NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Колдашева Радмила Рифкатовна Шубенок Елена Леонидовна I. пояснительная записка рабочая программа



Муниципальное образовательное учреждение

прогимназия «Центр детства»

г. Серпухов Московской области

__________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – прогимназия

«Центр детства»

_______________ Похващева Т. А.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

социальное направление
Кружок «Тропинка к своему Я» (1- 4 класс)

Базовый уровень
Объём внеурочной деятельности - 135 часов, 1 ч в неделю


1 класс — 33 часа

2 класс — 34 часа

3 класс — 34 часа

4 класс — 34 часа


Составитель: воспитатель ГПД

Колдашева Радмила Рифкатовна

Шубенок Елена Леонидовна

I.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и основана на программе О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе».
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются  следующие документы:

  • Закон «Об образовании» Российской Федерации;

  • «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004

  • Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России.


Назначение программы

Программа «Тропинка к своему Я» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Актуальность и перспективность курса

Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

И если начало у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе?

Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье, то есть психологические аспекты психологического здоровья, позволяющие выделять собственно психологические проблемы детей в отличие от проблем медицинских.

Что понимать под психологическим здоровьем?

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Одним из возможных вариантов формирования психологического здоровья младших школьников является программа «Тропинка к своему Я».
Цель и задачи программы:
Основная цель данной программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

  • развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;

  • формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка;

  • развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

  • расширение пассивного и активного психологического словаря детей.



Для их решения можно условно выделить несколько этапов, которые сведены в таблицу:


Характеристики личности

Условные этапы

Принятие себя

Интериоризация вопроса «Какой Я»

Поиск достоинств в себе

Поиск недостатков

Интеграция в целостное Я

Принятие других

Интериоризация вопроса «Какие они»

Поиск достоинств в других

Осознание недостатков других и их причин

Осознание общности между другими и собой

Рефлексив-ность

Развитие психологической речи

Формирование «эмоциональной» грамотности

Осознание причин своих поступков

Осознание целей путем достижения их

Умение находить ресурсы

Поиск ресурсов в типичных трудных ситуациях

Поиск ресурсов в обобщенных мнениях

Осознание своей «внутренней» силы

Овладение механизмом «самопомощи»


Программа разработана и ориентирована на обучающихся 1—4 классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю: в 1 классе – 30 мин, во 1-4 классах – до 45 минут.

Программа рассчитана на 135 часов:

1 класс – 33 часа

2 класс — 34 часа

3 класс — 34 часа

4 класс — 34 часа


  1. Структура и содержание курса


Программа каждого класса делится на разделы.
1 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Я – школьник

12

2

Я учусь быть доброжелательным, ласковым, сильным духом

5

3

Я учусь жить мирно

2

4

Мои чувства

14

Итого: 33 часа


2 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Вспомним чувства

4

2

Чем люди отличаются друг от друга?

18

3

Какой Я – Какой Ты?

11

Итого: 34 часа


3 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Я - фантазёр

12

2

Я и моя школа

5

3

Я и мои родители

4

4

Я и мои друзья

5

5

Что такое сотрудничество?

8

Итого: 34 часа


4 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Кто я? Мои силы, мои возможности

11

2

Я расту, я изменяюсь

3

3

Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем

4

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

4

5

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого

12

Итого: 34 часа


1 класс

У первоклассника приходит осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Однако они быстро утрачивают праздничное настроение Первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и скуку. Дети с нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно перживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок.

Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия. В классе вокруг ребенка много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.

Этим и обусловлена тематика занятий 1 класса.

2 класс

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, которые характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
3 класс

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это – явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я- фантазер».

Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Сходный процесс идет в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов.

К окончанию третьего класса дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции.

4 класс

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях.

Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Поэтому в программу психологических занятий для четвертого класса введены беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.

Четвертый класс – последний в начальной школе. Поведение детей заметно меняется: они требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируют обязанности. Поэтому необходимо уделить особое внимание теме « Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.

В четвертом классе необходимо уделять больше внимание детской инициативе, отводить детям активную роль в организации занятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы.
Для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья и, естественно, наличия в образовательном учреждении объективных возможностей для этого. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья.


III. Описание ценностных ориентиров.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культур

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду

Ценность гражданственности осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, IV. Личностные, метопредметные универсальные учебные действия.

1- 2-й классы

Личностные результаты изучения курса «Тропинка к своему Я»:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Тропинка к своему Я» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии проговаривать последовательность действий

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному плану
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебной тетради, в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им.

3 -4 й классы

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

  • этические чувства совести, вины, стыда как регуляторы морального поведения.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



V. Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 ч)


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания

Дата

Раздел 1. Я – школьник (12 часов)


1

Знакомство. Введение в мир психологии

1

См. с. 28 - 29




2

Как зовут ребят моего класса

1

См. с. 30 - 31




3

Зачем мне нужно ходит в школу

1

См. с. 31 - 35




4

Мой класс

1

См. с. 35 - 40




5

Какие ребята в моем классе

1

См. с. 41 – 43




6

Мои друзья в классе

1

См. с. 43 - 52




7

Мои успехи в школе

1

См. с. 52 - 56




8

Моя «учебная сила»

1

См. с. 56 - 58




9

Я умею управлять собой

1

См. с. 302 -305

с. 6 – 8 (тетр.)




10

Я умею преодолевать трудности

1

См. с. 305 -309

с. 9 – 11 (тетр.)




11

Я умею слушать других

1

См. с. 309 -312

с. 12 – 14 (тетр.)




12

Я умею учиться у ошибки

1

См. с. 312 -317

с. 15 – 17 (тетр.)




Раздел 2. Я учусь быть доброжелательным, ласковым, сильным духом (5 часов)


13

Я умею быть доброжелательным

1

См. с. 317 – 319

С. 18 – 21 (тетр.)




14

Я - доброжелательный

1

См. с. 319 -321

с. 22– 24 (тетр.)




15

Я умею быть ласковым

1

См. с. 322 -325

с. 25 – 27 (тетр.)




16

Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе

1

См. с. 325 -327

с. 28 – 30 (тетр.)




17

Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого

1

См. с. 327 -329

с. 31 – 33 (тетр.)




Раздел 3. Я учусь жить мирно (2 часа)


18

Я учусь решать конфликты

1

См. с. 333 -335

с. 34 – 36 (тетр.)




19

Я умею решать конфликты

1

См. с. 335 -336

с. 37 – 40 (тетр.)




Раздел 3. Мои чувства (14 часов)


20

Радость. Что такое мимика

1

См. с. 59 – 60

С. 41 – 42 (тетр.)




21

Радость. Как ее доставить другому человеку

1

См. с. 60 – 62

С. 45 – 47 (тетр.)




22

Жесты

1

См. с. 62 – 65

С. 43 – 44 (тетр.)




23

Радость можно передать прикосновениями

1

См. с. 66 – 71

С. 48 – 50 (тетр.)




24

Радость можно подарить взглядом

1

См. с. 71 - 74




25

Грусть

1

См. с. 74 – 77

С. 51 – 53 (тетр.)




26

Страх

1

См. с. 77 – 81

С. 54 – 56 (тетр.)




27

Как справиться со страхом

1

См. с. 84 - 86




28

Страх и как его преодолеть

1

См. с. 87 – 90

С. 57 – 59 (тетр.)




29

Гнев. С какими чувствами он дружит

1

См. с. 90 – 94

С. 60 – 62 (тетр.)




30

Может ли гнев принести пользу

1

См. с. 94 – 99

С. 63 – 65 (тетр.)




31

Обида

1

См. с. 99 – 104

С. 66 – 68 (тетр.)




32

Разные чувства


1

См. с. 104 – 107

С. 69 – 71 (тетр.)




33

Итоговое занятие

1

См. с. 106 – 107

С. 72 – 75 (тетр.)





2 класс (34 ч)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания

Плано

вые

сроки

Скоррек.

сроки

Раздел 1. Вспомним чувства (4 часа)


1

Мы рады встрече

1

См. с. 110

С. 4 – 5 (тетр.)

03.09




2

Понимаем чувства другого

1

См. с. 110 – 111

С. 6 – 8 (тетр.)

10.09




3,4

Мы испытываем разные чувства

2

См. с. 111 – 117

С. 9 – 14 (тетр.)

17.02

24.09



Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? ( 18 часов)


5, 6

Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

См. с. 117 – 120

С. 15 – 17 (тетр.)

01.10

08.10



7. 8

Хорошие качества людей

2

См. с. 121 – 123

С. 18 – 20 (тетр.)

15.10

22.10



9

Самое важное хорошее качество

1

См. с. 124 – 126

С. 21 - 23

29.10




10, 11

Кто такой сердечный человек

2

См. с. 126 – 128

С. 24 - 26

12.10

19.11



12

Кто такой доброжелательный человек

1

См. с. 128 – 130

С. 27 - 29

26.11




13

Трудно ли быть доброжелательным человеком

1

См. с. 131 – 134

С. 30 - 32

03.12




14

Я желаю добра ребятам в классе

1

См. с 134 – 137

С. 32 - 34

10.12




15, 16

Очищаем свое сердце

2

См. с. 137 – 140

С. 35 - 37

17.12

24.12



17, 18

Какие качества нам нравятся друг в друге

2

См. с 140 – 144

С. 38 - 39

14.01

21.01



19, 20

Какими качествами мы похожи и чем отличаются

2

См. с. 144 – 148

С. 40 - 41

28.01

04.02



21, 22

Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

См. с. 148 – 151

С. 42 - 43

11.02

18.02



23

В каждом человеке есть светлые и темные качества

1

См. с. 151 – 156

С. 44 - 46

25.02




Раздел 3. Какой Я – Какой ТЫ? (11 часов)


24, 25

Какой Я

2

См. с. 156 – 160

С. 47 - 48

4.03

11.03



26, 27

Какой ты

2

См. с 160 – 163

С. 49 - 52

18.03

1.04


28, 29

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

2

См. с. 163 – 164

С. 53 - 54

8.04

15.04



30, 31

Школьные трудности

2

См. с. 165 – 171

С. 55 - 59

22.04

29.04



32, 33

Домашние трудности

2

См. с. 171 – 176

С. 60 - 64

6.05

13.05



34

Итоговое занятие

1

См. с. 176

С. 65 - 66

20.05





3 класс (34 ч)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания

Плановые

сроки

Скоррек.

сроки

Раздел 1. Я – фантазер (12 часов)


1

Я - третьеклассник

1

См. с. 179 - 180

С. 3– 4 (тетр.)

03.09




2

Мои цели

1

См. с 5 – 6 (тетр.)

10.09




3

Кого можно назвать фантазером

1

См. с. 180 – 183

17.09




4

Я умею фантазировать!

1

См. с. 183 – 184

С. 7 - 8

24.09




5

Мои сны

1

См. с 184 - 185

01.10




6

Я умею сочинять

1

См. с 186 - 187

08.10




7

Мои мечты

1

См. с. 187- 191

15.10




8

Фантазия и ложь

1

См. с. 191 - 194

22.10




9

Мой верный попутчик – стремление все делать отлично

1

См. с. 9 – 10 (тетр.)

29.10




10

Мои качества

1

См. с. 11 – 13 (тетр.)

12.11




11

Каким меня видят окружающие

1

См. с. 14 – 15 (тетр.)

19.11




12

Мой характер

1

См. с 16 – 18 (тетр.)

26.11




Раздел 2. Я и моя школа (5 часов)


13

Я и моя школа

1

См. с. 194 – 195

С. 18 - 19

03.12




14

Что такое лень

1

См. с. 196 – 199

С. 20 - 21

10.12




16, 17

Я и мой учитель

2

См. с. 199 – 204

С. 22 - 25

17-24.12




18

Как справиться с «Немогучками»

1

См. с. 204 – 207

С. 26 - 27

14.01




Раздел 3. Я и мои родители (4 часа)


19

Я и мои родители

1

См. с. 208 – 209

С. 28 - 30

21.01




20

Я умею просить прощения

1

См. с. 210 – 213

С. 31 - 32

28.01




21

Почему родители наказывают детей?

1

См. 213 - 216

04.02




22

Я взрослею

1

См. с. 33 – 34 (тетр.)

11.02




Раздел 4. Я и мои друзья (5 часов)


23

Настоящий друг

1

См. с 217 – 220

С. 35 - 36

18.02




24, 25

Умею ли я дружить?

2

См. с 220 – 223

С. 37 - 38

25.02

04.03




26

Трудности в отношении с друзьями

1

См. с 224 – 226

С. 39 - 40

11.03




27

Ссоры и драка

1

См. с 227 – 228

С. 41 - 42

18.03




Раздел 5. Что такое сотрудничество? (8 часов)


28, 29

Что такое сотрудничество?

2

См. с 228 – 234

С. 43 - 45

01.04

08.04



30

Я умею понимать другого

1

См. с 234 – 237

С. 46 - 47

15.04




31

Я умею договариваться с людьми

1

См. с. 238 – 240

С. 48 - 49

22.04




32

Мы умеем действовать сообща

1

См. с. 240 – 241

С. 50 - 51

29.04




32, 33

Что такое коллективная работа

2

См. с. 241 – 242

С. 52 - 53

06.05

13.05



34

Итоговое занятие

1

См. с. 242

С. 54 - 56

20.05





VI. Результативность курса

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее.

Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Таким образом, можно сказать, что «ключевыми» для описания психологического здоровья является слово гармония, или баланс.

Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи, при этом жизненная задача понимается как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку со своими способностями и возможностями.

Если согласиться с тем, что ключевым словом для описания психологического здоровья является «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, то есть возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха, но «заплатившими» за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо, чтобы человек не только умел противостоять им, но мог использовать их для самоизменения, для роста и развития.

Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Описание планируемых результатов
В результате реализации программы «Тропинка к своему Я» обучающиеся должны:

осознавать себя с позиции школьников;

знать правила поведения в школе;

уметь адекватно вести себя в различных школьных ситуациях;

дружески относиться к одноклассникам;

знать, различать и уметь описывать эмоциональные состояния;

уметь справляться со страхами, обидами, гневом;

уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению

сверстников;

уметь справляться с негативными эмоциями, знать «качества» людей;

начать изучение своих особенностей, изучить свои качества.


VII. Информационно-методическое обеспечение

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007.

  2. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.

  3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.

  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 4-е изд. – М.: Генезис, 2011.

  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2011.



СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания Методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Руководитель МО:____________ Максимова И. В.

Руководитель МО:____________ Максимова И. В.




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:____________ Сапичева О. Ю.





страница 1


скачать

Другие похожие работы: