NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Jgopofibe emeu №17, 1-15 сентября/2005



Jgopofibe^emeu №17, 1-15 сентября/2005 |урсы повышения квалификации '

Педагогический университет «Первое сентября»

Марьяна БЕЗРУКИХ,

доктор биологических наук, профессор, академик РАО

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ основы ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Курс лекций

Учебный план курса


№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

18

Лекция № 2. Понятие о школьных факторах риска (ШФР). Методы оценки (выделения) школьных факторов риска

19

Лекция № 3. Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации учебной деятельности детей разного возраста (дошкольники, младшие школьни­ки, подростки)

Контрольная работа № 1. Проанализировать учебную и внеучебную нагрузку учащихся в течение учебного дня (недели), используя метод анкетного опроса (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция № 4. Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекват­ности учебной нагрузки. Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления (1-я часть)

21

Лекция № 5. Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекват­ности учебной нагрузки. Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления (2-я часть)

Контрольная работа № 2. Оценить степень функционального напряжения учащихся и эффективности адаптации (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция № 6. Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации. Этапы физиологической адаптации к учебным нагрузкам, особенности адаптации на разных этапах возрастного разви­тия. Закономерности адаптации и организация учебного процесса

23

Лекция № 7. Психофизиологические основы формирования базовых учебных навыков пись­ма и чтения. Анализ существующих методических подходов, их адекватность возрастным особенностям

24

Лекция № 8. Физиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения

Итоговая работа (срок выполнения — до 28 февраля 2006 г.) представляет собой проведение сравнитель­ного анализа организации учебного процесса, напряженности двух исследуемых коллективов, различающихся по используемым методикам, программам, профилям, возрасту (можно выбрать любой вариант). Итоговая

работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении). ^ >



>
Педагогический университет «Первое сентября»

ЛЕКЦИЯ 1




Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологическая цена учебных нагрузок





Здоровье ребенка, его эмоциональное состо­яние, физическое и психическое развитие и соци­ально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми ус­ловиями, в которых он живет. Для детей 6-17 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия про­должаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 (в основной) и 6-9 (в старшей), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, заня­тия по интересам и дополнительные нагрузки оп­ределяется тем, как организована работа в шко­ле, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и фи­зическое напряжение. Организация учебного про­цесса определяет и время, которое необходимо для приготовления каждого задания по каждому предмету, и распределение домашних заданий по дням недели, по четвертям, и успешность обу­чения каждого ребенка и всех детей в классе.

Проблемы эффективной организации учебно­го процесса возникли, как только появилась госу­дарственная (а значит, по многим параметрам стандартизованная) система обучения и классно- урочная система работы. При такой системе ра­боты сложно учесть индивидуальные особенности ребенка. Хотя дети даже одного возраста имеют разные возможности концентрации внимания, вос­приятия информации, памяти, мышления и т.п. Не­обходимо было определить какие-то общие (при­емлемые для большинства) условия обучения.

С середины XIX в. началось активное изучение влияния учебных нагрузок и условий обучения на здоровье школьников. Уже в 70-х гг. XIX в. профес­сор Н.И. Быстров и доктор В.Г. Нестеров устано­вили, что процент головных болей и расстройств нервной системы увеличивается пропорционально возрасту и количеству часов, уходящих на систе­матическое обучение. Однако с момента возник­новения государственной школы и до настоящего времени проблема эффективной организации учебного процесса, не наносящего вреда психи­ческому и физическому здоровью детей и дающего высокое качество обучения, волновала педагогов, медиков, психологов, родителей.

И сегодня многие российские школьники со­гласятся с оценкой «школьного состояния души», которую дал почти полтора века назад Л.Н. Тол­стой: «Все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место ка­ким-то полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития толь­ко тех, которые совпадают со школьным состо­янием страха, напряжения памяти и внимания». Очень интересно, что, анализируя ощущение Л.Н. Толсто­го в аудитории будущих педагогов и психологов и обсуждая, чем могло быть вызвано такое отно­шение к школе, мы получили следующие отве­ты: с неумением педагогов общаться с учащими­ся (72%), с незнанием психологии детей (67%),






с высокими требованиями (36%), большим объе­мом знаний (29%). Как видим, на первое место по значимости причин, вызывающих «страх, на­пряжение памяти и внимания», будущие педаго­ги и психологи поставили тактику общения педа­гога и учащихся, и никто при этом не выделил как значимую причину организацию учебного процесса. Безусловно, тактика общения учителя с учеником имеет очень большое значение, но на занятиях самого отзывчивого, справедливого, знающего и любимого педагога на седьмом уро­ке физики у учеников возникает не просто на­пряжение, а перенапряжение. И чем больше ре­бенок старается, не желая огорчать любимого учителя, тем сильнее может быть именно то «со­стояние страха, напряжения памяти и внимания», о котором писал Л.Н. Толстой.

Мы часто слышим: «Если детям интересно, они не устают». Это заблуждение. Дети могут не осо­знавать утомление, оно маскируется положитель­ными эмоциями - интересом, удовольствием, удо­влетворением, но утомление коварно, оно посте­пенно накапливается, срыв здоровья оказывается почти всегда неожиданным. Почему он происхо­дит? На наш взгляд, основная причина - не­достаточное знание возможностей ребенка, его особенностей, неумение прогнозировать влияние на ребенка различных требований и условий обу­чения. Но это не столько вина педагога, сколько его беда. Просто знание ребенка еще не стало основой педагогики.

Великого русского педагога К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником наших знаний о психофизиологических основах органи­зации учебного процесса. В своем труде «Педаго­гическая антропология» (1865-1869) К.Д. Ушин- ский, выделяя теоретические основы педагогики, ставил в один ряд с логикой и философией физио­логию и психологию и делал вывод: «Если педаго­гика хочет воспитывать человека во всех отноше­ниях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (т. 1, с. 31)1.


Jgopofibe^emeu № 17, 1-15 сентября/2005

К.Д. Ушинский считал, что педагогу необходи­мы обширные знания по физиологии и психологии, «но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни од­на из этих наук не была ему совершенно чуждою». Выделяя в числе «не чуждых» педагогу наук физио­логию, он пишет: «Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможно­сти действовать на физическое развитие индивида...

но из этого источника, только что открывающегося, воспитание еще не черпало» (т.1, с. 41).

Для того чтобы рассматривать принципы и ус­ловия эффективной организации учебного процес­са, необходимо определить, что мы под этим по­нимаем. Эффективная организация - это такой вариант учебного процесса, при котором не на­рушается нормальное развитие и здоровье школь­ников, а учебная работа, интеллектуальные, эмо­циональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и бы­строго утомления.

Работа (учеба) «любой ценой» и на пределе воз­можностей очень часто заканчивается срывом - и физическим, и психическим. К сожалению (и это подтверждают наши многолетние исследования), главной задачей педагога остается задача «на­учить», а неудовлетворительный результат списы­вается на низкие способности ребенка, нежела­ние учиться, отсутствие необходимых усилий роди­телей и многие другие причины. Сама организа­ция учебного процесса практически не анализиру­ется.

Рассмотрим один пример. В этом году опублико­ваны результаты международного исследования грамотности чтения, которое проводилось в 32 стра­нах, в том числе и в России. В исследовании прини­мали участие 15-летние школьники, учащиеся 9­10-х классов. Выяснилось, что эффективность обу­чения чтению чрезвычайно низкая (лишь меньше по­ловины учащихся хорошо владеют этим навыком). Полученные данные можно рассматривать как учебные неудачи, недостатки работы с текстом де­вятиклассников, но проблема глубже. Нельзя не свя­зывать результаты этого исследования со всей сис­темой обучения в школе, с организацией этого про­цесса.

Попробуем разобраться. Нынешние девяти-де- сятиклассники, как правило, учились в начальной школе три года и «перескочили» из 3-го в 5-й класс. 1993-1995 гг., когда они начинали обучение, были периодом активного внедрения в школу «скорост­ных» критериев оценки навыка чтения. С секундо­мером в руках проверяли скорость чтения педаго­ги, методисты, родители. Никто не хотел видеть, ка­кой ценой дается высокая скорость чтения, а для большей части детей эта цена была явной - невро­тические расстройства (до заикания и энуреза), по­вышенная тревожность, страхи, нежелание идти в школу. Несмотря на тревогу физиологов и врачей, несмотря на доказательства несоответствия этих требований возрастным возможностям артикуляци­онного аппарата, слухового восприятия ин­формации, темповой организации речевой деятель­ности и других функций, насилие над детьми про-


должалось (увы, в некоторых школах продолжает­ся и сейчас). Уже тогда от 40 до 60% детей началь­ной школы имели непроходящие трудности чтения, но методика обучения и требования не изменились. Не следует забывать и о том, что при трехлетнем обучении в начальной школе (при котором объем учебного материала по сравнению с четырехлетней школой не только не сократился, но и увеличился) сильно интенсифицировался весь процесс обучения. А навык чтения - это сложнейший процесс, психо­физиологические механизмы которого формируют­ся постепенно, медленно. Форсирование темпа чте­ния на начальных этапах обучения не позволяет формировать навык чтения, тормозит его. При быст­ром чтении на начальных этапах формируется не­эффективный механизм так называемого «ме­ханического чтения», при котором ребенок тратит все силы на то, чтобы «быстро произносить», но при этом не следит за смыслом, не понимает текст. Поз­же переучить его, научить читать осознанно оказы­вается практически нерешаемой задачей.

Сложно ожидать высокого результата, если учебный процесс не соответствует возрастным возможностям детей. Тем более что в основной школе уже никто не возвращается к азам чтения. Пятиклассник должен уметь читать, понимать текст, анализировать информацию, а не может, значит, по мнению многих, «не старается», «недостаточ­но занимается» или просто «ленится».

Так, неэффективная организация учебного про­цесса приводит к низкому качеству обучения. Мы не анализировали, какой ценой далось это обуче­ние, хотя и знаем, что для многих детей цена ока­залась чрезмерно высокой, и это связано не толь­ко с напряженностью самого процесса, но и с теми неудачами, которые на протяжении всех лет обу­чения переживают «плохо читающие» школьники. Мы еще будем подробно говорить обо всех этих проблемах, а на этом примере мы хотели пока­зать, что организация учебного процесса может быть неэффективной, и тогда физиологическая и психологическая цена обучения чрезмерна (эта цена - физическое и психическое здоровье), и главная цель обучения - качество (в широком смыс­ле этого слова) остается недостижимой.

Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учеб­ного процесса возможно при реализации трех ос­новных принципов:

  • рациональная организации учебных занятий;

  • соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям уча­щихся;

адекватность требований школы психофизи­ологическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Разберемся в содержании этих трех принци­пов. Что такое рациональная организация учебно­го процесса? Это прежде всего соответствие ус­ловий обучения нормативам, определенным сани­тарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних ус­ловий жизни школьника и определяют требования к помещению школы, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации ка­бинетов, столовой и т.п. Это очень важные требо­вания, так как они определяют те условия, кото­рые должны обеспечить сохранение здоровья школьников. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку детей и в школе (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домаш­них заданий). В СанПиНах даны и возрастные нормативы сна, прогулок на воздухе. Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка со­всем не мала. Например, для второклассников (при пятидневной учебной неделе) - это 5 уро­ков в школе и до 1,5 часов домашних заданий, то есть 6,5 часов. У старшеклассников нагрузка значительно выше - 6 часов в школе и до 4 - домашних заданий, то есть 10 часов. Напомним, что рабочий день взрослого человека длится 8 ча­сов. Но далеко не у всех детей, особенно в гимна­зиях, лицеях, школах с углубленным изучением ряда предметов, учебная нагрузка действительно







ограничена нормативами. СанПиНы - это так на­зываемая внешняя регламентация. Любой учитель знает, что иногда один урок может вызвать та­кое напряжение и утомление, какого не вызовет и целый учебный день, а бывают учебные дни, которые стоят недели. Значит, сам урок, учеб­ный день и учебную неделю можно организовать по-разному.





Педагогический университет «Первое сентября»

Итак, первый принцип эффективной организа­ции учебного процесса - это рациональная орга­низация учебных занятий. Рациональная организа­ция учебных занятий - это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, та­

ких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.

О том, что методики и технологии обучения должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, известно каждому педагогу, однако далеко не всегда этот принцип соблюдается на практике. В качестве при­мера такой методики, которая по всем парамет­рам не соответствует и возрастным возможностям детей 6-7 лет, и психофизиологическим ме­ханизмам формирования навыка, можно привести методику обучения безотрывному письму. Она на­столько активно и жестко насаждалась в школе, что и учителям, и родителям пришлось заново учить­ся писать. Формирование навыка письма - это дли­тельный процесс. Считается, что навык фор­мируется только к 9-10 годам, и связность при пись­ме отдельных элементов букв и самих букв - со­всем не простая задача. Основным требованием методики безотрывного письма была не просто связность, а непрерывность (безотрывность) при письме всех букв в слове. Это не только затрудня­ло (затормаживало) формирование навыка и на­рушало качество письма. У детей, пытавшихся пи­сать безотрывно, буквы превращались в каракули, письмо становилось трудночитаемым.

Трудности формирования естественных для де­тей 6-7 лет навыков письма влекли за собой не только нарушение графики (почерка), но и грамот­ности. Все это осложнялось сильнейшим мышечным напряжением, нарушением положения руки, позы и приводило к быстрому и явному утомлению. Не­трудно представить себе, как эта неадекватная методика осложняла процесс обучения на всех этапах и снижала эффективность учебного процес­са. Второй принцип эффективной организации учеб­ного процесса - соответствие методик и технологий обучения. Соответствие методик и технологий обу­чения - это максимальный учет возрастных особен­ностей ребенка при разработке и использовании методик и технологий обучения, раскрывающих возможности организма, способствующих сохра­нению высокой работоспособности, не вызыва­ющих чрезмерного напряжения и дающих высокое качество обучения.

Третий принцип эффективной организации учебного процесса - адекватность требований возрастным возможностям и индивидуальным осо­бенностям учащихся. Это соответствие реальных возможностей организма детей, их функциональ­ного состояния, особенностей организации деятель­ности условиям учебной деятельности. Например,
















Педагогический университет «Первое сентября»

требование «быть внимательным, сосредоточиться на английском диктанте или решении математиче­ских задач» на пятом уроке для третьеклассников не соответствует возрастным возможностям орга­низации деятельности. После четвертого урока ра­ботоспособность у большинства из них резко сни­жается. Задание «быстро отвечай с места» не со­ответствует индивидуальным возможностям медли­тельного ребенка, так как особенностью медлитель­ных детей является трудность переключения внима­ния и более длительное включение в новую де­ятельность. Медлительные дети, даже хорошо зная ответ на вопрос учителя, ответят не сразу. Требо­вание «сосредоточиться на контрольной» после эмо­циональных и физических нагрузок во время со­ревнований на уроке физкультуры, не адекватно функциональному состоянию подростков, ор­ганизм которых испытывает сильное напряжение (это напряжение - результат бурной эндокринной перестройки организма, связанной с половым со­зреванием, высокой реактивности организма, ак­тивно реагирующего на любую нагрузку, и долго­го процесса восстановления после нагрузок).

Во всех приведенных примерах педагоги, оце­нивая ситуацию, считают, что их ученики «не хо­тят», «не стараются», «просто ленятся». Но попро­буем быть справедливыми - ситуацию неадекват­ных требований создает педагог, а ученики уси­лием воли должны преодолеть себя, собственное состояние. У кого-то получается (но какой ценой?), у кого-то - не очень, а у кого-то не получается совсем. Виноваты ли ученики? Ответ на этот во­прос, как это ни сложно, должен найти сам педа­гог. Это важно не только потому, что работа «че­рез силу» малоэффективна и завтра придется объяснять все по второму или третьему разу, а результаты контрольной могут быть много хуже ожидаемых, но и потому, что понимание ситуации, реакция учителя на поведение, «старание» своих учеников определяет ту оценку (не отметку), ко­торую учитель предъявляет родителям.

Мнение родителей о ребенке, оценка его учеб­ных достижений почти всегда соответствуют мне­нию учителя. Если педагог считает, что ученик «может, но не хочет хорошо учиться», то родите­ли, считая так же, готовы будут предъявлять к ре­бенку неадекватные требования. Давление с двух сторон в ситуации, которую ребенок не в силах сам изменить, создает условия для возникновения так называемых школьных стрессов, повышенной тревожности, страхов, снижения школьной моти­вации.


все же пренебрежение даже одним из этих принци­пов резко повышает напряжение организма ребен­ка, а значит, снижает эффективность обучения.

Вы, вероятно, обратили внимание, что при оцен­ке эффективности построения учебного процес­са мы ставим на первое место не качество обуче­ния, а ту психологическую и физиологическую «цену», которую организм ребенка «платит» за успехи в учебе. Это изменяет привычные акценты в определении приоритетов работы школы, но для этого есть все основания. Во-первых, за последние 30 лет возраст начала систематического обуче­ния снизился с 8-8,5 лет до 5,5-6,5 лет. Вполне понятно, что менее зрелому организму тяжелее даются все учебные нагрузки - и физические, и психологические. Адаптивные возможности детей 5,5-6,5 лет существенно ниже, чем у детей бо­лее старшего возраста. У большинства детей это­го возраста (до 70%) еще недостаточно сфор­мированы механизмы регуляции произвольной де­ятельности. А весь процесс обучения - это слож­нейшая и разнообразная произвольная (управля­емая, осознанная) деятельность.

В 5,5-6,5 лет еще недостаточно сформиро­ваны основные познавательные функции (воспри­ятие, внимание, память, речь, мышление), обеспе­чивающие формирование базовых учебных навы­ков, позволяющих учиться без чрезмерного напря­жения. Это не означает, что детям не нужно учить­ся в этом возрасте, но работа с ними должна быть организована с учетом особенностей их развития (как, мы обсудим в следующих лекциях). К сожа­лению, эта задача практически не реализуется.

Во-вторых, за последние десятилетия резко вы­рос объем учебных нагрузок в начальной школе, объем информации, которую ученик должен вос­принять, усвоить и уметь использовать. Возьмите бук­варь 50-х гг. прошлого века, сравните задания по русскому языку и математике, прибавьте инфор­матику и иностранный язык, экологию и природо­ведение, краеведение и ОБЖ. Совсем не редкость уже в начальной школе 5 и 6 уроков, а в основной и старшей - 6, 7, 8! Попытайтесь вникнуть в содер­жание учебников географии, физики, химии, ма­тематики и оценить объем информации (если вы не преподаете эти предметы).

В-третьих, растет интенсификация учебного процесса, темп обучения. При увеличении объе­ма учебного материала уменьшилось общее ко­личество учебных часов, отводимых практически на все образовательные дисциплины.

Специалисты требуют расширения объема изу­чаемого материала, введения новых разделов в биологию, химию, физику, историю и т.п. Есть предложения ввести новые предметы - генетику, космологию, экологию, экономику и т.п. Такая
Разумеется, все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, а их разделение, как и всякая клас­сификация, условно. Соблюдая один из них, мы обеспечиваем в определенной мере два других, и





№ 17, 1-15 сентября/2005








ситуация тоже не нова. Еще в XIX в. К.Д. Ушин- ский писал: «Всякое учебное заведение жалует­ся теперь на множество предметов учения - и дей­ствительно, их слишком много, если принять в рас­чет их педагогическую обработку и методу пре­подавания; но их слишком мало, если смотреть на беспрестанно разрастающуюся массу сведе­ний человечества». «Педагогическая обработка и метода преподавания» практически не измени­лись, что и создает реальные условия для интенси­фикации учебного процесса.

Какие же показатели могут служить характе­ристиками того, что учебный процесс эффектив­но организован? Есть ли показатели психологиче­ской и физиологической цены учебной нагрузки, доступные для анализа педагогу, завучу, руково­дителю учебного заведения? Такие показатели есть, разумеется. Но не все они могут использо­ваться практическими работниками школ, часть из них чисто исследовательские, ими пользуются спе­циалисты, когда оценивают новое в организации учебного процесса, новые методики и техноло­гии обучения, новые учебники, новые программы и т.п. Но есть достаточно простые и информатив­ные показатели, которые можно применить в лю­бой школе, больше того, к этой работе можно привлечь и учеников, и родителей.

Среди относительно простых и доступных по­казателей могут быть выделены следующие:

  1. Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия, факультативы).

Анализ расписания учебных занятий, общей школьной учебной нагрузки в течение учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рацио­нально ли организован учебный процесс в школе, как распределяется нагрузка по дням недели, по четвертям, учитываются ли изменения функцио­нального состояния учащихся в течение учебной недели и года.

  1. Общая внешкольная учебная на­грузка (домашние задания, включающие не толь­ко время приготовления уроков, но и подготовку рефератов, сочинений, чтение необходимой лите­ратуры).

Анализ внешкольной (учебной) нагрузки также позволяет оценить эффективность организации учебного процесса. Можно понять, какие педаго­ги, учебники, программы перекладывают нагруз­ку на домашние задания, как перераспределяется эта нагрузка в течение учебной недели, четверти, учебного года.

  1. Анализ общего режима дня и вне- учебных. занятий (спорт, музыка, чтение, ком­пьютер, творчество и т.п.) позволяет понять, рацио­нально ли организован режим, оставляет ли учеб­ная нагрузка время на дополнительные занятия, занятия по интересам, время на отдых, полноцен­ный сон и т.п.

  2. Анализ функционального напряже­ния (по поведенческим реакциям) позволяет по­нять, насколько сложен для организма весь комп­лекс учебных нагрузок.

  3. Анализ субъективной оценки настро­ения, позволяющий понять, как чувствует себя уче­ник в процессе учебных занятий и в течение дня.

  4. Анализ работоспособности дает воз­можность оценить выраженность и степень утом­ления, адекватность учебных нагрузок.

Первые четыре показателя можно использовать при массовом мониторинге, анализ работоспособ­ности - при решении более узких задач.

В качестве дополнительных показателей школь­ный психолог может проанализировать уровень школьной мотивации, тревожность, школьный врач - текущую заболеваемость (среднее число пропус­ков по болезни за определенный период или чис­ло неболевших учеников).

На следующих лекциях мы будем разбирать методики определения и оценки этих показателей.

Одним из первых признаков нарушений в орга­низации учебного процесса являются школьные трудности учеников. Почему они возникают, как проявляются и как связаны с организацией учеб­ного процесса - тема следующей лекции.





ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 1

    1. Как вы понимаете термины:

  • «эффективная организация учебного процесса»,

  • «физиологическая и психологическая цена учебной нагрузки».

Перечислите собственные примеры эффективной и неэффективной организации учеб­ного процесса.

    1. Перечислите основные принципы эффективной организации учебного процесса. При­ведите примеры того, как реализуется (или недостаточно реализуется) каждый прин­цип в вашей школе.

1 Здесь и далее: К.Д. Ушинский. Педагогическая ан­тропология. - М.: УРАО, 2002. - Т. 1, 2.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Jgopofibe emeu №17, 1-15 сентября/2005

Контрольная работа: 1 стр.