NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Краснова Людмила Геннадьевна учитель математики. Моу «Лицей №2» г. Чебоксары Обучение должно быть индивидуальным. Это идеал. Как осуществить такое обучение на практике в массовой школе? Моя статья


Индивидуальная образовательная траектория учащихся.

Краснова Людмила Геннадьевна – учитель математики.

МОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары

Обучение должно быть индивидуальным. Это идеал. Как осуществить такое обучение на практике в массовой школе? Моя статья – это попытка начала работы над созданием индивидуальной образовательной траектории учащихся, мечта об идеале. Рассмотрим некоторые этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на индивидуализацию обучения и творческую деятельность учеников.

Учителю необходимо актуализировать в своём сознании творческий потенциал учащихся, вспомнить особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок, наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вжиться в состояние учеников, мысленное прожить их действия и ощущения в отношении к теме и проблеме урока. Выработать собственное отношение к проблематике темы. Предварительное знание учителя о разных пониманиях темы помогает ему увидеть в детских суждениях их индивидуальные подходы, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников. Смысл творческого урока в создании учениками индивидуальных образовательных продуктов в изучаемой области. Соотнести творческие образовательные результаты учеников со стандартными. Отбор такого предлагаемого детям материала, которое обеспечит "рождение" ими своего содержания и индивидуальные пути их движения. К возможным творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги. Уточнить и сформулировать цели урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения. Приведём примеры трёх уровней целей по отношению к ученикам: Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности (предметная цель); сформулировать понятие "закономерность" (метапредметная цель); научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии (методологические цели). Разработать один или нескольких вариантов структуры урока. Одно из требований для занятий - "дыхание урока": смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты происходит не реже, чем через 10 - 15 минут. Например, вначале 10 мин идёт обсуждение проблемы ("громкая" коллективная работа); затем формулируется и в течение 15 мин выполняется задание по решению индивидуально каждым учеником этой проблемы ("тихая" индивидуальная работа); ученики 10 мин выступают со своими результатами ("громкая" индивидуально-коллективная деятельность); завершающие 5 мин происходит письменная рефлексия - каждый ученик пишет в тетради то, что он понял и чему научился ("тихая" индивидуальная деятельность).

Рассмотрим принципы личностно-ориентированного обучения. Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей. Данный принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Например, ученикам вначале предлагается поставить цель на один урок, затем осознать её достижение и сделать выводы; такое задание многократно повторяется, в результате чего дети научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания. Индивидуальные цели учеников постепенно занимают всё больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступает поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная творческая самореализация. Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками. (греч. meta - означает "стоящее "за"). Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности. Личностное продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками собственного образовательного продукта. Приоритет должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по математике, сколько занятиям самой математикой, её проблемами. В результате образовательная деятельность ученика носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и личный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Учащимся обычно нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) на протяжении урока или всего дня. Рефлексивные ученические записи - бесценный материал для анализа и корректировки учителем образовательного процесса. Результатом выполнения учениками таких заданий должно стать

а) индивидуальное осознание учеником своих взаимоотношений с темой и

б) индивидуальные цели ученика относительно его дальнейшей деятельности.

Как разработать урок, чтобы ученики могли одновременно продвигаться по своим индивидуальным образовательным траекториям в общей для всех образовательной области? Какова основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока?

  1. Предполагаемые цели учеников. Способы их постановки учениками. (Примечание: представьте, какие цели смогут поставить себе ученики, выполняя ваши задания, и запишите их).

  2. Главная проблема урока (записывается одна или несколько проблем).

  3. Фундаментальный образовательный объект (один или несколько), в направлении которого планируется деятельность учеников.

  4. Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников. (Что нужно для этого предусмотреть?)

  5. Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой по минутам.

  6. Формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока. Задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира".

  7. Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (не менее двух - трёх типов результатов). (Результатами могут быть идея, мысль, гипотеза, решение задачи, вывод, поделка, рисунок, сочинение и т.д.)

  8. Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. (Примечание: Те знания, которые «выработало человечество»)

  9. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

  10. Формы контроля и оценки результатов урока.

  11. Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию. Существует даже наука о целеполагании – матетика, Целеполагание проходит через весь процесс продуктивного образования, выполняя в нём функции мотивировки деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Наиболее значимым элементом технологии личностного обучения является личностное ученическое целеполагание. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания, которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, исследование его химических, математических, этических свойств.

Этап диагностики ученических целей проводится с помощью анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него, например:

1) изучить материал учебника;

2) усвоить основные понятия и законы темы;

3) подготовить доклад по одной из проблем;

4) хорошо подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);

5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;

6) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;

7) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы;

8) научиться выполнять опыты, работать с техническими средствами;

9) проявить и развить свои способности (перечислить);

10) организовать свою учебу по теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

11) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;

12) получить хорошую отметку на зачёте;

13) научиться решать задачи и проблемы по теме;

14) свой вариант цели.

Анализ ответов подобной анкеты позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях, например, выбор целей 1, 4, 12 свидетельствует о формальной ориентации ученика в обучения; 2, 7, 13 - о наличии когнитивных мотивов; 3, 5, 8 – о креативных наклонностях; 6, 9, 10, 14 – о методологических приоритетах деятельности. В зависимости от ориентации учителя, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. В итоговый набор учитель включает креативные, когнитивные и оргдеятельностные цели.

После анализа полученных от учеников данных учитель формулирует приоритетные цели обучения, которые группируются по выбранным направлениям. Возможны следующие группы целей учеников:

личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

методологические цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий;

предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая линия, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. В базовую программу включаются цели как для всех учеников, так и индивидуальные для каждого. Процедуры образовательного целеполагания приведены в таблице. Организация целеполагания включает в себя три взаимосвязанные направления: деятельность ученика по разработке индивидуальной технологической линии; деятельность учителя по конструированию базисной технологической линии с включением культурно-исторических аналогов; совместную деятельность учителя и учащихся по формированию общей технологической карты планируемого учебного процесса.

Деятельность ученика


Деятельность учителя

Совместная деятельность учеников и учителя

Отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение

Составление набора целей изучения темы для выбора и дополнения их ученикам

Разработка, корректировка и уточнение коллективных целей обучения

Обозначение своих целей, знакомство с целями других учеников

Анализ отобранного набора целей, их классификация, определение мотивов

Демонстрация индивидуальных целей, их обсуждение, корректировка

Самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение собственных целей

Определение приоритетных целей изучения темы. Конструирование базисной системы учебных занятий по теме

Сопоставление индивидуальных программ и общей коллективной программы

Составление индивидуальных учебных программ своих занятий по теме

Разработка технологической карты занятий по теме. Компоновка содержания материала, подбор средств обучения

Составление программы занятий с общим и индивидуальными компонентами обучения

В образовательном целеполагании имеется диапазон уровней формулируемых целей – от целей-элементов до смысловых и перспективных целей. Подобный диапазон раскрывается перед учащимися в каждом образовательном направлении и имеет целью составление ими собственной иерархии целей образовательной деятельности. Особое место в этой иерархии занимают смысловые цели, определяющие глобальные запланированные результаты на достаточно большой промежуток времени.

Цель деятельности - это её предвосхищаемый результат.

Индивидуальная образовательная траектория есть проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Главная цель программы – это научить школьников учиться.

Литература:

1) Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

2) Школа творчества: Сб. ученических работ / Ред. и сост. А.В.Хуторской. - Ногинск, 1996. – 250 с.

3) http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm ЦДО «Эйдос» курсы для учащихся

4) http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm «Моя образовательная программа: как составить».

5) http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm

6) курс для педагогов «Как сопровождать индивидуальную программу ученика» http://www.eidos.ru/courses/themes/22011/index.htm.

7) Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). - М.: Педагогический центр "Эксперимент", 1993. - С.52.

8) Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя, 1993. - 70 с.;

9) Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов, 1995. - 94 с.

10) А.В.Хуторского "Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000. – С. С.113-117.





страница 1


скачать

Другие похожие работы: