NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Катаева Ольга Анатольевна, заместитель директора по увр, учитель истории и обществознания Форма инновационного продукта : Культурно-образовательная программа



Наименование образовательного учреждения:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Руководитель: Горбунова Евдокия Васильевна
Телефон: 422-76-36
Факс: 422-76-36
Электронная почта: : school430lom@mail.ru
Сайт ОУ в Интернете: http://school430.lmn.su/
Наименование продукта, представляемого на конкурс:

Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» с методическими рекомендациями
Авторский коллектив:

Коробкова Елена Николаевна, доцент каф. культурологического образования

Катаева Ольга Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания
Форма инновационного продукта: Культурно-образовательная программа
Область применения инновационного продукта: Обновление и совершенствование качества образования.

Общее описание инновационного продукта
Актуальность темы

Важнейшая миссия современного образования – становление «Человека культуры», обладающего целостной системой представлений о мире и способного к культурной самоидентификации и культурной рефлексии, без которых невозможна адаптация к условиям современного поликультурного общества.

Один из возможных путей реализации данной стратегии лежит в плоскости разработки культурно-образовательных программ, действующих в открытом образовательном пространстве и обеспечивающих «вхождение» учащихся в культуру, освоение ими культурных ценностей, выработанных человечеством на разных этапах его развития.

Именно к этому типу образовательных продуктов относится программа «Музей как текст культуры», нацеленная на становления культурной компетентности школьников в процессе освоения Музея, как сложного и многозначного культурного текста.
Теоретические аспекты проектирования

культурно-образовательных программ, интегрирующих

деятельность Школы и Музея

В рамках экспериментальной работы в школе разработана и апробируется многоступенчатая культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры», предполагающая освоение музейного пространства заповедника «Петергоф» и охватывающая все этапы обучения – с 1 по 11 класс. Культурно-образовательная программа рассматривается как педагогический инструмент отбора и структурирования содержания образования, нацеленный на воссоздание в сознании ребенка целостного представления об окружающем мире и формирование культурной компетентности личности, под которой, в самом общем виде, понимается совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

  • Программа структурируют образовательный процесс в соответствии с существующими представлениями о структуре культуры. Окружающий мир изучается не как набор разрозненных по предметным областям сведений, а как целостное явление, что достигается за счет того, что ткань программы составляют многогранные объекты, понятия или явления культуры.

  • Программа нацелена на то, чтобы помочь ребенку овладеть базовыми умениями и навыками, составляющими культурную компетентность личности. Эта задача решается за счет смещения акцентов в освоении музейных коллекций – с информирования о них на развитие способности читать и создавать культурные тексты, под которыми понимаются совокупность символов, значений, образов, составляющих единое семантическое пространство культуры и транслируемая как в вербальной, так и невербальной форме. Язык музея – это язык его экспонатов, вещей и предметов, находящихся в тесной взаимосвязи с пространством, в котором они расположены. Во взаимодействии зрителя с предметами музейной коллекции рождается текст (вербальный или невербальный) – сообщение, которое зритель принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры и на основе этого создает собственные культурные тексты. Предполагается, что в ходе реализации программы учащиеся пройдут несколько стадий работы с текстом культуры – от умения считать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций в начальной школе, до ее интерпретации в основной школе, и, наконец, создания собственных культурных текстов старшеклассниками.

  • В логике данной программы музейная работа рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, что предполагает решение конкретных учебных задач в музейном пространстве и позволяет совместить обучение в музее с развитием личности ребенка. Цели и задачи музейного посещения определяются не музейными сотрудниками, а педагогами, рассматривающими музей как полноценное образовательное пространство, в стенах которого ученики не просто расширяют кругозор, а приобретают знания, навыки, компетенции, логически связанные с образовательной программой и значимые для индивидуальной школы или класса. Это означает, что помимо самого музейного занятия программа включает в себя тематические блоки, связанные, как с подготовкой школьников к посещению музея, так и с рефлексией после посещения музея, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.

  • Программа ориентированы на систему развивающего обучения: ее основу составляют внеаудиторные методы и технологии освоения культурного наследия, выстраивающие процесс познания от личностного восприятия явлений жизни, вещей, предметов и объектов материальной среды, к их изучению, осмыслению и обобщению, побуждая к самостоятельным исследованиям, суждениям, умозаключениям. Разрабатываемые методы и технологии музейной работы нацеленны на исследовательскую, поисковую и во многом самостоятельную работу учащихся в музейном пространстве, что предполагают создание определенного педагогического инструментария – исследовательских заданий, маршрутов образовательных путешествий и других дидактических материалов, поддерживающих работу учащихся в музее.


Культурно-образовательная программа

«Музей как текст культуры»

Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» представляет собой инновационную модель взаимодействия Музея и Школы. Доминантами для ее проектирования являются ведущие методическая и системообразующая (содержательная) темы, которые формулируются для начальной, основной и старшей школы с учетом психолого-педагогических особенностей той или иной возрастной категории учащихся, а также продиктованы возможностями и особенностями музейной среды дворцово-парковых комплексов.

Начальная школа. «Мир семейного очага» – цикл музейно-педагогических занятий, нацеленный на расширение представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщение к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов.

Основная школа. «Люди и судьбы» – цикл музейно-педагогических занятий, предполагающих познакомить школьников с различными моделями реализации жизненных стратегий на основе исследования музейных коллекций, знакомства с судьбами множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников.

Старшая школа. «Послание к Человеку» – проектная деятельность на основе исследования дворцово-парковых ансамблей, в ходе которой старшеклассники получают представление о разнообразных метальных моделях созданных человечеством на протяжении его существования и нашедших отражение в музейном пространстве, что позволит им осознать многообразие идей, управляющих миром и выбрать те, которые составят основу собственной мировоззренческой позиции.

Для структурирования материала учебный год условно делится на три временных блока (осень, зима и весна), в течение которых для каждой ступени отрабатываются различные аспекты содержательной и методической тем.

Возрастная ступень

Методичес-

кая тема

Системо-образующая тема

Осень

Зима

Лето

Начальная школа

Учусь читать тексты культуры

Мир семей-ного очага

Семейные реликвии

Семейные традиции

Семейные праздники

Основная школа

Учусь понимать тексты культуры

Люди и судьбы

Творцы

Исторические персонажи

Наследники

Старшая школа

Учусь создавать тексты культуры

Послание к Человеку

Человек в пространстве природы

Человек в пространстве культуры

Человек в мире людей

Необходимое ресурсное обеспечение

при применении инновационного продукта
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть реализована за счет привлечения следующей ресурсной базы.

Организационно-педагогические ресурсы. В образовательном учреждении необходимо создать условий для проведения внеклассных занятий – музейных уроков, образовательных путешествий, а также для осуществления проектной и творческой деятельности школьников, позволяющей обобщить результаты работы на музейной экспозиции.

При реализации программы в ряде случаев потребуется корректировка содержания образовательных программ (по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга) с целью достижения синхронизации в изучении отдельных тем с музейными посещениями. Обязательным условием является сохранение в учебном плане школы предмета «История и культура Санкт-Петербурга», который является базовым для осуществления музейно-педагогической работы.

Следует также определить форму и технологию сотрудничества с музейными работниками, которые должны стать полноправными участниками образовательного процесса, объединив свои усилия с педагогами в достижении целей программы.

Важным фактором успешности реализации программы является поддержка родительского комитета и Попечительского Совета школы, так как музейные посещения (особенно в начальной школе) требует привлечения родителей, как для сопровождения детских групп, так и для поддержки творческой деятельности учащихся.

Кадровые ресурсы. Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию и способными к инновационной профессиональной деятельности, в том числе к работе в музейном пространстве.

К реализации программы должны быть привлечены музейные сотрудники, разделяющие идеологию авторов программы, способные к творческому поиску, разработке и использованию инновационных музейно-педагогических технологий в работе со школьниками.

Педагогам, составляющим творческие группы, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по проблемам внеаудиторного образования в соответствующих институтах повышения квалификации, а также провести корпоративное обучение для ознакомления всего коллектива ОУ с выбранным направлением деятельности.

Материально-технические ресурсы. Образовательное учреждение должно располагать технической базой для осуществления творческой и проектной деятельности учащихся и ее презентации. Фото- и видео-аппаратура, наличие компьютеров и мультимедийных проекторов позволяют расширить рамки познавательной и творческой деятельности учащихся, сделать ее более насыщенной и разнообразной.

Для организации выездов, связанных с освоением пространства музея-заповедника и музейных экспозиций, требуется привлечение либо родительских средств, либо поиск спонсорской помощи.

Тиражирование материалов, связанных с работой учащихся в музейном пространстве предполагает наличие множительной техники.

Информационные ресурсы. Важным компонентом образовательной среды школы должен стать информационный центр, предоставляющими условия для презентации деятельности учащихся – участников программы.

Методическое обеспечение. Реализация культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» требует методического сопровождения, позволяющего организовать деятельность учащихся на разных этапах – до посещения музея, в процессе работы на музейной экспозиции и после музейного занятия. Представляемая в качестве новаций программа сопровождается методическими разработками, прошедшими апробацию в ходе экспериментальной работы в ОУ.
Технология внедрения инновационного продукта
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть использована в нескольких вариантах:

Вариант 1. Проведение отдельных циклов занятий (музейных и внемузейных), связанных с посещением музеев дворцово-паркового комплекса «Петергоф»;

Вариант 2. Реализация комплексной многоуровневой программы в полном объеме образовательными учреждениями Петродворцового района г. Санкт-Петербурга;

Вариант 3. Адаптация программы, которая рассматривается в этом случае как модельная, к условиям образовательных учреждений, расположенных в других районах Санкт-Петербурга.

В настоящее время наиболее эффективным представляется второй вариант работы с программой, т. к. он частично прошел экспериментальную проверку, снабжен методическими материалами и наиболее готов к диссеминации. Использование культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» позволит образовательным учреждениям, расположенным на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга эффективно, а главное системно подойти к освоению того богатейшего педагогического потенциала, который содержат музейные ансамбли Стрельны, Ораниенбаума, Александрии, Петергофа.

Для Школы – данная программа является возможностью:

  • модернизации содержания традиционного школьного обучения в соответствии с современными представлениями о целях и задачах образования. Пространство музея, где непротиворечиво встречаются и соседствуют самые разные артефакты, доступные для непосредственного изучения и исследования, является идеальным воплощением «диалога культур» и наилучшим образом создает условия для становления Человека культуры, способного стать полноправным участником этого диалога. Музей, с одной стороны, представляет собой целостное культурное образование, отражающее основные вехи развития культуры, наглядно демонстрирующее преемственность культурных представлений и традиций, что дает шанс системного освоения пространства культуры, возможность осознать мир как целостность, неразделенную на отдельные предметные области знания. С другой стороны музей – это сложное поле семантических смыслов и значений, непротиворечиво существующих в едином пространстве, что позволяет учащимся накопить опыт ориентации в пространстве культуры, приобрести навыки работы с разнообразными культурными текстами.

  • освоения и внедрения в педагогическую практику инновационных методов и форм освоения культурного наследия. Уникальность Музея заключается в том, что он дает навык работы с аутентичными текстами культуры, требующими интерпретации, обсуждения, наличия собственной точки зрения, в то время как в Школе ребенок в основном общается с адаптированными текстами культуры и «чужими» комментариями к ним, не предполагающими своего мнения;

  • расширения границ образовательного пространства за счет привлечения к образовательному процессу потенциала различных социокультурных институтов культурного наследования, таких как Музей, Город, Семья. Программа предусматривает широкое вовлечение и принципиальное равенство педагогического воздействия различных социальных институтов в образовательном процессе через использование потенциала и методов семейного воспитания, музейной педагогики, возможностей природной и культурной среды.


Этапы реализации программы

Работа по реализации предложенной культурно-образовательной программы делится на три этапа:

Подготовительный этап предполагает уточнение содержания тематических занятий, их количества, сроков проведения, логики взаимодействия с музейными посещениями для каждой ступени обучения. В результате этой работы на педагогическом совете принимается план скорректированной программы, который может выглядеть следующим образом:
Учебно-тематический план реализации проекта

«Музей как текст культуры»

Начальная школа «Мир семейного очага»

Системо-образующие темы

Подготовка к музею

(занятия в школе)

Музей

Заключительные уроки

(занятия в школе)




Тема занятия

Сроки

Тема занятия

Сроки

Тема занятия

Сроки

Семейные реликвии

(осень)

  1. Мир семьи в прошлом и настоящем…


2. «Здравствуй музей» (правила поведения в музее, музей как особый социокультурный институт)
3. Семейная реликвия: что это такое?

4. Где живут реликвии?

(мир дома и мир музея) (возможно проведение занятия музейным сотрудником)
5. Как вещи попадают в музей? (хранители реликвий – хранители памяти) – история одного музейного предмета

сентябрь

сентябрь

октябрь
декабрь
ноябрь



1. Дом для большой семьи (Александрия. Коттедж)

2. Тайны и загадки музейных реликвий (история музейных вещей) (Ораниенбаум, дв. Петра III)
3. Вещь и ее хозяин (Александрия)

4. Музейный предмет как свидетель истории. (Петергоф, особая кладовая)


сентябрь


октябрь
ноябрь
декабрь

Обсуждение проекта года: Семейный альбом «Петербургская семья»
1 Создание страниц семейного альбома:

- Портрет моей семьи

- Гостиная для большой семьи

- Семейная реликвия

2.Минипроект «Выставка одной вещи»



сентябрь


октябрь- декабрь

декабрь



Семейные традиции

(зима)

  1. Что такое традиции?




  1. Семейные традиции прошлого и настоящего


3. Как среда воспитывает человека.

3. Светское воспитание. Что должен знать и уметь подросток при выходе в свет?
5. Правила этикета

январь
февраль

февраль


март

март

  1. Жизнь и быт императорской семьи (Павловск)



  1. Воспитание культурой (Реформы семьи Петровского времени – Дворец Марли)

  2. Прием в Большом дворце (Петергоф)



  1. Стол на 14 кувертов (Екатерининский корпус)

февраль

февраль


март


март

1. Проект «Семейные традиции»



  1. Создание страниц семейного альбома:

- семейные традиции

2. Выставка «Портрет моей семьи»

январь

февраль-март

март




Семейные забавы и праздники

(весна)


1. Семейный праздник в прошлом и настоящем
2. Семейный праздник в императорской семье

(проведение занятия музейным сотрудником)


  1. Игры наших бабушек и дедушек (занятие проводит родители учащихся)


4. Мои любимые игры и игрушки



апрель

апрель

апрель
май



  1. Ораниенбаум – игрушка Екатерины II (Китайский дворец)

2. Игра взрослых людей (Петерштадт)
3. Детские игры на свежем воздухе (Александрия. Фермерский дворец)
4. Забавы и развлечения в Петергофе (семейное образовательное путешествие)

апрель

апрель

май


май

  1. Создание страниц семейного альбома:

- семейные традиции

  1. Выставка «Любимые игры и игрушки наших бабушек и наших родителей»

апрель


май


Финал







Семейный праздник в музее семьи Бенуа

май








Основная школа «Люди и судьбы»

Системо-образующие темы

Подготовка к музею

(занятия в школе)

Музей

Проектная деятельность




Тема занятия

Сроки

Тема занятия

Сроки

Этапы проекта

Сроки


Творцы

(осень)

  1. Что мы получили в наследство?

  2. Кого мы называем творцом?



3. Парки и сады как произведение искусства

(проведение занятия музейным сотрудником)

совместно с музейным занятием)

4. Архитектура – летопись мира (…она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания)

сентябрь
сентябрь


октябрь




1. Русские Ленотры .

(Сады и парки Петергофа и Ораниенбаума)
2. Фонтанная система и ее создатели (Фонтаны Петергофа)
3. Архитектурные стили в Петергофе (Выдающиеся архитекторы Петергофа)





сентябрь


октябрь


декабрь


  1. Выбор и обсуждение темы проектной деятельности – «Знаменитые и не очень жители моего города» (создание электронной карты с объектами и именами)



  1. Образовательное путешествие по фонтанам Петергофа – «Русские триумфы»

  2. Минироект «Знаменитые фонтаны мира»




  1. Образовательное путешествие по архитектуре Петергофа (Ораниенбаума)

сентябрь

октябрь


октябрь


декабрь




Исторические персонажи

(зима)

  1. «Отдайте все…» или кому оставить Империю… (Петр I)


  1. От любви до ненависти: драма в императорской семье (Екатерина II и Петр III)


  1. Cемейный рай (Николай I)



декабрь
январь

февраль

  1. Петергоф как модель империи (Стрельна)


2. Меншиков – наследник Петра?! (Ораниенбаум)
3. Петр III: иностранец на троне

4. Российская история делалась здесь… (Большой Петергофский дворец и Екатерининский корпус
6. Два Петергофа – два мира (Николай I, Александр II? Александрия)

7. Судьба и революция (Николай II)

январь

январь

февраль
март

март

Дискуссия «Кому по силам наследовать дело Петра?»


Дискуссия «Кому покоряется вершина власти?»

Дискуссия «Спасет ли семейный рай от реальности?»

январь
февраль

март


Наследники

(весна)

  1. Судьбы коллекций




  1. «Огненные забавы» и не только… (История парковых развлечений в Петергофе)




  1. Возрождение фонтанов







  1. Хранители традиций: мир музейных профессий




  1. Возрожденные из пепла



  1. Петергофские потешные огни Петергофа сегодня




  1. Путешествие по водоводу

апрель

апрель

май


май

1.Презентация проектов

апрель

Финал







Рыцарский турнир (Александрия)

май









В ходе предварительного этапа необходимо сформировать постоянные группы учащихся – участников культурно-образовательной программы. Программа рассчитана на один год и рекомендована для реализации в 3-4 классах начальной школы и 8-9 класса основной школы. Программа для старшеклассников в данный момент находится на стадии разработки.

Еще одна задача данного этапа – решение организационных вопросов: приобретением абонементов для посещения музеев, входящих в комплекс музеев-заповедников «Петергоф».

Основной этап связан с разработкой и проведением намеченных в рамках реализации программы занятий, уроков и мероприятий. Их особенность заключается в том, что они представляют собой комплекс образовательных компонентов, позволяющих рассматривать каждое музейное посещение как органичную часть учебного процесса, тесно увязанную с образовательной программой, что предполагает:

- подготовку школьников к посещению музея (знакомство с понятиями и терминами, введение в событийный контекст и пр.), которое может проводиться как в рамках уроков (история, обществоведение, история и культура Санкт-Петербурга), так и в ходе внеклассных мероприятий;

- организацию работы на экспозиции с дидактическими материалами (вопросами и заданиями), нацеливающими учеников на осмысление задач, значимых для достижения образовательных целей;

- рефлексию после посещения, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.

Таким образом, формируются целостные образовательные блоки, включающие как посещение музея, так и классные часы, внеклассные мероприятия, занятия, связанные с проектной и исследовательской деятельностью учащихся.

Важно отметить, что занятия, и в школе, и в музее могут проводиться как музейными сотрудниками, так и педагогами, их содержание и форма проведения разрабатываются и совместно педагогам и музейным сотрудникам с использованием потенциала дворцово-парковых комплексов «Ораниенбаум», «Петергоф» и «Александрия». Частично эту задачу решают методические разработки предварительных и завершающих музейное посещение занятий, которые сопровождают представленную в качестве инновационного продукта программу «Музей как текст культуры» и созданы педагогами ОУ при поддержке музейных сотрудников.

Проблемой остается разработка дидактических материалов, позволяющих организовать активную деятельность учащихся в музейном пространстве, которая предполагает определение темы (идеи) посещения музея, отбор экспонатов для ее раскрытия, создание алгоритма вопросов и заданий, призванных помочь ребенку в его исследовательской деятельности. Часть подобных материалов предоставлена сотрудниками музеев, часть – нуждается в дальнейшей разработке.

Неотъемлемым элементом деятельности учащихся в ходе основного этапа является проектная деятельность, которая предполагает осмысление и обобщение результатов работы в программе. Предлагаемые для реализации проекты могут иметь разный уровень сложности и различную продолжительность. Однако предполагается, что на каждой ступени программы будет создаваться «сквозной» творческий продукт, сотворение которого поможет объединить и структурировать знания, умения и навыки, полученные учащимися в ходе освоения программного материала. Так, для начальной школы предлагается создание семейного альбома «Петербургская семья» (реального или виртуального). Для учащихся основной школы таким проектом станет создание электронной гиперактивной карты «Знаменитые и не очень жители моего города». Для старшеклассников предполагается разработка проектов, осуществить которые (хотя бы частично) они смогут непосредственно в дворцово-парковом пространстве.

Заключительный этап завершает работу в культурно-образовательной программе и представляет собой праздник, который проводится в пространстве музея-заповедника и объединяет всех участников проекта – учеников, педагогов, родителей, музейных сотрудников. Так, для начальной школы предусмотрено праздничное действо – «Семейный праздник в музее семьи Бенуа», для учащихся основной школы предполагается участие в ежегодно проводимом в парке Александрия празднике «Белой розы».
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта
Предлагаемая культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» позволяет достичь положительных педагогических эффектов, среди которых наиболее значимыми, с точки зрения разработчиков, являются:

  • интеграция образовательного пространства ОУ и культурного пространства музея-заповедника «Петергоф»;

  • системное освоение музейного комплекса «Петергоф», который рассматривается как овеществленная модель мира, давая возможность осознать мир как целостность, неразделенную на отдельные предметные области знания;

  • внедрение в практику образовательных учреждений внеаудиторных инновационных подходов к освоению природного и культурного наследия.

  • реализация инновационных моделей организации музейно-педагогической деятельности, рассчитанных на все категории педагогического сообщества – детей и подростков, педагогов и учащихся, детей и родителей.

  • инкультурация и социализация подростков в ходе освоения культурных текстов, собранных в музейной экспозиции, свидетельствующих о ценностных ориентациях и предпочтениях, принятых в обществе, этикетных нормах поведения в разных жизненных ситуациях, общепринятых подходах к различным явлениям и событиям.


Первые итоги реализации программы, как показала практика, показали, что программа дает возможность достичь множественных образовательных результатов. Перечислим наиболее значимые из них.
Результаты, реализующие основные

направления развития современного образования

  1. Преодоление предметоцентризма современного образования, основывающегося на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым по учебным предметам. Этот эффект достигается за счет выделения в качестве объекта изучения культурных целостностей – культурных понятий, образов, идей, что позволяет осваивать школьникам разрозненную информацию в логике определенного культурного контекста.

  2. Реализация практикоориентированного подход в обучении, основу которого составляет формирование творческой адаптивности личности – способности отвечать на вызовы времени и действовать в условиях, не имеющих аналога. Образовательный процесс, построенный на принципах освоения знания «за пределами школы», требует от учащихся овладения разнообразными способами познания и ориентирован на приобщение учащихся к исследованию, поиску, открытию нового. На смену приобретению готового знания постепенно приходит формирование умений находить знания, анализировать их, а самое главное – применять их в жизни.

  3. Создание условий для внедрения компетентностного подхода в обучении, что выражается в ориентации на формирование ряда важнейших компетентностей учащихся, таких как общекультурная и социальная. Общекультурная компетентность характеризуется готовностью учащихся к творчески-деятельной самореализации на основе ориентации в ценностях культурного пространства, пониманием взаимосвязи между различными областями знаниями. Социальная компетентность предполагает способность эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. 

Формированию такого рода компетентностей способствуют инновационные методы и технологии, нацеленные на освоение музейного пространства, исследование аутентичных текстов культуры, выявление их смысловых и ценностных характеристик, связанные с самостоятельным поиском и анализом информации.


  1. Реализация культуроориентированного подхода, рассматривающего образование как процесс «вхождения в культуру», обеспечивается расширением границ образовательного пространства за счет эффекта «метапредметной интеграции», предполагающей использование потенциала многочисленных институтов культуры – музеев, библиотек, архивов, театров, городского пространства.

  2. Отказ от традиционной знаниевоцентрической парадигмы и реализация деятельностного подхода, связанного с внедрением инновационных методов и технологий в обучение, ориентированных на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности и на получение учащимися опыта этой деятельности


Эффекты, достигаемые в учебной деятельности

В ходе экспериментальной работы были проведены диагностические исследования, включающие тесты, анкетирование, опросы, изучение результатов деятельности детей, которые позволили выявить ряд эффектов, оказывающих непосредственное влияние на повышение уровня образования, а именно:

  1. Повышение мотивации учащихся к обучению. Этот процесс связан с применением технологий активного обучения, широким использованием эмоционально-личностного опыта учащихся, системной и активной их работой в музейном пространстве.

  2. Формирование у учащихся предпосылок для освоения знакового языка культуры, что подразумевает владение тезаурусом культуры (архетипы, устойчивые знаки и символы, модели), а также развитие способностей к семантическому анализу, связанному с умением «читать» различные тексты культуры, «свертывать» и «развертывать» информацию, заложенную в них, а впоследствии создавать и собственные культурные тексты.

  3. Развитие способности учащихся использовать различные формы и методы познания и интегрировать их в исследовательской деятельности, осознавать и осваивать информационную картину мира, как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном пространстве, уметь анализировать и выбирать необходимое в информационном потоке.

  4. Готовность учащихся к творчески деятельной самореализации, сформированность способности находить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и повседневной жизнью.

  5. Свободная ориентация учащихся в культурном пространстве Петергофа и способность использовать его потенциал в образовательных целях.


Эффекты воспитательной работы

Эффекты, оказывающие

влияние на педагогическую среду ОУ

Внедрение экспериментальной модели интеграции кардинально изменяет образовательную среду образовательного учреждения, т. к. основывается на тесном взаимодействии и сотрудничестве всего педагогического коллектива, что предполагает:

  1. Выработку единой содержательной концепции, а, следовательно, корректировки содержания учебных программ, создания элективных курсов, развития системы музейных дней, охватывающих всех учащихся школы.

  2. Развитие системы тьюторства, переход от традиционной системы руководства к сотрудничеству с учениками, в основе которого лежит сотворчество и совместный поиск.

  3. Расширение кругозора педагогов за счет освоения новых образовательных пространств, самообразования и профессионального обучения.

  4. Создание творческой среды, стимулирующей профессиональный рост педагогов.



Возможные сложности при использовании

инновационного продукта и пути их преодоления

Реализация предлагаемой культурно-образовательной программы связана с преодолением определенных сложностей, среди которых:

  1. Слабая мотивация педагогов, их настороженное отношение к инновационным методам и технологиям и не готовность использовать новации в своей работе. Преодоление педагогических стереотипов требует постепенного включения педагогического коллектива в работу, связанную с освоением музейного пространства Санкт-Петербурга и пригородов. Для решения этой задачи целесообразно создать в ОУсистему музейных дней, ввести Декаду Методического мастерства, а также повышать профессиональный уровень педагогического коллектива, обсуждать опыт педагогов-новаторов, проводить методические семинары.

  2. Отсутствие в базовом учебном плане предметов, которые могли бы стать основой для реализации данной программы. Данная проблема может быть преодолена за счет корректировки содержания программного материала гуманитарных учебных курсов, введения элективных курсов в предпрофильной и профильной школе, а также создании авторских программ.

  3. Необходимость поддерживать тесное сотрудничество педагогов образовательного учреждения с музейными сотрудниками, реализующими важнейший компонент программы – музейно-педагогические занятия. Подобное взаимодействие затруднено как с точки зрения организации, так и с позиции координации методических подходов. Данная проблема может быть решена путем создания системы совместных творческих семинаров педагогов и музейных работников, а также выделения координационного центра, корректирующего и согласовывающего позиции сторон в ходе реализации программы.

  4. Отсутствие у музейных работников опыта инновационной образовательной деятельности на экспозиции музея. Зачастую, музейные сотрудники, являясь прекрасными специалистами в области содержания музейной коллекции и проведения традиционной экскурсии, не имеют опыта организации самостоятельной и активной деятельности детей и подростков на экспозиции музея и плохо представляют себе, каким образом знания и навыки, полученные в музейном пространстве, реализуются в образовательном процессе. Решение этой задачи требует организации обучения музейных сотрудников, проведения серии семинаров, в процессе которых были бы освещены вопросы взаимодействия Школы и Музея.

  5. Необходимость изыскания средств для реализации программы. Отсутствие государственных механизмов, обеспечивающих поддержку (в том числе и финансовую) культурно-образовательных программ и проектов, связанных с освоением школьниками музеев, требует обращение к спонсорской помощи или привлечения средств родителей для оплаты музейных посещений.

  6. Несоответствие результатов обучения, как их видят ученики и их родители – сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ с результатами, которые планируется достигнуть в ходе реализации программы – самоидентификация и становление личности в процессе освоения культурных пространств, креативность в освоении мира. Отчасти этот эффект может быть преодолен в ходе участия школьников в конкурсах и проектах, позволяющих ученикам проявить умения и навыки, приобретенные в ходе работы в интеграционной системе.

  7. Необходимость трансформации образовательного процесса – изменения расписания, выделения часов на музейные посещения, образовательные путешествия, исследовательскую работу. Данная трудность, на которую ссылается большинство педагогов, носит управленческий характер и решается при определенных организационных усилиях.

  8. Трудозатратность, что выражается, прежде всего, в увеличении нагрузки педагога за счет разработки занятий и дидактических материалов для работы на экспозиции музея. Кроме того, проведение внеаудиторных занятий за пределами школы связано с определенными организационными проблемами – передвижение учеников по городу, ведение переговоров с музейными сотрудниками или экскурсоводами, организация деятельности учащихся, – все эти нелегкие хлопоты ложатся на плечи учителя. Часть перечисленных проблем, связанных с трудозатраностью реализации культурно-образовательной программы, поможет снять предлагаемые методические комментарии к программе, которые содержат готовые разработки занятий, образовательных путешествий и проектов. Другим вектором решения проблемы может стать система поощрения и стимулирования деятельности педагогов-новаторов.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: