NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Леонидовна, мбоу «Печменская сош», Бардымский р-н Лагерь-клуб зоологоискателей «Радуга»


Ушакова Марина Степановна, Биканова Антонина Леонидовна,

МБОУ «Печменская СОШ»,

Бардымский р-н

Лагерь-клуб зоологоискателей «Радуга»

2004-2005 учебный год. Объявлен очередной районный конкурс экологических лагерей и отрядов. Мы, педагоги МБОУ «Печменская СОШ» (руководители: Биканова Антонина Леонидовна (учитель биологии), Ушакова Марина Степановна (учитель русского языка и литературы); команда: Бакалдина Надежда Ивановна, Сенникова Лилия Минзяновна, Вшивкова Раиса Владимировна, Смирнова Ольга Павловна, Манъков Григорий Иванович) разработали комплексную программу экологического лагеря с дневным пребыванием под названием «ЛАГЕРЬ - КЛУБ ЗООЛОГОИСКАТЕЛЕЙ «РАДУГА».

Тема интернет-проекта звучит как «Музей истории юннатского движения в Пермском крае», поэтому предлагаем разработанную нами программу в том виде, как она была написана более семи лет назад.

1. Постановка проблемы

Печменская средняя общеобразовательная школа накопила большой опыт по экологическому образованию учащихся.

Учащиеся Печменской средней школы имеют высокий потенциал экологических знаний и опыта. В урочной и внеклассной деятельности школьники приобретают знания об окружающем мире, проводят исследовательскую работу на занятиях в кружках, на факультативах, экологических лагерях. А в летний период в экологическом лагере «Радуга» занимаются природоохранной и исследовательской деятельностью.

Мониторинг деятельности по экологическому воспитанию и образованию показал, что у школьников слабо сформирована активная жизненная позиция и чувство личной ответственности за состояние природы - маленькой родины.

Учащиеся в основном получают знания под руководством учителя, когда учитель их ведёт. У них не сформирована потребность самостоятельно добывать знания. Творческая группа педагогов предлагает эту проблему решить, используя принципы межпредметных связей: от научного слова на уроках биологии, географии к художественному слову поэтов, писателей.

Предлагается выйти на экологическое ученическое самоуправление в решении обозначенной проблемы. За основу взять творчество детского писателя Виталия Бианки, создавшего уникальные произведения о природе».

2. Концептуальные основы программы

2.1 Цель и задачи

Цель: формирование активной жизненной позиции как части экологической культуры у школьников Печменской школы средствами художественного слова Задачи:

  1. Организовать новую форму летнего отдыха детей лагеря-клуба зоологоискателей «Радуга», состоящего из отрядов «Пчелки», «Светлячки», «Маленький принц», «Лис», «Дельфины»; апробировать новые формы экологической деятельности в клубных условиях.

  2. Создать условия для проявления активной жизненной позиции школьников, для чего приобрести необходимое оборудование для исследования и природоохранной деятельности зоологоискателей.

  1. Обучить группу лидеров-зоолотоискателей творческой работе и приемам самоуправления с ориентацией на работу в экоклубе «Радуга» в течение 2005-2006 учебного года.

  2. Тиражировать приобретенный опыт в летний период среди организаторов воспитательной работы и представителей ученического школьного самоуправления на территории Бардымского района.

2.2 Принципы

Педагогическая идея заключается в том, что домашние задания, полученные на уроках, отправляют школьников в клуб зоологоискателей «Маленький принц» для участия в викторинах, экоиграх, остроглазах, интеллектуальньх играх, предложенных В. Бианки, которые потребуют от них изучения дополнительной экологической литературы, периодической печати, художественной литературы.

А для того, чтобы полученные знания дали больший эффект, участники экоклуба организуют на уровне школ Бардымского района в течение следующего учебного года проведение всевозможных конкурсных экологических мероприятий. В данной деятельности будут использованы основные принципы:

  • принцип межпредметных связей: на уроках биологии учитель предлагает подкрепить экологические материалы примерами из художественной литературы, телепередач, периодики;

  • принцип связи теории с практикой: устраняется разрыв между теорией, книжными познаниями и практикой.

В программе предлагается много форм природопознавательной и природоохранной деятельности.

  • принцип самоуправления, когда из «объекта» ученик превращается в «субъект», он является активным участником познания, практической деятельности, смысл которой в дальнейшем привлечь к познанию своих сверстников, ребёнок инициирует и руководит собственной деятельностью и привлекает других;

  • принцип взаимодействия в природоохранной, экопознавательной деятельности с другими школами района (в перспективе - и близлежащих районов).

3. Время и место проведения

С 6 июня по 21 июня.

Место проведения - территория с. Печмень, по селу протекает р. Печменка, рядом есть пруд, горы, леса, особо охраняемые родники, что позволяет расширить возможности экологического просвещения, природоохранной деятельности и оздоровительных мероприятий.

Лагерь будет базироваться в школьном здании.

4. Описание организации жизнедеятельности

участников программы

В течение 14 дней будет работать на территории школы лагерь-клуб зоологоискателей «Радуга», для данной школы новая модель детского объединения, работающего по экологическому направлению.

После лагеря зоологический клуб «Радуга» продолжит свою деятельность по спецзаданиям в летний период, а потом в течение 2005-2006 учебного года.

Миссия этого лагеря - апробировать новые формы экологического воспитания школьников.

Участникам этого лагеря будет присвоено звание «Зоологоискатели клуба «Радуга».

Зоологоискатели - это искатели слова (образа) животных в произведениях детского писателя Виталия Бианки (на первом этапе).

В его книге «Лесная газета» предложены интеллектуальные формы познавательной деятельности, выводящие на путь поиска тайн природы, на путь наблюдений за окружающей средой, на путь самовоспитания любви к окружающему миру. Таким образом, многие подходы и идеи взяты из «Лесной газеты» В.Бианки.

Будут организованы две группы лесных корреспондентов, которые в течение 14 дней будут участвовать в различных конкурсных мероприятиях, требующих от них изучения эколитературы, перелистывания экологических журналов, просмотра телепередач о природе, организации исследований в природе. Без определенных знаний участие в конкурсах невозможно. Поэтому будут проводиться теоретические занятия - за строкой произведения В. Бианки с просмотром видеофильмов в школьном видеосалоне, просмотр телевизионных передач «В мире животных», «О природе», «Диалоги о животных», «Записки натуралиста». Это очень важный момент в жизни лагеря, т.к. не в каждой семье есть телевизор с нужными каналами, иначе - лагерь откроет доступ в мир познания детям из малообеспеченных семей и детям из разных деревень, так как дети подвозятся в лагерь из двух деревень, т.е. общий просмотр – объединяющее дело, психологический комфорт детей из разных семей.

Деятельность будет носить коллективный и индивидуально-творческий характер. В программе предусматривается поддержка творческой инициативы зоологоискателей в обучение их самоуправлению с ориентиром проявления этой деятельности во время учебного года.

Ежедневно будут подводиться итоги между командами лескорров с ежедневным вручением призов, а в конце смены вручение используемых медалей «Маленький принц».

Зоологоискателям будут даны задания, которые сориентированы на чтение художественной литературы, экожурналов.

В лагере, естественно, будет и оздоровление школьников:

  • сбалансированное, витаминизированное питание;

  • игры на воздухе;

  • водные процедуры, солнечные ванны.

5. Содержание экологического образования и просвещения

На протяжении 8 лет на базе Печменской СОШ в летнее время организуется экологический лагерь «Радуга», занимающийся следующей деятельностью: очистка берегов реки Печменки и расчистка родников, разведка по поиску родников и внесение их на карту села; природоохранные знаки - плакаты, листовки - обращения к жителям села с просьбой не загрязнять реки: проведение ряда исследовательских работ: «Определение степени загрязнения р. Печменки методом биоиндикации; «Видовой состав растений р. Печменки»; «Определение площади проективного покрытия растительности в водоемах»; «Определение степени загрязнения воздуха»; «Составление экологической карты села»; «Экологическая тропа»; «Народная терапия».

В 2004 году была начата работа по составлению экологической карты села, которая должна быть продолжена.

В 2005 году необходимо продолжить экологическую работу. Это поможет реализовать замысел Бианки: «Педагоги учат видеть - и потом человек видит в живом и мертвом только то, что его научили видеть, - а писатели (художники) учат смотреть - открывают глаза на мир, приучают рассматривать его...». Это будет направлено на формирование экологической культуры, а достичь результата можно только средствами искусства, книга должна заряжать эмоционально, - что может дать только «художественное чтение» произведений Бланки, настоящего знатока природы. После знакомства с произведениями Бианки нельзя будет усидеть дома, а потянет даже взрослого человека пойти «палькаться» в луже, в ручье... и познавать тайны природы.

В период лагеря ребята изучат разделы книги «Лесная газета»:

  1. Замечательные дома (у кого дом лучше всех, кто из чего построил дом, по чужим домам, общежития, что в гнездах).

  2. Лесные детеныши (сколько у кого детей).

  3. Лесные происшествия.

  4. Клёв на уду.

  1. Радиоперекличка (вести из природы лескоров). Подведение итогов.

Игры

  1. В Тир. Бей ответом прямо в цель.

  2. Остроглаз.

  3. Объявления.

  4. Рассказы Кита Великанова.

Прочитав произведения Бианки, ребята узнают про то, как живут звери, птицы, насекомые, о том, что в лесу идет своя работа, там бывают веселые праздники и несчастные случаи, там есть свои герои и разбойники. Обо всех таких происшествиях можно прочесть в «Лесной газете». Кроме того, лескорры будут вести наблюдения в природе, записывать и сообщать о тайнах природы. Тот, кто внимательно читал текст Газеты, тот легко ответит на вопросы игры «Тир», «Остроглаз».

6. План работы по реализации программы

1 день: «Всемирный день охраны окружающей среды»

Экологическая зарядка

Радиоперекличка

Презентация программы с приглашением начальника отдела охраны

Бардымского района, с выходом на средства массовой информации - (местное телевидение, газета «Рассвет»).

Посвящение в зоологоискатели участников клуба «Радуга».

Знакомство с программой.

Теоретические занятия. Знакомство с творчеством В. Бианки «Лесная газета».

Формирование экологического самоуправления.

Выборы глав лескорров. Корректировка плана

Постановление совета лескорров по распорядку дня. Игра «Тир».

Час подготовки к мероприятию по В. Бианки «Лесная газета». Объявления. Подведение итогов.

2 день Экологическая зарядка Радиоперекличка

Подготовка к театру-монологу по сказкам В. Бианки.

Игра по сказкам Пушкина и Бианки, посвященная Пушкинскому дню.

Театрализованное представление книги «Лесная газета» и других книг В.Бианки.

Изготовление аншлагов с экологическим содержанием по текстам В. Бианки.

Объявления

3 день

Экологическая зарядка Радиоперекличка

Экологическая информация.

Тир №5 (по Бианки).

Видеосалон «В мире животных» Объявления

4 день

Экологическая зарядка Радиоперекличка

Лесной театр-монолог

Разговор «Правила-жизни природы - в человеческую жизнь» (по Бианки). Решение экологических задач, обыгрывание ситуаций.

Объявления (по Бианки).

5 день

Экологическая зарядка

Радиоперекличка

Экоигра «Угадай мелодию» по голосам птиц под девизом: «В лесу первое дело – уши, глаза — второе» (рекомендации Бианки «Лесной оркестр»)

Клёв на уду – 1.Проведение викторины о рыбах,

2. Практическая часть (обучение рыбацким премудростям, бережное отношение к природе – из рук опытного рыбака)

Домашнее задание: подготовка к викторине «Остроглаз»

Объявления

6 день

Экологическая зарядка

Радиоперекличка

Викторина «Остроглаз» 4

Видеосалон «Лесное братство» по Бианки.

Объявления.

7 день

Экологическая зарядка

Радиоперекличка: Внимание! Сегодня День независимости России!

Круглый стол по теме экологического самоуправления (по принципу «Времена»)

Экологический тренинг «Мое «Я» в решении проблемы» (выработка принципов экологического самоуправления)

Спортивный день «Повадки животных»

Объявления

8 день

Экологическая зарядка

Радиоперекличка

Экотренинг

Открытое письмо односельчанам (оформление в виде листовки)

Телеграммы из леса (по Бианки)

Конкурс фотоэтюдов о природе.
Объявления

9 день

Экологическая зарядка Радиоперекличка

Слет зоологоискателей

«Диалог с природой: птицы. Их охрана» (по Бианки). Девиз: «Мало любить всякую животинку. Ее понимать еще надо».

Операция «Спасатели»

Видеосалон: прокат собственных съемок о природе (могут быть представлены свои сценарии с привлечением творчества В.Бианки).

Объявления

10 день

Экологическая зарядка Радиоперекличка

День именинника (поздравляем «по-лесному, по Бианки»)

Игра «Звание мудреца» (поиск ошибок в экологическом тексте Бианки)

Пропуск на праздник (по Бианки).

Итоговое открытое занятие в лаборатории «Пчелка»

Объявления

11 день

Экологическая зарядка Радиоперекличка

Природоохранная акция по итогам собранной информации о состоянии окружающей среди под девизом: «Трудолюбие - основа существования»

Очистка берега реки Печменки от бытового мусора (по договору с комитетом охраны природы),

Домашнее задание: подготовка к экологической олимпиаде «Лесные происшествия».

Объявления

12 день

Экологическая зарядка Радиоперекличка

Поездка в Пермь (в зоологический музей Пермского госуниверситета, ботанический сад, зоопарк) или Исследования в природе (по отрядам в разных местах)

Рефлексия

Объявления

13 день

Экологическая зарядка Радиоперекличка

«Птенцы гнезда клуба зоологоискателей «Радуга» отправляются в полет» (Куда лететь? Состоится ли полет?) выступление агитбригад каждого отряда по проблеме охраны здоровья, ЗОЖ, взаимоотношений с природой (с привлечением книг В.Бианки и других авторов, пишущих о природе и животных, журналов и т.д.)

Олимпиада «Лесные происшествия»

Итоги по самоуправлению. Создание видеоролика лескоррами.

Объявления.

14 день

Экологическая зарядка. Радиоперекличка.

Народная мудрость на страницах произведений Бианки, обыгрывание фразеологизмов, юмор.

Конкурсная программа «Кто во что горазд?» (с привлечением книг В.Бианки и других авторов, пишущих о природе и животных).

Закрытие лагеря.Круглый стол (рефлексия).

Анкета по проведённой работе.

7. Распорядок дня

Девиз каждого начала дня:

«Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»

А. де Сент -Экзюпери «Маленький принц»


Время

Мероприятия

9.00

Экологическая зарядка. Радиоперекличка лескорров. Проводит «Маленький принц». Фенонаблюдения в природе за прошедший день (бинокль, фотоаппарат, видеокамера). Предложения к действиям по охране окружающей среды. Фотоэтюды.

9.15

Завтрак

9.30

Подготовка к главному мероприятию дня. (Теоретические занятия по творчеству В. Бианки, самоподготовка групп лескорров к конкурсным тематическим мероприятиям).

10.30

Главное мероприятие дня по формированию экологической культуры художественным словом детского писателя-анималиста В. Бианки.

11.30

Природоохранные акции. Закаливание, спортивные игры, подвижные игры с экологическими элементами.

13.00

Обед

13.30

Купание. Игры с экологической тематикой водного объекта. Фотоэтюды.

15.00

Объявления (итоги дня, домашнее задание с экологическим содержанием).

15.30

Полдник

16.00

Круглый стол лескорров по теме экологического самоуправления и практические мероприятия с помощью лаборатории «Пчелка» по анализу состояния окружающей среды (воды, воздуха), анализ биотических связей между живыми организмами с использованием торсионных весов.


8. Ожидаемые результаты и их оценка

Результативность программы будет отслеживаться творческим коллективом учителей и лескоррами (лесными корреспондентами) в ходе всех 14 дней.

Ежедневно будут подводиться итоги познавательной и природоохранной деятельности зоологоискателей, их умения самоорганизации на самостоятельный поиск знаний о животных (в основном, по произведениям В. Бианки).

Ежедневные «радиопереклички» и «объявления» (как форма «самоуправления по Бианки) будут приложены к отчету, обобщены, оформлены в статью для СМИ «Рассвет».

Конспекты тематических дней будут оформлены в летопись экоклуба «Радуга» для предполагаемого тиражирования и создания банка мероприятий по реализации программы.

Важен ожидаемый качественный результат. Он не проявится во время лагеря. Предполагается, что лидеры - зоологоискатели количестве 30 чел.), обученные формам самоуправления, организуют в школе экоклуб «Маленький принц», поднимут экологическое воспитание школьников на новый духовный и интеллектуальный уровень, помогут сформировать их активную жизненную позицию в поисковой и природоохранной деятельности.

Предполагается (при создании необходимых условий за счет гранта) оформить экологический кабинет, в котором школьное экологическое самоуправление обустроит свой штаб, где будут разрабатываться и проводиться экологические мероприятия различного территориального уровня по методике, апробированной во время лагеря-клуба зоологоискателей «Радуга».

Предполагается проведение один раз в четверть конкурсного экологического мероприятия среди школьников Бардымского района, прилежащих Чернушинекого и Уинского районов. Победители будут поощрены премиями и переходящей статуэткой - призом «Маленький принц».

В следующее лето - 2006 планируется организация такого же лагеря, только участниками будут эколидеры из школ района для обучения их экологическому самоуправлению через живое слово художественной литературы.

Многое из того, что мы задумывали, мы смогли вместе с ребятами воплотить в жизнь. Это была действительно интереснейшая, полная событий смена! Это внутри школьного лагеря.

Что касается идей выхода за рамки школы и даже района по организации экологической работы, здесь не всё получилось.

История…

страница 1


скачать

Другие похожие работы: