NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Конференция молодых исследователей «Первые шаги в науку»


Конференция молодых исследователей

« Первые шаги в науку»

Обряды и поверья при строительстве крестьянской избы

Автор: Орлов Иван Алексеевич

Тюменская область, Заводоуковский район,

с. Тумашово

Муниципальное общеобразовательное

Учреждение Тумашовская основная школа,

7 класс.

Руководитель: Голубничая

Оксана Алексеевна, учитель истории

Муниципальное общеобразовательное

учреждение Тумашовская основная

школа.

Заводоуковск 2010

Содержание

стр

  1. Введение …………………………………………………………………….3


2.Происхождение слова « изба»…………………………………………………4
3.Выбор места под строительство избы и начало работ

в обрядах и поверьях ……………………............................................................5-6
4. Тип усадьбы и его устройство……………………………………………….7-9
5. Заключение……………………………………………………………………..10
6. Литература………………………………………………………………………..11
7. Сноски…………………………………………………………………………….12
8. Приложения………………………………………………………………………..13

3
Введение

Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе житья в новом доме.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богом, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Работа актуальна тем, что жилище всегда необходимо человеку.

Цель работы: изучить особенности строительства крестьянского жилища в обрядах и поверьях

Гипотеза: большую роль в выборе места под строительство избы и начало работ для крестьянина играли поверья и обряды.

Объект исследования: изба

Предмет исследования: поверья и обряды при строительстве русской избы.

Задачи: - Познакомиться с обрядами и поверьями строительства крестьянского жилища.

- Изучить литературу

-Сделать вывод.

Степень изученности проблемы. В процессе разработки темы автор обращался к энциклопедии « Русская изба». Справочнику « Архитектурные стили Тюменской области». Использовались материалы школьного музея Тумашовской школы.

Были использованы методы: - метод исследования

- метод наблюдения

- метод беседы

4

I. Происхождение слова « изба»

Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом « изба». Причём в это слово вкладывалось несколько значений: во – первых, изба – это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями;

во – вторых, это лишь жилая часть дома;

В – третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение;

В – четвёртых, слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня»;
В прошлом « избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, починке, заимке, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Термин «изба» во всех смысловых вариантах был распространён на всей территории расселения русского народа. Лишь в некоторых районах, преимущественно южных, для обозначения крестьянского дома использовался термин «хата», а в Сибири – «дом». Однако и в этих местах тёплое помещение дома зачастую называлось « истобкой», «истобой». Слово « изба» и его варианты: ыстба,истьба, истба,истобъка, истопка, истебка – были известны ещё в Древней Руси для обозначения жилого помещения.

В древности под «дымом» или «дымом» подразумевалось осёдлое индивидуальное хозяйство, с земледельческим инвентарём, которое можно было обложить налогом, данью. В русской летописи есть запись от 859 года, где говорится, что хазары (кочевники) брали дань с полян, северян и вятичей ( славянские племена) по серебряной монете от «дыма». Всё это означает, что с человека без дома и хозяйства нечего было взять.

II. Выбор места под строительство избы и начало работ в поверьях и обрядах.

Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вечный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека.

Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир людей и

5

домашних животных. Нижний мир – НАВЬ. Мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.

Были и чужие – «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которые за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденные волками, с дерева павших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду.

Но есть у человека надёжная защита – его мир, его дом. « Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. Место для дома выбирали очень тщательно. Пообщавшись с местными старожилами : Багайчук Анатолием Петровичем и Фёдоровой Маргаритой Петровной выяснили следующее местное поверье. « Никогда не строили избу на месте старой, если прежнее жильё сгорело, или разрушилось от наводнения, или запустело от болезни «мора». Ни в коем случае не ставили избу « на крови», или «на костях» - там, где на землю упала хотя бы капля человеческой крови или нашли человеческие кости, бывало и такое ! Нехорошим считалось место, где однажды опрокинулся воз ( в доме не будет богатства) или когда – то проходила дорога ( по ней в дом могли прийти несчастья ,или росло кривое дерево. Или старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где стояла баня. Люди старались приметить, где любит отдыхать скот. Это место сулило удачу владельцам построенного там дома.

После Покровских праздников ( 14 октября – праздник Покрова Святой Богородицы. К этому дню увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где уже шла молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби) выбирали место под усадьбу.

После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу ( круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся « во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матёрый камень – валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под брёвна первого венца, подушку окна, матицу

6

укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотников и всех участвовавших в работе.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращение построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать «священные» и «проклятые» деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Большое несчастье случится, если в сруб попадет «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывших лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.

Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников. Богатый хозяин, как правило, заключал договор о строительстве с артелью плотников.

III .Тип усадьбы и его устройство

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, меблировка дома – все это определялось природно – климатическими условиями, общерусской и местной традицией и имело ряд отличий в разных регионах населения русского народа.

На севере европейской России крестьянское жилище представляло собой высокий двухъярусный дом, под двускатной крышей, с пристроенным к нему сзади тоже прикрытым двухъярусным двором. Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж – подклет – использовался в хозяйственных целях. Первый этаж двора был застроен небольшими помещениями для скота – «стаями». Второй этаж – поветь –использовался как сеновал.

В центральных районах Европейской России деревенская усадьба состояла из одноярусного дома на невысоком подклете, под двускатной крышей, с двором, прилегающим в большинстве случаев к его боковой стороне.
7

В южнорусских районах – на территории к югу от Москвы – крестьянские усадьбы выглядели иначе. Избы были низкие, без подклета, под четырехскатными крышами. За каждой из них находился широкий, открытый сверху двор, застроенный по периметру теплыми помещениями для скота, навесами для хранения сельскохозяйственного инвентаря, телег, саней.

Усадьба русского крестьянина Сибири и Алтая напоминала крепость: высокая бревенчатая изба, амбар, расположенный на некотором расстоянии от избы, соединенный с ней забором и массивными воротами. Забор огораживал замкнутый глухой двор, по периметру которого строились помещения для скота, погребы, сеновалы, помещения для просушивания зерна, навесы для дров, телег, сельскохозяйственных орудий.

Жилище крестьян ориентировано обычно на юго – восток. Только со второй половины XIX века, с увеличением населения и сокращением свободных земель, эта традиция стала нарушаться. Смысл такой ориентации сводился не только к соображениям чисто практическим – лучшей освещенности дома, но был связан с представлениями мифологического плана. Юго – восток считался стороной света – «божеская, красная сторона»; северо – запад – стороной тьмы, смерти. Ориентируя таким образом свою избу, крестьянин как бы оборачивался «лицом» дома и светлому началу, к Богу.

В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сеньями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было еще одно, летнее, парадное помещение – горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Отапливалась горница в этом случае печью – голландкой.

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник.

Мифологическим сознанием окна наделялись многообразными символическими функциями. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь,- все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем – это не только «окно в мир» и в «белый свет» для

8

обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Наличие окон, как и дверей, маркировало дом как жилище человека. « Без окон без дверей» мог быть только дом, принадлежащий «иному» миру и его представителям, таким, например, окно в стене осмыслялось как одно из самых опасных мест в доме, так как оно являлось границей между внутренним миром жилища и внешним миром, воспринимавшимся как враждебный. Через окно в дом, считалось, должен проникать только солнечный свет, длинные лучи солнца: « из окна в окно золото бревно», « на улице станушки в избе рукава»- говорят старинные русские загадки. Все остальные проникновения через окна считались опасными для человека. Отсюда множество примет сохраняющихся до наших дней. « Птица в окно влетит к покойнику, дятел постучит носом в наличник окна – к смерти или беде.» По словам старожила Багайчука Анатолия Петровича, если в доме заложить окно - то к пожару. В мифологических представлениях русского народа, возникших ещё в дохристианскую пору, дверной проём осмыслялся как место соприкосновения внешнего мира и внутреннего пространства жилья. Принято было считать, что стены дома защищают человека, делают неуязвимым его самого, его семью, его род. Считалось, что дверной проём мог быть использован нечистой силой для проникновения в дом. Символическое очищение дверей, дверных косяков окроплять двери крещенской святой водой, рисовать углем или мелом кресты в день Богоявления ( Крещения). С целью защиты от неведомой и нечистой силы на порог или дверной косяк прибавились найденные случайно подкова, нож, обломок косы. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром. С порогом связанные ритуальные действия родин, свадеб, похорон.

Крыша избы могла обозначить весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина.

Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнца. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце- полуденное солнце в зените.

Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и

9
Небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

10

Заключение

Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, а если приходила необходимость раздела ( изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с женой. А как дом, считаясь материальным объектом, служил защитой человеку от сил природы и олицетворял вечный мир его, вместе с тем являлся объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Из – за этого крестьянин чтил поверья и обряды.

Построенный на священной земле предков, освящённый специальным магическим обрядом, защищённый символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

Приложение № 1

Русская изба:

1-тесовая кровля;

2-охлупень (конек);

3-слеги;

4-причелина;

5-слуховое окно;

6-волоковое окно;

7-красное окно;

8-шипец (фронтон);

9-курица;

10-сливень.

Приложение № 2


11

Литература

  1. Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М:, «Владос»,1997

  2. Энциклопедия Русская изба. С – Петербург,2001

  3. Материалы школьного музея

  4. Словарь Ожегова –М:,2000


12

Сноски

Поверья- идущее из старины и живущее в народе убеждения, вера в примету

Обряды – совокупность действий ( установленных обычаем или ритуалом), воплощаются какие – то религиозные представления, бытовые традиции

Обряды и поверья при строительстве крестьянской избы

Орлов Иван Алексеевич

Тюменская область, Заводоуковский район, с. Тумашово

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумашовская основная школа


Краткая аннотация

Работа посвящена исследованию обрядов и поверий при строительстве крестьянской избы. Результат исследования позволяет сделать следующий вывод, что дом, считаясь материальным объектом, служил защитой человеку от сил природы и олицетворял вечный мир его, вместе с тем являлся объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Из – за этого крестьянин чтил поверья и обряды.

Обряды и поверья при строительстве крестьянской избы

Орлов Иван Алексеевич

Тюменская область, Заводоуковский район, с. Тумашово

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумашовская основная школа


Аннотация

Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе житья в новом доме.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богом, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Работа актуальна тем, что жилище всегда необходимо человеку.

Цель работы: изучить особенности строительства крестьянского жилища в обрядах и поверьях

Объект исследования: изба

Предмет исследования: поверья и обряды строительства русской избы.

Результат исследования позволяет сделать следующий вывод, что дом, считаясь материальным объектом, служил защитой человеку от сил природы и олицетворял вечный мир его, вместе с тем являлся объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Из – за этого крестьянин чтил поверья и обряды.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: