земли, а поздней осенью становятся косматыми и грязно-серыми. Даже безмятежные кучевые летние облака надо подголубить и подработать фиолетовым тоном.
Выступающие над линией горизонта вершины деревьев, крыши домов и всего поднебесного мира вышивайте после того, как будет застлано небо.
На переднем плане пейзажа цветы и листья смотрятся крупнее и ярче, лучше вышить их по вертикали короткой гладью, слоями. По мере удаления к линии горизонта предметы становятся более размытыми, силуэтными, исчезают мелкие детали. Если первый план требует более теплых оттенков ниток — желто-коричнево-зеленых, то дальний план — холодных: серый, синевато-сиреневый, розовый, цвет морской волны (зелень).
Стволы деревьев означаются настилом толстыми нитками: штопкой, шерстью, ирисом, а после того, как будут заложены пространства неба и земли, вышиваются прямой сквозной гладью поперек ствола, после чего по бокам ствол можно вытенить контрастной ниткой, нанести поверху темные узоры коры березы и других пород. Также делаются несущие ветви, а мелкие веточки выполняются стебельчатым швом. Листочки вышиваются по-разному: близко расположенные — гладью, навивными узелками нитками теплых тонов, отдаленные, находящиеся на тыльной стороне дерева, — швом назад иголкой и, холодным тоном.
Если в пейзаже есть река, озеро или другой водный источник, то вышивается он по горизонтали шелком разных оттенков (отражение в воде должно быть темнее, чем реальный объект). Берега закрываются уже потом травой, камышом, кустами и т.д., чтобы вид был естественным.
Зимний пейзаж требует более тонкого подхода. На первом плане сугробы оттеняются палевым, желтым, на дальнем плане — голубым, розовым, сиреневым, серым. От деревьев на снегу в ясный день ложатся серо-голубые тени, не забудьте их сделать, иначе не получится ощущение солнца и света.
Веточки зимнего дерева вышиваются разными нитками: от белой шерсти, мулине и шелка до серебряного и золотого люрекса. Вершины деревьев делают загущенными, заснеженными, белыми. Можно вышить их короткой гладью и козликом.
Ветки дерева лежат не в одной плоскости, поэтому те, что находятся на переднем плане, вышивают палевым, светло-желтым, коричневым, а на заднем плане — серым, сиреневым, синим, только тогда дерево станет объемным (фото 24).
Очень живописен зимний ночной пейзаж: на черном фоне белые деревья и дома, белые крапинки звезд и луна или месяц. Вышивать лучше по черной шерсти нитками мулине или шелком белого цвета. Рисунок наносится припорохом. Графически строгий пейзаж выглядит элегантно, шелк дает дополнительную необычную подсветку.
Рис . 24
Интересно выглядит пейзаж, выполненный черной ниткой на белом фоне: деревья, домики, церквушки, мосточки и т.д. Для образца необходимо подыскать выразительную графическую работу или черно-белую фотографию.
При вышивании пейзажа можно пользоваться шерстяными, полушерстяными нитками. Это придает картинам бархатистость.
Если использовать шелковые, капроновые, кордные нити, то достигается эффект сияния, радости, солнечной освещенности.
Готовый пейзаж можно доработать поверху, вы-теняя и высветляя нужные детали. Это не испортит картины, а, наоборот, придаст ей выпуклость, объем, декоративную выразительность.
Утонченность, прозрачность получаются за счет особой тщательности выполнения стежков, когда они мелкие, хорошо натянуты и лежат все в одном направлении: по горизонтали или вертикали, а также выполнены в одну нитку мулине. Это долго, но затраты времени оборачиваются выразительностью, особым шармом.
Вышивание портрета
Теперь попробуем выполнить самую трудную для вышивальщицы работу: сделать портрет.
Портрет — изображение облика человека или животного. Само название со старофранцузского означает «черта в черту», т.е. предполагается абсолютное сходство с моделью.
Портрет передает не только внешнее сходство с моделью, но и духовную сущность портретируемого. Понятно поэтому, как труден этот жанр для художника, а для вышивальщицы тем более. И все-таки тем и привлекателен портрет, что кажется недостижимым и требует высочайшего мастерства.
Начать лучше с портретов животных, особенно наших любимцев — кошек и собак, которые по-своему тоже личности и обладают характером и «человеческими» чертами: восторженностью, меланхолией, буйством, озлобленностью и т.д.
Сделать портрет вам поможет выразительная репродукция или цветная фотография. Подберите для! основы лоскут красивого цвета. Например, рыжевато-желтая шерсть собаки или кошки замечательно выделяется на болотной зелени фона.
На темно-коричневом или черном фоне великолепно высвечивается палевая, золотистая, белая окраска животного.
Начать работу лучше всего с самого трудного: глаз, пасти, носа. Глаза должны быть блестящими, вышиваются сочетанием черного, рыжего, белого, у кошки — зеленого, черного или голубого. Стежки, которыми вышиваются глаза, должны быть особенно мелкими, частыми и тщательно выполненными. Зрачок — черный, а в нем белым шелком несколькими мельчайшими стежками — блик, чтобы глаза светились. Нос можно тоже немного высветлить сверху по черному фону белым, так как у здорового животного он влажный, а значит, блестит. Короткая шерсть вышивается двусторонней гладью мулине или шелком с вливанием тонов. Швы располагаются по направлению покрова шерсти. Шерстинки блестят и отсвечивают, если вышить их нитками мулине или шелком. Длинные пряди вышиваются стебельчатым швом по всей длине, стежки мелкие: 2 — 2,5 мм.
Выпуклость лобной части достигается благодаря высветлению выступающих частей и вытемнению углубленных. Если законченная работа вас чем-то не устраивает, попробуйте пройтись поверху ниткой нужного оттенка (фото 25).
Труднее вышить портрет человека. Сначала необходимо нанести рисунок на ткань (лучше сделать его с кальки, а кальку перевести с репродукции портрета или с фото (фото 26).
Работу начать с изображения глаз, носа, губ. Чтобы глаза получились живыми, белки выложите белым шелком двусторонней гладью по вертикали. Затем радужные оболочки по кругу вышить петельным контурным швом, навивкой к белку. Осталось черным мулине или шелком зашить зрачки, несколькими стежками белого мулине или шелка сделать в зрачках блики. Веки вышить сквозной короткой гладью мулине телесного цвета (самый светлый беж, палевый), края век сверху и снизу оттенить крошечными стежками коричневого тона.
Контуры носа, губ, ушей зашить гладьевыми штрихами не более 2 мм по вертикали коричневой ниткой мулине.Теперь приступаем к заполнению гладью стебельчатым швом в одну нить мулине лба, щек, подбородка, мочек ушей. Все швы ложатся по вертикали,а не по расположению мышц, как в живописи, иначе гладь ляжет некрасиво, полукружьями. Овал лица оконтурить более темной ниткой.
Рис. 25
Очень плотной гладью одной ниткой мулине нужного цвета (розовый, терракот или светло-красный) заложить губы.
Брови и волосы лучше вышить нитками одного цвета. Брови вышить мелкими сквозными стежками в одну нить мулине по направлению от носа в обе стороны. Волосы вышиваются стебельчатым швом по всей длине, пряди делаются неоднородными по цвету: одни темнее, другие светлее, лучше всего катушечным шелком.
Эффектно получаются завитки волос. Внутри завиток делается темным, по верхней части локона высветляется.
Около лобной части волосы должны быть более темными, как и около шеи и за ушами.
Потренировавшись на простых портретах, можете попробовать себя и на групповых, и на иконописных.
Очень интересно, декоративно смотрятся вышитые иконы. Вызолоченные места иконы вышиваются люрексом или выкладываются и сразу же пришиваются тонким золоченым шнуром.
Темные скорбные лица святых оттеняются светлой блестящей тканью фона (атлас или саржа). Вместо оклада края иконы украшаются полосками золотой парчи, а затем готовое изделие натягивают на подрамник.
Но браться за иконы можно лишь в том случае, если вы достигли высокого мастерства в рукоделии и можете передать духовную силу и трагичность святого лика. Искаженные лица, перекошенные неумелой рукой, вызывают негативное отношение окружающих.
Рис.26
Некоторые вышивальщицы изображают портреты излюбленным крестом. Поверьте, что этот вид шва не годится для портрета. Часто уже на образце, с которого вы снимаете рисунок, нарушена симметрия лица и тела из-за того, что где-то ошиблись одним-двумя крестиками, а в результате глаза и уши получилась на разном уровне, искривлен рот и нос. Крест — механическая вышивка, прекрасно украшающая бытовые вещи, но неуместная в портрете.
Обработка вышитых картин
Вышитая работа должна быть выстиранной, хорошо отглаженной во влажном состоянии с изнанки. Стирать изделие можно в чуть теплой воде с добавлением уксуса при полоскании, резких трущих движений лучше избегать, не отжимать, а просто завернуть выстиранную работу в сухое махровое полотенце. Гладить картину необходимо на мягкой подстилке, чтобы она была рельефной. Лучше всего гладить картину с середины к краям, чтобы не получилось заломов и сдвижек на ткани основы. После глажения работа должна подсохнуть в развернутом положении.
После того, как работа окончательно готова, ее необходимо вставить в раму. Для этого необходимо запастись фанерой или плотным картоном по размеру вышитой картины, плотной нитью толстой иглой стянуть края картины с изнанки сначала по горизонтали, потом по вертикали, стараясь натянуть рисунок как можно плотнее на картон или фанеру. Если вы все же промахнулись и невышитые края немного выглядывают из-под рамы, не огорчайтесь: стягивающими стежками, помогая пальцами рук,, подтяните края дальше к изнаночной стороне, ведь ткань, как и мех, имеет способность растягиваться.
Итак, за работу! Желаем всяческих успехов и легкости в пальцах! Самое большое счастье — счастье творчества.
Наверное, все согласятся, что прекрасная половина человечества большую часть своей жизни проводит в хлопотах на кухне. Колдуя здесь над кастрюльками и сковородками, вы, дорогие хозяюшки, будто не просто готовите пищу, но своим кулинарным искусством создаете в семье непередаваемую обстановку доброты, благости, нежности и уюта.
ББК 37.279 В 67
Волков В.А.
В 67 Самодельная черепица /В.А.Волков. Нынче в моде русский стиль / Г.А.Широкова. Магия длинных волос / И.С.Сыромятникова. — М.: Знание, 1993. — 112 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам», №2/1993).
В 1 -и статье рассказывается о технологии изготовления черепицы.
2-я статья журнала содержит рассказ о русском стиле в одежде и быту.
О красоте длинных волос и уходе за ними рассказывается в 3-й статье. Остальные статьи представляют большой интерес для широкого круга читателей.
ISBN 5-07-002613-5
3404000000
© Издательство «Знание», 1993г
ИБ№ 12256
Подписано к печати 21.04.93.
OCR Pirat
страница 1
скачать
Другие похожие работы: