NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся


КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Основными отличиями новой системы оценивания от 5-балльной являются - поуровневый подход к оценке учебных достижений учащихся и расширение шкалы измерения от 0 до 10 баллов. При этом критерии оценки связаны не только с уровнями усвоения, но и с элементами физических знаний, отбираемых для проверки. Кроме теоретических знаний по физике, учащийся должны владеть и экспериментальными, и практическими умениями.

Совокупность всех знаний, умений и навыков учащихся по физике, предусмотренных программой, характеризуется полнотой и системностью (осознание иерархии знаний, места тех или иных знаний в целостной теории и их взаимосвязи). Наряду с полнотой и системностью, качество знаний проявляется в их гибкости (быстрота нахождения вариативных способов применения знаний в незнакомой ситуации), прочности (длительность сохранения знаний в памяти), систематичности, оперативности (быстрота извлечения из памяти точного знания способа применения в стандартной ситуации) и др.

СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Структур-ные элементы

Компоненты физических знаний (теоретический блок)

Явления

Определе-ние

Признаки

Условия протекания

Связь с другими явлениями

Объяснение на основе теории

Учет и использование в практике

Понятия и величины

Определе-ние

Явления или закономерности, которые понятие или величина характеризует

Формула связи

Единица измерения

Способы измерения




Законы

Формули-ровка

Математическая запись закона

Опыты, подтверж-дающие его справедли-вость

Условия примене-ния

Примеры учета и применения на практике

Значение закона для науки

Опыты

Цель опыта

Схема установки

Условия постановки опыта

Ход опыта

Результаты

Значение опыта для развития науки и практики

Теория

Опытное обоснова-ние, модели

Основные понятия, положения, законы, принципы теории

Основные результаты

Следствия

Практичес-кое применение

Условия, при которых теорию можно применять

Приборы, машины, механизмы

Назначение






















Экспериментальные умения и навыки

Компоненты физических знаний (практический блок)




Поставить цель экспери-мента и составить план его выполнения.

Нарисовать схему установки.

Выбрать приборы и оборудова-ние.

Собрать установку.

Провести наблюдения и снять показания приборов.

Оформить результаты в виде таблиц, графиков, рисунков, сделать вывод о возможных погреш-ностях.

Практические умения

Уметь решать расчетные, качественные, графические, экспериментальные задачи, для чего необходимо владеть элементарными умениями: читать и строить графики, записывать условие и решение задач с помощью символов, делать необходимые вычисления, оценивать реальность результата, переводить единицы измерения в одну систему, делать рисунки, получать результат в общем виде, владеть способами самоконтроля и самокоррекции, анализировать исходные условия, выделять физическую систему тел. извлекать из памяти необходимые теоретические знания для решения данной задачи и др.

В качестве интегративного критерия качества знаний выступает осознанность, поскольку формирование осознанных знаний предусматривает их соответствие вышеназванным критериям. Осознанность знаний проявляется на разных уровнях.

Перечисленные выше критерии и показатели качества знаний непосредственно связаны с уровнями усвоения учебного материала в 10-балльной системе оценки учебных достижений учащихся. Характеристики уровней рассматриваются в качестве обобщенных критериев оценки.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ 10-БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1 балл - учащийся узнает физические модели, объекты, явления, формулы, приборы при предъявлении их в готовом виде;

2 балла - учащийся различает определения понятий, величин, законов, моделей, теорий и др., когда они предъявляются ему в готовом виде, однако самостоятельно воспроизвести не может;

3 балла - учащийся воспроизводит учебный материал без осмысления связей между его элементами, фрагментарно; допускает ошибки, которые может частично исправить сам. Решая одношаговые задачи по образцу, допускает грубые ошибки (не знает формул или не умеет оперировать ими, не может читать схем, рисунков и не умеет пользоваться ими, не умеет преобразовывать значения величин в СИ). Допускает ошибки в прямых измерениях, ответ записывает неверно.

4 балла - учащийся воспроизводит большую часть учебного материала, сохраняя последовательность текста учебника (в том числе формулировки, формулы, выводы и т. д.). Умеет решать одношаговые задачи по образцу (записывает краткое условие с помощью символов, переводит значения величин в СИ, находит нужную формулу, подставляет значения физических величин, вычисляет, оценивает ответ и записывает его). Умеет выполнять прямые измерения физических величин с помощью приборов;

5 баллов - учащийся достаточно последовательно излагает основной объем теоретического материала, допуская негрубые ошибки (неточность рисунка, графика, схемы, формулировки), которые может исправить с помощью преподавателя. Решает двухшаговые задачи по образцу с негрубыми ошибками (пропуск или неточное наименование единицы измерения величины, неверное ее обозначение) и недочетами (ошибки вычислительного характера, грамматические ошибки в физических терминах, небрежное выполнение рисунков, схем, записей, например отсутствие знаков проекций или векторов);

6 баллов - учащийся воспроизводит практически весь объем теоретического материала, при этом приводит свои примеры; владеет логикой изложения, вычленяя главное. Без затруднений переводит словесную информацию в графическую или символьную. Допускает погрешности в формулировках, которые исправляет сам после наводящих вопросов преподавателя. Решает расчетные двухшаговые задачи, умеет читать и строить графики, делать рисунки, решать несложные качественные задачи, опираясь на необходимые теоретические знания;

7 баллов - учащийся применяет теоретические знания для решения экспериментальных, расчетных, качественных и графических многошаговых задач по алгоритму, владеет способами самоконтроля. Имеет навыки обращения с физическими приборами. Правильно выполняет лабораторную работу по инструкции;

8 баллов - учащийся применяет знания теоретического материала для решения комбинированных многошаговых задач (необходимы знания из разных разделов физики) всех типов по известному алгоритму, самостоятельно исправляет допущенные ошибки. Владеет необходимыми экспериментальными навыками для выполнения лабораторных работ, вычисляет погрешности измерений, отвечает на контрольные вопросы;

9 баллов - учащийся применяет теоретический материал для решения задач в субъективно новой ситуации, для чего "переносит" знания из других разделов физики или других учебных предметов. Пишет рефераты и другие творческие работы, конструирует физические приборы, описывает их устройство и принцип действия, оценивает отдельные новые факты и явления, в полной мере владеет основными положениями физических теорий (классической механики, молекулярно-кинетической теории, электронной теории строения металлов), в лабораторной работе выполняет суперзадание;

10 баллов - учащийся проявляет творческие способности при анализе и оценке теоретического материала; решает нестандартные физические задачи, в том числе задачи с неопределенным условием; создает новые алгоритмы решения, составляет задачи, выполняет исследовательские лабораторные работы (без инструкции), предъявляет методологические знания (знания методов физической науки) и мировоззренческие представления (материальность мира и его познаваемость, единство и взаимосвязь явлений и т.д.). Работает над развитием своих способностей, самостоятельно овладевает знаниями.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ



Записано краткое условие

+1



Переведены единицы измерения

+1



Сделаны схема, график, рисунок

+2



Записана исходная формула

+1



Выведена конечная формула

+3



Произведены вычисления

+1



Сделан анализ ответа одним из методов (размерности, правдоподобности и т.д.)

+1


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ



Сформулирована цель лабораторной работы, приведен список оборудования.

+1



Приведен вывод расчетной формулы.

+1



Собрана лабораторная установка.

+1



Проведен эксперимент, сняты показания приборов, данные занесены в таблицу.

+1



Проведен расчет искомой величины, проверена закономерность и т.д.

+1



Оценена погрешность измерений и вычислений.

+1



Сформулирован вывод, соответствующий цели лабораторной работы.

+1



Даны ответы на контрольные вопросы.

+1



Решено суперзадание.

+2












Нарушение правил ТБ.

-10



Небрежное оформление работы

-2



Ошибки в физической терминологии

-1


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

РАЦИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА



Составлен план конспекта.

+1



Приведена историческая справка.

+1



Записаны определения. Раскрыта сущность физического явления, процесса, Приведены примеры их проявления в природе и применения в технике и быту. В конспекте присутствуют рисунки, схемы и графики.

+2



Приведены физические законы и формулы (с выводом или опытным обоснованием).

+1



Указаны границы их применимости.

+1



Даны ответы на контрольные вопросы.

+2



Создан опорный конспект, логико-структурная схема, блок-схема, предложено мнемоническое правило и т.п.

+2


РЕФЕРАТА (ДОКЛАДА)


ВВЕДЕНИЕ


Дана краткая характеристика темы реферата и обоснована его актуальность, раскрыты цели и задачи работы, указан перечень литературы и основных источников.

+1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Материал разбит по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны проблемы. Каждый содержательный блок (глава, параграф) имеет заголовок.

+2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержит краткие выводы как по каждой главе, так и по работе в целом, информацию о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Не превышает по объему введение.

+2

Список литературы

Содержит не менее 5 источников, среди которых не менее 3 печатных изданий.

+1

Защита

Проходит при помощи необходимых наглядностей (рисунки, плакаты, презентации…) в течение 5минут+2минуты на вопросы из класса.

Содержит приветственное слово, формулировку темы, краткое описание работы и выводы.

Докладчик компетентен в дискуссии.

+4













В тексте отсутствуют ссылки на использованные источники

- 0.5




В тексте содержатся грамматические ошибки

- 0.5




Неправильно оформлен список литературы

- 0.5




Отсутствуют необходимые пронумерованные иллюстрации в тексте

- 0.5



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

УМЕНИЯ ВЕСТИ ДИСКУССИЮ



Учащийся грамотно задает вопросы:

  • Первая часть вопроса, направлена на то, чтобы отвечающий смог сориентироваться, в какой отрасли знаний предстоит найти ответ или о какой из ранее описанных проблем идет речь.

  • Вторая часть – это и есть тот вопрос, ответ на который он хотел бы получить.

+3



Учащийся грамотно отвечает на вопрос:

  • внимательно выслушивает вопрос до конца.

  • благодарит за интересный, заданный вопрос, отмечает положительные черты собеседника, характеризующие его начитанность, осведомленность, компетентность...

  • интересуется, на сколько оппонент удовлетворен полученным ответом .

+4



  • Не зная точного ответа, учащийся излагает свою точку зрения; советуется с более компетентными участниками дискуссии; умеет пролонгировать свой ответ (от англ. long – длинный), т.е. дает возможность себе ответить на него позже, с указанием точной даты и формы ответа.

+3

страница 1


скачать

Другие похожие работы: