NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 4 классе. Тема урока: «Родственные слова». Тип урока: «Урок формирования и закрепления знаний»


Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 4 классе.

ТЕМА УРОКА: «Родственные слова».

ТИП УРОКА: «Урок формирования и закрепления знаний».

ПРОГРАММА: «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Выполнил: учитель начальных

классов МОУ СКОШ VIII вида Лосева Татьяна Викторовна

I категория.

Психолого – педагогическая характеристика класса.

Всего в классе 9 человек: 7 мальчиков и 2 девочки. Класс по своему интеллектуальному развитию может считаться разноуровневым.

По возможности усвоения знаний по письму и развитию речи класс можно условно разделить на 3 группы:

I группа – дети со средними способностями;

II группа – дети с низкими способностями;

III группа – дети с очень низкими способностями;

Детей с высоким уровнем способностей нет.

I группа – 6 человек.

Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но самостоятельно сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. На уроках русского языка допускают ошибки при письме.

Самостоятельно найти и исправить их затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике.

II группа – 1 человек.

Этот ученик с трудом усваивает программный материал. Нуждается в разнообразных видах помощи (словесно – логической, наглядной, практической).Трудность обучения русскому языку у него проявляется там, где требуется аналитико – синтетическая деятельность. Он может заучить правило, но применяет его на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи затруднено. Его отличает неумение построить фразу.

III группа – 2 человека.

Овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Эти школьники не видят ошибок в работе. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Нуждаются постоянно в помощи учителя. Овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма. Допускают множество ошибок. Не умеют использовать правила на практике и попросту не понимают их. Связная устная и письменная речь их отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

У всех учащихся класса работоспособность снижена. Всем учащимся требуется частая смена видов деятельности.

Дети второй и третьей группы могут работать под постоянным контролем учителя с опорой на наглядность.

У детей класса обнаруживается недостаточность всех видов мыслительной деятельности.

Все учащиеся нуждаются в дифференцированном подходе в процессе обучения.

У детей первой и второй группы поведение близко к устойчивому. Их можно заинтересовать учебной деятельностью.

У детей третьей группы поведение может быть неадекватно. У них может быть бурная реакция на замечания. Часты состояния аффекта. У этих учащихся наблюдается частая смена настроения, нежелание учиться.

ТЕМА УРОКА: «Родственные слова».

ТИП УРОКА: «Урок формирования и закрепления знаний».

ЦЕЛЬ УРОКА: Формировать умение учащихся определять родственные слова.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

- учить выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова;

- развивать умение анализировать слова сходные по написанию и различные по значению;

- совершенствовать навыки письма.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию устной и письменной речи

учащихся;

- развивать мыслительные операции, пространственную

ориентацию, мелкую моторику рук учащихся.

Воспитывающие:

- воспитывать уважительное отношение к труду;

- воспитывать нравственно эстетические качества личности.

Описание исходных уровней знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.

Учащиеся знают, какие слова называют родственными, знают, как называется общая часть родственных слов. Умеют выделять корень.

Умеют практически построить простое предложение. Ставить знаки препинания в конце предложения. Выделять главные члены предложения не называя их подлежащим и сказуемым.

Умеют выполнять письменные упражнения по учебнику в соответствии с заданием.

Прогнозируемые результаты.

Предполагаю, что учащиеся сумеют написать пословицу по памяти, учащиеся 2 и 3 группы сделают это при помощи учителя.

У детей возникнут затруднения при подборе родственных слов т. к. словарный запас детей ограничен.

Сумеют правильно найти лишнее слово среди родственных слов.

При составлении предложения по схеме возможно понадобиться дать детям несколько или одно опорное слово, задать наводящие вопросы.

Структура урока:

1. Оргмомент 1 мин.

2. Проверка домашнего задания 2 мин.

3. Физкультминутка для рук 1,5 мин.

4. Чистописание 5 мин.

5. Закрепление пройденного 26 мин.

а ) Упражнения в подборе и образовании

родственных слов. 7 мин.

6. физкультминутка 1,5 мин.

б ) Исключение лишнего слова из группы

родственных слов. 4 мин.

в ) Работа с учебником (с.130 № 2.) 10 мин.

г ) Составление предложения по схеме. 5 мин.

7. Подведение итогов урока. 2 мин.

8. Домашнее задание. 1 мин.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Поприветствуем их, подарим им свои улыбки.

- Начнём наш урок.

- Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке?

(О родственных словах.)

- Какие слова мы называем родственными?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с родственными словами.

Будем тренироваться в подборе и образовании родственных слов, выделять в них корень.

- Сегодня наш урок пройдёт в саду. В саду не обычном, а словесном.(На доске четыре силуэта деревьев.)

- Посмотрите, какой некрасивый и невзрачный этот сад.

-Мы должны сегодня с вами так потрудиться, чтобы он стал зелёным и цветущим.

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- В домашнем задании вы как раз и подбирали родственные слова к слову труд.

- Назовите эти слова.

-Какой в этих словах корень?

- А ещё, что в них общего?

- В домашнем упражнении вам предлагалось ответить на вопрос: «Почему труд называют корнем жизни?».

- Как, вы, на него ответили?

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ РУК.

- С какого звука начинаются все эти слова?

- Какой буквой обозначается этот звук?

- Сегодня мы повторим написание этой буквы.

- Но сначала подготовим наши руки.

- Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не бояться.

(выполняются упражнения для рук).

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ.

(записывается число и классная работа).

Т, т – Как называется эта буква?

- Какие звуки она обозначает?

- Это звуки гласные или согласные?

- Глухие или звонкие?

- Вспомним, как пишутся эти буквы.

(буквы анализируются и записываются).

- Придумайте слова, в которых встречаются эти звуки.

- Прочитаем пословицу в которой встречаются слова с этой буквой.

«Труд кормит, а лень портит».

- Как, вы понимаете смысл этой пословицы?

- В каких словах встретилась буква «т»?

- В каких словах она обозначает твёрдый звук?

- В каких словах она обозначает мягкий звук?

- Прочитайте пословицу про себя, прочитаем её хором.

- Напишите её по памяти.

(пословица записывается детьми по памяти, потом проверяется).

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

а ) Упражнения в подборе и образовании однокоренных слов.

- Вот и пришла пора потрудиться в нашем саду.

- Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым, был он просто словом.

Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло:

Стало много новых слов.

- Придумайте родственные слова с корнем сад

(слова записываются на доске и в тетрадях).

Сад, садовник, садовод, рассада, посадка.

- Докажите, что это родственные слова. Выделите корень в этих словах.

- Посмотрите, наше первое дерево стало зелёным.

(на дереве появляются плоды с листьями и с написанными на них словами, которые подобрали дети).

- А сейчас попробуйте самостоятельно подобрать родственные слова к тем словам, которые я вам раздам.

(детям раздаются слова, написанные на зелёных листочках).

Лес

Снег

Час

(Учащиеся записывают слова в тетрадях, потом зачитывают их, листочки приклеиваются ко второму дереву).

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

(выполняются физические упражнения).

б ) Исключение лишнего слова из группы родственных слов.

- Попробуем и другие деревья сделать красивыми.

- Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему оно лишнее. Если мы правильно выполним это задание, то наше дерево станет цветущим.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корешок, коржи.

Холод, холмик, холодок.

Носит, носик и носок.

Семя, семечко, семья.

Вдруг, подруга и друзья.

в ) Работа с учебником.

- Чтобы красивым стало последнее дерево нам надо выполнить упражнение в учебнике. Стр. 130. упр. № 2.

(Упражнение выполняется по вариантам: 3 человека работают у доски, остальные в тетрадях, потом осуществляется проверка, к дереву прикрепляются листочки).

г ) Составление предложения по схеме.

- Посмотрите, каким красивым стал наш сад.

- Что с ним произошло?

- В какое время года начинают цвести и зеленеть сады?

- Давайте составим про наш сад предложение по схеме.

_________ __________ _________ _________ .

- Сколько слов будет в нашем предложении?

- Как, вы, догадались?

- Кто уже придумал предложение?

(Выслушиваются ответы детей, лучшее предложение записывается).

Расцвёл весной наш сад.

(выделяются главные члены предложения).

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

Вы очень хорошо работали. Мы всё успели сделать.

Вспомните, чем мы сегодня занимались?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

С. 134. № 12.

(задание разбирается).

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Тема урока: Родственные слова.

Тип урока: Урок закрепления и формирования знаний.

Это третий урок по данной теме. Данная тема вливается в большой раздел учебного материала по письму и развитию речи: «Слово».

Учитывая, то, что класс разноуровневый, при планировании урока были учтены особенности всех групп детей и поставлены следующие цели и задачи:

Формировать умение учащихся определять родственные слова.

- учить выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова;

- развивать умение анализировать слова сходные по написанию и различные по значению;

- совершенствовать навыки письма;

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

- развивать мыслительные операции, пространственную ориентацию, мелкую моторику учащихся;

- воспитывать уважительное отношение к труду;

- воспитывать нравственно эстетические качества личности.

Оргмомент : Настраивал детей на серьёзную работу, заинтересовывал их. Учащимся была сообщена тема и цель урока.

Проверка домашнего задания:

Была проведена с целью контроля его выполнения и определения уровня усвоения материала предыдущего урока, подготавливала учащихся к дальнейшей работе на уроке.

Упражнения по чистописанию:

Совершенствовали навыки письма учащихся, развивали память, внимание, формировали самоконтроль.

Работа по закреплению пройденного материала:

Включала в себя работу: по подбору родственных слов, выделение корня в родственных словах, исключение лишнего слова исходя из общего смысла родственных слов, составление предложения по схеме на заданную тему.

Разные виды работ с родственными словами были направлены на формирование умения выделять и самостоятельно подбирать родственные слова. Это подготавливало учащихся для усвоения в дальнейшем более сложной темы: «Единообразное написание безударных гласных в корнях родственных слов».

Эти виды работ расширяли словарный запас учащихся, развивали мышление, память, воображение учащихся, прививали навыки самостоятельной работы.

Составление предложения развивало устную и письменную речь учащихся.

Были подведены итоги урока, деятельность учащихся была оценена.

Считаю, что цели урока достигнуты, намеченный план и структура урока реализованы полностью. Все этапы урока соблюдены.

Учебный материал соответствовал программе, знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Соблюдены гигиенические требования, проведены физкультминутки, помещение хорошо освещено, проветрено.

Урок оснащён хорошей наглядностью, которая способствовала более успешному усвоению материала, заинтересовывала учащихся, оживляла урок.

Урок проведён в спокойной, доброжелательной обстановке.

Чётко распределено время на уроке.

Использование разнообразных методов и приёмов снижало напряжение и повышало интерес к работе. Урок носил коррекционную направленность. Задания помогали развивать мышление, память, воображение, внимание.

Осуществлялся индивидуальный подход к учащимся. Задания были подобраны дифференцированно. Урок получился результативным. Дети справились с поставленными перед ними задачами.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: