NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Конспект урока с использованием технологии «Коллективная мыследеятельность». Тема урока: "Загрязнения почвенного покрова"


Конспект урока  с использованием технологии

«Коллективная мыследеятельность».

 

 

 Тема урока: “Загрязнения почвенного покрова”.

  Цель урока: “Дать представление учащимся о различных почвенных загрязнениях, их    пути попадания и классификация”.

 Вид урока: Урок с элементами технологии коллективной мыследеятельности.

 Тип урока: Урок изучения нового материала .

  Средства обучения: учебник, наглядные пособия – схема строения почвенных слоев, пути попадания загрязнений в почву.

 

 

Ход урока:

 

  1. Организационная часть: (1 мин)

  • проверить явку учащихся на уроке

  • проверить внешний вид учащихся и их готовность к уроку

 

  1. Исполнительный этап: (36 мин)

 

        Ввод в проблемную ситуацию: (5 мин)

     а) Диагностика по ранее изученному материалу методом фронтального устного опроса  – Какие виды загрязнений и пути попадания в водную среду вы знаете?

 

     б)  Организация условий для создания проблемной ситуации

Важность охраны почвенного покрова

  Охрана почв от загрязнений является важной задачей человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.

  Во-первых, происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоёмы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд.

  Во-вторых, эти загрязнения из почвенной влаги, грунтовых вод и открытых водоёмов попадают в организмы животных и растений, употребляющих эту воду, а затем по пищевым цепочкам опять-таки попадают в организм человека.

  В-третьих, многие вредные для человеческого организма соединения имеют способность кумулироваться в тканях, и, прежде всего, в костях.

  По оценкам исследователей, в биосферу поступает ежегодно около 20 - 30 млрд. т. твёрдых отходов, из них 50 - 60 % органических соединений, а в виде кислотных агентов газового или аэрозольного характера - около 1 млрд. т.

 

     в) Организация понимания изучаемого материала: запишем тему урока и план в тетради – все оформлено на доске + проговаривать в слух.

  • Работа с темой (работа в микрогруппах): (10 мин) Учащихся разделить на 2 подгруппы и раздать каждой по теме, дать 10 минут чтобы они подготовились и рассказали ее (отвечать надо не одному из подгруппы).

Пути попадания загрязнений в почву

  Различные почвенные загрязнения, большинство из которых антропогенного характера, можно разделить по источнику поступления этих загрязнений в почву:

  1. С атмосферными осадками. Многие химические соединения, попадающие в атмосферу в результате работы предприятий, затем растворяются в капельках атмосферной влаги и  с осадками выпадают в почву. Это, в основном, газы - оксиды серы, азота и др. Большинство из них не просто растворяются, а образуют химические соединения с водой, имеющие кислотный характер. Таким образом и образуются кислотные дожди.

  2. Осаждающиеся в виде пыли и аэрозолей. Твёрдые и жидкие соединения при сухой погоде обычно оседают непосредственно в виде пыли и аэрозолей. Такие загрязнения можно наблюдать визуально, например, вокруг котельных зимой снег чернеет, покрываясь частицами сажи. Автомобили, особенно в городах и около дорог, вносят значительную лепту в пополнение почвенных загрязнений.

  3. При непосредственном поглощении почвой газообразных соединений. В сухую погоду газы могут непосредственно поглощаться почвой, особенно влажной.

  4. С растительным опадом. Различные вредные соединения, в любом агрегатном состоянии, поглощаются листьями через устьица или оседают на поверхности. Затем, когда листья опадают, все эти соединения поступают опять-таки в почву.

Классификация почвенных загрязнений

  Загрязнения почвы трудно классифицируются, в разных источниках их деление даётся по-разному. Если обобщить и выделить главное, то наблюдается следующая картина по загрязнению почвы:

  1. Мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами. В эту группу входят различные по характеру загрязнения смешанного характера, включающие как твёрдые, так и жидкие вещества, не слишком вредные для организма человека, но засоряющие поверхность почвы, затрудняющие рост растений на этой площади.

  2. Тяжёлыми металлами. Данный вид загрязнений уже представляет значительную опасность для человека и других живых организмов, так как тяжёлые металлы нередко обладают высокой токсичностью и способностью к кумуляции в организме. Наиболее распространённое автомобильное топливо - бензин - содержит очень ядовитое соединение - тетраэтилсвинец, содержащее тяжёлый металл свинец, который попадает в почву. Из других тяжёлых металлов, соединения которых загрязняют почву, можно назвать Cd (кадмий), Cu (медь), Cr (хром), Ni (никель), Co (кобальт), Hg (ртуть), As (мышьяк), Mn (марганец).

  3. Пестицидами. Эти химические вещества в настоящее время широко используются в качестве средств борьбы с вредителями культурных растений и поэтому могут находиться в почве в значительных количествах. По своей опасности для животных и человека они приближаются к предыдущей группе. Именно по этой причине был запрещён для использования препарат ДДТ (дихлор-дифенил-трихлорметилметан), который является не только высокотоксичным соединением, но, также, он обладает значительной химической стойкостью, не разлагаясь в течение десятков лет. Следы ДДТ были обнаружены исследователями даже в Антарктиде! Пестициды губительно действуют на почвенную микрофлору: бактерии, актиномицеты, грибы, водоросли.

  4. Микотоксинами. Данные загрязнения не являются антропогенными, потому что они выделяются некоторыми грибами, однако, по своей вредности для организма они стоят в одном ряду с перечисленными загрязнениями почвы.

  5. Радиоактивными веществами. Радиоактивные соединения стоят несколько обособленно по своей опасности, прежде всего потому, что по своим химическим свойствам они практически не отличаются от аналогичных не радиоактивных элементов и легко проникают во все живые организмы, встраиваясь в пищевые цепочки. Из радиоактивных изотопов можно отметить в качестве примера один наиболее опасный - стронций-90. Данный радиоактивный изотоп имеет высокий выход при ядерном делении (2 - 8%), большой период полураспада (28,4 года), химическое сродство с кальцием, а, значит, способность откладываться в костных тканях животных и человека, относительно высокую подвижность в почве. Совокупность вышеназванных качеств делают его весьма опасным радионуклидом. Цезий, церий-144 и хлор-36 также являются опасными радиоактивными изотопами. Хотя существуют природные источники загрязнений радиоактивными соединениями, но основная масса наиболее активных изотопов с небольшим периодом полураспада попадает в окружающую среду антропогенным путём: в процессе производства и испытаний ядерного оружия, из атомных электростанций, особенно в виде отходов и при авариях, при производстве и использовании приборов, содержащих радиоактивные изотопы и. т. д.

  • Ответ микрогрупп: (20 мин)

 

 

  1. Подведение итогов: (8 мин)

  • Обобщение и систематизация полученных знаний (6 мин)

Можно за ответом учащихся схематически оформить на доске + учащийся записывают в тетрадях:

Пути попадания

 

с атмосферными            осаждающиеся            поглощении           с растительным                      осадками                          в виде пыли и            газообразных             опадом

                                           аэрозолей                     соединений    

 

Классификация

 

мусор    тяжёлыми металлы   пестициды   микотоксины    радиоактивными вещ-ва

 

  • Выставление оценок: (2 мин)

 

 

 

 

4.  Задание на дом: (1мин).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: