NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Карамышева Светлана Юрьевна высшая квалификационная категория 2011г пояснительная записка


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Красный Кут Саратовской области


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ВР директор школы

Широцкая Н.Г.__________ Чиженькова С.А.___________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора УВР

Щербакова С.А.___________

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА

(методика Г.Струве)

первая хоровая ступень. Начало





Учитель:

Карамышева Светлана Юрьевна

высшая квалификационная категория


2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по хоровому пению разработана в рамках школьного эксперимента «Здоровьесберегающие технологии» по системе В.Ф.Базарного на основе методики Г.Струве «Хоровое сольфеджио», принципиальной установкой которой является относительная сольмизация.

Цели программы:

- развитие и охрана детского голоса;

- формирование вокально-хоровых навыков;

- освоение музыкальной грамотности;

- воспитание музыкальной культуры.

В программу включены вокальные игровые упражнения в простой доступной форме для ребёнка с соблюдением основного педагогического принципа – от конкретного к абстрактному. В упражнениях «Хорового сольфеджио» объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. В качестве зрительного ряда применяются ручные знаки – это своеобразные музыкальные ступени и «нотный стан», интенсивно развивающие моторику рук и координацию между голосом и слухом. Игры-упражнения от простых попевок ведут к песням. При их разучивании преследуются цели: выучить песню и развить навык пения по ручным знакам, т.е. развивается общая музыкальная грамотность детей.

Курс «Хорового сольфеджио» рассчитан на 4 года и разделён на две ступени – возрастные группы:

1класс – подготовительный хор, первая ступень. Начало.

2класс – подготовительный хор, первая ступень. Окончание.

3класс – младший хор, вторая ступень. Начало.

4класс – младший хор, вторая ступень. Окончание.

Первая начальная хоровая ступень, где ведётся работа с первоклассниками, предполагает: изучение понятий о высоких и низких звуках; изучение ручных знаков и пение «по руке»;воспитание навыков пения двухголосия (унисон с элементами двухголосия, простейшие двухголосные каноны); освоение простейших ритмических сочетаний.

Цель первого года обучения – развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

В процессе хоровых занятий учитывается комплекс обязательных требований: восприятие дирижёрского жеста – ауфтакта (внимание), овладение певческой установкой (осанка) и навыками певческого дыхания.

В рабочую программу по методике Г.Струве внесено дополнение:

- упражнения по развитию слуха (по лечению Бутейко);

- алгоритм певческих упражнений (дыхательная и артикуляционная гимнастика), составленные по методикам Е.Ю.Белобровой и В.В.Емельянова

Хоровое пение предполагается проводить 1час в неделю (33 часа) по 40 минут. На каждое занятие отводится 20 минут упражнениям хорового сольфеджио и 20 минут разучиванию песенного репертуара.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Хоровое сольфеджио» Г.Струве – М: Советский композитор, 1979г.

2. книжечка-библиотечка «ЗОЖ»2001г. №1 «Записки сельского фельдшера»,

Николай Штаб
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Хоровое пение в начальной школе.

2. Алгоритм певческих упражнений (дыхательная и артикуляционная

гимнастика)

3. Первая хоровая ступень (ручные знаки)

4. Первая хоровая ступень (ритмические знаки)

5. Песня «Алфавит» из нотной хрестоматии 1кл. по программе Е.Д. Критской

6. Упражнения для развития ритмического слуха.

ФОНОТЕКА
DVD- караоке для детей

ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

вторник 13ч. 15мин. - 14ч. 00мин.

Содержание основных разделов программы


№ занятия

Название раздела, тема занятий

Коли-чество часов

Форма проведения

I

Звуки. Дыхание.


5




1.

Понятие о высоких, средних и низких звуках.

1

Практическое занятие с элементами игры

2.

Диагностика уровня музыкальных способностей

1

Практическое занятие

3.

Закрепление понятия «ауфтакт». Знакомство с певческим дыханием

1

Упражнения

4.

Развитие восприятия звуков разных регистров

1

Практическое занятие

5.

Развитие навыка звукообразования. Приём «прикрытого звука»

1

Упражнение

II

Введение ручной нотной грамоты

7



6.

Знакомство с ручной нотной грамотой

(I-III ступени)

1

Практическое занятие с элементами игры

7.

Закрепление I-III ступеней на основе скачков от III к I и от I к III ступеням.

1

Практическое занятие

8.

Введение VII ступени

1

Практическое занятие

9.

Закрепление I- III, VII ступеней.

1

Двухголосные упражнения

10.

Закрепление двухголосных упражнений. Введение IV-V ступеней.

1

Практическое занятие

11.

Закрепление IV-V ступеней. Введение VI ступени.

1

Практическое занятие

12.

Закрепление ручных знаков на простейших песнях.

1

Практическое занятие

III

Освоение ручной нотной грамоты при разучивании песен

5




13-14.

Разучивание песни «Алфавит» с ручными знаками

2

Практические занятия

15.

Разучивание песни «Алфавит» со словами при одновременном фиксировании ручными знаками.


1

Практическое занятие

16.

Закрепление ручных знаков, дыхательной и артикуляционной гимнастики на основе хороводных песен

1

Практическое занятие

17.

Повторение ранее изученных песен со словами и ручными знаками

1

Практическое занятие

IV

Освоение двухголосного канона

2



18.

Знакомство с понятием «Канон»

1

Практическое занятие

19.

Разучивание канона «Братец Яков» со словами и ручными знаками

1

Практическое занятие

V

Введение ритмических знаков


10




20.

Диагностика ритмического слуха. Освоение четверти – «та»

1

Практическое занятие

21.

Закрепление «та». Освоение восьмых долей – «ти-ти»

1


Практические занятия с элементами игры


21-22.

Закрепление двух ритмов чередованием слов «та» и «ти-ти» при разучивании песен

2

23.

Закрепление четверти и восьмой нотными длительностями

1

24.

Освоение шестнадцатой доли – «тири-тири»

1

25.

Закрепление шестнадцатой с чередованием восьмой

1

26.

Знакомство с синкопой «ти-та-ти»

1

27.

Освоение половинной доли «та-а»

1

28.

Освоение целой «таа-аа»

1

VI

Введение динамических нюансов


2




29.

Знакомство с понятием «динамика»

1

Игровые упражнения

30.

Упражнения на «крещендо» и «диминуендо»

1

Упражнения

VII

Обобщение

3




31.

Закрепление ручных и ритмических знаков

1

Викторина

32.

Диагностика уровня музыкальных способностей: мелодический и ритмический слух

1

Практические занятия с элементами игры

33.

Хоровое пение ранее разученных песен


1

Отчётный концерт



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел I. Звуки. Дыхание.

Сентябрь

план

факт

Понятие о высоких, средних и низких звуках: «низко», «высоко», ниже», «ещё выше» (игра - пластическое интонирование на внимание «Медведь. Птичка. Заяц»). Знакомство с дирижёрским жестом – ауфтактом (внимание). Формирование певческой установки (осанка).

план

факт

Диагностика уровня музыкальных способностей: ладовый компонент мелодического слуха (соотношение двух предлагаемых звуков по высоте); музыкально-ритмического чувства (исполнение знакомой песни с сопровождением и без сопровождения, допевание мелодии до конца, согласованность движения с характером музыкального произведения (знакомого, а также незнакомого).
Деление класса на три интонационные группы


1 группа

2группа

3группа

Дети с диапазоном не менее сексты (ре-си) интонируют мелодию без поддержки инструмента, поющие звонким естественным звуком.

Дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонацией.

«Гудошники»


Игра - пластическое интонирование «Медведь. Птичка. Заяц.» Песня «Первый раз в первый класс» - разучивание 1куплета с пластическим интонированием.

план

факт

Закрепление понятия «ауфтакт». Знакомство с певческим дыханием (упражнение: вдох – мгновенная задержка дыхания – выдох), формирование навыка грудобрюшного дыхания (упражнения «Собачка», «Надувная игрушка» см. приложение). «Первый раз в первый класс» - разучивание 2куплета с пластическим интонированием и правильным дыханием.

план

факт

Развитие восприятия звуков разных регистров (звучит мелодия, состоящая из больших скачков, а дети правой рукой отмечают её движение)



Закрепление навыка певческого дыхания (упражнение «Собачка», «Вдох – выдох», «Надувная игрушка»)

«Первый раз в первый класс» - разучивание 3 куплета с пластическим интонированием и правильным дыханием.

Раздел II. Введение ручной нотной грамоты

Октябрь

план

факт

Развитие навыка звукообразования. Приём «прикрытого звука». Упражнение-игра «Кто дольше слышит звук» (см. приложение «Хоровое пение в начальной школе»). Упражнение по лечению Бутейко (книжечка-библиотечка «ЗОЖ»2001г. №1 «Записки сельского фельдшера», Николай Штаб): потереть уши круговыми движениями по часовой стрелке, плотно прижимая к голове. После этого ладонями рук прижмите уши голове и резко отдёрните руки. Также надавливание производите по 10-20 раз за сеанс. После этого вставьте палец в ухо, как можно плотнее закрывая наружный слуховой проход и резко отдёрните палец. При этом происходит вибрация барабанной перепонки, улучшается её кровоснабжение. Так делать 10-20 раз ежедневно. Это способствует улучшению слуха.

«Первый раз в первый класс» - исполнение с прикрытыми гласными.



план

факт

Знакомство с ручной нотной грамотой (I-III ступени) .

Разучивание с названием ступеней: раз, два, три в удобной детям тональности.


Упражнение- игра «Музыкальное эхо» (см.подробно приложение «Первая хоровая ступень»)

1


2


«Скворушка прощается» Т. Попатенко – разучивание 1куплета. Закрепление навыков: певческая осанка, ауфтакт, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика: «Жвачка», «Умывание». Использование ручных знаков на слова «…с нами старый скворушка…»



план

факт

Закрепление I-III ступеней на основе скачков от III к I и

от I к III ступеням. Разучивание попевки «Андрей-воробей» со словами и ручными знаками.

1 «Музыкальное эхо»:



2 Попевка:


Игра «Музыкальное эхо» с детьми помощниками из 1группы по

цепочке: учитель – первый помощник – второй помощник – остальная

группа.

«Скворушка прощается» Т. Попатенко – разучивание 2 куплета с

ручными знаками. Знакомые упражнения дыхательной и

артикуляционной гимнастики.



план

факт

Введение VII ступени.

Подчеркнуть устойчивость I ступени

1


На основе тяготения двух неустойчивых ступеней II и VII к I поются

упражнения со скачками от II ступени к VII и наоборот.

2


«Скворушка прощается» - разучивание 3 куплета с ручными знаками («Осень непогодушка…» - два, два, раз, три, два, семь, семь).

Ноябрь


план

факт

Деление класса на две части для пения двухголосных упражнений. Закрепление I-III, VII ступеней.

За левой половиной закрепляется левая рука, за правой – правая. Левая и правая

половины поочерёдно повторяют попевки .

1



Затем в конце попевки последняя нота задерживается на целый такт, в

это время вторая половина группы повторяет попевку.
2 Каждая рука для своей части группы показывает сначала унисон.



Затем поочерёдно, то правая, то левая рука фиксирует вторую ступень, в то время

как другая рука фиксирует первую ступень.


«Скворушка прощается» - разучивание 3 куплета с ручными знаками.

Певческие знакомые упражнения.



план

факт

Закрепление двухголосных упражнений I-III ступеней в разных тональностях: от си-бемоль мажора до соль мажора. Расширение диапазона. Введение IV-V ступеней.



Исполнение «Первый паз в первый класс», «Скворушка прощается».

Вокальные упражнения.



план

факт

Закрепление IV-V ступеней .Введение VI ступени. Разучивание

простейших песен с ручными знаками: «Жили у бабуси», «Во поле

берёза стояла»

Раздел III. Освоение ручной нотной грамоты при разучивании песен


план

факт

Закрепление простейших песен с ручными знаками. Разучивание по частям песни «Алфавит» с ручными знаками. (см. нотную

хрестоматию 1кл.) Новые упражнения : «Греем ручки»,

«Гармошка», «Смешная пружинка».

Декабрь


план

факт

Разучивание по частям песни «Алфавит» с ручными знаками

Начальный этап работы по развитию ритмического слуха:

разучивание хороводных песен с музыкально-ритмическим

движениями. Комплекс дыхательной гимнастики.



план

факт

Разучивание частей песни «Алфавит» с ручными знаками.

Разучивание хороводных песен с музыкально-ритмическими

движениями. Новые упражнения : «Музыкальный щелкунчик»,

«Череп», «Обида», «Радость», «Массаж».



план

факт

Разучивание частей песни «Алфавит» со словами-буквами.

А,бэ,вэ,гэ,дэ… с названиями букв алфавита при одновременном

фиксировании ручными знаками

Разучивание хороводных песен с музыкально-ритмическими

движениями. Комплекс артикуляционной гимнастики.



план

факт

Закрепление ручных знаков, дыхательной и артикуляционной

гимнастики на основе хороводных песен.

Январь


план

факт

Повторение «Алфавит» с названиями букв алфавита одновременно с ручными знаками. Алгоритм певческих упражнений.

Раздел IV. Освоение двухголосного канона


план

факт

Знакомство с понятием «Канон». Разучивание по частям канон «Братец Яков» с ручными знаками. Алгоритм певческих упражнений.



план

факт

Разучивание канона «Братец Яков» со словами и ручными знаками. Алгоритм певческих упражнений.

Для лучшего усвоения канона и развития навыков двухголосия можно спеть

вместе первую часть и третью, третью и вторую, вторую и четвёртую. Части

поются вместе произвольно


Обратить особое внимание на третью часть, более сложную для показа ручными

знаками из-за ритмического рисунка шестнадцатыми. Для чего необходимо спеть

эту часть медленно, постепенно сдвигая до необходимого темпа. После того, как вся

мелодия "Братец Яков" усвоена детьми, песня поется каноном: второе вступление с

третьего такта.

Раздел V. Введение ритмических знаков
Февраль


план

факт

Диагностика ритмического слуха. Упражнения: 1.Повторить эхо ритмического рисунка. 2.Узнать по ритму мелодию. Деление детей на две группы. Введение ритмических знаков. Освоение четверти – та - («шаг»)


хождение под музыку марша с мелодическим рисунком, изложенным четвертями


Дети одновременно с ходьбой приговаривают: "Шаг, шаг, шаг". Затем можно каждый шаг фиксировать еще хлопком двумя руками.

Песня «Всё мы делим пополам» - разучивание с шагами, затем со

словами 1 куплет. Алгоритм певческих упражнений.



план

факт

Закрепление «шаг». Разучивание песни «Всё мы делим пополам» - 2куплет. Освоение восьмых долей – ти-ти («бе-гать»). Движения под чешскую польку «Светит в небе солнышко» (3кл. кассета №3) шагами-

четвертями и ровными восьмыми, хлопая в ладоши.



план

факт

Закрепление двух ритмов чередованием слов «шаг» и «бегать» в песне «Всё мы делим пополам». Разучивание 3куплета сначала шагами и хлопками, проговаривая «та», «ти-ти». Затем со словами.

Алгоритм певческих упражнений.


Март


план

факт

Закрепление двух ритмов чередованием слов «шаг» и «бегать» в песне «Светит в небе солнышко». Разучивание сначала шагами и хлопками, проговаривая «та», «ти-ти». Затем со словами. Алгоритм певческих упражнений.



план

факт

Закрепление четверти и восьмой визуально - освоение их нотной

записи. Игра «ритмическое эхо» (или « повтори ритм»)




Подобные ритмические рисунки полезно строить, исходя из текста знакомых детям

песен, скороговорок, отрывков из стихотворений и т. д. Например: "Жили у бабуси

два веселых гуся. Один серый, другой белый, два веселых гуся". В результате

получается такой ритмический восьмитактовый рисунок, который в зависимости от

восприятия дается по частям (по два такта, по четыре) или целиком:

Далее игра "Эхо" несколько усложняется. Теперь после четырех тактов, прохлопанн-

ных хормейстером, учащиеся повторяют рисунок со слогами "та" и "ти-ти".

Пение песен со словами. Алгоритм певческих упражнений.



план

факт

Освоение шестнадцатой - «тири-тири» . Исполнение разученных песен. Алгоритм певческих упражнений.

Апрель


план

факт

Закрепление шестнадцатой с чередованием восьмой. Пение песни«Чунга- чанга» на «та», «ти- ти», «тири-ти», затем со словами. Алгоритм певческих упражнений.



план

факт

Знакомство с синкопой – «ти та ти» Исполнение песни Короля из

м/ф «Бременские музыканты» (…Такая сякая…), польки «Светит в

небе солнышко, солнышко» с использованием слогов, потом со

словами. Алгоритм певческих упражнений. Игра на бубенцах.



план

факт

Освоение половинной - «таа» и половинной с точкой – «таа-а»

Исполнение «Колыбельной» из м/ф «Умка» с использованием слогов и их игрой на колокольчиках. Алгоритм певческих упражнений.



план

факт

Освоение целой - «таа-аа». Исполнение знакомых песен с использованием заключительного слога. Проигрывание целой на гуслях.

РазделVI. Введение динамических нюансов
Май


план

факт

Введение динамических нюансов . На этом же этапе интересна игра

"Эхо" с применением возможной различной нюансировки. Методика игры в принципе та же, то есть правая рука (четыре пальца) отбивает ритм по левой, но в зависимости от нюанса удар правой руки приходится либо по краю руки р, либо (чем ближе к середине ладони, тем громче) по центру f. —




план

факт

Упражнения на крещендо и диминуэндо:


В начале обучения ритм можно записывать и без тактовых черт. После

объяснения понятия о сильной доле в упражнения вписываются тактовые черты.

Исполнение разученных песен с использованием динамического

развития.
Раздел VII. Обобщение


план

факт

Закрепление ручных и ритмических знаков. Викторина.



план

факт

Диагностика музыкальных способностей: мелодический и

ритмический слух.



план

факт

Хоровое пение ранее разученных песен. Отчётный концерт.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: