Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе по теме «Весна идет»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе по теме «Весна идет»
Пономорева Ирена Викторовна,
воспитатель МАДОУ детский сад «Дюймовочка»
п. Демянск
2012 г.
Пояснительная записка
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему «Признаки весны» разработан для детей старшей группы. Списочный состав группы 18 человек. Степень усвоения материала данной группы достаточно высока, и навыки, необходимые для успешной работы сформированы. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.
При составлении конспекта образовательной деятельности была использована литература:
В.В. Гербова « Занятия с детьми по развитию речи 4-6 лет»
Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?»
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий детского сада в старшей группе».
Образовательная деятельность сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, коммуникацию, художественную литературу, физическую культуру, художественное творчество, музыку.
Данный конспект образовательной деятельности учитывает возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая это намечены цель, задачи образовательной деятельности определена форма проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Структура образовательной деятельности предусматривала несколько блоков заданий, а именно:
Актуализация знаний
Получение новых знаний,
Закрепление полученных знаний,
Подведение итогов.
В образовательной деятельности использованы следующие методы:
Словесные методы: при создании положительной мотивации, беседа о признаках весны, анализ выполненных работ.
Наглядные методы: показ иллюстраций. Данный метод направлен на детей, которые воспринимают информацию больше через зрительный образ.
Практические методы: выполнение творческого задания – создание скворечников для птичек.
В образовательной деятельности использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.
Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны.
Задачи:
Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель:- Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!
Дети: – «Да!»
Воспитатель: Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации о весне)
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы с вами пришли?
Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?
Дети: Весна!
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.
Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Воспитатель: Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Воспитатель: Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…..
Дети: Скворец
Воспитатель: Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как?
Дети: «Быстро!»
Воспитатель: значит на зем появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
Воспитатель: В лесу, где березы столпились гурьбой
Подснежника глянул цветок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
Я вижу погода тепла и ясна
Скажите, ведь правда, что это весна?
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали.
За ширмой появляется кукла – Лесовичок.
Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?
Воспитатель: Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!
Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Лесовичок! Помоги нам. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!
Лесовичок: - Что ж, и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей букет из первых весенних цветов.
Воспитатель: А где растут эти цветы?
Дети: На проталинах.
Лесовичок: Давайте собирать.
Воспитатель: Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас.
Лесовичок: Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.
Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) А что это такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
Воспитатель и Дети:
Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Закличка сопровождается ритмическими движениями.
Воспитатель: Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.
Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.
Воспитатель: В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: Сладкое! Мягкое! Это мед!
Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.
Воспитатель и дети:
Улыбаются все люди
(Идут по кругу.)
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна!
(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)
По лугу, лесу и полянке
(Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
(Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно
(Ритмично щелкают пальцами.)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой
(Потирают ладони.)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи по всюду
(Делают из пальцев «бутон».)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон!
(Хлопают в ладоши.)
Вот мы пришли обратно. Вам понравилось прогулка? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться что бы это могло быть.
Дети: Заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель: Молодцы! Как-нибудь мы еще раз с вами сходим в лес!
страница 1
скачать
Другие похожие работы: