NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Кейс-технологии в использованиии интернет-ресурсов на уроке биологии


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

В ИСПОЛЬЗОВАНИИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ

Тихонова Л.А.

учитель биологии МОУ «Лицей №2» г. Чебоксары
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский.

В книге американского ученого Филлипа С. Шлехти «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» есть такой диалог:

  • Что вы хотите от школы?

  • Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно.

Ученик должен выносить из школы не просто объем знаний, а умение учиться. Мир изменился. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета и многое другое. Поэтому крайне необходимо владеть навыками сбора, систематизации и обработки, анализа информационного массива. Им и нужно обучать в школе, а компьютер и ресурсы Интернета могут стать отличным тренажером для их развития. Еще хочется вспомнить такое искусство – умение сравнивать, сопоставлять, выбирать и конструктивно критиковать. Именно для работы с вариативной информацией можно использовать ресурсы Интернет.

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:

  • не как цель, а как еще один инструмент исследования;

  • как источник дополнительной информации по предмету;

  • как способ самоорганизации труда и самообразования;

  • как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;

  • как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

Постоянное обновление образовательных ресурсов в Сети обусловливают возможность появления в их содержании неточностей, противоречивой и недостоверной информации. В связи с этим следует вырабатывать у обучающихся критическое мышление, обеспечивающее адекватное отношение к информации, получаемой из ресурсов Сети.

Необходимо также учитывать, что применение ресурсов сети Интернет требует одновременной работы сразу нескольких каналов восприятия — зрительного, слухового, тактильного. Это может привести к умственным и эмоциональным перегрузкам учеников. Очень часто они не могут самостоятельно справиться с переработкой больших объемов информации, опубликованной в Сети, испытывают трудности в нахождении необходимых ресурсов, попадают под влияние негативной информации.

В данном случае весьма перспективным методом и большим помощником в работе и является кейс-технология.

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль ментора, наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как наблюдатель (слушатель).

Охарактеризуем этапы реализации кейс-технологии.

Подготовительный этап. Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы (в большей степени). Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Основные требования к кейсу: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствие тематике курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.

Основной этап. Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся (если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и, не оглашая тему, поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться.

Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений. Если требуется экспериментальное доказательство, то они обращаются за помощью к учителю. Результаты исследования оформляются в виде презентации, проекта.

Заключительный этап. Учащиеся представляют свои работы. Проводится конференция, дискуссия, полилог и др. формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников. Подводятся итоги по следующим критериям: количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.

Тематика кейсов по биологии для учащихся среднего и старшего звена:

  • Вредны ли чипсы?

  • Экологические проблемы сточных вод.

  • Изделия из пластика загрязняют Мировой океан.

  • Клетка – архитектурное чудо и др.

Один очень важный момент. При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, учителю необходимо самому, хотя бы эскизно, попытаться выполнить ту работу, которую он хочет предложить ученикам. В результате более ясно можно увидеть критерии оценки и трудоёмкость выполнения работы, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику.

Список литературы


  1. Богомолов О.Б. Активные методы обучения информатике в школах социально-экономического профиля// Педагогическая информатика. – 2006. - №3.- С.13-22.

  2. Бруннер В., Хорнинг Э. и др Экологическое образование. Методы и примеры – Опубликовано фондом «Сохраним чистоту Швеции», 1997.

  3. Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Дисс. … канд. психол. наук. – Пермь, 1999.

  4. Зенкина С.В. Информационно-коммуникативная среда, ориентированная на новые образовательные результаты. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс. // Биология в школе. – 2006. - №6.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.