NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Исследовательские работы»



Алтайский край

Курьинский район

МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т.Калашникова

Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей»

Номинация «Исследовательские работы»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

автор: Маршалкина Татьяна Дмитриевна,

учитель начальных классов первой категории

МОУ «Курьинская средняя

общеобразовательная школа» имени

М.Т.Калашникова

с. Курья

2011

Оглавление:

І. Введение 3

І І. Использование инновационных технологий на уроках окружающего мира

1. Инновационные технологии, используемые в образовательном процессе 4 2.Учебно-исследовательская деятельность младших школьников 6

3.Организация исследования младшего школьника 8

І І І. Результативность 10

Список литературы 12

Приложения

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить".

Дистервег А

І . Введение

Актуальность: Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. А как же учащиеся начальных классов? Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Цель: создание условий для организации учебной - исследовательской деятельности учащихся, формирования у них познавательной активности.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

1. Развивать логическое мышление, творческие способности, кругозор, устную и письменную речь учащихся, природную потребность ребёнка в познании, совершенствовать его исследовательские способности

2. Учить учащихся обобщать и систематизировать дополнительную информацию;

3. Развивать умение работать с художественными и научными текстами, формировать умение работать в группах.

4. Повышение уровня самооценки учащихся.
Гипотеза: использование исследовательских работ на уроках позволит расширить кругозор учащихся, повысить познавательную активность; формируется навык работы с компьютером (поиск информации в Интернете, работа с дисковым накопителем, форматирование текста)
Новизна: Использование учебных исследований в процессе внеурочной деятельности и на уроке позволяет реализовать творческие способности ученика, его наклонности. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности. Начальная школа готовит детей к среднему звену
II. Использование инновационных технологий на уроках окружающего мира

2.1. Инновационные технологии, используемые в образовательном процессе

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Творческая проработка новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения – всё это новшества в образовании. Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» является синонимом понятия «инновация».

В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс состоит из:

1) создания,

2) освоения,

3) применения новшеств.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Среди приоритетных технологий выделяю:

Личностно-ориентированный подход. В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.

Технологии оценочной деятельности учителя в условиях безотметочного обучения;

Технология работы с портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся, портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах.

Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии). Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет. Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового.

Проектная деятельность.

Исследовательская деятельность.

Особо хочу остановиться на исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего мира. Считаю, что учебник по данному предмету содержит очень мало познавательной информации, развивающей кругозор одарённого ребёнка. Ведение исследовательской работы позволяет решить эту проблему.

2.2. Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника

Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. Проанализировав эти факты, пришла к выводу, что уже в начальной школе необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечения условий для раскрытия, развития и реализации способностей одарённых детей.

Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие:

видеть проблему;

вырабатывать гипотезу;

наблюдать;

проводить эксперимент;

делать умозаключения;

формулировать выводы и определять новые понятия

Серьезная психолого-педагогическая проблема – выбор темы проекта. Я полагаю, что темы проектов должны не только соответствовать интересам и возможностям детей, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей, носить гуманитарный и краеведческий характер. Последовательная исследовательская деятельность учащихся совместно с учителем, сверстниками, родителями позволяет получить интересный конечный результат. Наличие рисунков, собственных фотографий, съёмок, элементов видеофильмов, помогают красочно проиллюстрировать материал, найденный благодаря различным информационным источникам, в том числе базе Интернет. Это развивает мыслительные операции (логическое мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и т.п.), навыки чтения, умения находить и отбирать нужную информацию.

Участвуя в проектно-исследовательской работе, младший школьник раскрывает себя как личность в новом качестве. Повышение самооценки, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Установлено, что внедрение элементов проектно-исследовательской технологии в учебный процесс в начальной школе благоприятно влияет на адаптацию пятиклассников к новым условиям обучения в начале учебного года. Опыт свидетельствует, что дети, способные в начальной школе создавать проектно-исследовательские работы, переживают период адаптации в 5-х классах менее болезненно, так как умеют работать самостоятельно, уверенно, осуществлять поиск, они более коммуникативны, готовы к переживаниям и преодолению психологических трудностей обучения.

2.3. Организация исследования младшего школьника.

При организации исследовательской работы необходимо обратить внимание на следующие факторы:

Мотивированность

Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда

Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт

Одна из задач учителя – поощрять творческие поощрения учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибки, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Учет возрастных особенностей

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. Одна из угроз успешного решения задач исследовательского обучения проистекает из нашего вечного стремления непременно приобщать детей к решению социально значимых задач. Это, конечно, делать надо, но не следует полностью направлять учебно-исследовательскую работу с детьми в русло любимого нами с советских времён «добровольно-обязательного труда». Прежде чем направить исследовательскую активность детей на разрешение проблем «уборки мусора на школьной территории», «наведения порядка на переменах в школе» не грех подумать – интересно ли это самим детям. Будит ли эта важная, с нашей взрослой точки зрения, проблематика познавательные интересы детей.

Оценка деятельности учащихся

Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита). Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место в силу следующих причин:

-учащиеся должны чувствовать себя успешными;

-учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;

-исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели.

Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.

Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточной базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов.

Формы, позволяющие представить результаты исследования:

-конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

-презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

-выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;

- доклад с целью сообщения новых знаний;

-выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т. д.;

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

-Подумать самостоятельно

1.Что я об этом знаю?

2.Какие мысли я могу высказать про это?

3.Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

-Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

-Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

-Спросить у других людей.

-Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

-Просмотреть телематериалы.

-Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

-Использовать Интернет.

-Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

-Понаблюдать.

-Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По- возможности сделай фотографии, рисунки.

-Провести эксперимент.

-Запиши план и результаты эксперимента.
В классе с ребятами мы выделили три пункта, на которые исследователь ориентируется в ходе проведения поисковой работы:

- Я этого раньше не знал.

- Меня удивила эта информация.

- Я смогу отобрать понятный мне материал для выступления перед одноклассниками.
І І І Результативность: Педагогические ситуации помогают развить у учащихся навык исследовательской деятельности. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Работу по формированию исследовательских способностей начинаю в первом классе с обучения постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей. На этом этапе обучения исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я проводила подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. С большим интересом проведена исследовательская работа по темам:

  • Моя родословная

  • Профессия моих родителей

  • Моя семья

  • Опасные ситуации на дорогах

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой. Меня поразило то, что многие мои дети с лёгкостью стали ориентироваться в Интернете. Они находят не только текстовой материал по теме, но и презентации. Мы научились сбрасывать материал на дисковой накопитель, просматривать презентации, фотографии. Конечно, не все дети включились в эту работу. Но выделилась группа детей, которая готовит сообщения на каждый урок окружающего мира. Особо заинтересовали детей следующие темы:

  • Жизнь славян

  • Русские князья

  • Рождество

  • Города России

  • Удивительные факты из жизни зверей, птиц, насекомых.

(смотреть Приложение 1).

Подтверждение: Темербаев Максим провёл исследовательскую работу по теме «Развитие пожарного дела в Курье», заняв первое место в районном конкурсе. Его работа отправлена на краевой конкурс. Сейчас он готовится к районной научной конференции. Им собрана коллекция монет. Под руководством Евсюковой Л.И. ведётся исследовательская работа по теме «Моя коллекция монет. История денег»

В классе есть дети с дефектами речи. В начале обучения я испытывала трудности на уроках окружающего мира (дети отказывались отвечать, испытывали трудности при передачи учебного материала) Готовя сообщения, выбирая интересующий его материал ребёнок как бы забывает о своих проблемах. У детей пропала стеснительность, замкнутость, они вступают в спор, отстаивают своё мнение. У детей появился особый блеск любопытства в глазах, на лицах читается безграничный интерес к познанию всего, что есть вокруг.

Использованная литература:

1. Гаврилычева Г.Ф. «Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе». Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение с.18-27.

2. Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2006г.

3.Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».

3. Шалагина Е. А.«Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов».

4. Журнал “Административная работа в школе” 2006-2007г.

5. Зубова О.А. "Исследовательская работа в начальной школе"

6. Корсакова Г. Н. «Организация исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе»

7. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы. 2000. № 1. С. 46-50.

8. Ясавеева Д. М. «Инновационные технологии в начальной школе»

9. Гладилина М.И. «Использование элементов инновационных технологий в начальной школе»


страница 1


скачать

Другие похожие работы: