NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Конституция Российской Федерации закон РФ "Об образовании в Российской Федерации". Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральный Государственный образовательный стандарт


Школьный музей как средство реализации ФГОС.

З.С.Баранова

МБОУ НГО «ООШ №11»

п. Лобва Свердловской области

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В формировании гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа, а в частности, современный школьный музей.

Основные нормативно-правовые и программные документы, актуализирующие цели и задачи патриотического воспитания в России и Свердловской области:

-Конституция Российской Федерации.

- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации".

-Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)

-Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание на 2011-2015гг.»

-Областная государственная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015гг.

-«Каменный пояс-2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения». Комплексная программа дополнительного образования на 2013-2020гг.

В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что современный национальный воспитательный идеал - это гражданин высоко-нравственный, творческий, компетентный, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Концепция содержит перечень базовых национальных ценностей, т.е. приоритетных моральных установок существования в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:

1Патриотизм.

2.Социальная солидарность.

3.Гражданственность.

4.Семья.

5.Труд и творчество.

6.Наука.

7.Традиционные российские религии.

8.Искусство и литература.

9.Природа.

10.Человечество.

Согласно ФГОС портрет выпускника основной школы определяется как человек:

-любящий свой край и свою родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции,

-осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества,

-креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества,

-владеющий основами научного методов познания окружающего мира,

-мотивированный на творчество и инновационную деятельность,

-готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную, информационно-познавательную деятельность,

-осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством,

-уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать,

-осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни,

-подготовленный к осознанному выбору профессии,

понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества,

-мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, указанные в ФГОС, укладываются в семь выделенных им компетенций: ценностно- смысловую, общекультурную, учебно- познавательную, информационную, коммуникативную, социально- трудовую, компетенцию личностного самосовершенствования. [1, с.20]

Если говорить про школьный музей, то в программе «Каменный пояс-2020», которая адресована педагогам дополнительного образования, руководителям музеев и поисковых отрядов, есть специальный раздел Проект «Школьный музей» [ 2, с.37], результатом решения задач этого проекта и стоит воспитание современного гражданина. Целью деятельности школьного музея должно стать формирование вышеперечисленных компетенций, т.е. работа школьного музея должна способствовать формированию всех качеств портрета выпускника школы, согласно ФГОС. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства

Современные социально-экономические условия подталкивают музеи к обнаружению новых механизмов реализации своей жизнедеятельности. Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что он – музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, педагогов, родителей, а также других помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик. Можно выделить пять жанров, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей. Это следующие жанры:

1. Музей-экспозиция (выставка).

2. Музей-мастерская (студия).

3. Музей-лаборатория.

4. Музей–клуб, музей-театр.

5. Музей-адаптационный центр.

К возможным отнесем:

6. Музей-экскурсионное бюро.

7. Музей-игротека.

8. Музейное кафе.

9. Музей-ярмарка.

При выборе того или иного профиля или жанра прежде всего приходится учитывать реальные потребности конкретной школы. В конечном итоге, успех будет зависеть от инициативы, фантазии и активности тех, кто хочет делать музей и сотрудничать с ним. Главное должен работать принцип интерактивности (знание через руки), компетентность- это, прежде всего, деятельность.

Остановлюсь подробнее на том, какие элементы и формы мы применили и опробировали у себя в музее «Добровольцы Урала», посвященному Уральскому Добровольческому Танковому Корпусу: Музей- экспозиция (наряду с традиционными формами работы, такие как экскурсия, экспозиция, выставка, мы проводим виртуальные экскурсии, в частности, очень понравилась ребятам «Виртуальная экскурсия по Мамаеву Кургану»); Музей- мастерская ( это новый вид работы для нас в музее, после окончания экскурсии мы предлагаем экскурсантам поработать руками- оригами «Танк», склеить из цветной бумаги танк, нарисовать, озвучить фильм об УДТК и т.д.), Музей-адаптационный центр( в музей приходят ребята из коррекционной школы, им нравится непринужденная обстановка, им интересно, они могут своими руками что то сделать, в полной мере можно сказать, что они социально адаптируются); Музей –видеозал ( просмотр фильмов об УДТК, военным событиям очень понравился ребятам, видеовикторина «Своя игра» увлекла не только среднее звено, но и ребят из 8-9классов, заинтересовала идея самим озвучить ролики); становиться традицией проводить Музейные праздники в школе, они могут быть разного характера: литературно- музыкальные, военно- исторические, профессиональные, приуроченные к датам, подводящие итог ( настоящим праздником можно назвать Смотр строя и песни, встречи с ветеранами, членами отряда «Доброволец» разных лет, фестиваль патриотической песни и многое другое). Большая работа ведется отрядом «Доброволец»: экскурсионная; исследовательская (ежегодно наши ребята участвуют в НПК, используя материалы музея; поисковая (ежегодно, летом, поисковики нашей школы выезжают на раскопки в Волгоградскую область на места боев в Великой Отечественной войне); с этого года мы стали участниками акции «Пост№1» (в Дни воинской славы отряд почетного караула несет вахту у мемориальной доски школы основателям нашего музея, возлагает цветы к поселковому Мемориалу «Дорога памяти»); мы являемся участниками фестиваля «Будущее России, областных акций Ассоциации «Возвращение».

В итоге, мы можем сделать вывод, что главной чертой специфики школьного музея это «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея. Школьный музей (как и любой самодеятельный общественный детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда) - по сути универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков, что формирует модель современного выпускника согласно ФГОС. Школьный музей является одним из эффективных средств достижения требований ФГОС.

Литература.

1. Огановская И.С.Реализация компетентностного подхода в образовании средствами проектной деятельности обучающихся. – Е.: Редакционно- издательская служба ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 143с.

2. Комплексная программа дополнительного образования «Каменный пояс – 2020: гражданско – патриотическое воспитание средствами краеведения». – Е. : Редакционно- издательская служба ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 68с.

3. http://elenaranko.ucoz.ru

4. komanda2010.ucoz.ru›index/shkolnyj_muzej/0-23

5. turcentrrf.ru›d/358156/d/02_metodrek_…

6. izvekovo.edusite.ru›p7aa1.html

7. ms2.znate.ru›docs/35/index-62147.html

страница 1


скачать

Другие похожие работы: