NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе»



Алтайский край

Курьинский район

МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т.Калашникова

Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей»

Номинация «Методическая работа в школе»
Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в

МОУ «Курьинская сош» им.М.Т.Калашникова



Выполнила: зам. директора по УВР,

первой квалификационной категории

МОУ «Курьинская средняя

общеобразовательная

школа» им. М.Т. Калашникова

Жильцова Ирина Викторовна

с.Курья

2011

Оглавление

I. Введение 3

II. Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в МОУ «Курьинская сош» 4

1. Стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в школе 4

2. Программа одарённые дети 6

3. Научное общество учащихся 10

III. Результативность 14

IV. Литература 21

Приложение 22

I. Введение

«Сегодня для многих семей решающим при выборе места жительства становится уже не фактор наличия рядом здания с табличкой «школа», а возможность обеспечить детям образование современного качества».

И.И. Калина

Актуальность: Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

В связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода и переходом образовательных учреждений к профильному обучению, основное внимание учителя должно быть направлено на расширение проектной деятельности. Формирование ключевых компетенций у учащихся через научно-исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя. Успех ученика в научном исследовании или проектной деятельности в большей мере определен грамотным руководством научно-исследовательской работой со стороны учителя.

Целью нашей работы в школе является практическая разработка модели формирования научных понятий, обуславливающих создание динамического единства научных знаний, практических умений старшеклассников в целостном образовательном процессе, через научно – исследовательскую и проектную деятельность. Для реализации данной цели в школе создано Научное общество учащихся в рамках реализации программы «Одарённые дети».

Задачи:

1. Построить образовательный процесс обеспечивающий:

  • сочетание государственного заказа и требований социума;

  • учет индивидуальных возможностей, интересов и образовательных потребностей участников учебно-воспитательного процесса;

  • обогащение и расширение содержания образования новой информацией и формами приобретения знаний;

2. Разработать систему методов изучения личности ученика в ходе образовательного процесса в условиях нашей школы и вовлечение его во внеурочную деятельность.
В качестве гипотезы выдвину предположение о том, что научно – исследовательская и проектная деятельность способствует более эффективному формированию у старшеклассников научных понятий, образному мышлению, познавательному интересу и осмыслению межпредметных связей (география, биология, экология и т.д.) в области которых проводятся исследования.

Таким образом, ведущей идеей в школе является целенаправленная работа по формированию навыков научного исследования, которые способствуют повышению качества, глубины изучаемого объекта, возможности комплексного применения результатов исследования в практической деятельности и на уроках.
II. Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в МОУ «Курьинская сош» им.М.Т.Калашникова

1. Стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в школе

Время неуклонно движется вперед. Мы вступили в третье тысячелетие – век информатизации и информационных технологий. За последнее десятилетие коренным образом изменились социально–экономические условия жизни общества. Чтобы идти в ногу со временем, быть конкурентоспособной на рынке образования, школа должна постоянно развиваться.

В связи с этим перед руководителем образовательного учреждения встают вопросы: Какую идею положить в основу преобразования школы? Как определить миссию своей конкретной школы? Как выбрать программу развития школы? и т. д.

Таким образом, возникает потребность поиска новых подходов, при выборе стратегических направлений в системе образования и преобразования школы.

В соответствии с этим наш педагогический коллектив в течение нескольких лет работал над реализацией проекта по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией.

Именно таким проектом является создание и реализация программы «Одарённые дети». В школе данная программа является новым, творческим делом для педагогического коллектива и администрации школы. Которая уже дала высокие результаты.

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивной или творческой. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагога найти тот "рычаг", который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся.

Какова же стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в нашей школе? Существуют два основных подхода к решению этой проблемы:

1) изменение количественных характеристик;

2) изменение качественных характеристик.

К количественным характеристикам относят объем учебного материала и темп обучения. К качественным – соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы, какой и является наша школа, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования общей логической культуры в 2008 – 2009 учебном году в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Первые шаги» в рамках школьной программы «Одарённые дети». НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

В связи с этим у нас в школе по-новому стали проводиться и педагогические советы. Содержание деятельности которых : заслушивание творческих отчетов учителей и их учащихся с учебно – исследовательскими работами, на основе докладов и содокладов. В школе работают две проблемные группы учителей по выявлению самых оптимальных форм и методов, позволяющих работать с детьми имеющими повышенную учебную мотивацию.

В рамках программы «Одарённые дети» организована работа факультативов, кружков, секций. Проводятся школьные олимпиады по всем общеобразовательным предметам, причём давая возможность ученику поучаствовать по любым направлениям одновременно. Так абсолютным победителям в этом году стал - Латкин Вадим ученик 10 класса, победив по восьми общеобразовательным предметам. Он же стал призёром краевой олимпиады школьников по географии(2010г). Карташов Александр победив в крае по экологии, частвовал во Всероссийском туре олимпиады в г. Ульяновске.

В школе ежегодно проводятся конкурсы: «Эрудит», «Юные таланты», где ребята могут продемонстрировать свои таланты и возможности. В связи с этим с 2006 года в школе создан банк данных по продвижению достижений ребят с повышенной учебной мотивацией.

Вот уже 5 лет наша школа сотрудничает с Алтайским краевым центром информационно-технической работы, который проводит конференцию молодых исследователей «Будущее Алтая». Именно данный конкурс позволил нашим детям раскрыть свой потенциал, как юных исследователей, и победить на самых престижных Всероссийских конкурсах «Созвездие», «Первые шаги» и «Шаг в будущее». По итогам учебного года педагогический коллектив нашей школы управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи награждён почётной грамотой за успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию учащихся и молодёжи, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, многолетний плодотворный труд.

За поддержку детей имеющих повышенную учебную мотивацию, педагогический коллектив награждён благодарностью всероссийского центра «Интеллект будущего» г. Обнинск.
2. Программа одарённые дети

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на

одаренность, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Комогоров

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

В 2005 году в школе была создана программа «Одарённые дети»

Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:


  • - совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

  • - отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, районных и краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.


Ожидаемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана способствовать:

  • - созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • - созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

  • - созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • - повышению качества образования и воспитания школьников;

  • - формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Основные мероприятия программы


  • - разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

  • - организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

  • - приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

  • - приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

  • - подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

  • - проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

  • - создание НОУ

Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.

Одним из пунктов школьной программы «Одаренные дети» является выявление способных учащихся и направление их на факультативные курсы, на которых занимаются углубленным изучением предмета.

В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и заседаний предметных МО.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.
Концепция подпрограммы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

    • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные

способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

    • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

    • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда


Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

развития личности;

    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

    • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель: 1. Выявление одаренных детей

Задачи: 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Цель: 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.

Задачи: 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

Формы работы с одаренными учащимися:

    • групповые занятия с одаренными учащимися;

    • факультативы;

    • предметные кружки;

    • кружки по интересам;

    • конкурсы;

    • курсы по выбору;

    • участие в олимпиадах;

    • интеллектуальные марафоны

Реализация программы «Одарённые дети» не была бы возможна без финансовой поддержки Администрации района, отдела по образованию и родителей. Именно тесное сотрудничество между учеником, учителем и родителем, даёт возможность добиваться высоких результатов.
3. Научное общество учащихся
К созданию научного общества учащихся в школе мы пришли не сразу. Научно – исследовательской деятельностью ребята в нашей школе занимаются с 2000 года. Таким образом, ребята и их учителя за этот период времени сами пришли к выводу о создании такого общества. Возникла необходимость в связи с тем, что намного больше ребят стали заниматься исследованиями, а общество-это как клуб по интересам, но с единой целью. Общее положение научного общества учащихся «Первые шаги» МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т. Калашникова (См. Приложение 1)

Цели и задачи научного общества учащихся.

1. Выявление и поддержка одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, воспитание творческой личности.

2. Подготовка участников общества к самостоятельной исследовательской деятельности.

3. Развитие навыков самоорганизации, самоуправления, делового общения в процессе обсуждения и организации научных проектов.

4. Формирование навыков оформления научной документации.

5. Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

6. Развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ.

7. Проведение исследований, имеющих практическое значение или теоретическое обобщение разделов учебных курсов.

8. Пропаганда достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.

Как же ученики приходят в научно-исследовательское общество? Я выделила несколько возможных вариантов:

  1. Исследовательская работа с «корыстной» целью – сдача экзамена по предмету в виде защиты своей работы. Таких исследователей в нашей школе, к нашей большой радости, мало 4%.

  2. Ребёнку интересен процесс исследования: поиск информации по интересующему вопросу, её сбор, анализ и собственные выводы, которыми можно поделиться с одноклассниками и другими членами научного общества. Таких учеников у нас около 48%.

  3. Ещё 48% учащихся приходят в научно-исследовательское общество благодаря учителям, которые способны разжечь интерес учащихся к своему предмету, а, следовательно, и к обсуждаемым во время урока проблемам. В результате углубленного изучения предмета у некоторых учащихся возникает желание реализовать полученные знания на практике, т.е. провести самостоятельное исследование интересующего их вопроса.

Научное общество учащихся (НОУ) в нашей школе создано с целью выявления и воспитания одарённых детей и подростков. Руководит научным обществом заместитель директора по УВР Жильцова Ирина Викторовна. Задача нас учителей научить детей радоваться окружающему миру, его природе, пробудить интерес к явлениям, происходящим в родном краю и в мире в целом. Торжественная линейка по вступлению новых ребят в НОУ проводится в начале нового учебного года. (См. Приложение 3)

В состав научного общества входят преподаватели разных предметов: истории, географии, экологии, биологии, русского языка и литературы. Задачи научного общества учащихся: объединение наиболее талантливых, пытливых ребят для работы в секциях НОУ, формирование единого школьного научного общества со своими традициями; раннее раскрытие интересов и склонностей, участие в научно-исследовательской деятельности, подготовка к ней; ознакомление с методами и приёмами простейших научных исследований, экспериментов; оказание помощи школе во внеклассной работе, направленной на расширение научно-технического кругозора учащихся, пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

НОУ - добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской деятельности. Научное общество учащихся является средством повышения социального статуса знаний.

Работой научного общества руководит учёный совет, который состоит из кураторов секций и старост. Высшим органом общества является сессия, которая проводится один раз в год. Совет кураторов составляет программу исследований и тематику работ членов секции, контролирует работу секций, рецензирует доклады, отбирает работы на конкурс, готовит научно-практические конференции. Итоговая конференция проводится 15 мая. Участие, в которой, принимают учащиеся всех образовательных ступеней школы.

В начальной школе мы практикуем выполнение реферативных работ, в среднем звене - реферативных работ с элементами исследования, а в старших классах научно – исследовательских работ.

Участвовать в работе секций Научного общества могут все учащиеся, проявившие склонность к научному творчеству; каждый член общества имеет право посещать занятия 1 секции; получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя; публиковать результаты своей работы в печатных органах школы (в школьной газете «Наша школьная жизнь», а с 2011 года в газете «Эрудит»); принимать участие в секционных и общих конференциях общества; избирать и быть избранными в руководящие органы общества; добровольно выйти из состава.

Собранные материалы помогают преодолеть однотипность уроков, развивать интерес к знаниям прививают стремление заглянуть за пределы учебника и вместе с учащимися готовить общешкольные мероприятия; конференции, семинары, классные часы.

Конечно, те исследования, которые мы проводим в школе совместно с учащимися, несопоставимы с научной деятельностью в высших учебных заведениях, но эта деятельность, на мой взгляд, является первой ступенькой ребёнка в науку, дает ему научное понимание действительности. Разве нельзя назвать исследователями учащихся 3 класса, которые создали экологическую тропу по реке и очистили русло от бытового мусора, сделав собственные выводы?

Наши школьники участвуют в районных, краевых и Всероссийских конкурсах. Где показывают высокие результаты. Нам есть кем и чем гордиться!!

Каждый учащийся к окончанию школы старается определиться с выбором будущей профессии и, соответственно, уделяет больше внимания тем предметам, которые будут ему необходимы в дальнейшем. Часто учащиеся 10-11 классов берутся за исследование вопросов, которые могут быть связаны с выбранной профессией.

Анализируя статистические данные, характеризующие поступление выпускников школы в высшие учебные заведения, можно сказать, что почти 90% детей пробуют поступать на специальности, которые были связанны с темами их исследований.

И все же, как бы ни было трудно и школьникам, и учителям, надо привлекать детей в научно-исследовательские общества. Может быть, наступит время, когда кроме выпускных экзаменов одиннадцатиклассникам предложат защищать свою исследовательскую работу, как это происходит в Швеции в настоящее время.

В заключение хочу привести слова одного из учащихся: «То что исследовательская работа занимает много времени – это да, но, по-моему, главное захотеть, а там уже и время найдется». А от себя добавлю: те учащиеся, которые занимаются исследованиями в школе, успешно продолжат исследовательскую деятельность и в высших учебных заведениях. Но их работы будут более объемными, глубокими и значимыми, ведь именно за ними будущее России, ее благополучие и процветание.

Работа научного общества продолжается. Программа руководства научно-исследовательской деятельностью в МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т. Калашникова (см. Приложение 2)

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: