NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Классный час 5 -6 класс тема: азбука права задачи: Познакомить детей с документами, защищающими их права


Кузьминых Н.К.,

классный руководитель

Классный час 5 –6 класс

ТЕМА: АЗБУКА ПРАВА

Задачи: 1. Познакомить детей с документами, защищающими их права.

2. Повторить основные правоведческие понятия.

3. Повторить права и обязанности граждан нашей страны.

Оформление: плакат с названием «Азбука права»;

аншлаги « Всеобщая Декларация прав человека », « Конвенция о

правах ребёнка», 1948 г., 1959 г., 1989 г.;

брошюра «Конвенция о правах ребёнка»;

знаки разрешающие и запрещающие по правам (рисунки);

костюмы.

Ход мероприятия:

Учитель: Наш сегодняшний классный час не обычный. Называется он «Азбука права». Мы поговорим с вами сегодня о правах детей – ваших правах. Как вы считаете, ребята, наша страна, Россия, - правовое государство?

Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во «Всеобщей Декларации прав человека». Этот документ был принят в 1948 году.

А есть ли какие-нибудь права у детей? Да, есть.

В силу физических и психических особенностей детского возраста, отсутствия необходимого житейского опыта ребёнку значительно труднее самому усвоить и отстаивать свои права. В этом ему должны помогать взрослые. Люди всех стран мира пришли к выводу:

- все дети, в силу возраста, требуют заботы и внимания;

- в особой защите нуждаются те из них, кто оказался в трудных

условиях или чрезвычайных обстоятельствах;

- нужны международные документы, с помощью которых права детей

будут защищены.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН, Организации Объединённых Наций, провозгласила «Декларацию прав ребёнка». А что из себя представляет ООН? Вы знаете, ребята? Это международная организация государств, которую создали в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

Что такое «Декларация»? «Декларация прав ребёнка» включала в себя 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Этот документ имел очень важное значение и сыграл свою положительную роль. Но он носил всего лишь рекомендательный характер, то есть рекомендовал, как нужно относиться к детям, как защищать их права. Это значит, он был не обязательным. Одного этого документа было недостаточно.

Поэтому в 1989 году был принят очень важный международный документ «Конвенция о правах ребёнка», в котором указанные права приобрели силу международного права. Не случайно журналисты эту конвенцию позднее назвали «Великой хартией вольностей для детей». (Хартия – от греческого chartes – бумага, грамота, документ публично-правового и политического характера в средние века и новое время).

Конвенция ООН о правах ребёнка содержит международные требования, гарантирующие свободу и достоинство детей, а также определяет условия, при которых они могут состояться как самостоятельные и независимые граждане, способные жить в гражданском обществе и правовом государстве. А чтобы Конвенцию реализовать, были созданы Комитет по правам ребёнка и Детский фонд при ООН.

Россия подписала Конвенцию по правам ребёнка в 1990 году. Этот документ подписан ещё в 186 странах (на 2000 год).

Ребята, хотите услышать «Сказ о том, как появилась Конвенция»? (инсценировка)

Сказочница: Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди.

( вышли 3-4 ученика в подобии шкур)

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  • что люди могут делать и чего не могут?

  • *что они обязаны делать и чего не обязаны?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

Вопросов было очень много… Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху Люди устраивали между собой войны…(ученики изображают сражение). Унижали друг друга. Не замечали, что рядом такие же люди.

Шло время…Люди стали понимать, что весь этот кошмар устраивают они сами. (ученики изображают задумчивость).

И люди взялись за решение этих Главных вопросов: в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, к сожалению, в битвах и войнах, а также путём международных переговоров.

( на сцене за столом трое мудрецов решают вопросы, переговариваясь)

1й – Нам удалось!

2й – Мы смогли решить Главные вопросы!

3й – Мы создали её!

(выводят на сцену «Всеобщую Декларацию прав человека»)

Сказочница: Произошло это 10 декабря 1948 года. По решению Генеральной Ассамблеи ООН 10е декабря отмечается как День прав человека.

Декларация: Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сёстры.

Если в точности соблюдать всё, что записано на моих страницах, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью моими статьями…

(Декларацию прерывает Малыш)

Малыш: Тётушка Декларация, а у нас, у детей, есть права?

Сказочница: Всеобщая Декларация прав человека задумалась.

Декларация: А ведь и правда, у взрослых людей появилось множество прав, а у детей их, определённых, нет. Друзья мои, давайте соберёмся вместе и обдумаем эту проблему.

Сказочница: Долго они совещались…Обсуждали…Думали…И наконец…

Декларация: Дорогие мальчишки и девчонки! Вы спросили меня, а есть ли какие-нибудь права у детей. Я рада вам сообщить – да, есть! Мы создали для вас вашу Декларацию. И она называется «Конвенция о правах ребёнка».

Конвенция: Взрослые люди прекрасно понимают, что из бесправного, запуганного ребёнка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать в космос корабли.

1й – Мы, дети всей Земли

2й – Каждый из нас имеет права

3й – Мы стараемся их соблюдать, как нам советует «Конвенция о правах ребёнка.

Вместе: А вы знаете права ребёнка?

Учитель: (показывает знаки и ведёт разговор о правах ребёнка)

Декларация: Права взрослого и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и о том, что кроме прав у человека есть обязанности. Права и обязанности неразрывно связаны между собой.

Учитель: Ребята, а вы знаете обязанности детей и взрослых? Назовите их, пожалуйста.

  • защита Отечества является долгом и обязанностью

  • дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях

  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры

  • каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы

  • сохранять природу и окружающую среду. Бережно относиться к природным богатствам.

Сказочница: Много лет прошло с тех пор как люди создали «Всеобщую Декларацию прав человека» (1948 год), а затем создала и подписали «Конвенцию о правах ребёнка» (1989 год). Мы вам напомнили о том, какие права и обязанности имеют дети. Ваша задача – их помнить и соблюдать.

Учитель: Ребята, а в каких документах ещё закрепляются права ребёнка?

  • Конституция Российской Федерации

  • Программа «Дети России»

  • Президентское постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей»

Подведение итогов работы учеников на классном часе.

Литература:

1. Я.В.Соколов «Граждановедение», учебное пособие для 6 класса, М. 1997г

2. Г.Фролова «Умеют ли дети защищать свои права?», Народное образование, 1998г. № 9,10.

3. И.Стрелкова «Закон есть закон», Школьная роман-газета, 1999г. № 1.

4. Конвенция о правах ребёнка.

5. Конституция Российской Федерации.

6. Энциклопедия по правоведению.

Приложения:

№ 1.

1.Выписки из энциклопедии

Права человека – это моральные права, защищающие человеческое достоинство личности и принадлежащие каждому человеку в его взаимоотношениях с государством.

Права человека касаются только взаимоотношений человека и власти и призваны, прежде всего, защищать человека от произвола и унижения со стороны власти.

Центральное понятие прав человека – человеческое достоинство, именно его защищают права человека.

Права человека защищают не всё в человеке, не любые его потребности, интересы и права, а только те из них, которые связаны с поддержанием в человеке человеческого достоинства.

Права человека:

  • универсальны – принадлежат всем людям во всех ситуациях

  • естественны – принадлежат людям от рождения только потому, что они люди

  • неотчуждаемы – нельзя произвольно лишить этих прав.

Права человека существуют потому, что их признают люди, а не потому, что их провозглашают правительства.

Права человека – это «правила поведения» для государства.

№ 2.

Пословицы и поговорки.

Учение, наука.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Без наук как без рук.

Знание лучше богатства.

Знание – сила.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.

Учись смолоду, пригодится на старость.

Дети, семья.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Детки хороши – отцу-матери венец; худы – отцу-матери конец.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Родина.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Где ни жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина краше солнца, дороже золота.

С родной земли – умри, не сходи.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: